Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Выступление на методическом обьединении по теме: «Использование балансира в коррекции речевых нарушений у дошкольников».

Выступление на методическом обьединении по теме: «Использование балансира в коррекции речевых нарушений у дошкольников».

Выступление на методическом обьединении по теме: «Использование балансира в коррекции речевых нарушений у дошкольников».В своем выступлении я раскрываю метод мозжечковой стимуляции с использованием балансира на занятиях обьединения "Чистоговорка".Часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. благодаря положительным результатам применения балансира на коррекционно - развивающих занятиях объединения «Чистоговорка» можно отметить следующие результаты у учащихся: - улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы; - развитие координации движений, крупной и мелкой моторики; - совершенствования межполушарного взаимодействия; - развитие зрительно – пространственных представлений (координатные, метрические, пространственные), формирование схемы тела и пространства; - развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля; - улучшение показателей внимания: объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение; - улучшение самоконтроля за своей речью ; - повышение самооценки и уверенности в себе.

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ленинского района

г. Саратова

Выступление на методическом обьединении по

теме: «Использование балансира в коррекции

речевых нарушений у дошкольников».

Выполнила пдо Неманова Е.В

Саратов 2024г

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Использование балансира в коррекции речевых нарушений у дошкольников».

Часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

На современном этапе развития детей, имеющих речевые нарушения ведущая роль отводится междисциплинарному подходу, который предполагает объединение научных знаний педагогики, психологии, медицины и физиологии. Социальное функционирование того или иного ребёнка обуславливается его психофизиологическими особенностями, а вопросы обучения и воспитания рассматриваются с позиции эффективного функционирования мозговых структур. В отношении детей с теми или иными нарушениями развития актуализируется поиск психолого-педагогических методов и способов активизации, стимуляции и коррекции двигательных и когнитивных функций, развитие компенсаторных процессов за счёт сохранных мозговых структур и формирования межфункциональных нейронных связей. Дети, имеющие нарушения речи отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны отставание в развитии двигательной сферы, эмоциональная возбудимость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, что значительно осложняет процессы их обучения и воспитания. В настоящее время в логопедической практике широко используются методы мозжечковой стимуляции и сенсомоторной интеграции, которые призваны выстроить фундамент развития ребёнка, на основе которого в дальнейшем будут формироваться умения и навыки. В последнее время зарубежными и отечественными учёными доказано, что в основе развития высших психических функций лежит движение и его функции, за которые и отвечает мозжечок. Благодаря его деятельности происходит анализ и интеграция сенсорной информации, которая поступает из других структур мозга. Исследователи Зуева Ю.В, Корсакова Н.К. и Калашникова Л.А. убедительно доказали влияние функциональной активности мозжечка на когнитивные процессы. В специальной психологии и педагогике метод мозжечковой стимуляции изучается А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк, А.М. Хвост, Н.А. Помазковой, А.Псеунок и другими исследователями. Все авторы отмечают исключительно положительные результаты от применения мозжечковой стимуляции, которые проявляются в улучшении двигательных и когнитивных функций у детей при различных нарушениях. Метод мозжечковой стимуляции представляет собой интеграцию физических упражнений на специальных балансировочных тренажёрах и когнитивное воздействие, в результате чего деятельность мозжечка активизируется и обеспечивается связь с другими мозговыми структурами, в том числе межполушарное взаимодействие. Целью данных упражнений является развитие двигательных качеств и научение мозга правильно анализировать информацию от органов чувств. Именно эта база, в свою очередь, будет способствовать развитию речевых способностей, формированию навыков чтения и письма, математических навыков, концентрации внимания, стимулировать развитие памяти и понимание.

Как проходят речевые занятия с балансиром? Стоя на балансире ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме речевые упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, формированию слоговой структуры слова, на активизацию и обогащение словаря, развитие лексико-грамматических категорий. Упражнения с балансиром можно выполнять на разных этапах коррекционной работы с применением дополнительного оборудования (мячом, шариками Су-джок, мешочками с песком). Упражнения с использованием балансира проводятся в начале каждого индивидуального занятия с учетом индивидуальных особенностей детей.

Приведу примеры игр, которые я использую в своем обьединении.

Желающие поучаствовать в играх подходите к балансиру, вместе с вами я проведу небольшой мастер-класс.

Игровые упражнения с балансиром

в коррекции речевых нарушений

1.Самомассаж

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материал: массажные мячи, шарики СУ-Джок и массажные колечки.

Описание: стоя на балансире, осуществлять массаж кистей рук массажными шариками, шариками СУ- Джок и колечками, проговаривая различные стихотворные тексты.

2. «Вертушки»

Цель: развитие силы и длительности выдоха.

Материал: вертушки.

Описание: стоя на балансире, дуть на вертушку, вытянув губы вперед трубочкой. На вертушку дуть на одном выдохе, не надувая щеки, воздушная струя должна быть узкая. Дуть можно как длительно, так и коротко.

3.«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: закрепление произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдоха.

Материал: мяч.

Описание: взрослый предлагает  пропеть заданный гласный звук, ребенок, стоя на балансире, делает вдох и плавно катает мяч между ладошками или перекладывает мяч из одной руки в другую, пропевая гласные звуки : а-а-а, у-у-у....

