Алгоритмы чтения с листа
Практически каждый преподаватель знает, что редкий ученик способен сам, без помощи преподавателя разобрать музыкальное произведение. Процесс разбора растягивается надолго. Поэтому на уроке зачастую не остается времени на чтение с листа. В настоящее время, в связи с вступлением в действие Федеральных государственных требований (ФГТ) пересматриваются учебные программы, переосмысливаются формы и методы обучения. Поставленная при этом цель – формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями в области музыкального исполнительства. Наряду с умением играть и исполнять произведения, формирование навыка чтения нот с листа приобретает большое значение. Этот предмет теперь включен в программу по специальности и становится интересной темой для более глубокого изучения.
Цель предмета чтения нот с листа - ознакомление с музыкальным произведением, определение его содержания и формы. Как средство ознакомления с музыкальным произведением (без дальнейшего его тщательного изучения) может и должно существовать в практике учебных занятий, оставаясь обязательным компонентом в дальнейшей профессиональной деятельности каждого музыканта. При этом следует обратить внимание на то, что чем успешнее исполнитель овладеет навыками чтения нот с листа, тем ярче, содержательней и полней будет первоначальное исполнение музыкального произведения и, следовательно, представление о нем. Непременным условием успешного чтения нот с листа является умение исполнителя вдумчиво и аналитически разобрать музыкальное произведение. Для этого необходимо знание музыкально-теоретических дисциплин.
Основная задача предмета - обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора. Работа в классе должна проводиться по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитию навыка тщательного разбора текста и навыков беглого чтения с листа.
Правильно подобранная методика, систематические упражнения на каждом уроке должны работать на то, чтобы сформировать навык чтения нотного текста, привить любовь к чтению произведений с листа, самостоятельному музицированию.
Несколько слов хочется сказать о подборе нотного материала для чтения с листа. Сборники О.Геталовой « В музыку с радостью» для 4-6 лет, И.Корольковой « Крохе-музыканту», Н.Соколовой «Ребенок за роялем», Ю.Литовко «Музыкальный букварь» являются хорошим материалом для чтения начинающих музыкантов. «Я учусь играть с листа на фортепиано» в четырех тетрадях, составленный талантливыми педагогами и пианистами – Гриффиной И.И. и Тарасовой Н.А.
Для приобретения навыков чтения музыки с листа не всегда достаточно просто много читать ее. Необходима методика формирования целого ряда качеств, позволяющих получать эстетическое наслаждение от проигрывания сочинений. Для этого нужно владеть целым комплексом навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение.
Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий:
-действия, предваряющие игру с листа — «вижу»;
- действия, связанные с работой зрения и слуха — «слышу»;
-действия, реализующие воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». Скорость протекания этого процесса, с момента взгляда на ноты до их озвучивания, зависит от быстроты восприятия и передачи нотного рисунка в двигательные центры мозга. При неслаженности, отсутствии координации слуха и моторики происходят постоянные ошибки в ритме, в темпе, в динамике, в интонации.
Одно из главных условий беглого чтения с листа заключается в мысленном опережении читающим того, что в данный момент играется – явлении, охарактеризованном как «разведка глазами» (М. Н. Баринов). Такой музыкант, прежде всего, умеет предвидеть развитие читаемого текста и способности видеть несколько тактов вперед.
Другим условием беглого чтения является быстрая ориентировка в фортепианной фактуре. Нужно собрать в зрительной, слуховой и двигательной памяти необходимый запас типичных для фортепианной музыки оборотов, овладеть чаще всего используемыми аккордовыми структурами, характерными модуляционными построениями и т. д. Однако, чтобы уметь эффективно пользоваться этим запасом, музыкант должен читать текст не отдельными «слогами», а комплексно – мотивами, фразами, предложениями. При необходимости возможно упрощение фактуры, которое в данном случае является показателем осмысленности чтения.
Третье существенное условие заключается в требовании неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только в этом случае возможно плавное, непрерывное и логичное развертывание звукового «действия». Умение играть, не глядя на руки, – обеспечивается приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед», «фотографирования» следующего отрезка текста.
