Возраст |
Дошкольники |
Предметы |
Другое |
Категория |
Другие |
Формат | Текстовые документы |
Обобщение опыта работы
« Взаимодействие педагогов и родителей
в воспитании детей
среднего возраста»
Воспитатель: Детистова В.В.
2014г.
Приоритетные задачи
1. повышение педагогической культуры родителей;
2. изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
3. приобщение родителей к участию в жизни детского сада и возрастной
группы через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы.
Методические рекомендации
о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
Процесс сотворчества между семьей и образовательным учреждением, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей средой;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная, деятельность педагогов, детей и родителей.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с детьми и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Взаимодействие семьи и учреждений дошкольного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
систему социально-правовых и медикопедагогических занятий для родителей ;
семейные клубы и мастерские.
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
1этап. Поиск контактов, первые встречи двух сторон, выработка желания общаться. На этом этапе воспитателю особенно необходимо проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, чтобы не оттолкнуть их некорректными вопросами.
II этап. Совместное размышление о том, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
III этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Надо побудить родителей высказать свои взгляды на воспитание и назвать используемые методы в общении со своим сыном, дочерью. Мнение родителей, даже неверное, необходимо выслушать и не опровергать. Постепенно нужно предложить свои способы воздействия, призвав к объединению усилий для выработки единых требований.
IVэтап. Согласованное сотрудничество в достижении общей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, определяют цели и задачи, находя способы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали дальнейшему сотрудничеству.
Vэтап. Реализация достигнутых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатываются согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.
VI этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать готовые решения. Надо тщательно проанализировать развитие процесса совместной деятельности, так как это этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых педагогических воздействий
Диагностическая карта
социально- педагогического обследования семьи ребенка-дошкольника
№ блока | Задачи | Содержание |
I | Провести обследование дошкольника и его семьи. На основе данных обследования дать анализ психофизических проблем ребенка и социально-педагогической ситуации в семье | 1 . Знакомство с семьей ребенка. 2. Анкетирование родителей с целью: — выявления социального статуса семьи; — предпочтительного направления работы ДОУ для своего ребенка — что больше всего привлекает их в детском саду? 3. Психологическое исследование взаимоотношений в семье — рисунок ребенка на тему «Моя семья». 4. Тестирование родителей на выявление педагогического потенциала семьи 5. Составить социальный паспорт семьи. |
II | Выявить особенности взаимоотношений ребенка в семье | 1 . Творческое задание на тему «Семейный праздник» или «Мой день рождения». 2, Анкетирование родителей по вопросу взаимоотношений между членами семьи 3. Интервью о выявлении особенностей ребенка |
III | Изучить документацию ребенка и его семьи: составить аналитическую справку | 1. Сделать анализ всей работы. 2. Наметить перспективы дальнейшего планирования работы с учетом всех слоев населения (родителей своей группы) |
Традиционные формы сотрудничества с семьей
Коллективные | Индивидуальные | Наглядно-информационные |
1.Родительские собрания 2.Традиции, развлечения. 3. Выставки. | 1.Беседы. 2. Консультации. 3. Приобщение родителей к жизни детского сада | 1 . Уголок для родителей. 2. Выставка детских работ. 3. Папки-раскладушки. |
|
|
Содержание подходов к организации взаимодействия семьи
и дошкольного образовательного учреждения
Традиционные формы сотрудничества с семьей
Формы работы с родителями разнообразны. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Инновационные подходы в работе с разными категориями семей
Работа с малоимущими семьями: социальные поддержки; акции «давайте поделимся», «игрушки своими руками», «поделись рецептом»
Работа с многодетными семьями: строится на основе программы «Содружество»:«творческая мастерская», «поделись опытом семейного воспитания», выпуск групповой газеты «СЕМЬя», составление семейных проектов, «древо развития семей»;
Работа с семьями, имеющими одаренных детей: в рамках проектной деятельности «Открытие ребенка»: дискуссии, мастер-класс, творческая мастерская, приглашение специалистов из прогимназических классов, посещение семьями изостудий, музыкальных школ
Работа с неполными семьями:консультационный пункт: «Сударушка»: «как восполнить недостаток мужского общения», «как провести выходной», «совместные праздники», «чем занять ребенка»; акции с приглашением пап из полных семей с целью обеспечения детей мужским общением «делаем горку», «ремонт игрушек», «веселые старты»…
Работа с «молодыми семьями»: практикумы, всеобучи, круглые столы, заседание «семейной гостиной», консультации специалистов, составление памяток по различной тематике, составление семейных проектов
Проектная деятельность во взаимодействии с родителями.
План – проект «Дружная семейка» (долгосрочный на 3 года)
Цель: Формирование информационного банка для родителей (законных представителей) о деятельности ДОУ и возрастной группы;
Создание единого образовательно-развивающего пространства – детский сад-семья
Знакомство с передовым опытом семейного воспитания;
Содействие всем участникам проекта в приобретении знаний, умений навыков, не обходимых для формирования социальной компетенции детей и их подготовки к школе.
