Конспект урока по истории для 5 класса по теме: «Ассирийская держава».
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цели (задачи)
обучающие: способствовать формированию представлений об истории возникновения, достижениях ассирийской цивилизации; показать грабительский характер ассирийских завоеваний; подвести учащихся к пониманию причин гибели Ассирии; устанавливать причинно-следственные связи мощи этого государства;
развивающие: продолжить формирование умений работать с исторической картой; развитие речевых и оценочных умений – умения работать индивидуально, в группе, в парах, внимательно слушать, находить главное в тексте, формулировать вопросы, участвовать в обсуждении, сравнивать явления, умение оценивать себя и других;
воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, развивать морально-нравственные качества.
Планируемые результаты -
– личностные: положительное отношение к урокам истории; умение признавать собственные ошибки; формировать внимательность и аккуратность; учить сравнивать свои оценки исторических событий с оценками других; формирование исторической компетентности; учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
- предметные: формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов; применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории; проводить поиск информации; описывать условия существования, основные занятия;
- метапредметные: формирование умения работать с учебным текстом, картой; умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии; понимать смысл поставленной задачи, формирование умения распознавать верные и неверные утверждения;
Регулятивные УУД: постановка личных целей, технология оценивания, проверка результата.
Познавательные УУД: анализировать, умение работать с текстом, понимать информацию, представленную в виде текста, использовать уже изученный материал при работе с картой.
Коммуникативные УУД : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Средства обучения: учебник А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира 5 класс», презентация.
Ход урока | Содержание педагогического взаимодействияПланируемыезадания и результаты деятельности уч-ся |
Этапы (модули) | Цель | Задания | формируемые УУД |
Мотивационно-целевой | Мотивация, постановка учебной цели, ее принятие | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, пожелание хорошей работы на уроке. | Регулятивные: организация своего рабочего места. |
Ориентацион-ный | Актуализация,введение в тему; создание проблемной ситуации, принятиецели УПД | - Ребята, посмотрите, пожалуйста. Что это за вещество у меня в руках? - Это железная руда, из которой делают железо. История распространения этого металла тесно связана с историей государства, о котором мы будем сегодня говорить. - Благодаря какому государству были распространены изделия из железа в эпоху Древнего мира? Посмотрите название темы урока. -Именно ассирийцы распространили по цивилизованному миру железные изделия. - Что можно сейчас сделать из железа? -Орудия труда, например, лопату, машину, оружие. -Наверное, люди должны быть благодарны той стране, откуда пришло умение делать железо. Фиксируется 1-й факт. Люди должны быть благодарны ассирийцам за то, что они распространили по цивилизованному миру железные изделия. - Но люди ненавидели ассирийцев и называли столицу Ассирийского царства Ниневию «городом крови и логовом львов». Фиксируется 2-й факт. Столица Ассирии, Ниневия – «город крови и логовище львов». -Сравните два факта, какое наблюдается противоречие? - Сформулируйте проблему урока. Почему разные народы проклинали ассирийцев? - Давайте вспомним понятия, которые нам понадобятся для решения проблемы. Задание 1. Соедините стрелками понятия с тем, что они означают. Впиши в первую колонку недостающее понятие к оставшемуся предложению. Проверка задания. Самооценивание. - Ребята, в теме урока Ассирия названа державой? Найдите в учебнике определение этого термина. Держава – это большое и сильное государство. Запись термина в тетрадь. - Теперь выясним, что нам надо узнать для решения проблемы урока. -Где находилась Ассирия, чего достигли ассирийцы, какое у них было оружие, какая была армия, какие достижения в военном деле, с кем они воевали, как относились к покоренным народам. - Давайте с вами кратко сформулируем пункты нашего плана действий. Фиксируется план действий. Надо узнать:
| Регулятивные: целеполагание, выдвигают версии, планируют свою деятельность, оценивают степень и способы достижения цели. Коммуникативные: постановка цели урока, вопросов плана. Познавательные:самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы и плана работы. |
Содержательно-операционный | Решение учебной задачи, освоение содержания,способов деятельности, первичный контроль, коррекция |
Внимательно рассмотрите карту, определите географическое положение Ассирии. Работа по карте «Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.» (слайд)
Работа по вопросам. - Давайте вспомним какие металлы использовались во II тысячелетии до н.э. для изготовления орудий? -Использовали медь и бронзу (сплав олова и меди). - В чем преимущества и недостатки изделий из этих металлов? -Такие орудия служили дольше и позволяли быстрее и качественнее выполнять работу. Однако не везде можно было найти медь и олово, например, шумеры, чтобы выменять у соседей медь, вынуждены были отправляться в дальние страны. - Давайте посмотрим на карту (слайд). Мы видим совсем немного месторождений меди и олова. -Обрабатывать железо люди начали около Х века до н. э. Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? -Узнав секреты обработки железа, ассирийцы стали использовать этот сплав не столько в хозяйстве, сколько для изготовления оружия, с помощью которого они завоевывали торговые пути и разрушили города соседних народов. - Умение обрабатывать железо должно было облегчить жизнь людей, однако это достижение не всегда использовалось в мирных целях. - Теперь вам предстоит высказать свое мнение, выполнив следующее задание. Задание 2. На твой взгляд, переход к железному веку – это благо или зло для человечества? Рассмотри явление с разных сторон, обосновав каждую позицию одним аргументом.
