Знакомство с правилами дорожного движения
через художественную литературу
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение. Расширяя знания ребенка, художественная литература воздействует на его личность. Художественная литература является одним из доступных и интересных для ребенка способов освоения ПДД. С произведениями художественной литературы детей можно знакомить непосредственно через чтение, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, театрализованные постановки.
Программой дошкольного воспитания «От рождения до школы» предусмотрено знакомство с правилами безопасности дорожного движения, которые входят в образовательную область «Безопасность».
МЛАДШАЯ ГРУППА
Задачи воспитания:
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Рекомендуемая литература для чтения:
«Я сегодня пешеход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
«Я пассажир» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
«Мишка и новостройка» (автор сказки в стихах А. Шлыгин)
Темы произведения - пассажир, дорога, пешеход.
«Ехал козлик осторожный» (автор стихотворения А. Шлыгин)
Темы произведения - пассажир, дорога, водитель.
«Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – грузовой транспорт.
«Светофор» (автор стихотворения С.Я. Маршак)
«Наш помощник светофор» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
«Грузовичок-трудяга» (автор произведения О.Мяэотс)
Темы произведения – грузовой транспорт.
«По городу» (автор стихотворения В.Берестов)
Темы произведения – пассажир, дорога, водитель, светофор, автобус.
«Песенка пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
«Машина моя» (автор стихотворения Я. Пишумов)
Темы произведения – пассажир, водитель.
«Машины» (автор стихотворения Я. Пишумов)
Темы произведения – грузовой и легковой транспорт»
Видеоматериал (мультфильмы):
«Дорожная сказка»
Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель
«Знакомство с улицей»
Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель, цвета светофора.
«Про котенка Женю»
Темы произведения – цвета светофора, их расположение.
«Озорная семейка»
Темы произведения – пешеходный переход, светофор.
«Паровозик из Ромашково»
Темы произведения – пассажир, поведение в транспорте.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Задачи воспитания:
Соблюдение элементарных правил поведения на улице и в транспорте;
Элементарные правила дорожного движения;
Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», объяснять их назначение;
Понимать значения сигналов светофора;
Узнавать и понимает дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети»;
Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Рекомендуемая литература для чтения:
«Светофор»(автор стихотворения А. Северный)
Темы произведения – закрепление знаний о светофоре.
«Над Москвой луна - как блюдце» (автор стихотворения С. Бороздин)
Темы произведения – виды пассажирского транспорта, трамвай.
«Юрка живет на другой стороне» (автор стихотворения Я. Пишумов)
Темы произведения – правила перехода через улицу, пешеходный переход.
«Любопытный мышонок» (автор сказки Г. Юрмин)
Темы произведения – транспорт, легковой автомобиль, части машины.
«Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога» (авто сказки Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – автомобильная дорога, зебра, пешеходный переход, пешеходы, светофор, водитель (шофер), соблюдение ПДД.
«Марта и Чичи идут в парк» (автор сказки Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – соблюдение элементарных ПДД пешеходом, тратуар, наземный пешеходный переход «Зебра», светофор.
«Друг пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Тема произведения – светофор.
«Подземный переход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
«Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
«На именины к дедушке Медведю» (автор Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – знакомство с транспортом (трамвай), правила поведения в транспорте.
«Мы пожарные» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – спецтранспорт.
«Вышел дождик погулять» (автор стихотворения Э. Мошковская)
Темы произведения – спецтранспорт (поливальная машина)
«Про правила дорожного движения» (автор С. Волков)
Темы произведения – зебра, подземный переход.
«Моя улица» (автор С. Михалков)
Темы произведения – спецтранспорт, поливальная машина.
«Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили», глава 1, глава 2 (автор М. Казанцева)
Темы произведения – пешеход, водитель, светофор.
«Автобус №25» (автор С. Маршак)
Темы произведения – правила поведения в транспорте.
«Мяч»(автор С. Маршак)
Темы произведения – правила поведения возле проезжей части.
«Бездельник светофор» (автор С. Михалков)
Темы произведения – назначение светофора.
Видеоматериалы (мультфильмы):
«Баба Яга и правила дорожного движения»
Темы произведения – пешеходный переход «Зебра», светофор.
«Сказка о машинах»
Темы произведения – виды транспорта.
