Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другое
  3. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей среднего возраста

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей среднего возраста

• Процесс сотворчества между семьей и образовательным учреждением, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. • В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через: o приобщение родителей к педагогическому процессу; o неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка; o информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей средой; o объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка o проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; o уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Другое

Категория

Другое
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Обобщение опыта работы

« Взаимодействие педагогов и родителей

в воспитании детей

среднего возраста»

Воспитатель: Детистова В.В.

2014г.

Приоритетные задачи

1. повышение педагогической культуры родителей;

2. изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

3. приобщение родителей к участию в жизни детского сада и возрастной

группы через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы.

Методические рекомендации

о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.

  • Процесс сотворчества между семьей и образовательным учреждением, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

  • В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;

  • неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей средой;

  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка

  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

  • Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная, деятельность педагогов, детей и родителей.

  • Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с детьми и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

  • Взаимодействие семьи и учреждений дошкольного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

    • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

    • систему социально-правовых и медикопедагогических занятий для родителей ;

    • семейные клубы и мастерские.

Методика контактного взаимодействия педагога с родителями

  • 1этап. Поиск контактов, первые встречи двух сторон, выработка желания общаться. На этом этапе воспитателю особенно необходимо проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, чтобы не оттолкнуть их некорректными вопросами.

  • II этап. Совместное размышление о том, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

  • III этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Надо побудить родителей высказать свои взгляды на вос­питание и назвать используемые методы в общении со своим сыном, дочерью. Мнение родителей, даже неверное, необходимо выслушать и не опровергать. Постепенно нужно предложить свои способы воздействия, призвав к объединению усилий для выработки единых требований.

  • IVэтап. Согласованное со­трудничество в достижении общей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, определяют цели и задачи, находя способы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали дальнейшему сотрудничеству.

  • Vэтап. Реализация достигнутых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатываются согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.

  • VI этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать готовые решения. Надо тщательно проанализировать развитие процесса совместной деятельности, так как это этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых педагогических воздействий

Диагностическая карта

социально- педагогического обследования семьи ребенка-дошкольника

№ блока

Задачи

Содержание

I

Провести обследование дошкольника и его семьи.

На основе данных обследования дать анализ психофизических проблем ребенка и социально-педагогической ситуации в семье

1 . Знакомство с семьей ребенка.

2. Анкетирование родителей с целью:

— выявления социального статуса семьи;

— предпочтительного направления работы ДОУ для своего ребенка

— что больше всего привлекает их в детском саду?

3. Психологическое исследование взаи­моотношений в семье — рисунок ребенка на тему «Моя семья».

4. Тестирование родителей на выявление педагогического потенциала семьи

5. Составить социальный паспорт семьи.

II

Выявить особенности взаимоотношений ребенка в семье

1 . Творческое задание на тему «Семейный праздник» или «Мой день рождения».

2, Анкетирование родителей по вопросу взаимоотношений между членами семьи

3. Интервью о выявлении особенностей ребенка

III

Изучить документацию ребенка и его семьи: составить аналитическую справку

1. Сделать анализ всей работы.

2. Наметить перспективы дальнейшего планирования работы с учетом всех слоев населения (родителей своей группы)

Традиционные формы сотрудничества с семьей

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

1.Родительские собрания

2.Традиции, развлечения.

3. Выставки.

1.Беседы.

2. Консультации.

3. Приобщение родителей к жизни детского сада

1 . Уголок для родителей.

2. Выставка детских работ.

3. Папки-раскладушки.

  • Новые формы сотрудничества детского сада с семьей

  • Практикумы: (решение педагогических ситуаций, деловые игры, игра-спор, викторины, веселая мастерская, анализ собственного опыта)

  • Работа семейного клуба по интере­сам (родительская копилка, игровые тренинги для всей семьи, представление опыта семейного воспитания, семейные конкурсы,)

  • Вовлечение в совместную творческую деятельность.

  • Совместные познавательные мероприятия

  • Занятия в театральной гос­тиной для родителей и детей.

  • Проведение акций

  • Составление «древа развития своей семьи»

  • Радиостанция «Малышок»

  • «ОКНо» (очень короткие новости)

  • Мамины пятиминутки.

Содержание подходов к организации взаимодействия семьи

и дошкольного образовательного учреждения

Традиционные формы сотрудничества с семьей

  • Формы работы с родителями разнообразны. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

  • Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.

