Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другие
  3. Защита проектов по теме «Масленица устном народном творчестве, художественном слове, музыке, живописи»

Защита проектов по теме «Масленица устном народном творчестве, художественном слове, музыке, живописи»

Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык — литература — живопись — музыка. Средства обучения: отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»); репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919); видеофильм «Снегурочка», звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»); масленичные песни, мультимедиапроектор, компьютер, презентация

Вид сценария

Другие

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Открытый интегрированный урок по литературе, изо и музыке

Защита проектов по теме «Масленица устном народном творчестве, художественном слове, музыке, живописи»

Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусст­ва; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обуче­ние умению строить текст (устное монологичес­кое высказывание по картине; сочинение-миниа­тюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое вос­питание на основе межпредметных связей: русский язык — литература — живопись — музыка.

Средства обучения: отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»); репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919); видеофильм «Снегурочка», звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»); масленичные песни, мультимедиапроектор, компьютер, презентация

Ход урока

I. Вступительное слово учителя литературы

— На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа — о Масленице. Что вы знаете об этом празднике?

Защита проекта – 1 группа. Ребята рассказывают подготовленный дома ма­териал о происхождении названия праздника, о том, в какое время празднуется Масленица, о Масленой неделе, о народных гуляньях, о заключительном дей­ствии празднества — сжигании Масленицы. Делятся своими впечатлениями об этом празднике.

- К сожалению, мы не сможем сейчас с вами поиграть во взятие снежной крепости, но можем устроить игру стенка на стенку и посоревноваться между рядами в знании пословиц, поговорок, примет, загадок о Масленице и о весне. Вспомните устойчивые выражения, послови­цы и поговорки, связанные с этим праздником, объясните их значение. (Игра в словословие)

II. Актуализация знаний

— Весь названный вами материал был обобщен в проекте 2 группы, который называется «Масленица в устном народном творчестве». Этот праздник не мог оставить никого равно­душным, и многие произведения искусства посвя­щены Масленице. Сегодня на уроке мы прочитаем детские воспоминания И.С. Шмелева о Маслени­це, посмотрим, каким настроением наполнены кар­тины Б.М. Кустодиева «Масленица», «Балаган», услышим, как в музыке П.И. Чайковского и Римского-Корсакова передает­ся ощущение радости, света, праздника.

(Постепенно в ходе урока заполняется таблица «Рабочие материалы».)

Автор, название произведения

Изобразительные средства

Настроение

III. Работа с текстом И. Шмелева

Читаем отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне».

— Все ли слова в тексте понятны? Объясните, как вы понимаете словосочетания волны чада, пере­боры гармоники, убогий блин.

— Какие воспоминания вызывает у писателя слово «Масленица»?

— Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости?

— С какими словами обычно сочетается слово веселый?

— А теперь найдите в тексте словосочетания с этим словом.

— Эти сочетания, особенно веселые сани, доволь­но необычны. Какую главную мысль они помога­ют раскрыть?

— Найдите еще необычное словосочетание в тексте. Что вы представляете себе, прочитав это сочетание слов?

— Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет. Как писателю удается передать это ощущение?

— Понятны ли вам слова фабричные, внавалку катаются, гармонья, стряпухи, в четверку складывать?

— Масленица в разгаре, и, конечно, ни одна Масленица не обходится без румяных блинов, ко­торые сами похожи на солнце, наполняющее этот веселый, праздничный день.

— Какие слова из этого отрывка уже встреча­лись в тексте И.Шмелева?— Раньше в Москве и Петербурге во время масле­ничных празднеств на главных площадях устраивались катания на санях, строились большие ледяные горы, карусели, балаганы (уличные театры). Вся площадь была наполнена веселым гулом, криками восторженных ре­бятишек, песнями, звуками шарманок и гармошек.

— Как вы понимаете предложение Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор...? Давайте обратимся к словарям и узнаем, что же обозначает это слово?

- А теперь начните заполнять таблицу, которая лежит перед каждым из вас

IV. Работа над репродукциями картин Б.Кустодиева.

- Защита проекта – 3 группа. Рассказ о художнике.

— А теперь посмотрите на репродукции картин Б. М. Кустодиева, на которых разворачивается мас­леничное веселье. Каким настроением на­полнены его картины? Какие чувства они вызывают? Что сразу бросается в глаза? Какие краски и тона преобладают? Давайте повнимательнее рассмотрим картину:

Балаган расположен чуть пониже горы, на которой растут березки. Слово «балаган» заимствовано из тюрского языка и означает «высокий дом». В таких балаганах показывали различные фокусы, продавались яства, скоморохи пытались рассмешить и удивить народ.

