ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа (далее – АОП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа (вариант 7.2) предназначается обучающимся с ЗПР и направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их же среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы получит такой же документ об образовании, как и его нормально развивающиеся сверстники.
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
АОП НОО обучающихся с ЗПР разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273 - ФЗ
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями)
3. Федерального государственногобразовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598;
4. Основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 7.1).
5. Устава ОУ
Общая характеристика ребенка: Юра имеет недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Учащаяся испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития речи. Нарушениями в организации деятельности и поведения, признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Отмечается нарушения речевой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Цель и задачи АОП
Цель:создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с ЗПР.
Задачи:
1.обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка, оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
2. развитие познавательной активности, активизация интеллектуальной деятельности путем формирования умственных операций;
3. развитие речи, обогащения и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи, составлению сюжетных и описательных рассказов;
4. коррекции индивидуальных недостатков развития ребенка, отклонений в его психическом, речевом и интеллектуальном развитии;
5. восполнение пробелов предшествующего развития, расширение кругозора, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;
6. сохранение и укрепление соматического и психического здоровья;
7. выявление в содержании предметных областей универсальных учебных действий и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
8. - формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
9. пробуждение желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения);
10. формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление);
11. формирование доброжелательного отношения к окружающим; умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительного отношения и желания взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.); умения выражать свои желания, делая выбор.
Общие сведения об обучающемся
Ф.И.О. | ЧИО |
Возраст | 10 лет |
Дата рождения | |
Год поступления в школу | 2020 |
Класс | 4А |
Заключение ПМПК | Установлен статус обучающийся с ОВЗ |
Рекомендации ПМПК | |
Образовательная программа | Обучение по АООП НОО, разработанной с ориентацией на содержание вариант 7.2, с учетом специальных условий получения образования в 4 кл в 2023-2024 уч.году |
Форма получения образования | В составе класса 1 час в неделю коррекции во внеурочное время |
Форма обучения (очная/заочная/очно-заочная) | очная |
Режим обучения (полный/неполный/один выходной) | Полный день |
Специальные технические средства | Соблюдение норм СанПиН 2.4.3648-20: температурный, световой режим, соответствие мебели росту. |
Предоставление услуг ассистента, тьютора | Не нуждается |
Специальные организационные условия | Ежегодная первичная, промежуточная, итоговая, психолого-педагогическая диагностика |
Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи | |
Формы психолого-медико-педагогической помощи | Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающего с ЗПР |
Психолого-педагогическое сопровождение | Организация непрерывного психолого-педагогического сопровождения, разработка и применение индивидуально - ориентированной системы оценивания ребёнка, адекватной его возможностям, учёт структуры речевого нарушения. |
Медицинская помощь | Не нуждается |
Срок повторного прохождения ПМПК | По окончании НОО |
Особенности семейной ситуации (состав семьи, статус семьи) | Полная |
Особенности индивидуального развития.
Самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции. Ребенок в состоянии адекватно воспринимать неправильность своих поступков.
По итогам 3 класса, предметный материал освоен на базовом уровне, что обусловлено отставанием в развитии мыслительных и познавательных процессов.
При обучении в 3_ классе (2022-2023 год обучения) испытывает затруднения.
Письмо.
Нарушение письма: письмо под диктовку, списывание текста. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Слабо развита мелкая моторика рук, испытывает трудности при ориентировании в тетрадях по письму и математике. При письме наблюдаются трудности с мелкой моторикой рук. Высота и размеры букв нарушены. Искажает написание букв, их соединения. При списывании пропускает буквы и слова, не соблюдает начало и конец предложений. При письме под диктовку не может перевести звуки в буквы.
Рекомендации психолога: низкая работоспособность, ослабленная память - необходимость перерывов, т.к. ребенок часто отвлекается; индивидуальный темп работы, развитие контроля за временем при выполнении заданий; дозированость информации, создание ситуации успеха и ее поддержание, контроля за становлением учебно-познавательной деятельности, развитие самостоятельности при выполнении работы; постоянная актуализация знаний, одобрение общественных норм поведения; необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики; упрощать формулировки при составлении контрольных работ; использовать инструкции (пошаговость) выполнения задания;в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
Рекомендации логопеда: развитие ослабленной памяти с помощью наглядных пособий и схем, необходимо закреплять изученный на логопедических занятиях материал дома с помощью взрослых; время занятий необходимо закрепить в режиме дня - это дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала; занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения. Если ребёнок быстро устаёт, целесообразно выполнять задание за несколько приёмов.
Общие особые образовательные потребности (7.2.):
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды в связи с быстрой истощаемостью;
компенсация дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы, «пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, с взрослыми формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации:
Ребенок в специальных формах текущей, итоговой и промежуточной аттестации не нуждается, контрольные и итоговые работы пишет в составе класса со снижением шкалы оценивания с учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
3. Приведенная примерная рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП продолжительность уроков составляет 40 минут. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся. Контрольные работы проводятся согласно учебному плану предмета русский язык 4 класс.
