Русский язык очень богат; с помощью слов можно передать всё: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
К. Паустовский
Интеллектуальная игра «Знатоки грамматики» для учащихся с ОВЗ (1 класс)
Цель: Формирование и закрепление первоначальных навыков чтения и письма у детей с ОВЗ 8-9 лет как предпосылки создания успешного обучения в школе и развития коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие: Формировать и развивать фонематический слух, владение звуковой стороной речи, со слоговой структурой слова.
Формировать и развивать звуко-буквенный анализ
Формировать умения правильно строить предложение. Обучать чтению.
Развивающие: Развивать слуховое восприятие. Развивать графические навыки.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по
отношению к окружающим, работать в группе.
Коррекционно-развивающие:
-развивать мышление (логическое, пространственное и техническое), активизировать
мыслительные процессы школьников;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в группе;
-развивать желание включаться в творческую деятельность.
Ход мероприятия:
- Сегодня 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. Наш родной язык русский. Он является главным инструментом сохранения национальной культуры. Поздравляю всех нас с Международным днем родного языка!
Дети читают стихи у доски
Люблю я русский свой язык, Он мне на свете всех дороже. И буду я его ценить, Учить его я буду тоже. | Язык родной, он нужен всем, Чтобы читать, творить. Но прежде нужен он затем Чтоб просто говорить. |
Бежим мы в школу Как всегда, Учить язык мы будем. И никогда, и никогда Его не позабудем. | Язык - и стар, и вечно нов, И это так прекрасно! В огромном мире - Море слов Купайся ежечасно. |
Учитель:
Язык наш - славный и могучий
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский -
Самый лучший.
- Послушайте , что писали о родном языке великие люди.
И нет роднее ничего.
- Вы учитесь в первом классе, уже узнали много нового. И сегодня мы отправляемся в царство Королевы Грамматики. Мы благодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания!
Знакомство с правилами игры.
- В игре по русскому языку примут участие три команды:
1 ) «Умники»;
2 ) «Мудрецы»;
3 ) «Знатоки».
- За правильные ответы команда получает жетоны. В конце викторины подсчитывается количество жетонов. Победителем считается та команда, которая набрала наибольшее количество жетонов. Сегодня нашу интеллектуальную игру будет проводить учитель-логопед.
- Итак, начинаем игру.
Первый конкурс: «Блиц ответ» У вас на столе лежит конверт, у каждой команды по два вопроса. Читаем и все вместе готовим ответ. Отвечает капитан.
1 конверт ( Какая бывает речь? (устная и письменная) Сколько слогов в слове ЛАМПА (2)
2 конверт (Из чего складывается предложение? (слов) Какой согласный звук всегда твердый? (Ж, Ш, Ц)
3 конверт (Звуки слышат или видят?) (Слышат?) Какие звуки всегда мягкие? (Ч,Щ,Й)
Ответы детей. Выдача жетонов.
Второй конкурс: «Озорницы»
К нам в гости пришли буквы – озорницы. Они любят играть в прятки. Давайте с ними поиграем! Перед вами на столе два слова, но что - то с ними случилось? (Нет в слове гласных букв). Предлагаю вставить недостающие буквы и прочитать получившиеся слова.
1 команда М-Л-Н- (МАЛИНА) М-Л-К- (МОЛОКО)
2 команда М-Ш-Н- (МАШИНА) Д-Р-В- (ДРОВА)
3 команда Ц-П-Л- (ЦАПЛЯ) Р-Б-И-Н- (РЯБИНА)
Вопрос на дополнительный жетон:
В слове малина, какой звук находиться слева от звука Н.
В слове дрова, какой звук находиться справа от звука Д.
В слове цапля, какой звук находиться слева от звука Л.
Ответы детей. Выдача жетонов.
Физкультминутка.
- А почему, ребята, вы не делали физминутку?
- Все слова, которые записаны на плакате, уже давно не употребляются в нашей речи. Такие слова называются устаревшими. На их смену пришли другие слова.
Третий конкурс «Устаревшие слова»
- После того как мы с вами познакомились с устаревшими словами, я предлагаю заново провести физминутку. Теперь то вы не ошибётесь.
Четвертый конкурс «Магия слов»
Перед вами лежат листы со схемой и простыми словами, которые вы преобразуете в сложные слова, то есть из двух слов составьте одно слово.
-Например:
сам, варит – самовар
рыба, ловит – рыболов
мусор, возит - мусоровоз
_А вот слова для команд:
1 команда ЛИСТ ПАДАЕТ
2 команда ПЫЛЬ СОСАТЬ
3 команда ПУЛЯ МЕТАТЬ
Пятый конкурс: «Собери пословицу»
- О русском языке народ сложил много пословиц. А что такое пословица?
- Я принести вам несколько пословиц, но слова в этих пословицах рассыпались. Вам надо собрать правильно эти пословицы и догадаться о смысле этих пословиц
Слайд.
(самостоятельная работа в группах)
-Давайте проверим, что у вас получилось.
Конкурс «Подскажи словечко».
- Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь – (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь – (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты – (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай (конец).
- Кто догадался, какое задание вам нужно будет сейчас выполнить? (написать противоположное слово по смыслу)
(На столах у каждой команды карточки с заданием)
1-я команда: большой – маленький, широкий – узкий, день – ночь,
2-я команда: утро – вечер, светлый – тёмный, кислый – сладкий,
3-я команда: хорошо – плохо, умный – глупый, толстый – тонкий.
Игра «Продолжи слово»
Дети встают в круг. Я кидаю мяч и говорю слово КОЛОДЕЦ, последний звук какой? Ц. Ты придумай слово на букву Ц., и так далее по кругу.
Ответы детей. Выдача жетонов.
Подведение итогов.
-Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания по грамматике русского языка.
Учитель читает стихотворение:
Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах –
Ты же рядом
И с правилом чётко подскажешь, как надо.
Писать, говорить, размышлять
И трудиться –
Нам в жизни, Грамматика, всем пригодится.
Награждение победителей.
Подведение итогов (вручение медали «Знаток русского языка»