ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
ГО Ревда
МАОУ «СОШ №28»
Ямщикова О. А.,
учитель английского языка,
Оглавление
Введение……………………………………………………………………1
Основная часть…….……………………………………………………….1
Заключение………………………………….……………………….……..5
Использованная литература ……………………………………….……..6
Введение
В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности [2].
В последнее время значительно возрос интерес ученых и практиков к интерактивным методам обучения. Это обусловлено процессом демократизации, переходом от преимущественно регламентирующих, программированных форм и методов организации образовательного процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающие создание условий для творчества в обучении.
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать и воспитательные задачи, такие как проявление социальной активности, эмоционально-волевой общественной целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизни, их пропаганду и защиту; формирование у обучающихся нравственного и эстетического отношения к природе; активное и сознательное исполнение норм нравственности и морали.
Основная часть
Владение иностранным языком является ключевым фактором в социальном и профессиональном поле жизнедеятельности современного человека. Наиболее востребованным на практике видом речевой деятельности является говорение, но вместе с тем процесс развития данного вида речевой деятельности представляется наиболее сложным и требует большого внимания со стороны педагога и равных усилий от обучающихся. Данные факторы определяют важность отбора методов обучения для обеспечения более быстрого, облегченного и эффективного результата обучения. Одним из таких подспорий могут выступать интерактивные методы.
Воспитательный потенциал изучения иностранного языка огромен. У иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути - личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к той или иной проблеме, которая обсуждается в рамках заданной тематики. Именно свое, личное мнение и является связующим моментом, посредством которого реализуется воспитательный потенциал урока [1].
Одной из целей овладения иностранным языком считается приобщение учащихся к культуре изучаемого языка, участие в диалоге культур на основе взаимоуважения. На уроках мы знакомим учащихся с историей развития страны изучаемого языка, с жизнью выдающихся людей этой страны и их вкладом, с традициями и обычаями, и это далеко неполный перечень страноведческого материала, опираясь на который, можно строить работу по расширению кругозора учащихся.
Интерактивные методы обучения являются способами познания, осуществляемыми в формах совместной деятельности учащимися. В интерактивном процессе участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по разрешению проблем [1].
При интерактивном обучении осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).
Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются:
1) межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся»;
2) работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
3) активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения [2].
При подготовке к занятию в интерактивном режиме учитель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:
1) создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;
2) руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;
3) организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности;
4) осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности [2].
В традиционной практике обучения педагогами решаются в основном дидактические цели и задачи. При интерактивном обучении параллельно взаимодействуют три процесса: дидактические, воспитательные и развивающие.
Однако хочется отметить, что просто работа с учебником и прочтение текста, обладающего воспитательными возможностями, не дает полного эффекта.
Нужна соответствующая интерпретация содержания текста, и соответствующее отношение к нему учителя. Задача учителя вызвать учащихся на эмоции и переживания, затронуть мотивационную сферу учащихся, найти проблему, которая поднимается в этом материале.
Интерактивные методы обучения активно реализуются в нашей школе на уроках английского языка: «Мозговой штурм», «Броуновское движение», «Фиш-боун», «Выбери позицию», «Пирамида», ролевая игра, ментальные карты, дебаты и дискуссии, проектные задания, проблемное обучение.
Предлагаю наиболее популярные методы, на базе которых мной были разработаны упражнения к Модулю 3 учебника «Спотлайт» для 10 класса.
Упражнение 1 – «Броуновское движение».
Цель – развитие подготовленной диалогической и монологической речи; формирование уважительного отношения к мнению окружающих.
Задание: Use the questioner to ask you classmates about their school life. Analyze their answers and make a short monologue about their preferences. (Используйте опросник, чтобы расспросить одноклассников об их школьной жизни. Проанализируйте их ответы и составьте короткий монолог о их предпочтениях).
1) How much time does it usually take you to get to school?
2) Do you like wearing uniform?
3) Do you like the rules at our school?
4) Name 3 of your favourite school subjects.
5) Which school subject don't you like?
6) Do you like our teachers?
7) What is your extra-curricular activities?
8) What do you do when the lessons are over?