4. Ценностные ориентиры содержания учебных предметов
Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета
5.1Личностные результаты освоения для 4-го класса по учебному предмету «Русский язык» оцениваются по следующим параметрам:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
- соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя);
старательности;
- подчинении дисциплинарным требованиям;
- адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
- стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
- порядке в учебных принадлежностях;
- бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;
- выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;
- проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований).
Сформированность речевых умений проявляется в:
- владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);
- грамматически правильной речи;
- овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;
- возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения);
- стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
- умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;
- невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении);
- умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;
- умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе представлений о нравственных нормах и справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
- желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;
- способности следить за своим внешним видом.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
- умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
- возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего замысла;
- умении справедливо распределять обязанности в паре;
- умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;
- умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
- умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
- умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.);
- осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);
- осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
- осознании затруднений (не понимаю, не успел);
- возможности анализировать причины успехов и неудач;
- разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;
- умении самостоятельно использовать вспомогательные средства (карточки, опорные схемы, алгоритмы правил) в затруднительных учебных ситуациях;
- умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.
5.2. Метапредметные результаты освоения для 4-го класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
- возможности самостоятельно прочитать и понять текст задания;
- умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для правильного написания орфограмм;
- умении определять части речи по вопросам, различать главные и второстепенные члены предложения;
- умении классифицировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;
- умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках русского языка;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в словосочетаниях и предложениях;
- умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты: гласные и согласные звуки, части речи, главные и второстепенные члены предложения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
- понимании инструкции, предложенной классу;
- удержании инструкции;
- умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий);
- умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении к каждому осваиваемому учебному действию);
- умении выслушивать не перебивая;
- умении сопоставлять результат с образцом;
- умении найти ошибки у себя.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
-умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
-умении рассказывать о событии;
-умении решить спор договоренностью;
-умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;
-умении аргументировать свое мнение;
-умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:
-способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел);
-стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность);
-беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность);
-беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую оценку);
-умении адекватно оценить свое поведение;
-умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий);
-готовности помочь партнеру в решении проблемы.
5.3.Предметные результаты. В конце 4-го класса обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
Примеры контрольно-оценочных материалов икритериев оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов осуществляется учителем традиционно по пятибалльной шкале в ходе промежуточной и итоговой аттестации (выполнение тестовых заданий по темам, разделам, комплексной контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительных заданий). Вариант тестового задания (комплексной контрольной работы) учитель определяет самостоятельно, учитывая индивидуальные способности к усвоению материала по русскому языку. В связи с выраженными трудностями написания слуховых диктантов обучающимися с ЗПР возможно дополнительно предусмотреть орфографическое списывание текста (текст с пропущенными орфограммами, изученными за 3 класс). Это позволит сделать анализ освоения орфограмм, исключая ошибки, связанные с нарушением развития фонематических процессов.
6. Содержание учебного предмета
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Русский язык» в четвертом классе включает следующие разделы:
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
7.Календарно-тематическое планирование русский язык
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Практич Работа | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |
Всего | Контрольные работы | ||||
Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Работа над ошибками допущенными в диктанте с грамматическим заданием | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Работа над ошибками, допущенными в изложении и подготовка к проверочной работе. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Правописание гласных и согласных в корне слова. Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами ‐ик, ‐ек, ‐ок, ‐онок. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Наречие как часть речи. Правописание и образование наречий. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Падежные окончания имён существительных 1-го, 2-го и 3‐го склонения. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Работа над ошибками, допущенными в сочинении (изложении). Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Правописание имён прилагательных во множественном числе. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Обобщение по разделу «Имя прилагательное» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Неопределённая форма глагола. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Составление текста из деформированных предложений. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
І и ІІ спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Подготовка к проверочной работе. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. Подготовка к проверочной работе. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Обобщение по теме «Глагол». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Правописание орфограмм в значимых частях слова | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
Повторение. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КОРРЕКЦИОННЫХ ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Требования к учебникам и учебным пособиям.
Реализация АОП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АОП НОО. Программ предполагает использование учебников линейки «Школа России»,
Для реализации программного содержания используются следующие учебники, учебные и методические пособия:
В.П. Канакина. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021;
О.Н.Крылова. Контрольные работы по русскому языку. К учебнику В.П. Канакиной «Русский язык. 4 класс. В 2 ч.», -М. «Экзамен» ,2020;
Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной «Русский язык. 4 класс» (CD);
Рабочая программа к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. – Волгоград: «Учитель» 2021;
В.П. Канакина, Г.Н.Манасова. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 2-е изд. – М.; Просвещение 2021;
Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Школа России». 4 класс.– М.; ВАКО, 2021.