Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Засада - тактический приём в шахматах.
Советы начинающим шахматистам»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: «Засада – тактический приём в шахматах. Советы начинающим шахматистам»
Цель- познакомить с понятием «засада» как один из тактических приёмов шахматной игры.
Задачи:
- повторить понятие «тактика», дальнобойная фигура, миттельшпиль, эндшпиль.
- познакомить с понятием «засада» как один из тактических приёмов шахматной игры
-познакомить с 2- мя видами засад – простой и сложной
- показать засаду в миттельшпиле
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
Ход занятия.
Педагог.Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии. А посвящено оно будет одному из тактических приёмов в шахматах – «засаде».
Давайте вспомним:
-что называется «тактикой» - это ряд приёмов и способов, при которых выполняется стратегический план.
Педагог: Роль тактики в шахматной игре исключительно велика: грубая ошибка или тактический просчёт могут повлечь за собой немедленный проигрыш партии. Поэтому существует ряд шахматных тактических приёмов, одним из которых является – засада. Как вы понимаете слово «засада» в повседневной речи.
Ответы детей.Скрытое или замаскированное место, в котором находятся охотники, солдаты , которые могут неожиданно появиться для нападения.
Педагог. Засада в шахматах — это тактический приём, при котором дальнобойная фигура, сидящая в засаде, способна оказать влияние на позицию противника только после ухода дружественной фигуры с её линии действия.
А какие фигуры называют дальнобойными в шахматах?
Ответы детей.Дальнобойная фигура — это шахматная фигура, которая может перемещаться на всю длину линии: ферзь, ладья, слон.
Педагог.Дальнобойная фигура, сидящая в засаде, способна оказать влияние на позицию противника только после ухода дружественной фигуры с её линии действия. Такое нападение бывает трудно заметить, и потому этот прием настолько эффективный. Разберемся, как применять засаду в шахматах.
Существует два основных типа засад в шахматах:
Простая засада. Фигуру в засаде блокирует одна фигура.
Сложная засада. Фигура в засаде расположена позади нескольких других фигур.
Сначала познакомимся простой засадой.
Фигуру в засаде блокирует одна фигура
Ферзь на поле с2 сидит в засаде. Ходом Сс4хf7+ вынуждают чёрную ладью или короля совершить взятие шахующего белого слона. В ответ белый Фс2хс5. Белые выигрывают партию.
Педагог.Теперь рассмотри пример сложной засады.
Здесь материальное преимущество достигается в несколько точных ходов. Дальнобойная фигура- чёрный слон расположен на Сg7.
Фигура в засаде расположена позади нескольких других фигур
Ход чёрных Кf6хe4
Ход белых d3хd4
Ход черных d4 -d3.
Этот ход чёрной пешки представляет двойной удар – Фс2 и Се2, поэтому белые выбирают ход Се2х d3, а белая ладья на а1 остаётся под боем чернопольного слона Сg7ха1
Педагог.
Ребята, мы рассмотрели примеры засады, чтобы вы могли увидеть тактику соперника или сами выстроить. Приём засады опытные шахматисты применяют как в миттельшпиле, так и в эндшпиле. Давайте вспомним:
- что в шахматах называют миттельшпиль ?
Ответы детей. Это стадия шахматной игры, которая следует за дебютом.
Педагог. Рассмотрим пример засады в миттельшпиле. На чернопольной диагонале h2-b8 =чёрный Фс7, белый Ке5, белый Фg3.
Ситуация за черных крайне плачевная: потери ферзя уже не избежать.
Ход белых Ке5- g6+
Ход чёрных – король должен уйти от шаха или ход пешки взятие коня f7xg6.
Ферзь чёрных открыт для взятия белым ферзём.
Ход белых Фg3хс7.
Педагог. Ребята, сегодня на занятии вы познакомились с тактическим приемом ловушка. Однако, важно понимать, что научиться продумывать такие комбинации можно постоянной тренировкой как в теории, так и на практике с реальными соперниками.
Сейчас, ребята, предлагаю сыграть вам партию в парах, стараясь использовать знания, полученные сегодня на занятии. Как вы уже знаете, фигуры расставляете вместе, и, пожав друг другу руку, начинаете игру.
Дети расставляют фигуры и играют в парах.
Педагог. Дорогие ребята, наше занятие подходит к завершению. Понравилось ли вам оно? Что нового узнали? Пожмите друг другу руку, сложите шахматы. Пожмите друг другу руку, сложите шахматы.
Ответы детей.
Педагог. Очень рада, ребята, что занятие вам понравилось! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога и прощаются.
5