Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Ленинского района
г. Саратова
Выступление на методическом обьединении по
теме: «Использование балансира в коррекции
речевых нарушений у дошкольников».
Выполнила пдо Неманова Е.В
Саратов 2024г
Добрый день уважаемые коллеги!
Тема моего выступления: «Использование балансира в коррекции речевых нарушений у дошкольников».
Часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
На современном этапе развития детей, имеющих речевые нарушения ведущая роль отводится междисциплинарному подходу, который предполагает объединение научных знаний педагогики, психологии, медицины и физиологии. Социальное функционирование того или иного ребёнка обуславливается его психофизиологическими особенностями, а вопросы обучения и воспитания рассматриваются с позиции эффективного функционирования мозговых структур. В отношении детей с теми или иными нарушениями развития актуализируется поиск психолого-педагогических методов и способов активизации, стимуляции и коррекции двигательных и когнитивных функций, развитие компенсаторных процессов за счёт сохранных мозговых структур и формирования межфункциональных нейронных связей. Дети, имеющие нарушения речи отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны отставание в развитии двигательной сферы, эмоциональная возбудимость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, что значительно осложняет процессы их обучения и воспитания. В настоящее время в логопедической практике широко используются методы мозжечковой стимуляции и сенсомоторной интеграции, которые призваны выстроить фундамент развития ребёнка, на основе которого в дальнейшем будут формироваться умения и навыки. В последнее время зарубежными и отечественными учёными доказано, что в основе развития высших психических функций лежит движение и его функции, за которые и отвечает мозжечок. Благодаря его деятельности происходит анализ и интеграция сенсорной информации, которая поступает из других структур мозга. Исследователи Зуева Ю.В, Корсакова Н.К. и Калашникова Л.А. убедительно доказали влияние функциональной активности мозжечка на когнитивные процессы. В специальной психологии и педагогике метод мозжечковой стимуляции изучается А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк, А.М. Хвост, Н.А. Помазковой, А.Псеунок и другими исследователями. Все авторы отмечают исключительно положительные результаты от применения мозжечковой стимуляции, которые проявляются в улучшении двигательных и когнитивных функций у детей при различных нарушениях. Метод мозжечковой стимуляции представляет собой интеграцию физических упражнений на специальных балансировочных тренажёрах и когнитивное воздействие, в результате чего деятельность мозжечка активизируется и обеспечивается связь с другими мозговыми структурами, в том числе межполушарное взаимодействие. Целью данных упражнений является развитие двигательных качеств и научение мозга правильно анализировать информацию от органов чувств. Именно эта база, в свою очередь, будет способствовать развитию речевых способностей, формированию навыков чтения и письма, математических навыков, концентрации внимания, стимулировать развитие памяти и понимание.
Как проходят речевые занятия с балансиром? Стоя на балансире ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме речевые упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, формированию слоговой структуры слова, на активизацию и обогащение словаря, развитие лексико-грамматических категорий. Упражнения с балансиром можно выполнять на разных этапах коррекционной работы с применением дополнительного оборудования (мячом, шариками Су-джок, мешочками с песком). Упражнения с использованием балансира проводятся в начале каждого индивидуального занятия с учетом индивидуальных особенностей детей.
Приведу примеры игр, которые я использую в своем обьединении.
Желающие поучаствовать в играх подходите к балансиру, вместе с вами я проведу небольшой мастер-класс.
Игровые упражнения с балансиром
в коррекции речевых нарушений
1.Самомассаж
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материал: массажные мячи, шарики СУ-Джок и массажные колечки.
Описание: стоя на балансире, осуществлять массаж кистей рук массажными шариками, шариками СУ- Джок и колечками, проговаривая различные стихотворные тексты.
2. «Вертушки»
Цель: развитие силы и длительности выдоха.
Материал: вертушки.
Описание: стоя на балансире, дуть на вертушку, вытянув губы вперед трубочкой. На вертушку дуть на одном выдохе, не надувая щеки, воздушная струя должна быть узкая. Дуть можно как длительно, так и коротко.
3.«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: закрепление произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдоха.
Материал: мяч.
Описание: взрослый предлагает пропеть заданный гласный звук, ребенок, стоя на балансире, делает вдох и плавно катает мяч между ладошками или перекладывает мяч из одной руки в другую, пропевая гласные звуки : а-а-а, у-у-у....
4.«Трубочка» (артикуляционные упражнения )
Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук.