Проект «Родительская почта» (долгосрочный)
Цель: разработать систему родительской почты для оперативного получения различной информации;
Проект «Приемная»
Основная цель: установить и поддерживать актуальным договор между родителями и педагогами на основе принятия единых требований и интенсификации взаимодействия.
Межсемейный проект по правилам дорожного движения.
Цель проекта: Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить детей в семье.
Семейный проект: «Составление родословной семьи» (краткосрочный).
Цель: Закреплять у детей имеющиеся представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилии, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Перспективный план взаимодействия с родителями средней группы | |||
09 | анкетирование «уровень удовлетворенности работой своей возрастной группы» Организационное групповое родительское собрание. выставка семейных поделок «Золотая осень» | ||
10 | папка-передвижка «кризис 4х лет»;анкетирование и опрос: «Ваши пожелания и ожидания» Родительский всеобуч «Учимся понимать ребенка». | ||
11 | Открытое занятие «За здоровьем в детский сад - важнейшая составляющая защиты детей» Консультация. «Закаливание детей дома» работа «почтового ящика»: «вопросы о здоровье». акция «поможем птицам» | ||
12 | Родительский всеобуч «средний дошкольный возраст – важный этап в развитии речи детей» «Веселая мастерская» - изготовление дидактических игр для занятий по развитию речи дома и в ДОУ. Родительская библиотека:«пальчики играют, речь развивают» | ||
01 | анкетирование «знаете ли Вы своего ребенка» |
собрание-дискуссия «какой Вы родитель», решение педагогических ситуаций | ||
02 | Родительский всеобуч «Развитие познавательных интересов детей 4-5 лет» | |
03 | Папка – передвижка «проблемы в воспитании детей» Рекомендации. консультации «Искусство хвалить»: *деловая игра «поощрения и наказания; | |
04 | Родительский всеобуч «Общаемся на равных» | |
05 | Итоговое родительское собрание. анкетирование: уровень удовлетворенности работой возрастной группы и развития сотруд- ничества. Акция «Озеленение участка» | |
Перспективный план взаимодействия с родителями старшей группы | ||
09 | ||
10 | Создание банка потребностей родителей. Работа «почтового ящика: «Есть мнение…» День открытых дверей «как мы живем»; Акция «давайте поделимся» В рамках работы семейного клуба: консультация для родителей «Общаемся на равных». Совместная встреча детей и родителей в форме тематического праздника | |
11 | Родительский всеобуч: консультация «авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»; игра-спор «если ребенок не слушается»; памятка «авторитет - основа воспитания» В рамках работы семейного клуба: Открытое занятие для родителей. Учимся понимать ребенка. Тестирование детей психологом на тему «Дети и семья» «Индивидуальные консультации для родителей» | |
12 | Анкетирование «Игра – дело серьезное» Собрание «Роль игры в жизни дошкольника»: консультация педагога, дискуссия «какие игрушки нужны детям; делимся семейным опытом «Если мамы дома нет» (игры с папой) В рамках работы семейного клуба: Совместное изготовление новогодних игрушек-самоделок. Обсуждение традиций в семье по подготовке и проведению праздника | |
01 | Родительский всеобуч «Руководство по разным видам игр ребенка в семье»: Консультация для родителей с практическим показом серии игр; Мастер-класс «Игрушки из бросового материала» В рамках работы семейного клуба: Конкурс семейных рисунков «Мои новогодние праздники» Совместный праздник в группе с привлечением родителей и показом кукольного представления.Консультация:«Руководство по разным видам игр ребенка в семье». | |
02 | День открытых дверей «мы любим трудиться» Папка-передвижка «в труде воспитывается воля»; фотовыставка «мои домашние обязанности» Акция «папины помощники» (приглашение отцов для выполнения трудовых поручений в группе) в рамках работы семейного клуба: Обобщение лучшего опыта семейного воспитания (родительский всеобуч), семейный праздник «мама, папа, я – спортивная семья» | |
03 | Родительский всеобуч «возможности семьи в речевом развитии ребенка»:консультация логопеда,дискуссия «роль книги в развитии ребенка». Акция «мы – читающая семья» |
в рамках работы семейного клуба: Консультация «как воспитать у детей сочувствие и заботливое отношение к близким» Занятие-игра с участием психолога (косвенное наблюдение за динамикой стиля семейного общения) | ||
04 | папка-передвижка «воспитываем любознательных дошкольников» Родительский всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника» Дискуссия «ваше мнение о детских вопросах» в рамках работы семейного клуба: Проведение «Дня смеха». Организация тематической встречи-праздника | |
05 | Анкетирование «мои «плюсы» и «минусы» в воспитании ребенка» Итоговое собрание «наши достижения»: показ детской деятельности по типу «попурри»; игровой тренинг для родителей «познай самого себя» в рамках работы семейного клуба: Организация выставки семейных фотографий в разных эмоциональных состояниях |
С первого дня знакомства с родителями нашей группы мы стремились наладить с ними тесный контакт. Мы понимали, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. При этом создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Эффективность включенности родителей в деятельность ДОУ определяют следующие показатели:
- сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя, возможных результатах деятельности детей;
-владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей;
-степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса.