Инновационные подходы в работе с разными категориями семей

    • Работа с малоимущими семьями: социальные поддержки; акции «давайте поделимся», «игрушки своими руками», «поделись рецептом»

    • Работа с многодетными семьями: строится на основе программы «Содружество»:«творческая мастерская», «поделись опытом семейного воспитания», выпуск групповой газеты «СЕМЬя», составление семейных проектов, «древо развития семей»;

    • Работа с семьями, имеющими одаренных детей: в рамках проектной деятельности «Открытие ребенка»: дискуссии, мастер-класс, творческая мастерская, приглашение специалистов из прогимназических классов, посещение семьями изостудий, музыкальных школ

    • Работа с неполными семьями:консультационный пункт: «Сударушка»: «как восполнить недостаток мужского общения», «как провести выходной», «совместные праздники», «чем занять ребенка»; акции с приглашением пап из полных семей с целью обеспечения детей мужским общением «делаем горку», «ремонт игрушек», «веселые старты»…

    • Работа с «молодыми семьями»: практикумы, всеобучи, круглые столы, заседание «семейной гостиной», консультации специалистов, составление памяток по различной тематике, составление семейных проектов

Проектная деятельность во взаимодействии с родителями.

  • План – проект «Дружная семейка» (долгосрочный на 3 года)

Цель: Формирование информационного банка для родителей (законных представителей) о деятельности ДОУ и возрастной группы;

  • Создание единого образовательно-развивающего пространства – детский сад-семья

  • Знакомство с передовым опытом семейного воспитания;

  • Содействие всем участникам проекта в приобретении знаний, умений навыков, не обходимых для формирования социальной компетенции детей и их подготовки к школе.

  • Проект «Родительская почта» (долгосрочный)

Цель: разработать систему родительской почты для оперативного получения различной информации;

  • Проект «Приемная»

Основная цель: установить и поддерживать актуальным договор между родителями и педа­гогами на основе принятия единых требований и интенсификации взаимодействия.

  • Межсемейный проект по правилам дорожного движения.

Цель проекта: Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить детей в семье.

  • Семейный проект: «Составление родословной семьи» (краткосрочный).

Цель: Закреплять у детей имеющиеся представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилии, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Перспективный план взаимодействия с родителями средней группы

09

анкетирование «уровень удовлетворенности работой своей возрастной группы»

Организационное групповое родительское собрание.

выставка семейных поделок «Золотая осень»

10

папка-передвижка «кризис 4х лет»;анкетирование и опрос: «Ваши пожелания и ожидания»

Родительский всеобуч «Учимся понимать ребенка».

11

Открытое занятие «За здоровьем в детский сад - важнейшая составляющая защиты детей»

Консультация. «Закаливание детей дома»

работа «почтового ящика»: «вопросы о здоровье». акция «поможем птицам»

12

Родительский всеобуч «средний дошкольный возраст – важный этап в развитии речи детей»

«Веселая мастерская» - изготовление дидактических игр для занятий по развитию речи дома

и в ДОУ. Родительская библиотека:«пальчики играют, речь развивают»

01

анкетирование «знаете ли Вы своего ребенка»

собрание-дискуссия «какой Вы родитель», решение педагогических ситуаций

02

Родительский всеобуч «Развитие познавательных интересов детей 4-5 лет»

03

Папка – передвижка «проблемы в воспитании детей»

Рекомендации. консультации «Искусство хвалить»: *деловая игра «поощрения и наказания;

04

Родительский всеобуч «Общаемся на равных»

05

Итоговое родительское собрание.

анкетирование: уровень удовлетворенности работой возрастной группы и развития сотруд-

ничества. Акция «Озеленение участка»

Перспективный план взаимодействия с родителями старшей группы

09

10

Создание банка потребностей родителей. Работа «почтового ящика: «Есть мнение…»

День открытых дверей «как мы живем»; Акция «давайте поделимся»

В рамках работы семейного клуба: консультация для родителей «Общаемся на равных». Совместная встреча детей и родителей в форме тематического праздника

11

Родительский всеобуч: консультация «авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»; игра-спор «если ребенок не слушается»; памятка «авторитет - основа воспитания»

В рамках работы семейного клуба: Открытое занятие для родителей. Учимся понимать ребенка. Тестирование детей психологом на тему «Дети и семья»