Обсуждение. - Давайте рассмотрим какова ваша позиция, и какие вы привели аргументы.
Задание 3. Работа с текстом учебника стр. 86-87. Работа в парах. Выберите предложения, описывающие ассирийское войско и составьте на основании выбранных предложений сообщение об ассирийском войске: 1.Всадники были вооружены длинными копьями с железными наконечниками, железными мечами, боевыми топориками. 2. Боевая колесница быстро настигала врага. 3. На войне стала впервые применяться конница. 4. Воины надували кожаные мешки и на них переплывали реку. 5. Бронзовое оружие давало войнам преимущество. 6. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней красовались страусовые перья. 7. Если город имел неприступные стены, воины использовали таран, который крошил и дробил стену. Обсуждение сообщений. Физкультминутка. 4. Завоевания Ассирии. Отношения к покоренным народам. Задание 4. Работа с картой. Работа в группах. - Сейчас вам предстоит поработать с исторической картой на стр. 86. - Как называется карта? -«Ассирийская держава в VIII – VII вв. до н. э.» - Найдите необходимую информацию из карты. Впишите названия стран и народов, которые пострадали от походов ассирийцев, а также названия стран, которые были включены в Ассирийскую державу. Завоевания Ассирии. |
Страны и народы, пострадавшие от походов ассирийцев | Страны и народы, вошедшие в состав Ассирийской державы |
Египет Иудея мидийцы Иранские племена | Сирия Финикия Митани Вавилонское царство часть Хеттской державы и Урарту. |
Обсуждение результатов работы в группах.
-Итак, ассирийцы значительно расширили свою территорию. Они завоевали практически всю Западную Азию.
- Что позволило ассирийцам создать мировую державу. Прочитайте текст на стр. 88. Найдите ключевые слова, которые помогут вам справиться с заданием. Приготовьтесь отвечать.
- Как ассирийцы относились к завоеванным народам?
- Прочитаем 1 абзац на стр. 88.
-покоренные народы платили тяжелую дань;
- непокорных жителей убивали;
- переселяли целые народы на пустующие земли;
- могли вывезти из города статую бога – покровителя.
Регулятивные: принимать учебную задачу, организовывать работу по плану, анализировать свою работу
Познавательные:работа с картой, определение географического положения;
-выбор нужного материала;
-формулирование причин возвышения Ассирии;
- составление сообщения об армии ассирийцев;
Коммуникативные УУД:
-взаимопомощь и сотрудничество в группе;
- выслушивание ответов:
-корректировка и оценивание своей работы и работы отвечающих.
Коммуникативные:
сотрудничать в парах;
осуществлять смысловое чтение;
Познавательные УУД:
-обрабатывать дополнительную информацию;
-выделять главное,
- давать характеристику
- формировать умение работать с таблицей; смысловое чтение
Контрольно-оценочный
Выполнение задания по изученной теме.
Задание 5.
Расставьте номера событий и явлений в правильной последовательности.
1. железное оружие. 2. Ассирия стала великой державой
3. завоевание торговых путей, разрушение соседних городов.
4. в Х веке ассирийцы узнали секреты обработки железа.
ик 15_0" />ик 14_0" />ик 13_0" />ик 12_0" />лкой 11_0" /лкой 10_0" /лкой 3_0" />
Взаимопроверка. Выставление оценок. Обсуждение.
Поиск ответа на проблемный вопрос.
- Ребята, давайте вспомним, какой вопрос мы поставили в начале урока?
-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Разные народы проклинали ассирийцев за их жестокость, за то, что они, завоевав соседние города, убивали местных жителей и подчиняли своей власти целые народы.
- Откройте стр. 89, узнайте, что обозначает дата 612 г. до н. э .
-Эта дата обозначает время разрушения столицы Ассирии – Ниневии.
- Ассирийская держава разрушилась и на ее примере мы можем увидеть, что не может долго существовать государство, пусть даже хорошо развитое, если оно создано на принципах уничтожения и порабощения других людей.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании.
-Что изучили сегодня на уроке?
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 18, «Рукописи не горят». Как это крылатое выражение связано с Ассирией?
Работа с дневниками, фиксирование домашние задания.
Рефлексия
Анализ своей деятельности на уроке и содержание урока.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
4
1
3
2
Понятие | лкой 2_1" /> | Что означает |
Общество | Общность людей, которых объединяет самоназвание, единый язык, особый образ жизни, обычаи. | |
Государство | Множество людей, которых объединяют совместная жизнь и деятельность по принятым правилам. | |
Большая общность людей, объединенных культурными и религиозными традициями. | ||
Народ | Организация управления обществом, людьми, которые проживают на какой-то определенной территории |