Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Липяговская основная общеобразовательная школа
Терновского муниципального района Воронежской области
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/ / |
Директор МКОУ Липяговской ООШ
____________/ /
Приказ № от « » сентября 20 г.
Адаптированная рабочая программа
для детей с УО (с ТМНР)
коррекционного курса «Двигательное развитие»
1-ого класса
Учитель начальных классов Докучаева О. Е.,
I квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы коррекционного курса
«Двигательное развитие»
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников сумственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составленана основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г. регистрационный № 35850);
Нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области образования;
Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МКОУ Липяговской ООШ;
Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Плана действий и плана мероприятий по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО (ИН) № 6234-03 25 от 11.08.2015;
САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Учебного плана МКОУ Липяговской ООШ (1 год обучения);
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Устава МКОУ Липяговской ООШ.
Цель:
обогащение сенсомоторного опыта, поддержанию и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи:
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Содержание учебного курса
Содержание предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами: Коррекция и формирование правильной осанки, Формирование и укрепление мышечного корсета, Коррекция и развитие сенсорной системы, Развитие точности движений пространственной ориентировки.
Коррекция и формирование правильной осанки.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; профилактика выполнения имитационных упражнений.
Профилактика выполнения упражнений в вытяжении.
Формирование и укрепление мышечного корсета.
Профилактика выполнения общеукрепляющих упражнений. Овладение пространственными ориентировками. Развитие подвижности в суставах.
Коррекция и развитие сенсорной системы.
Овладение упражнениями для развития тактильно-двигательного восприятия; Развитие зрительного анализатора;
Овладения играми на совершенствование сенсорного развития.
Развитие точности движений пространственной ориентировки.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; Овладения пространственными ориентировками.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Липяговская основная общеобразовательная школа
Терновского муниципального района Воронежской области
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
покоррекционному курса«Двигательное развитие»
Класс: 1 (первый год обучения)
Учитель: Докучаева Ольга Евгеньевна
Общее количество часов на предмет по учебному плану: 66 часов
Из них на:
I четверть - 25 часов
II четверть - 21 час
III четверть - 28 часов
IV четверть - 24 часа. По 2 часа в неделю.
Всего учебных недель - 33
Планирование составлено на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Липяговская основная общеобразовательная школа
Терновского муниципального района Воронежской области
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
покоррекционному курсу «Двигательное развитие»
Класс__1__(первый год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Примечание | ||||
Плановые | Скорректированные (фактические) | ||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки. 8 ч. | |||||||
1 | Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | |||||
2 | Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. | ||||||
3 | Формирование правильной осанки у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя. | ||||||
4 | Формирование правильной осанки у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя. | ||||||
5 | Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы. | ||||||
6 | Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы. | ||||||
7 | Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных. | ||||||
8 | Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных. | ||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета. 3 ч. | |||||||
9 | Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз. | |||||
10 | Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. | ||||||
11 | Упражнения с предметами и без них. |
Коррекция и развитие сенсорной системы. 6 ч. | |||||||
12 | Игра: «Дунем раз…» | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | |||||
13 | Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. | ||||||
14 | Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. | ||||||
15 | Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. | ||||||
16 | Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. | ||||||
17 | Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. | ||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки. 8 ч. | |||||||
18 | Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам). | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | |||||
19 | Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам). | ||||||
20 | Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку. | ||||||
21 | Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку. | ||||||
22 | Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении. | ||||||
23 | Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении. | ||||||
24 | Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова». | ||||||
25 | Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова». | ||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета. 3 ч. | |||||||
26 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей. | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза | |||||
27 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей. | ||||||
28 | Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики миопии. | ||||||
Развитие точности движений пространственной ориентировки. 4 ч. | |||||||
29 | Ходьба по различным предметам, передвижение боком. | Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке; Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево). |
30 | Игры: «Летающие носочки», «Зоопарк», «Собери шишки». | ||||||
31 | Право, лево. Направо, налево. | ||||||
32 | Впереди, сзади, рядом. | ||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета. 4 ч. | |||||||
33 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза | |||||
34 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. | ||||||
35 | Упражнения на ребристых досках, гимнастических палках, ортопедических ковриках. | ||||||
36 | Упражнения на ребристых досках, гимнастических палках, ортопедических ковриках. | ||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки. 6 ч. | |||||||
37 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | |||||
38 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | ||||||
39 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) | ||||||
40 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) | ||||||
41 | Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка» | ||||||
42 | Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка» | ||||||
Развитие точности движений пространственной ориентировки. 9 ч. | |||||||
43 | Ходьба по залу. | Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке; Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево). | |||||
44 | Ходьбой по залу и линиям. | ||||||
45 | Ходьбой по залу и линиям. | ||||||
46 | Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках. | ||||||
47 | Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д. | ||||||
48 | Ходьба приставным шагом. | ||||||
49 | Ходьба с подниманием бедра. | ||||||
50 | Ходьба на носках с закрытыми глазами. | ||||||
51 | Упражнение «Аист» | ||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки. 4 ч. | |||||||
52 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | |||||
53 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) |
54 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) | ||||||
55 | Упражнение «Птичка», «Веточка» | ||||||
Коррекция и развитие сенсорной системы. 11 ч. | |||||||
56 | Упражнения с различными предметами. | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | |||||
57 | Упражнения с различными предметами. | ||||||
58 | Упражнения с мячами – ёжиками. | ||||||
59 | Упражнения с мячами – ёжиками. | ||||||
60 | Упражнения с различными малыми мячами | ||||||
61 | Упражнения с различными малыми мячами | ||||||
62 | Упражнения с различными гимнастической палкой. | ||||||
63 | Упражнения с различными гимнастической палкой. | ||||||
64 | Упражнения с ленточками. | ||||||
65 | Упражнение с кольцами. | ||||||
66 | Упражнениям с верёвочкой (узелок одной рукой, бантик и узелок, плетёнка). |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература для учителя:
- С. С. Зиянгиярова «Программно- методическое обеспечение 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 8 вида». – П,:КЦФКиЗ, 2010 – 66с.
- Журналы «Здоровье детей»
- Похлебкин В. П. «Уроки здоровья» : Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.:Просвещение,1992.
- Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004
- Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004.
- Заикина Е. «Быть здоровым непросто»: Формирование культуры здоровья у старшеклассников / Елена Заикина. – М.: Чистые пруды,2008
- «Методика занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе» Селезнёва Л. И., учитель ЛФК государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы № 9 г. Новороссийска
- Аудио записи «Музыка для массажа», «Музыка для души»
Оборудование:
Спортивный зал;
Коврики (для упражнений сидя и лежа);
Гимнастические стенки;
Мячи: для тенниса, большие резиновые;
Обручи;
Скакалки;
Секундомер.