9) Do you like any sport activities?
10)Whatisyourhobby?
Упражнение 2 – ментальная карта.
Цель – развитие навыков говорения; навыков работы в парах, предотвращения конфликтных ситуаций; стимулирование творческих способностей обучающихся.
Задание: Work in pairs. Make a mind map of your associations with the word “school”. You can use the plan provided below to help you, or you can work on your own. Use different colours for different aspects. Show relations between topics if there are any. (Работа в парах. Составьте интеллект-карту своих ассоциаций со словом «школа». Вы можете использовать план, представленный ниже, или можете работать самостоятельно. Используйте разные цвета для разных аспектов. Покажите связи между темами, если они есть.)
Plan:
Days of studying
School subjects
School teachers
Classmates
School activities
Упражнение 3 – «Мозговой штурм», творческое задание.
Цель – развитие навыков говорения; формирование навыков работы в команде; сплочение коллектива через участие в совместной деятельности.
Задание: Work in pairs or in small groups. Think of an ideal school or a school of future. Makenotesabout: (Работа в парах или в небольших группах. Подумайте об идеальной школе или школе будущего. Сделайте заметки о:)
its location
size
number of classes a day
school subjects
equipment
Write down as many ideas as you can, you are free to add your own ones. Make a small booklet of the school you’ve created. Use pictures and be creative. (Запишите как можно больше идей, вы можете добавлять свои собственные. Сделайте небольшой буклет о школе, которую вы создали. Используйте изображения и будьте изобретательны.)
Упражнение 4 – «Выбери позицию», дискуссия.
Цель – развитие навыков монологической речи и ведения дискуссии; навыков аргументации своей точки зрения; формирования ценностного отношения к мнению окружающих.
Задание: Divide the class into 3 parts. Go through the list of following statements and decide whether they are fair, controversial or wrong. Take one of the corners with corresponding idea and give arguments to prove your point of view. (Разделите класс на 3 части. Просмотрите список следующих утверждений и решите, являются ли они справедливыми, противоречивыми или неправильными. Возьмите одну из частей с соответствующей идеей и приведите аргументы в пользу своей точки зрения.)
• School isn’t the best place to get education.
• Exams are a good way of testing the level of knowledge.
• Teachers should teach more than one subject.
• Girls and boys should go to different schools.
• Parents should know about their child’s marks.
Упражнение 5 – «Пирамида», парная или групповая формы работы.
Цель: обогащение лексическими единицами.
Задание: обучающиеся получают список новых слов в начале темы. Сначала каждый индивидуально отмечает те слова, которые знает. Затем учащиеся работают в парах, узнавая друг у друга значения незнакомых слов. После этого проделывают то же самое в мини-группах, группах, а значения оставшихся слов узнают у учителя.
Собственное педагогическое наблюдение за школьниками показало, что интерактивные методы обучения позволяют:
– интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
– повышать мотивацию и вовлеченность обучающихся в решении актуальных личностно-значимых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности, побуждает их к конкретным действиям;
– развивать способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию и определять выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности;
– воспитывать такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины [2].
Заключение
Основными задачами представленных упражнений является поощрение участия обучающихся в обсуждении или представлении результатов работы. Хочется отметить, что при использовании подобных методов, обучающиеся получают некую свободу при изучении языка, могут побороть стеснение при выражении своего мнения или отношения к той или иной теме. Также происходит моделирование реальных ситуаций общения, что говорит о практико-ориентированности такого метода обучения. Интерактивные методы, построенные на взаимодействии и обмене идеями, способствуют созданию благоприятной для работы атмосферы, развивают не только учебные, но и личностные качества обучающихся. Их универсальность дает возможность применять их практически на любом этапе урока, а общение со сверстниками и новые способы изучения языка повышают мотивацию обучающихся, а также осуществляют воспитательный потенциал изучения иностранного языка
Использованная литература
Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта//Педагогика. – 2022. – №7. – С. 23.
Смирнов И. П. Человек – образование – профессия – личность: Монография. – М., 2022.
https://s-ba.ru/conf-posts-2021-11/tpost/nfcf2jlhd1-vospitatelnii-potentsial-uroka-inostrann
6