А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..»
(интегрированное занятие: литературное чтение, музыка, живопись)
Цели: соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства; научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки; научить с помощью изобразительного искусства выражать пережитое в рисунке.
Оборудование: выставка книг А.С. Пушкина; музыкальное сопровождение- фрагменты оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; репродукция М.А.Врубеля «Царевна- Лебедь»; альбомы, краски.
Ход занятия.
I. Сообщение темы.
-Сегодня нас ждет необыкновенный урок. Отгадайте кроссворд, прочитайте ключевую фразу- ивы узнаете тему урока.
Кроссворд «Читаем А.С. Пушкина».
Вопросы:1. Злой, сварливый персонаж из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Cтаруха)
2. Исполнитель песни «Во саду ли, в огороде» (Белка)
3. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина (Балда)
4.Место встречи попа с Балдой. (Базар)
5.Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)
6. Имя няни А. С. Пушкина (Арина)
7. С кем познакомился Балда? (Поп)
8. Названия острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)
9. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)
10.Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогатка)
11.Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (Елисей)
12.Изделия из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету. (монета)
13. О каком времени идет речь в начале «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях ? (Зима)
Ключевая фраза: «Сказки Пушкина»
- Мы будем путешествовать по станциям.
1-я станция- «Литературная».
2-я станция – «Музыкальная».
3-я станция – «Живопись».
Станция «Литературная»
- Вы прочитали сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»Что вы можете рассказать об авторе? А. Пушкин написал очень много замечательных произведений: стихотворения, сказки, романы. В каждом своем литературном творении поэт очень точно использует слова для описания событий, поступков героев, их характеров. Что в «Сказке о царе Салтане» вам особенно понравилось и запомнилось? Почему? Какой отрывок вам хочется прочитать вслух? Чье чтение вам особенно понравилось? Почему?
Станция «Музыкальная». Знакомство с музыкой.
-Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Музыка дает вторую жизнь литературным произведениям, делает яркими, многогранными, обогащает их. Все вы теперь хорошо знаете сказку о Салтане. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось его увидеть. Скажите: смог ли он осуществить свое желание? Кто ему в этом помог? Сейчас вы послушаете музыку Римского-Корсакова «Полет Шмеля»
Какова музыка по характеру? Что в ней вам особенно понравилось? (Музыка гудящая, «шмелиная»). Вы не раз слушали это произведение. Его исполняют на разных инструментах. Музыка звучит не назойливо, в ней ликование, радость. Почему?
Акак звучит отрывок о полете шмеля в стихах А. Пушкина? Прочитайте. Какие же три чуда были у Гвидона? Прочитайте о каждом из них. Что вы заметили? (Читать надо по-разному)
А теперь послушайте три чуда Римского-Корсакова: белочка, тридцать три богатыря, царевна Лебедь. Что общего в музыке и в стихах о трех чудах?
Станция «Живопись». Знакомство с живописью.
-Какие картины возникли перед вами при прослушивании музыки и стихов? Как вы представили себе образы героев? Чтобы вы хотели изобразить в своих рисунках? Кто хочет нарисовать первое чудо? Какой вы представляете себе белочку? Какие краски будете использовать? Кто хочет изобразить царевну Лебедь? (Беседа по картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь» Какие краски здесь будете использовать? Какие другие картины хотите нарисовать? Какие цвета будете использовать?
5.Самостоятельная работа учащихся.
6.Викторина «Сказка о царе Салтане»
1.Какой величины родился ребенок у царицы? (…..Сына дал им Бог с аршин.)
2. О чем подумал царевич , когда они с матерью оказались на воле?
(Сын подумал: добрый ужин. Был бы нам, однако, нужен.)
3. Какими словами встречала царевна Лебедь князя Гвидона у моря?
( Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?)
4. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля)
5. О какой тетке говорится в этом отрывке?
А комар-то злится, злится-
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз. (Тетке поварихе)
6. Почему так происходит?
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят-
Четырьмя все три глядят.
(Бабариха смотрит двумя глазами, повариха левым, а ткачиха правым.)
7. Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе»? («Во саду ли , в огороде..)
8. Почему так происходит?
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
9. Царь глядит- и узнает..
В нем взыграло ретивое!
Что такое «ретивое»? (Сердце)
10. О какой бабушке идет речь?
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей. (О бабе Бабарихе.)
11.Как правильно называется сказка о царе Салтане?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
12. Из какой сказки отрывок?
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья… (« Сказка о царе Салтане…».)
7.Тест «Путешествие в страну лукоморья».
1.Кто из героев сказок Пушкина и где жил ровно тридцать лет и три года?
а) Царь Салтан с царицей в своем царстве-государстве;
б)старик и старуха у самого синего моря.
2. Кого пытался убить чародей в облике коршуна?
а) Людмилу;
б) царевну Лебедь.
3. Как звали князя, которого усердно славил народ?
а) Гвидон;
б) Черномор
4.Кто и в какой сказке Пушкина умер от восхищения, а кто- от зависти и тоски?
а) Царь и звездочет в « Сказке о золотом петушке»;
б) царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
5. Кто из пушкинских сказочных героев ел вареную полбу и спал на соломе?
а) Балда;
б) Султан.
6. Как назывался остров в океане неподалеку от царства Салтана?
а) Боян;
б) Буян.
7. Кто в одной и той же сказке был наказан за жадность, а кто за – трусость и безволие?
а) Старуха и старик в « Сказке о рыбаке и рыбке»;
б) ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха.
8. Какое приданое получил королевич Елисей?
а) «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквями, с теремами и садами»;
б) «Семь торговых городов, да сто сорок теремов».
9. В какой сказке главный герой трижды претерпел чудесные превращения и какие?
а) Гвидон в «Сказке о царе Салтане» превращался в комара, муху,и шмеля;
б) Гвидон в «Сказке о царе Салтане» превращался в комара, осу и пчелу.
10.Как звали человека, не сдержавшего свое обещание и поплатившегося за это жизнью?
а) Дадон;
б) вещий Олег.
8.Кроссворд.
- Впишите в горизонтальные клетки имена героев сказок Пушкина. Если вы сделаете это правильно, то в выделенных клетках прочтете имя еще одного сказочного персонажа.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
(Можно разместить фотографии героев сказок)
Ответы:
По горизонтали: 1.Руслан, 2. Старуха, 3.Балда, 4. Петушок, 5. Старик, 6. Черномор.
По вертикали: Салтан.
IX. Подведение итогов.