Тема: «Учить словарные слова легко и интересно»
Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую учителя, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим способам научить. Конечно, немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.
А между тем есть метод, который поможет учителю справиться с этой проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.
Как известно, мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим из большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
Образность запечатления. Запоминания, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.
Как работать со словарными словами (указания для учителя)
Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
Дать установку на запоминание.
Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
Записать слово печатными буквами.
Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова.
Когда рисунки готовы, желающие могут продемонстрировать свои варианты на доске.
Как рисовать.
На букве «О» очень легко нарисовать помидор, а букву «И» - это ножи, которыми можно его разрезать.
П М ДОР
Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.
КР ПИВА
Избананов очень легко можно выложить букву «а», но невозможно сделать букву «О».
БН Н
Не бывает аллеи без деревьев, а еще по аллее гуляют люди, и не 1 - 2, а много.
ЕЯЕЯ
А это сантехники пришли ремонтировать батарею
Б Т РЕЯ
Почему бы не пофантазировать вот так?
Ф НТ ЗИЯи т.д.
Рисунки надо делать на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании слов, иначе происходит «нагромождение» образов.
Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
Для ускорения темпа осмысленного чтения рекомендуется:
замерить темп чтения всех учащихся класса (число читаемых слов,включая предлоги,в минуту)и поставить задачу его ускорения перед теми учениками,которые читают медленнее большинства в 4-5 классах надо читать уже 120 и более слов минуту;
разъяснять учащимся,что темп чтения не только ускоряет восприятие информации,но и позволяет вникать в её смысл,выделять главное,существенное;
рекомендовать школьникам избавляться от возрастных движений глазами при чтении,пытаться сразу охватить смысл отрезка текста, а не путем повторных взглядов,советовать при чтении не шевелить губами,не стремиться выговаривать слова,больше читать про себя. (Тренировку в скорости чтения проводить каждый раз на новом тексте,что исключает произнесение слов по памяти,в младших классах проводить перед чтением дыхательную гимнастику - быстрый вдох и медленный выдох);
рекомендовать школьникам при чтении воспринимать не отдельные буквы,ауже целые слова и фразы,учить их тому,как следует развивать периферическое зрение,умение видеть соседние слова, готовясь к ихбыстрому восприятию,расширять поле,объем своего восприятия текста;
проводить тренировки в чтении по диагонали;
учить школьников предвосхищать смысл последующих слов на основе восприятия смысла читаемого предыдущего текста;
давать упражнения на развитие навыка чтения текста за определенное время,обеспечивая одновременно с беглостью осознанность чтения;
в младших классах вводить упражнения - скороговорку для развития артикуляции (вначале скороговорка читается всем классом медленно,а затем увеличивается темп её чтения);
помогать школьникам развивать волевые усилия,сосредоточенность внимания при чтении,что ускоряет его темп;
рекомендовать учителю оформить для себя наглядную таблицу "Темп чтения учащихся",отмечать в ней ускорение темпа чтения, поощрять продвижение,успехи школьников в этом виде их учебной деятельности.
о-аб-д,и-у,а-д,н-к,К-К,н-ю,Н-Ю,л-я,У-Ч,Г-Р и т.д.
С-е,Л-и,Е-з,п-и,т-ш,у-д-з,м-ш - и т.д - оптические смешения.
Тренировочные упражнения могут быть включены на уроке в «минутки чистописания». Желательно начинать упражнения не с отдельных бук и слогов, а с буквами в составе слова или целого предложения.
Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных слов.
Например:
Дб
ОД00
Де ушкау ит ры у и т.д.
Можно наоборот - зашифровать данное задание.
Предложить ряд упражнений, которые показывают, что смешение звуков в уставной речи приводить к изменению слова:
дом-толь, балка-палка, молод-молот,коза-коса и т.д.
Как показала практика подобная работа очень эффективна и результативна у детей появляется достаточная мотивизация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется контроль над ходом двигательного акта письма.