4.«Трубочка» (артикуляционные упражнения )

Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук.

Материал: картинки артикуляционной гимнастики "Слоник - Забор", «Блинчик - Чашечка».

Описание: стоя на балансире, вытягивание губ вперед «Слоник» и удержание в таком положении несколько секунд, затем «Забор», потом

«Блинчик» и « Чашечка».

5. «Подкинь мяч - повтори слово»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.

Материал: мяч.

Описание: ребенок, стоя на балансире, подкидывает и ловит мяч, произнося слоги, слова  с автоматизируемым звуком.

6. «Повтори рифмовку»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков в стихотворном тексте.

Материал: сенсорные мешочки, мячи, корзинка.

Описание: ребенок стоя на балансире проговаривает чистоговорки, короткие стихи с автоматизируемым звуком вслед за взрослым. Ребенок может также бросать сенсорные мешочки или мячи в корзинку.

7.«Один - много»

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Материал: мяч, сенсорные мешочки.

Описание:взрослый бросает мяч или сенсорный мешочек ребенку и называет слово в единственном числе. Ребенок, балансируя на балансире, ловит мяч, возвращает его взрослому, называя слово во множественном числе.

8. «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

Материал: мяч.

Описание:взрослый бросает мяч, назвав предмет, ребенок, стоя на балансире , возвращает мяч, назвав, как будет звучать 1, 2 или 5 предметов. При этом можно подобрать слова на автоматизируемый звук, решая при этом несколько коррекционных задач.

9.«Отгадай-ка»

Цель: описание предмета по существенным признакам.

Материал: мяч.

Описание: ребенок, стоя на балансире, загадывает загадку, описывая предмет, называя его существенные признаки. Бросает мяч взрослому, который отгадывает загадку.

10. «Попади в дартс»

Цель: автоматизация звуков в начале слова, середине, конце слова.

Материал: дартс.

Описание: ребенок стоя на балансире бросает дротики в дартс и одновременно называет автоматизируемое слово.

Заканчивая свое выступление хочу отметить, что благодаря положительным результатам применения балансира на коррекционно - развивающих занятиях объединения «Чистоговорка» можно отметить следующие результаты у учащихся:

- улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы;

- развитие координации движений, крупной и мелкой моторики;

- совершенствования межполушарного взаимодействия;

- развитие зрительно – пространственных представлений (координатные, метрические, пространственные), формирование схемы тела и пространства;

- развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля;

- улучшение показателей внимания: объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение;

- улучшение самоконтроля за своей речью ;

- повышение самооценки и уверенности в себе.

Спасибо за внимание.

Литература

1.Балашова Э.В. Технология мозжечковой стимуляции в работе дефектолога и логопеда с применением тренажеров баланса / Балашова Э.В., Баранова Г.А., Горбачева Т.В.// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». 2020. №3. С. 38-41.

2.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Москва: Юрайт, 2019. 336 с. URL: https://urait.ru/bcode/437760 (дата обращения: 15.01.2021).

3. Девляшова Н. Мозжечковая стимуляция - занятия на балансировочной доске. Упражнения для развития вестибулярного аппарата [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/334485/mozjechkovaya-stimulyatsiya-zanyatiya-nabalansirovochnoydoske-uprajneniya-dlya-razvitiya-vestibulyarnogo-apparata (дата обращения: 15.01.2021)

4. Джин Айрес, ДжеффРоббинс Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. 3-е изд.М.:Теревинф, 2015. 21 с.

5.Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребенка. Диалоги невролога и логопеда. – СПб.: «Издательство «Диля», 2019. 320 с.

6.Каткова Е.А. Методическое пособие: «Развиваем речь на балансире. Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе логопеда. Мишень обратной связи для активизации речи у неговорящих детей и на этапе автоматизации звуков». Новоуральск, 2020. 34 с.

7.Френк Белгау Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. 2020. 48 с.

8. Овсянникова Т.Ю. Опыт использования аппаратной мозжечковой стимуляции в психологической коррекции эмоционального состояния у детей с РАС / Т.Ю. Овсянникова, А.В.Шорина, С.Р.Мусаитова // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции /ред. А.В. Хаустова. Москва, 2018. С.172-174.

9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Творческий центр «Сфера», 2003. 282 с. 4. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.

10.Хвост А.М. Мозжечковая стимуляция – работа мозга и физическая активность детей от трех лет с особенностями развития // Сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции / ред. И.В. Молдаванова. Новосибирск, 2019.С.235-238.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Выступление на методическом обьединении по теме: «Использование балансира в коррекции речевых нарушений у дошкольников».В своем выступлении я раскрываю метод мозжечковой стимуляции с использованием балансира на занятиях обьединения "Чистоговорка".Часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. благодаря положительным результатам применения балансира на коррекционно - развивающих занятиях объединения «Чистоговорка» можно отметить следующие результаты у учащихся: - улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы; - развитие координации движений, крупной и мелкой моторики; - совершенствования межполушарного взаимодействия; - развитие зрительно – пространственных представлений (координатные, метрические, пространственные), формирование схемы тела и пространства; - развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля; - улучшение показателей внимания: объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение; - улучшение самоконтроля за своей речью ; - повышение самооценки и уверенности в себе.
0 ₽