Высший уровень приведенных показателей служит критерием включенности родителей в планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Эффективность сотрудничества обусловлена: положительной установкой сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью; совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей; свободой выбора участников деятельности.
Таким образом, выделилось два основных направления взаимодействия с семьями:
изучение потребностей родителей, содержания работы и форм ее организации;
просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры.
Для того чтобы четко выделить задачи работы по данным направлениям решено было провести проблемно-ориентированный анализ, направленный на выявление социального статуса родителей нашей группы.
Результаты анкетирования для определения уровня педагогической компетентности родителей, их осведомленности работой педагогов, а так же степенью удовлетворенностью этой работы показали, что родители не очень хорошо знают свои права и обязанности, следствием чего являются низкая активность, конфликтность, а иногда и безответственность. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Однако четко выявлено желание родителей к взаимосотрудничеству по вопросам воспитания детей.
Таким образом, при взаимодействии с семьями воспитанников основной целью стало педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс.
При выборе форм работы с родителями учитывались тип семьи, сущностные характеристики (проблемная, зрелая, традиционная семья), а также образ жизни.
Удачно зарекомендовали себя такие формы, как вовлечение в совместную творческую деятельность, родительские гостиные, совместные познавательные мероприятия, мастер-классы, клубные встречи по интересам, различные акции, устные журналы.
Хочется отметить эффективность домашнего задания для каждой семьи в виде дневника «Наша дружная семья». Его содержание было направлено и на изучение семейных традиций, и на коррекцию сложившихся взаимоотношений между родителями и ребенком, т.к. заполнять его приходилось взрослым вместе с детьми.
Конструктивной формой взаимодействия ДОУ с семьей в целях развития воспитательного потенциала семьи является проектная деятельность.
Итог работы — семейные проекты на различные тематики.
Для повышения ответственности семьи и формирования осознанного отношения к воспитанию детей родителей знакомили с Конституцией РФ в части прав и обязанностей родителей и детей, Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным кодексом РФ (ст. 63), Законом РФ «Об образовании».
Для повышения педагогической культуры родителей знакомили с законами развития ребенка, современными системами семейного воспитания, здоровым образом жизни.
По результатам 2-х лет работы по взаимодействия с родителями, путем внедрения нетрадиционных форм, по окончании старшей группы было проведено итоговое анкетирование родителей (приложение 1.4).
Проанализировав ответы родителей группы, мы пришли к следующим выводам:
Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей (На начальном этапе работы по взаимодействию с родителями - 10%).
Практически все родители группы читают педагогическую литературу
(40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). (На начальном этапе работы по взаимодействию с родителями - 10 и 15% соответственно).
Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (На начальном этапе работы по взаимодействию с родителями - 30%).
Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях - 30%. (На начальном этапе -всего 10%).
Родители изъявили желание проводить встречи с детьми различной направленности (совместные походы, участие в «веселой мастерской», беседы о профессиях, трудовая и игровая деятельность в группе и на прогулках…)- 60%. (На начальном этапе - 10%).
Дальнейшая работа в выпускной группе велась под девизом: «Мы успешны и талантливы». Мы стремились задействовать всех членов семей наших воспитанников в проявлении своего творческого потенциала, что, по-нашему мнению, должно привести к еще более тесному контакту как между членами семьи, так и между семьей и ДОУ.
Поиск новых путей сотрудничества с родителями показал, что в результате активного взаимодействия позиция как родителей, так и нас, воспитателей стала более гибкой. Теперь родители не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей.
На итоговом собрании в подготовительной группе мы провели информационное интервью о нашей совместной работе и выяснили, что родители (93% опрошенных) считают работу педагогов группы эффективной. За время сотрудничества они не только приобрели теоретические знания, но и овладели практическими умениями в области воспитания детей.
мероприятия, проводимые педагогами группы, включают родителей и детей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить с ребенком в общение, что очень важно при родительской занятости. За время сотрудничества установились доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами
как итог: - дети подготовлены к школьному обучению, многие проявляют высокую
творческую активность.
- родители принимают активное участие в жизни города, детского сада, группы.
Наши достижения:
удовлетворенность родителей качеством предоставленных образовательных услуг воспитателями группы:
наличие позитивных отзывов родителей о деятельности группы,
установление доверительных отношений;
расширение инновационных форм работы с родителями:
- вовлечение в совместную творческую деятельность, «Наша дружная семья».
- семейные проекты на различные тематики
- совместные познавательные мероприятия,
Создание пакета диагностических методик:
-Родительское сочинение (автор В,В.Стопин, Адаптация- А.И. Тащиевой)
-Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) «Зачем нужен детский сад?»
-Методика «День рождения», Методика «Лесенка».
-Шкала степени отверженности ребенка в семье.
-Анкетирование: « Наши информативные контакты» «Ваше отношение к ДОУ»
«Оценка родителями многодетных семей уровня взаимоотношений к ДОУ»
-Тесты: «Какой вы родитель»
Расширение сферы сотрудничества:
- преемственность ДОУ - семья – школа - социум.
Получение призовых мест в различных городских и внутрисадовских мероприятий
В результате партнерского взаимодействия
отремонтирована группа;