«Индивидуальные консультации для родителей»

12

Анкетирование «Игра – дело серьезное»

Собрание «Роль игры в жизни дошкольника»: консультация педагога, дискуссия «какие игрушки нужны детям; делимся семейным опытом «Если мамы дома нет» (игры с папой)

В рамках работы семейного клуба: Совместное изготовление новогодних игрушек-самоделок. Обсуждение традиций в семье по подготовке и проведению праздника

01

Родительский всеобуч «Руководство по разным видам игр ребенка в семье»: Консультация для родителей с практическим показом серии игр; Мастер-класс «Игрушки из бросового материала»

В рамках работы семейного клуба: Конкурс семейных рисунков «Мои новогодние праздники»

Совместный праздник в группе с привлечением родителей и показом кукольного представления.Консультация:«Руководство по разным видам игр ребенка в семье».

02

День открытых дверей «мы любим трудиться» Папка-передвижка «в труде воспитывается воля»; фотовыставка «мои домашние обязанности»

Акция «папины помощники» (приглашение отцов для выполнения трудовых поручений в группе)

в рамках работы семейного клуба: Обобщение лучшего опыта семейного воспитания (родительский всеобуч), семейный праздник «мама, папа, я – спортивная семья»

03

Родительский всеобуч «возможности семьи в речевом развитии ребенка»:консультация логопеда,дискуссия «роль книги в развитии ребенка». Акция «мы – читающая семья»

в рамках работы семейного клуба: Консультация «как воспитать у детей сочувствие и заботливое отношение к близким» Занятие-игра с участием психолога (косвенное наблюдение за динамикой стиля семейного общения)

04

папка-передвижка «воспитываем любознательных дошкольников»

Родительский всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника»

Дискуссия «ваше мнение о детских вопросах»

в рамках работы семейного клуба: Проведение «Дня смеха». Организация тематической встречи-праздника

05

Анкетирование «мои «плюсы» и «минусы» в воспитании ребенка»

Итоговое собрание «наши достижения»: показ детской деятельности по типу «попурри»; игровой тренинг для родителей «познай самого себя»

в рамках работы семейного клуба:

Организация выставки семейных фотографий в разных эмоциональных состояниях


С первого дня знакомства с родителями нашей группы мы стремились наладить с ними тесный контакт. Мы понимали, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. При этом создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Эффективность включенности родителей в деятельность ДОУ определяют следующие показатели:

- сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя, возможных результатах деятельности детей;

-владение необходимыми уме­ниями и навыками воспитания и обучения детей;

-степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса.

Высший уровень приведенных показателей служит критерием включенности родителей в планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Эффективность сотрудничества обусловлена: положительной установкой сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью; совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей; свободой выбора участников деятельности.

Таким образом, выделилось два основных направления взаимодействия с семьями:

  • изучение потребностей родителей, содержания работы и форм ее организации;

  • просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры.

Для того чтобы четко выделить задачи работы по данным направлениям решено было провести проблемно-ориентированный анализ, направленный на выявление социального статуса родителей нашей группы.

Shape1

Результаты анкетирования для определения уровня педагогической компетентности родителей, их осведомленности работой педагогов, а так же степенью удовлетворенностью этой работы показали, что родители не очень хорошо знают свои права и обязанности, следствием чего являются низкая активность, конфликтность, а иногда и безответственность. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Однако четко выявлено желание родителей к взаимосотрудничеству по вопросам воспитания детей.

Таким образом, при взаимодействии с семьями воспитанников основ­ной целью стало педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс.

  • При выборе форм работы с родителями учитывались тип семьи, сущностные характеристики (проблемная, зрелая, традиционная семья), а также образ жизни.

Удачно зарекомендовали себя такие формы, как вовлечение в совместную творческую деятельность, родительские гостиные, совместные познавательные мероприятия, мастер-классы, клубные встречи по интересам, различные акции, устные журналы.

  • Хочется отметить эффективность домашнего задания для каждой семьи в виде дневника «Наша дружная семья». Его содержание было направлено и на изучение семейных традиций, и на коррекцию сложившихся взаимоотношений между родителями и ребенком, т.к. заполнять его приходилось взрослым вместе с детьми.

  • Конструктивной формой взаимодействия ДОУ с семьей в целях развития воспитательного потенциала семьи является проектная деятельность.