Еще одним действенным способом, развивающим навык чтения с листа без остановок, является игра ансамблей и аккомпанементов, которая максимально активизирует внимание исполнителя и не дает ему выйти из рамок заданного темпа, развивая тем самым чувство музыкального времени. Ансамблевое исполнение более быстро прививает учащимся необходимые навыки: умение хорошо слушать партнера, регулировать звучности партий, добиваться ритмической слаженности, вступать в нужное время. Кроме того, игра в любом ансамбле имеет и воспитательное значение, вырабатывая чувство коллективной ответственности, удовлетворенности результатами, достигнутыми сообща. В данном случае организация работ по привлечению необходимых солистов имеет немалое значение.
В работе с учениками более слабой подготовки можно использовать раздельное чтение с листа. В этом случае пьеса, написанная для фортепиано в 2 руки, играется двумя исполнителями, каждый из которых играет партию какой-либо одной руки. А также раздельное чтение поможет при с достаточно сложным фортепианным, оркестровым или хоровым сочинением по клавиру. В этом случае раздельное чтение позволит получить достаточно полное представление о произведении, что было бы весьма затруднительно при самостоятельном чтении.
Факторы мешающие быстрому прочтению нотного текста:
1. Элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков.
2. Игнорирование ключевых знаков и знаков альтерации: не играют диезы или бемоли, или путают их. Чтобы ученик уверенно чувствовал себя в тональности произведения, которое ему предложено прочесть с листа, полезно проиграть гамму и ряда сочетаний в этой тональности.
2.Фальшивые ноты. Для борьбы с этим недостатком необходимо обратить особое внимание на развитие слуха и на музыкально- теоретическое образование ученика. Полезно рассказать о том, в каких местах чаще всего при разборе возникают фальшивые ноты и где, следовательно, надо быть особенно внимательным. Каждый опытный преподаватель знает, что в большинстве случаев неверные ноты возникают в тех местах, где много случайных знаков. Нередко появляются ошибки в случайных знаках при их повторении в одном и том же такте. Иногда ученики путают случайные знаки в аккорде, особенно при тесном его расположении. Легко возникают ошибки при наличии добавочных линеек и при перемене ключей. Во всех этих трудных местах учащиеся следует приучать особенно внимательно себя контролировать.
3.Аппликатура. Ученики недооценивают ее роли, их внимание при разборе поглощают другие детали. Задача преподавателя - объяснить ученику ее закономерности, нелогичность применяемой им аппликатуры. Полезно, например, давать ученику время от времени самостоятельные задания по расстановке пальцев в новых, не игранных им сочинениях, в которых аппликатура не проставлена.
4. Потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим.
Систематическая, продуманная работа над чтением с листа, ее правильное соотношение с прохождением основной программы, не только способствует более быстрому продвижению ученика, но, что не менее важно, пробуждает интерес к предмету, убеждает в его необходимости.
Чтение нот с листа самым непосредственным образом влияет на эффективность учебного процесса в целом, т.к. представляет собой не что иное, как умение усваивать максимум информации в минимум времени. В результате - увеличение объема изучаемого материала за счет сокращения сроков его прохождения, укрепление межпредметных связей, расширение музыкального кругозора и формирование устойчивого интереса к музыке. В итоге - всестороннее развитие творческих способностей ученика.
Свободное и беглое чтение нот с листа - один из ключевых моментов современного музыкального образования, важное условие всестороннего развития учащегося, основа его будущей самостоятельности.
Список литературы
1. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст]/ И. Гофман. - М.: 1961. с.176
2.Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в
первые годы обучения пианиста. [Текст] / Ф.Д. Брянская - М.: Музыка, 1971.- С. 3-13
3.Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано. [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006. С. 3-4, 59
4.Камаева Т.Ю. Азартное сольфеджио. [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М: ВЛАДОС, 2004. – C.11, 21-24
5.СмирноваТ.И. Фортепиано. Интенсивный курс: учебное пособие. [Текст] / Т.И. Смирнова - М.: ЦСДК, 1994. с.15