Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Праздники / Сезоны
  3. «Загадки живой природы»

«Загадки живой природы»

Разработка конкурсной программы по экологическому воспитанию детей среднего школьного возраста. Мероприятие позволит расширить знания детей о живой природе, вспомнить загадки, сказки о животных и растениях, поспособствует формированию бережного отношения детей к природе.

Предметы

Праздники / Сезоны

Категория

Праздники / Сезоны
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации,

«Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»

Разработка конкурса по экологическому воспитанию детей

«Загадки живой природы»

Составитель: Подшивалина О.В.

Воспитатель первой квалификационной категории

Рассказово, 2023г.

Конкурс «Загадки живой природы»

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе».

К. Паустовский

1 раунд – «Загадки»

Воспитанники разделяются на две команды. Каждая выбирает себе капитана команды и ее название.

Воспитанники принимают участие в нескольких раундах конкурсной программы. Итоги конкурса подводит жюри, оценивая полученные командами баллы в ходе выполнения заданий каждого раунда.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие воспитанники! Сегодня мы с вами проведем конкурс, посвященный нашей природе. В ходе конкурса вам предстоит преодолеть несколько раундов с самыми разными заданиями, итоги которых будет оценивать наше жюри. Итак, первый раунд - загадки о природе! За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Загадки по очереди предлагаются командам. На ответ дается 1 минута. Если команда, которой предложена загадка, не отвечает на нее, возможность ответить предлагается другой команде.

Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (белка)

Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит - кричит, сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф

Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

2 раунд – «Сказочный»

Воспитатель: Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий раунд называется сказочным.За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Подскажите, в кого превращались следующие герои:

1. Князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. Великан - людоед (сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. Одиннадцать братьев - принцев (сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. Гадкий утёнок (сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

5. Царевна (сказка А. С. Пушкина; сказка о царевне лягушке) – лебедь, лягушка.

6. Гордый молодец (фильм «Морозко») – в медведя.

7. Непослушные мальчики – в козлят.

8. Сварливые мачеха и ее дочь (сказка С.Я. Маршака) – в собак.

Назовите недостающие имена известных сказочных животных.

1. Муха...( Цокотуха)                                  4. Черепаха.. .(Тортилла)

2. Курочка...(Ряба)                                     5. Оленёнок...(Бемби)
З. Уточка...( Серая Шейка)                          6. Медведь... ( Балу).

3 раунд - «Пофантазируем…»

Воспитатель: Каждая команда за короткое время должна придумать и нарисовать растение или животное, которого не существует в реальной жизни, и дать ему название.

Командам дается время на выполнение задания данного раунда конкурса.

Воспитатель:Молодцы! Вы все справились с заданием! А теперь послушайте, пожалуйста, и ответьте на несколько моих вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

4 раунд – «Повтори!»

Воспитатель: Каждое задание этого конкурса - это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.

Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание, и, в зависимости от этой оценки, выставляют от 5 до 10 баллов каждому участнику данного раунда. 

(Участвуют по два представителя от каждой команды.)

1. Собака                         3. Курица

2. Заяц                             4. Медведь

5 раунд – «Расшифровщик»

Воспитатель: Настало время пятого раунда нашего конкурса! Сейчас каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного и особый шифр - алфавит. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись.

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30 - ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

                                                                           33-я

Задание 1 команде:

12   1    2    1     18     4     1               (кабарга)


Задание 2 команде:

13     6     16     17     1      18     5         (леопард)

За правильный ответ команда получает 5 баллов.

Интересные факты: Кабарга относится к парнокопытным животным. При этом имеет сходство с оленем, но не имеет рогов. Кабарга отличается от других видов животных наличием тонких, направленных вниз бивней, которые растут на верхней челюсти. Такие клыки имеются, как у самцов, так и у самок, хотя у самок они намного меньше и их почти не видно. Самцы вооружены клыками, длина которых достигает почти 10см, что является достаточно грозным оружием. Эти клыки животные используют для своей защиты.

Кабарги в среднем достигают высоты 70см и веса 11-18кг. Животные предпочитают вести одиночный образ жизни, иногда можно встретить группы из нескольких особей (не более 4), держащихся вместе.

Кабарга – это настолько ловкое и быстрое животное, что может резко менять направление своего перемещения на большой скорости, а также путать следы, чтобы ввести в заблуждение преследователей. Следует отметить, что она не обладает высокой выносливостью, поэтому долго бегать не сможет.

Кабарга, обитающая в условиях гористой местности, использует уникальные навыки перемещения по узким карнизам, нависающим над пропастью, чтобы скрыться от преследования хищников. Она с легкостью перемещается по горным уступам, не оставляя своим природным врагам ни единого шанса.

Интересные факты: Дальневосточный леопард - одна из самых редких и очень красивых кошек, занесена в Красную книгу, как исчезающий вид. Он обитает на Дальнем Востоке России в Приморском крае и на граничащей с ним территории Китая.

Дальневосточный леопард живёт в хвойных и широколиственных лесах. В 2012 году в Приморье был создан заповедник «Земля леопарда», на его территории и живут почти все дальневосточные леопарды. Весной 2023 года в парке проживало 125 взрослых особей.