Что изображено на переднем плане картины? Каких разных, непохожих друг на друга коней изобра­жает художник? У всех у них черная грива, но окрас их туловища различен. Какие же цвета использует ху­дожник? Говоря о темных лошадях, лучше сказать «гнедые», поскольку это слово означает «цвет огня, темно-ры­жий». Рядом с серой лошадью черная, или, лучше сказать, вороная (как крыло у птицы ворона). Бывают и буланые лошади (светло-желтого цвета), и серые в яблоках.

Что, кроме катания на лошадях, создает атмосферу праздника, веселое настроение? Итак, мы убедились в том, что на картине все изоб­ражено в движении. Насколько соответствует одежда и окружающие вещи людей атмосфере праздника? Теперь уже редко носят платки. Да и вместо перча­ток, рукавиц, привычных нам сегодня, раньше жен­щины носили так называемые муфты из пушистого и теплого меха.

Как одет извозчик?Посмотрите, какие красочные сани на переднем пла­не, на них накидка, расшитая ярко-красными розами. Что еще яркого, праздничного на картине? Какие архитектурные сооружения изображены на кар­тине?

На картине все занесено снегом. Он повсюду: на дере­вьях, на домах, на церкви, под ногами. Посмотрите, какие узоры «придумал» снег для берез: они стоят, словно в шубах, развесив свои запушенные снегом вет­ви. Какой существует фразеологизм, говорящий о сне­ге?

Какого цвета снег на картине? Почему?

Какие цвета использует художник, чтобы показать едва ли не весеннее сказочное небо? Итак, на земле зима, а в небе уже властвует весна. Что, кроме ярких цветов, доказывает приближение весны? Люди празднуют уход зимы и наступление долгождан­ной весны. Весна противопоставляется зиме. Такой прием в литературе называется антитеза. В основе ан­титезы лежит противопоставление.

Художник использовал очень много средств, чтобы рассказать о празднике. Этому способствовало особое внимание к движению, к действиям. Мы с вами уже говорили о том, что на картине движется все: люди, птицы, тучи на небе. Подберите глаголы, соответствующие действиям, изображенным на картине.

Ребята делятся впечатлени­ями, а затем один из них под­водит итог, стараясь построить связный рассказ, и заполняют таблицу

V. Прослушивание музыкальных произведений

— Не только писатели, художники, но и компо­зиторы старались передать свои воспоминания, впечатления об этом веселом русском празднике. Римский-Корсаков как и многие русские композиторы очень трепетно, с большой любовью относился к русскому народному творчеству, к национальным обрядам и праздникам.

Защита проекта – 4 группа. Обзор творчества Римского-Корсакого.

-Ярким примером празднования Масленицы стало начало в знаменитой опере Римского-Корсакого «Снегурочка». Композитор широко раскрыл в музыке и действиях этот веселый праздник. Основой для его творчества в этом произведении стали натуральные масленичные песни, музыка к танцам, гуляниям. Собрав и обработав весь этот материал, композитор внедрил его в музыку оперы.

- По сюжету весенней сказки Островского «Снегурочка» режиссер А. Апсолон в 1968 году снял художественный фильм – сказку с одноименным названием. Фильм, так же как и опера начинается с массовых гуляний на Масленицу. Сегодня мы с вами просмотрим фрагмент из этой сказки и убедимся в том, что очень много в музыкальном его оформлении из оперы Римского-Корсакого. Во время просмотра постарайтесь услышать характер музыкального сопровождения. Возможно, кто-то из вас различит и назовет русские народные инструменты, исполняющие это музыкальное сопровождение. (просмотр фрагмента сказки «Снегурочка». Обсуждение с заполнением таблицы)

- Каков характер русских народных песен?Масленичные песни. Исполнение, обсуждение

- Сегодня на уроке мы послушаем пьесу П. И. Чай­ковского, которая так и называется — «Февраль. Мас­леница». Этой музыкальной пьесе П. И. Чайковский предпослал эпиграф:

Скоро Масленицы бойкой Закипит широкий пир.(П. Вяземский)

Послушайте эту пьесу. Что вы представляете себе, слушая «Масленицу» П.И. Чайковского?

Сообщение домашнего задания: Свои представления вы изложите дома в виде сочинения-миниа­тюры: «Слушая пьесу П.И. Чайковского "Февраль. Масленица"...». (Слушание пьесы)

— Как начать сочинение?(Я слушаю музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», и мне представляется...Когда звучит музыкальная пьеса П. И. Чайковско­го «Февраль. Масленица», мне кажется...Услышав первые звуки пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», я оказалась на празднике сре­ди гуляющих, веселящихся людей...)

Работая над сочинением, пишите только о том, что вы представляете, когда слушаете музыку

VI. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы увидели, как с помощью слов, красок и звуков можно передать настроение, которое возникает во время яркого, веселого рус­ского праздника — Масленицы.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык — литература — живопись — музыка. Средства обучения: отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»); репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919); видеофильм «Снегурочка», звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»); масленичные песни, мультимедиапроектор, компьютер, презентация
0 ₽