«Конспект ООД по развитию речи „Зимушка-зима“ в подготовительной группе»
Цель:уточнение и расширение представлений о признаках зимы в процессе интеграции различных видов деятельности с детьми
Задачи:
- активизировать словарь по теме "Зима";
-закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях;
- учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы;
- учить подбирать слова антонимы и синонимы;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать познавательный интерес детей;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель читает стихотворение:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила.
- Ребята о чём эта загадка? (о зиме)
-А что вы знаете о зиме?
Чтобы каждый смог высказаться, давайте поиграем. Я вам буду бросать снежок, а вы мне будете называть признаки зимы. Постарайтесь назвать такой признак, о котором ваши товарищи еще не говорили.
-Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
1. Беседа о признаках зимы.
(Холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску).
2. Состав рассказа по картинке.
Зима - веселое время для забав. Посмотрите на картины и скажите, что делают дети (лепят снеговика, катаются на лыжах, коньках, санках, играют в снежки).
Правильно. Коньки, санки, лыжи, да и просто игра в снежки – эти развлечения любят все. Но оказывается, обычную прогулку или катание с горы можно сделать еще веселее. Главное – выбрать забаву поинтереснее.
Как на горке, на горе
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу.
С горки — ух,
На горку — ух,
Бух!
Захватывает дух!
Как на горке, на горе (А. Прокофьев)
3. Д/и "Добавь слово"
Воспитатель. -В это время года мы часто говорим слово "снег".
- А давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
- Молодцы!А за что вы любите зиму? (Новогодние праздники, можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, просто валяться в снегу, строить снежную бабу).
А давайте попробуем с вами слепить снежок.
4. Физкультминутка "Снежок"
1, 2, 3, 4 загибаем пальчики
Мы с тобой снежок лепили (лепят)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую)
Но совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз-подбросим (подбрасывают)
Два-поймаем (приседают, ловят)
Три-уроним (встают, роняют)
И сломаем (топают).
5. Опыт со снегом.
- Ребята, смотрите у меня в ведерке тоже есть снежок. Только с ним что-то произошло. Здесь почему- то появилась вода. (ответы детей — снег тает в тепле и превращается в воду.)
- А как можно использовать талую воду (Талой водой можно поливать комнатные растения, можно что-то помыть, протереть).
- Можно ли ее пить? Почему? (грязная).
- А давайте поставим ведерко на батарею, чтобы снег растаял до конца и после польем талой водой наши комнатные цветы.
6. «Подбирай, называй, запоминай».
К существительному нужно подобрать прилагательное:
- зима (какая) - холодная, снежная, морозная, долгая, ветреная, веселая, праздничная,
- снег (какой) - белый, холодный, пушистый, липкий, кружевной, грязный, блестящий, искрящийся, алмазный;
- снежинки (какие)- легкие, кружевные, пушистые, холодные, блестящие;
- лёд - твердый, холодный, прозрачный.
К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет …
- снежинки (что делают) - падают, вьются, кружатся, блестят, тают …
- дети зимой (что делают)-играют, лепят снеговика, катаются на санках, лыжах, коньках, с горки, гуляют,
- снег (что делает?) лежит, падает, кружится, засыпает,
7. «Скажи наоборот».
- летом дни жаркие, а зимой - холодные;
-летом день длинный, а зимой - короткий;
-весной лёд на реке тонкий, а зимой - толстый;
- летом - птицы поют песни, а зимой -улетели на юг;
- зимой - ветер холодный, а летом- теплый;
-одни сосульки длинные, а другие - короткие;
- снег - белый, а земля - черная;
- снег мягкий, а лёд - твердый.
8. Дыхательные упражнения: «Снежинки».
Воспитатель: Зимой часто дует ветер, а в небе летают весёлые, легкие снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
- Представьте, что к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и медленный выдох). А теперь представьте, что к вам на ладошку упало несколько снежинок. Как теперь будете сдувать? (вдох носом и медленный короткий прерывистый выдох).
9. Заключительный этап
-Вот подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?
-Ребята, вы хорошо поработали на занятии. И я хочу вас наградить- угостить сладкими снежками (маленькие кусочки белого зефира).