У дальневосточного леопарда гибкий корпус длиной до 140 с, длина хвоста составляет около 90см, вес - от 40 до 55 кг. Густота и окраска меха леопарда меняется с сезоном. Зимой это шерсть с густым подшёрстком. По цвету она светло-жёлтая и желтовато-рыжая с тёплым золотистым оттенком. Летом мех становится короче, а цвет ярче на несколько тонов. По всему телу располагаются чёрные широкие кольца и пятна, такой рисунок индивидуален для каждой особи, как у человека его ДНК или отпечаток пальца..

Леопард ведёт скрытный образ жизни. На охоту и водопой он выходит с наступлением сумерек и в первой половине ночи. Его добычей становятся, мелкие млекопитающие и копытные.

Продолжительность жизни леопарда составляет в среднем около 15 лет.

Воспитатель:Приступим к следующему заданию раунда.

Используя описания – подсказки, игроки должны назвать предложенный объект.

Правила:

1. Ответ может даваться после каждого сообщения-подсказки.

2. Если ответ дан правильно, засчитываются очки уровня (всего их пять – по числу подсказок).

3. Если ответ неверен, отнимается одно очко, а команда слушает следующую подсказку.

4. Игроки могут повторять свои попытки ответить на вопрос после каждой подсказки, что соответствует переходу на более низкий уровень.

5. За правильный ответ очки присуждаются только единожды и соответствуют тому уровню, на котором игроки дали правильный ответ (максимальное количество баллов – 5, минимальное - 1 за правильный ответ).

Тема: птица -1

1. В научной классификации их имя присвоено отряду и семейству.

В Европе, Азии и Африке насчитывается 27 видов, некоторые виды были завезены в Америку, Австралию и Новую Зеландию. Размер птицы для наглядности используют при описании других птиц.

2. Среди прочих видов известны каменный, пустынный и полевой и домовый.

3. Истребление этой птицы в 50-х гг. 20 века нанесло колоссальный ущерб экономике Китая.

4. В названии этой птицы содержится инструкция по наказанию преступников, покушающихся на чужое имущество.

5.Самуил Маршак всем детям рассказал, где и чем питаются эти птицы в Москве.

Ответ: воробей

Тема: птица -2

1. Род птиц из отряда голенастых.

2. Для них характерны длинные обнаженные ноги, покрытые сетчатой кожей; клюв длинный, прямой, конический; передние пальцы соединены между собой широкой плавательной перепонкой, пальцы короткие с розоватыми когтями; на голове и шее местами голая кожа.

3. Символ республики Беларусь

4. В Европе два вида: чёрный и белый, а еще известны белобрюхий, белошейный, шерстистошейный и черноклювый .

5. По народным поверьям он приносит счастье, если селится у дома и детей.

Ответ: аист

6 раунд – «Хвостатые друзья»

Воспитатель:А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о хвостах! За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру

  2. Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка

  3. Как выглядит зайцехвост (как злак с пушистым колоском)

  4. На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев

  1. У этого великана хвост намного меньше, чем нос. (Слон

  2. Бублик- это чей хвост? (Собака-лайка)

  3. Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём он накапливает жир на зиму. (Бобр

  4. А кто-то спит, обмотав голову хвостом. Это ночное животное….. (Лемур

  5. Этот прыгучий зверёк имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы – птицы, а хвост – льва. (Тушканчик

  6. Хвост этого потомка динозавров служит хватательным органом и умеет хорошо сворачиваться спиралью. (Хамелеон

  7. Хвост этого животного напоминает охотникам полено. (Волк)

  8. А вот она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица

  9. Эта птица на своём длинном хвосте «разности новости по лесу». (Сорока

  10. А вот эта - может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом. (Поползень

  11. Хвост у неё бывает только в младенчестве, потом пропадает. (Лягушка) 

  12.  Хвост этой птицы напоминает старинный музыкальный инструмент. (Лирохвост)

  13. Кого украшает хвост-цветок?  (Зайца)

  14. Об этой птичке говорят что она «хвостом лед ломает». (Трясогузка)

Воспитатель:Давайте познакомимся с удивительными фактами о животных и растениях на нашей планете (демонстрация презентации).

Подведение итогов

Воспитатель:Ребята, вы все хорошо потрудились сегодня, разгадывая мои загадки и отвечая на вопросы об удивительной природе. Хотелось бы закончить нашу викторину стихотворением Е. Смирновой.

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

После прочтения стихотворения проигрывается видеоролик с песней «Уголок России».

Жюри конкурса подводит итоги, подсчитывая полученные командами баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Список литературы

  1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.

  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.

  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.

  4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

  5. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.

  1. Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 2012.

  2. Экологические игры Сборник российского и зарубежного опыта в области «игровой экологии» // ecosystema.ru URL: http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm

Приложение 1

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30-ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

33-я

Задание 1 команде:

12 1 2 1 18 4 1

Приложение 2

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30-ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

33-я

Задание 2 команде:

13 6 16 17 1 18 5

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Разработка конкурсной программы по экологическому воспитанию детей среднего школьного возраста. Мероприятие позволит расширить знания детей о живой природе, вспомнить загадки, сказки о животных и растениях, поспособствует формированию бережного отношения детей к природе.
0 ₽
Конспект урока мужества "Герои нашего времени" посвящен Дню Героев Отечества, отмечаемому в Российской Федерации 9 декабря. Урок мужества знакомит детей с героями-земляками и историей Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, Чеченской войны и Специальной военной операции.
0 ₽