2. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НА КОНКУРС.
Я, Батлук Ирина Владимировна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 34», работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Делаю речь детей правильной и красивой.
Окончила Ставропольский педагогический институт в 2005 году, факультет коррекционной педагогики, по специальности «Учитель-логопед».
Стаж моей педагогической деятельности - 12 лет. Я оказываю коррекционно-развивающую помощь детям с особыми образовательными потребностями: развиваю неречевые психические функции, активизирую речевую деятельность, развиваю лексико-грамматические категории, слоговую структуру слова, связную речь провожу коррекцию звукопроизношения. В основе моей работы лежит индивидуально - личностный подход к каждому ребенку. С каждым из них мы проходим свой неповторимый, не похожий на других путь развития, подкрепленный методами работы наиболее подходящего для данного воспитанника.
Уверена в том, что успех в работе зависит от профессиональных знаний и умений. С целью повышения методической базы, совершенствования уровня своей квалификации, профессионального мастерства и компетентности, для оказания эффективной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и консультативной помощи их родителям, я постоянно занимаюсь самообразованием, ищу и овладеваю новейшими педагогическими технологиями и методиками. В 2023 году прошла курсы повышения квалификации «Фонематическое восприятие от рождения до школы», «Логопедическая работа с детьми с расстройством аутентического спектра», «Запуск речи. Структура индивидуального логопедического занятия». В 2024 году прошла теоретическую практику «Подготовка по построению реабилитационного маршрута для детей с нарушенным развитием для комплексного сопровождения», практический курс «Дизартрия от А до Я».
В нашем детском саду созданы все необходимые условия для стимуляции, активности, самостоятельности и творчества каждого ребенка. Широко применяется серия игр В.В. Воскобовича: «Коврограф «Ларчик»- это уникальное средство, которое дает возможность для развития и самостоятельности каждого ребенка, развивает навыки самоконтроля, дает широкие возможности для индивидуализации процесса обучения. Также успешно используется уникальная развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый Лес», построенная на основе сказочного сюжета, она максимально комфортна и разнообразна. В коррекционной работе с детьми доставляет радость и соответствует всем требованиямфедеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В процессе комплексной логопедической помощи я систематически использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением коммуникации и нарушенным интеллектом. Детям очень нравится артикуляционная гимнастика с метрономом, дыхательная гимнастика с разнообразными дыхательными тренажерами, упражнения со «Степами», нейродосками, пальчиковая гимнастика со льдом, нейрогимнастические упражнения с балансировачной подушкой, игры с песком. Все эти технологии успешно помогают формировать фонематический слух, звукопроизношение, связную речь, формировать слоговую структуру слова, развивать моторную деятельность, пространственную ориентировку и делает мои занятия интересными и разнообразными.
Мною была разработана «Сказка - шумелка» и «Шумовой оркестр» с целью реализации комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания посредством «Ритмодикломации». Этот вид деятельности позволяет обеспечить разностороннее развитие ребенка в игровой форме и приобщить его к миру музыки в качестве активного слушателя и исполнителя.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ позволило мне повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддержать внимание на всех этапах, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Я применяю в своей работе компьютерные игры «МЕРСИБО», «Игры для Тигры», «Учимся говорить», «В кладовой у Баба Яги» на все лексические темы, на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
Активно использую новейшее современное оборудование- гарнитуру костной проводимости «Forbrain». Данное устройство усиливает основные звуки разговорной речи и способствует их восприятию через костную проводимость, не подключая слуховой анализатор, чтобы улучшить речь и коммуникацию, при этом глубоко прорабатывается правильная речь и правильное звукопроизношение, интонация речи, различение на слух звуков собственного голоса. Благодаря устройству «Forbrain», сокращается время логопедической работы по коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова и психологической базы речи.
Считаю, что успехи ребенка в речевом развитии не могут быть результатом труда одного человека- учителя-логопеда. Это результат совместной деятельности всех участников образовательных отношений: родителей, педагогов и воспитателей. С целью повышения активности и психолого-педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей, систематически провожу семинары с элементами тренинга, открытые занятия, где в роли детей выступают сами родители. В результате данной работы они получают не только теоретические знания, но и практические навыки.
В целях установления плодотворного сотрудничества между специалистами ДОУ и семьей организую мастер классы, консультации. Педагоги активно включаются в образовательную деятельность, проводят на своих занятиях пальчиковую и артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, что позволяет предупредить речевые нарушения в раннем возрасте. Так родители и педагоги становятся помощниками и непосредственными участниками образовательных отношений, вносят свои предложения по совершенствованию коррекционного образовательного процесса, выдвигают идеи.
Проводимая мною работа имеет положительную динамику. Мы наблюдаем следующие результаты:
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
-положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанников;
- отсутствие напряжения и скованности у детей;
- улучшение соматического здоровья у воспитанников;
- использование педагогами и родителями здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми в ДОУ и дома.
Вывод: Практика показывает, что проводимая мною работа делает успешной социализацию дошкольников среди сверстников и способствует полноценному проживанию периода дошкольного детства, готовит каждого ребёнка к обучению в школе. Большинство воспитанников направляются в общеобразовательные классы. Получаю положительные отзывы от учителей и родителей.