ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Петрова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным
изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова»
г. Старый Оскол
В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогатить речь детей, дать знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Но характер, глубина и объем сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие обучающихся, и является составной частью целостной системы развивающего обучения. Потому курс русского языка, в начальной школе нужно рассматривать как начальную ступень обогащения школьника знаниями. Он предлагает системное изучение знаний, умений и навыков, начиная с первого класса.
Цель проблемного обучения – достижение высокого развивающего эффекта в обучении правописанию в начальных классах, формирование умения мыслить и применять знания на практике, т.е. обеспечить видение в слове орфограммы, подведение её под соответствующее правило правописания, выработка грамотного письма, формирование устойчивых орфографических навыков.
Как на уроках русского языка можно заглянуть в тайны родного языка, открыть некоторые его секреты, удивляться богатству и мудрому устройству, учиться умело пользоваться его сложным механизмом? Как же сделать, чтобы ребенок ощутил необходимость узнать то, чего он ещё не знает?
Для изучения учебного материала я применяю частично – поисковый метод, совместную поисковую деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Четко сформулированные вопросы учителя чередуется с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения = поиска, ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу. В этом мне помогают пособия Бакулиной Г. А. "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
Нахождение буквы (букв), предназначенной для минутки чистописания можно совмещать с различными видами разбора слов в нетрадиционной форме: фонетический, по составу, морфологический. Например, пишу на доске слова: стар_сть, п_шел, н_винка, заварн_й и предлагаю следующие задание.
Учитель: Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного.
Дети: Сегодня мы будем писать букву О.Она имеется в приставке по – глаголапошёл, в корне нов – существительного новинки во множественном числе, в суффиксе –ость существительного старость в единственном числе и окончании – ойприлагательного заварной.
Учитель: Вторая буква обозначает парный, звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какая эта буква?
Дети: Вторая буква В. Она находится в корне – вар - слова заварной, в котором есть все составные части:заварной.
Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.
В словарно-орфографической работе учащиеся сами определяют слово, с которым им предстоит познакомиться. Например, учитель сообщает: «Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи».
ГРСФХКОРОВАЖДМАСИНЧСОБАКА
Дети: Здесь написаны слова корова и собака.
Учитель: В чем смысловое сходство слов корова и собака?
Дети: Корова и собака – домашние животные.
Учитель: В чем различие?
Дети: Корова – травоядное животное, собака – из семейства хищных;
корова дает молоко, собака сторожит, с ней охотятся и т.д.
Учитель: Что можно сказать о данных словах?
Дети: Оба слова состоят из трёх слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о, отвечают на вопрос кто?
Учитель: Прочитайте написание пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово корова или собака, подходящее по смыслу. Объясните данные выражения.
Как … языком слизала.
Сидит, как на … седло.
Маленькая … до старости щенок.
С … не сыщешь.
Дети самостоятельно находят новое слово в орфографическом словаре (например: Грушникова П.А.), записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Существенным моментом в словарно – орфографической работе является использование этимологических справок. Они даются учителем после формирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения. Этимологическая справка при изучении слова береза может иметь такой вид: «Береза растет в Росси с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое означает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки утверждают, что оно имело вид священного белого дерева – русской березы».
Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.
Работа по введению новых слов в активный словарь детей ведется с привлечением фольклорного материала: фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова.
При изучении новой темы, например «Большая буква в кличках животных», пишу на доске два предложения:
На заборе сидит кот.
На заборе сидит кот (П, п) ушок.
Учитель: Что написано на доске?
Дети: На доске написаны два предложения.
Учитель: Что общего в предложениях?
Дети: Повествовательные. В них говорится о коте. В конце предложений стоит точка.
Учитель: Какое различие можно назвать в этих предложениях?
Дети: В первом предложении сообщается просто о коте, а во втором говорится о коте, которого зовут Пушок.
Учитель: Что такое Пушок?
Дети: Пушок – это кличка кота.
Учитель: Как вы понимаете слово кличка?
Дети: Кличка –это имя домашнего животного.
Учитель: Если это имя, то как его надо писать? Сделайте вывод.
Дети: Клички животных надо писать с большой буквы.
Учитель: Напишите второе предложение, раскройте скобки.
При изучении более сложных тем предусматривается работа, направленная углубленное его осмысление, переработку и активное запоминание в процессе сообщения и формулирования вывода. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала использую разные виды обобщения.
Первый вид обобщения учащимися изученного материала по заранее составленному плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые учащиеся формируют новое правило. При ознакомлении с темой «Правописание непроизносимых гласных» может быть использован следующий план:
1. Что такое стечение согласных?
2. Какая существует особенность в написании и произношении слов со
стечением согласных?
3. Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не
произносятся?
4. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с
непроизносимыми согласными?
Второй вид – использование обобщающих таблиц. Степень осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание и интеллектуальное развитие учащихся усиливается, если школьники сами составляют обобщающую таблицу. Ученики приступают к работе над таблицей после формирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщён. Например, при изучении темы «Род имён существительных» учащиеся могут составить схему такого типа:
Род имен существительных
мужской женский средний
он, мой она, моя оно, моё
Использование плана, схем и таблиц, даёт возможность значительно повысить роль школьника в качестве субъекта учебной деятельности в самой сложной и наиболее важной части урока, расширяет диапазон применения их поисковой активности. Дети становятся более внимательными и сосредоточенными; совершенствуется их логическое и абстрактное мышление; создаётся более благоприятный эмоциональный фон; прочнее и глубже усваиваются новые знания.
Ясно, что использование исследовательских методов при решении проблемных задач, заданий, вопросов требует от учителя усилий для подготовки к занятию. Однако велика и отдача. Дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизируя познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.
Все описываемые задания требуют совершенно определённой атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины. На таких уроках нет скучающих, равнодушных, дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Литература
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. Пособие для учителя.- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. Пособие для учителя.- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. Пособие для учителя.- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
4. Бакулина Г. А., Обухова Е. А. Учусь с интересом. 2 класс: Практический материал для учащихся по русскому языку. - Киров, КОГУП «Кировская областная типография», 2006.
5. Бакулина Г. А. Б 19 Учусь с интересом. 1 класс: Практический материал для учащихся по русскому языку. - Киров, КОГУП «Кировская областная типография», 2006.