«ПДД для детей» Часть 1.
Темы произведения – пешеход, водитель, соблюдение правил дорожного движения.
СТАРШАЯ ГРУППА
Задачи воспитания:
Соблюдение элементарных правил дорожного движения;
Соблюдение правил поведения на улице и в транспорте;
Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая», «Пожарная», «Полиция» и объяснять их назначение;
Понимать значений сигналов светофора;
Узнавать и называть дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта» и «Пункт медицинской помощи»;
Различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра»;
Знакомство с метро.
Рекомендуемая литература для чтения:
«Про правила дорожного движения» (автор С. Волков)
Темы произведения – подземный переход, зебра, перекресток.
«Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили» (автор М. Казанцева)
«Азбука пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – правила поведения на пешеходной дорожке.
«Мне купили самокат» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
«Мне купили роликовые коньки» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
«Веселый футбол» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
«Пойдем играть в хоккей» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
«Волшебная горка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
«Новогодний снег» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – снегоуборочная машина.
«Воробьишка Тишка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – регулировщик, зебра, правила перехода, светофор.
«Песенка о правилах» (автор Я. Пишумов)
«Пешеходный переход» (автор Я. Пишумов)
«Светофор»(автор В. Кожевников)
«Гололед»(автор И. Лешкевич)
Темы произведения – правила поведения на улице.
«Кто храбрей» (автор А. Гангов)
Темы произведения – правила поведения на дороге.
«Чудесный островок» (автор А. Дмоховский)
Темы произведения – правила перехода через улицу.
«Подземный переход» (автор А. Дорохов)
«Заборчик вдоль тротуара» (автор А. Дорохов)
«Шлагбаум» (автор А. Дорохов)
«Велосипедист» (автор С. Михалков)
Темы произведения – правила поведения на улице.
«Скверная история» (автор С. Михалков)
Темы произведения - правила поведения на улице.
«Самокат»(автор Н. Кончаловская)
«Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой» (автор Я. Пишумов)
«Если бы…» (автор О. Бедарев)
Темы произведения – правила поведения пешехода на улице.
«Запрещается-разрешается» (автор В. Семернин)
Темы произведения – правила поведения пешехода, пассажира, тротуар, перекресток.
Видеоматериал*:
«Азбука безопасности»
Темы произведения – дорожные знаки.
«Мигающие человечки»
Темы произведения – светофор, обогащение знаний о светофоре, о его назначении, работа светофора на перекрестке.
«Смешарики. Светофор»
Темы произведения – правила поведения на дороге, дорожные знаки: запрещающие, разрешающие, предупреждающие.
«Смешарики. На остановке»
Темы произведения – правила поведения в общественном транспорте, расширять и закреплять знания о пассажирском транспорте, поведение на остановке, посадка и выход из транспорта.
«Правила дорожного движения»
Темы произведения – поведение пешехода на улице, перекресток, светофор, зебра, проезжая часть и тротуар.
«Дорожные знаки»
Темы произведения – правила безопасности на дороге, поведение на дороге, предупреждающие знаки: «Опасный поворот», «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Крутой спуск», «Крутой поворот», «Остановка».
*Данный видеоматериал можно использовать для старшей и подготовительной групп.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Задачи воспитания:
Закреплять все полученные знания о дорожном движении;
Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, посещение театра (спектакли на данную тему).
Рекомендуемая литература для чтения:
«Азбука безопасности» (автор О. Бедарев)
«Автомобиль»(автор Н. Носов)
«Трамвай и его семья» (автор Л. Гальперштейн)
Темы произведения – обогащение знаний о городском транспорте.
«Дядя Степа» (автор С. Михалков)
«Рассказ о неизвестном герое» (автор С. Маршак)
Темы произведения – расширенные знания о спецтранспорте (пожарная машина)
«Смешуроки на дороге» (под редакцией М. Корниловой, М. Большаковой)
Темы произведения – все программные задачи.
Вся предыдущая литература также может использоваться для закрепления знаний о ПДД в подготовительной группе.
Очень важно после чтения художественной литературы правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос, заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Используемая литература:
1. Программа «От рождения до школы».
2. «Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.
3. «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина.
4. «Методические рекомендации Ушаковой по ознакомлению с художественной литературой».