Материал: картинки артикуляционной гимнастики "Слоник - Забор", «Блинчик - Чашечка».
Описание: стоя на балансире, вытягивание губ вперед «Слоник» и удержание в таком положении несколько секунд, затем «Забор», потом
«Блинчик» и « Чашечка».
5. «Подкинь мяч - повтори слово»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.
Материал: мяч.
Описание: ребенок, стоя на балансире, подкидывает и ловит мяч, произнося слоги, слова с автоматизируемым звуком.
6. «Повтори рифмовку»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков в стихотворном тексте.
Материал: сенсорные мешочки, мячи, корзинка.
Описание: ребенок стоя на балансире проговаривает чистоговорки, короткие стихи с автоматизируемым звуком вслед за взрослым. Ребенок может также бросать сенсорные мешочки или мячи в корзинку.
7.«Один - много»
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Материал: мяч, сенсорные мешочки.
Описание:взрослый бросает мяч или сенсорный мешочек ребенку и называет слово в единственном числе. Ребенок, балансируя на балансире, ловит мяч, возвращает его взрослому, называя слово во множественном числе.
8. «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными
Материал: мяч.
Описание:взрослый бросает мяч, назвав предмет, ребенок, стоя на балансире , возвращает мяч, назвав, как будет звучать 1, 2 или 5 предметов. При этом можно подобрать слова на автоматизируемый звук, решая при этом несколько коррекционных задач.
9.«Отгадай-ка»
Цель: описание предмета по существенным признакам.
Материал: мяч.
Описание: ребенок, стоя на балансире, загадывает загадку, описывая предмет, называя его существенные признаки. Бросает мяч взрослому, который отгадывает загадку.
10. «Попади в дартс»
Цель: автоматизация звуков в начале слова, середине, конце слова.
Материал: дартс.
Описание: ребенок стоя на балансире бросает дротики в дартс и одновременно называет автоматизируемое слово.
Заканчивая свое выступление хочу отметить, что благодаря положительным результатам применения балансира на коррекционно - развивающих занятиях объединения «Чистоговорка» можно отметить следующие результаты у учащихся:
- улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы;
- развитие координации движений, крупной и мелкой моторики;
- совершенствования межполушарного взаимодействия;
- развитие зрительно – пространственных представлений (координатные, метрические, пространственные), формирование схемы тела и пространства;
- развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля;
- улучшение показателей внимания: объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение;
- улучшение самоконтроля за своей речью ;
- повышение самооценки и уверенности в себе.
Спасибо за внимание.
Литература
1.Балашова Э.В. Технология мозжечковой стимуляции в работе дефектолога и логопеда с применением тренажеров баланса / Балашова Э.В., Баранова Г.А., Горбачева Т.В.// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». 2020. №3. С. 38-41.
2.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Москва: Юрайт, 2019. 336 с. URL: https://urait.ru/bcode/437760 (дата обращения: 15.01.2021).
3. Девляшова Н. Мозжечковая стимуляция - занятия на балансировочной доске. Упражнения для развития вестибулярного аппарата [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/334485/mozjechkovaya-stimulyatsiya-zanyatiya-nabalansirovochnoydoske-uprajneniya-dlya-razvitiya-vestibulyarnogo-apparata (дата обращения: 15.01.2021)
4. Джин Айрес, ДжеффРоббинс Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. 3-е изд.М.:Теревинф, 2015. 21 с.
5.Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребенка. Диалоги невролога и логопеда. – СПб.: «Издательство «Диля», 2019. 320 с.
6.Каткова Е.А. Методическое пособие: «Развиваем речь на балансире. Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе логопеда. Мишень обратной связи для активизации речи у неговорящих детей и на этапе автоматизации звуков». Новоуральск, 2020. 34 с.
7.Френк Белгау Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. 2020. 48 с.
8. Овсянникова Т.Ю. Опыт использования аппаратной мозжечковой стимуляции в психологической коррекции эмоционального состояния у детей с РАС / Т.Ю. Овсянникова, А.В.Шорина, С.Р.Мусаитова // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции /ред. А.В. Хаустова. Москва, 2018. С.172-174.
9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Творческий центр «Сфера», 2003. 282 с. 4. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.
10.Хвост А.М. Мозжечковая стимуляция – работа мозга и физическая активность детей от трех лет с особенностями развития // Сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции / ред. И.В. Молдаванова. Новосибирск, 2019.С.235-238.