  • Итог работы — семейные проекты на различные тематики.

  • Для повышения ответственности семьи и формирования осознанного отношения к воспитанию детей родителей знакомили с Конституцией РФ в части прав и обязанностей родителей и детей, Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным кодексом РФ (ст. 63), Законом РФ «Об образовании».

  • Для повышения педагогической культуры родителей знакомили с законами развития ребенка, современными системами семейного воспитания, здоровым образом жизни.

  • По результатам 2-х лет работы по взаимодействия с родителями, путем внедрения нетрадиционных форм, по окончании старшей группы было проведено итоговое анкетирование родителей (приложение 1.4).

  • Проанализировав ответы родителей группы, мы пришли к следующим выводам:

    1. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей (На начальном этапе работы по взаимодействию с родителями - 10%).

    1. Практически все родители группы читают педагогическую литературу
      (40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). (На начальном этапе работы по взаимодействию с родителями - 10 и 15% соответственно).

    2. Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (На начальном этапе работы по взаимодействию с родителями - 30%).

    3. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях - 30%. (На начальном этапе -всего 10%).

    4. Родители изъявили желание проводить встречи с детьми различной направленности (совместные походы, участие в «веселой мастерской», беседы о профессиях, трудовая и игровая деятельность в группе и на прогулках…)- 60%. (На начальном этапе - 10%).

  • Дальнейшая работа в выпускной группе велась под девизом: «Мы успешны и талантливы». Мы стремились задействовать всех членов семей наших воспитанников в проявлении своего творческого потенциала, что, по-нашему мнению, должно привести к еще более тесному контакту как между членами семьи, так и между семьей и ДОУ.

  • Поиск новых путей сотрудничества с родителями показал, что в результате активного взаимодействия позиция как родителей, так и нас, воспитателей стала более гибкой. Теперь родители не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей.

  • На итоговом собрании в подготовительной группе мы провели информационное интервью о нашей совместной работе и выяснили, что родители (93% опрошенных) считают работу педагогов группы эффективной. За время сотрудничества они не только приобрели теоретические знания, но и овладели практическими умениями в области воспитания детей.

  • мероприятия, проводимые педагогами группы, включают родителей и детей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить с ребенком в общение, что очень важно при родительской занятости. За время сотрудничества установились доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами

  • как итог: - дети подготовлены к школьному обучению, многие проявляют высокую

творческую активность.

- родители принимают активное участие в жизни города, детского сада, группы.

Наши достижения:

  • удовлетворенность родителей качеством предоставленных образовательных услуг воспитателями группы:

наличие позитивных отзывов родителей о деятельности группы,

установление доверительных отношений;

расширение инновационных форм работы с родителями:

- вовлечение в совместную творческую деятельность, «Наша дружная семья».

- семейные проекты на различные тематики

- совместные познавательные мероприятия,

  • Создание пакета диагностических методик:

-Родительское сочинение (автор В,В.Стопин, Адаптация- А.И. Тащиевой)

-Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) «Зачем нужен детский сад?»

-Методика «День рождения», Методика «Лесенка».

-Шкала степени отверженности ребенка в семье.

-Анкетирование: « Наши информативные контакты» «Ваше отношение к ДОУ»

«Оценка родителями многодетных семей уровня взаимоотношений к ДОУ»

-Тесты: «Какой вы родитель»

  • Расширение сферы сотрудничества:

- преемственность ДОУ - семья – школа - социум.

  • Получение призовых мест в различных городских и внутрисадовских мероприятий

В результате партнерского взаимодействия

  • отремонтирована группа;

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Ежегодно на дорогах погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми Правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Как утверждают врачи-психологи, дети до 8 лет ещё плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки, которые им интересны. Ориентироваться им на дороге куда труднее, чем взрослым.
0 ₽
Здоровый образ жизни заключается, по моему мнению, в правильном питании, в употреблении здоровой пищи: фруктов, овощей, горячих блюд, без употребления перекусов на бегу. А также в занятии спортом, в следовании распорядку дня. Если человек ложится и просыпается в одно время, то в течение дня ему не хочется спать, он свеж и жизнерадостен, он никогда не просипит работу или учебу, не будет опаздывать на важные встречи и свидания.
0 ₽
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей во вторую младшую группу. Малыши 3-4 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.
0 ₽