Методическая разработка
урока изобразительного искусства в 7 классе
Урок изобразительного искусства в 7 классе.
Тема урока:
«Античная расписная керамика»
Тип урока – комбинированный.
Цели и задачи урока:
Образовательная:
Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме и декоре.
Развивающая:
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Воспитательная:
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
Оборудование и материалы: иллюстративный материал с изображением чёрнофигурных и краснофигурных греческих ваз, типы древнегреческих ваз, костюмы людей, художественные материалы.
Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
Словарь:
Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда.
Гидрия – кувшин для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать его на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Кратер – объёмный сосуд с широким горлом для вина смешанного с водой.
Лекиф – высокий, удлинённый сосуд для хранения душистого масла.
Килика – плоская чаша для питья с ножкой и двумя ручками.
Развёрнутый конспект урока.
Ход урока:
I. Организация урока.
II. Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз.
- Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в Древнюю Грецию. Но сначала вы должны ответить на вопросы о географическом положении Греции. На какой материк нам нужно переместиться?
(Евразия)
- На каком полуострове расположена Древняя Греция?
(На Балканском полуострове)
- Какие географические объекты помогут нам уточнить местоположение Древней Греции?
(Моря – Эгейское, Ионическое, Критское)
- В какой части Греции находится город Афины?
(Аттика)
- Итак, мы в конечной точке нашего путешествия.
« Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осёл! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» - так сказал древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но он был прав. Почему?
( Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой – Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры).
- Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик. Вспомните, что вам известно из истории об этом районе.
( Узкие немощеные улочки. Тротуаров не было. Горожане вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом). И тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Греции. Почему?
( Здесь жили гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы).
- Какую ценность для нас представляют древнегреческие вазы?
( Они рассказывают нам о жизни древних греков).
- Большая коллекция ваз находится в Эрмитаже.
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!», - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись
случайно,
Потом загляделись…
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
… То вазы-гиганты,
То карлики- вазы,
И каждая ваза – с рисунком-рассказом!
… Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Ректором грозный Ахилл
( И Ректор, как видно, лишается сил) …
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
- К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели.
- Вазы в Древней Греции изготовлялись из обожжённой глины. Такие произведения искусства мы называем керамикой. Это слово произошло от названия афинского квартала Керамик, где работали особенно искусные гончары.
- Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.
Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками для хранения вина, зерна, оливкового масла и мёда.
Гидрия – кувшин для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать его на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Кратер – объёмный сосуд с широким горлом для вина смешанного с водой.
Лекиф – высокий, удлинённый сосуд для хранения душистого масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело.
Килика – плоская чаша для питья с ножкой и двумя ручками.
- Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – всё подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
III. Особенности художественной росписи древнегреческих ваз.
- На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта. Очень распространён был меандр– узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент – меандр. Любили греки изображатьволну, бутон лотоса (иллюстрации).
- Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как проходили спортивные состязания в Древней Греции, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
- Давайте рассмотрим на таблицах, как изображали древние греки одежду.
Нижней частью одежды служил хитон. Была мода на короткие льняные хитоны для мужчин и длинные, доходившие до пят, хитоны для женщин, которые обязательно опоясывались или под грудью или на талии. Гомер, описывая одеяния женщин, употребляет эпитет «прекрасно опоясанные».
С Востока в Грецию пришла и верхняя одежда – гиматий, прямоугольной, продолговатой формы плащ, набрасывавшийся таким образом, чтобы он опускался от шеи широкой стороной. Он прикрывал всё тело до лодыжек, оставляя свободной правую руку. Чтобы это одеяние не топорщилось, к его нижнему краю прикреплялись кисточки с вшитыми в них свинцовыми шариками.
Короткий гиматий греки называли хламидой, её носили молодые аристократы, ездившие верхом.
Обувь древних греков – сандалии и кожаные башмаки, которые частично подшивали мехом для тепла. Многие ходили босиком почти всё время, особенно дома.
Пешие воины – гоплиты – надевали кирасу из кожи и бронзы, бронзовые поножи, которые защищали ноги ниже колена. Гоплит имел длинное копьё и короткий железный меч. Щиты были большими и круглыми, чтобы защитить тело от шеи до колен. Афиняне помечали свои щиты буквой «А» или знаком своей семьи. Шлемывоинов ковались из бронзы и сверху украшались гребнем из конских волос.
А теперь немного о древнегреческих причёсках. У женщин волосы были длинными, обычно зачёсанными наверх. В моде были волнистые и кудрявые головки, причёска удерживалась лентами, шарфами, сетками. А у мужчин волосы могли быть длинными и короткими, иногда перевязанными вокруг головы лентою. Некоторые мужчины носили бороду.
- В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава, так называемого «чёрного лака».
Чёрнофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины – оранжево-красный, а фигуры чёрные. В основе рисунка силуэт.
Позже, чёрнофигурную роспись сменила более совершенная –краснофигурная. Сами фигуры остаются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим чёрным лаком. Голову человека и на чёрнофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.
IV. Постановка художественной задачи.
- Представьте себя в роли древнегреческих художников и распишите эскиз вазы.
V. Объяснение последовательности выполнения работы.
Выберите форму для будущей вазы.
Подумайте, в какой технике (краснофигурной или чёрнофигурной) она будет смотреться интереснее.
Выберите сюжет для вазы. Вы можете изобразить сцену из любого понравившегося вам мифа или нарисовать бога, сцену из олимпийских игр.
Выполните эскиз в цвете.
VI. Практическое выполнение задания.
VII. Выставка работ учащихся.
VIII.Подведение итогов урока.
Орнаменты Древней Греции
Амфора Гидрия
Лекиф
Кратер
Килика