Любой сценарий складывается из блоков, как конструктор. Основные блоки следующие:

1.   Главный герой, который проходит трансформацию через испытание. К концу сценария Герой должен измениться. 

2.   Конфликт. Драматургия строится на конфликте Главного героя. 

3.   Антигерой, противостоит Главному герою. Противостояние очень важно, только в противостоянии Герой меняется. 

4.   Помощники Героя

 

Драматургия на новогодний утренник в детском саду или школе обычно предполагает угрозу празднику – украли подарки, особую книгу, в которой записано, какие подарки дети заслужили в прошедшем году, посох Деда Мороза и так далее. Затем Дед Мороз с помощниками ищет пропавшие вещи. 

Но не обязательно. Можно пойти и на неожиданный ход

1.   У Деда Мороза плохое настроение, не хочет отмечать Новый Год, надо его развеселить. Песней, танцем, сценкой, стихотворением (кстати, подборка интересных новогодних стихотворений есть на сайте Interesarium (https://interesarium.ru/seller/projects/edit/2229) , стендапом, рэп-баттлом об итогах года – кто что умеет. 

2.   Дед Мороз вышел на улицу без шапки у себя на Северном Полюсе, и Вьюга заморозила его сердце. Как разморозить сердце Деда Мороза? Давайте расскажем ему (только честно!) что хорошего мы сделали за год. Рассказать тоже можно в разных жанрах – песней, танцем, сценкой. Дед Мороз порадуется и сердце его растает. 

3.   Из-за глобального потепления растаяла вечная мерзлота, не встали северные реки, Дед Мороз не может проехать с Северного Полюса с подарками. Что делать? Предлагаем идеи, как доставить Деда Мороза сейчас и что можно сделать, чтобы не допустить такого в будущем (экономить электроэнергию и ресурсы, больше ходить пешком и пользоваться общественным транспортом и так далее). 

Здесь нет никакой драматургии, по сути, это просто концерт. У такого детского новогоднего мероприятия есть свои существенные плюсы: роли каждого участника примерно равные, а значит, нет споров и обид из-за распределения ролей – кто в главной роли, а кто в массовке. Кроме того, огромные возможности самовыражения. Это не спектакль с прописанными ролями – каждый может подготовить номер сам, осмыслив и отрефлексировав прошедший год.    

Вернемся к классическому сюжету. Собираем блоки сценария новогоднего представления

Кто может быть Главным Героем новогодней сказки? Например, Снеговик, Смелый Ребенок, Снегурочка, Фея.

Антигерои: Вьюга, Пурга, Метель, Дракон, Баба Яга, Кощей, Волк, Лиса, Медведь, Сова, Тролль.

Помощники Героя: Лесные животные (зайцы, белки, небольшие птицы), Снежинки, другие дети. 

Конфликт:

1.   Злой Умысел 

- Сорвать Новый год. Злой тролль не любит праздники, добрые пожелания и когда люди делают друг другу приятные подарки – ведь люди от этого становятся добрее, лучше общаются, помогают друг другу и живут мирно. Он хочет сорвать Новый год и для этого крадет книгу, где записаны все добрый поступки людей.  

- Отомстить Деду Морозу. В прошлый Новый год Вьюга была злая и сдувала все по всей Земле, Дед Мороз из-за ветра не мог проехать в своих санях и запер Вьюгу высоко в горах. В этом году Вьюга объединилась с Метелью и Пургой и твердо решила отомстить Деду Морозу, перевернуть его сани и разбросать подарки по всему свету, чтобы никто их не нашел.   

2.   Случайность 

- Книгу, где записано, что кому подарить, не украли, ее потеряли, пока готовили подарки. Баба Яга ее нашла, но она не умеет читать, не понимает, что за книга у нее в руках и собирается это книгой топить печку. 

- Дед Мороз забыл поставить будильник и проспал! Олени чувствуют, что что-то не так, но сами разбудить не могут. Олени зовут на помощь Героя, который должен разбудить Деда Мороза. Но как олени объяснят, в чем проблема? Они могут писать на снегу на оленьем языке, но Герой еще должен выучить язык. Или попробовать ребус? Пантомиму?   

Ход повествования. По классическим законам драматургии с первого раза Герой не может решить проблему. Обязательно нужна неудача, на которой Герой чему-то учится. После неудачи следует вторая попытка. Например, Герой может понять, что один не справится и нужно призвать помощников. Неудача делает возможной трансформацию, изменение Героя. Вторая попытка удачная и дальше остается зафиксировать, какой урок извлек Герой, в чем он изменился.           

Ценности. Новогодний сценарий – удобный случай еще раз поговорить о ценностях, передать детям то, что важно нам. Честность, упорство в достижении цели, важность качества работы, мышление роста – все это можно встроить в сюжет. Например, неудача первой попытки может связана с тем, что Герой что-то не умеет (читать, управлять самолетом, отгадывать головоломки). Тогда Помощник может рассказать Герою, что можно научиться чему угодно, но любой навык требует времени и усилий. Герой начинает пробовать, сначала у него не получается, ему не нравится, потом становится немного лучше (и ему начинает нравиться!), много тренировок – и все получается. В финале Герой понимает, что прогресс через тренировки - это универсальный принцип, у него появляется Большая Цель в жизни и понимание, как к ней прийти. 

Или - при первой попытке Герой недостаточно постарался, Помощник говорит ему, что важно не просто сделать, но сделать хорошо. И не только для результата, это важно для самого Героя, потому что делать что-то хорошо - приятно. Люди уважают тех, кто умеет что-то делать действительно мастерски. В ходе повествования к этой мысли приходит и сам Герой, это и есть его трансформация.        

Конечно, от одного спектакля ценности не приживаются, но почему бы не напомнить о главном еще раз? 

 Хотите попробовать себя в качестве сценариста? Пишите новогодние сценарии и размещайте их на сайте Interesarium