Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Журналистика
  3. Авторская рабочая программа кружок "Юный журналист"

Авторская рабочая программа кружок "Юный журналист"

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет естественнонаучную направленность и нацелена на выявление способностей у обучающихся к конкретной исследовательской и научной деятельности. Направленность программы. Программа кружка «Юный журналист» имеет социальную направленность по направлению ФГОС НОО для детей 13-15 лет. Откликается на заказ государства и общества, на формирование интеллектуальной элиты государства и общества, так как ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей, создание продукта, значимого для других. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. По инновационному потенциалу дополнительных образовательных программ является модифицированной. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества

Предметы

Журналистика

Категория

Журналистика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Пояснительная записка

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным, исследовательским типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития такого мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся – проектной и исследовательской деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в ред. От 08.12.2020 г.).

2. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России от 30.09.2020 г.

3.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г № 629»Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.

5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).

6. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные воспитательные процессы» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р).

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет естественнонаучную направленность и нацелена на выявление способностей у обучающихся к конкретной исследовательской и научной деятельности.

Направленность программы. Программа кружка «Юный журналист» имеет социальную направленность по направлению ФГОС НОО для детей 13-15 лет. Откликается на заказ государства и общества, на формирование интеллектуальной элиты государства и общества, так как ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей, создание продукта, значимого для других. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. По инновационному потенциалу дополнительных образовательных программ является модифицированной.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружок «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Новизна программызаключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции журналистов, ощутить весь спектр требований к написанию статьи.

Педагогическая целесообразность Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.

Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.

Условия реализации программы: в учебную группу кружка принимаются все желающие, возраст обучающихся 15 -17 лет. Данная программа является модифицированной и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 4 раза в неделю, 3 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в неделю по 3 часа. Посещение занятий проводится на добровольной основе. Программа вариативна и допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов отведенных на изучения отдельных тем. Программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Программа построена по принципу изучения, углубления изучаемого материала. Это позволяет учащимся получить основные знания и навыки На занятиях чаще всего используется комбинированная форма, которая включает в себя теоретическую часть (беседа, объяснение, учебная игра) и практическую часть – освоение приёмов написания статьи, заметки и т.д.

Режим организации занятийЗанятия проводятся 4 раз внеделю. Продолжительность занятий 40 минут.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

Уровень обучения

№ группы

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель в год

Кол-во учебных дней в год

Кол-во учебных часов нед/год

Режим занятий

Стартовый

1

1.09 2023

31.05.2024

36

144

9ч/324

3 раза в неделю по 2 час, 1 раз- 3 часа

Форма обучения очная

Кадровое обеспечение: реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования

Уровни освоения программы: стартовый.

Цель программы: развитие творческих способностей подростков, формирование конкретных умений и навыков работы с печатным словом, знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, овладение основными навыками журналистского мастерства

Образовательные:

познакомить с историей развития журналистики

обучение у обучающихся интеллектуальных и практических умений написания сочинения различных жанров и тематики

расширить знания в области стилистики и журналистики

обучать написанию сочинений различных жанров и тематики

Развивающие:

сформировать устойчивый интерес к журналистике

развивать интерес к изучению гуманитарных дисциплин

развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания, способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля, коммуникативных навыков

развитие творческих способностей занимающихся

Воспитательные:

формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства

воспитывать у учащихся любовь к слову и словотворчеству.

Ожидаемый результат стартового уровня освоения программы:

По окончанию программы учащиеся должны:

По итогам обучения учащийся должен

знать

историю журналистики

жанры и жанровые особенности журналистики

о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой

знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж и т.д)

уметь

создавать сочинения разных жанров,

соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

составлять вопросы для интервью, беседы;

определять стиль и тип речи;

давать характеристику текста в соответствии с темой и основной мыслью;

работать с дополнительной литературой;

строить связные высказывания , используя различные газетные жанры;

давать характеристику, оценивать героев своих статей.

проводить редактирование и литературную правку текста

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

Личностными результатами являются следующие умения:

осознавать, исследовать и оценивать людей, их слова и поступки с точки зрения общепринятых норм и жизненных ценностей;

ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках;

понимать чувства других людей и эмоционально откликаться на них;

выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

формировать эстетический вкус.

налаживать коммуникативные связи

уметь брать интервью у знакомых и незнакомых людей

уметь строить беседу, собирать материал для создания продукции.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

определять цель своей деятельности в школьной газете и конкретного задания;

проговаривать последовательность своих действий;

учиться высказывать своё мнение в устной и письменной форме;

учиться прогнозировать результат своего труда.

формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

овладеть основными навыками журналистского мастерства;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

слушать и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения;

учиться работать в паре, группе

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Стартовый уровень обучения

Темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с профессией журналиста

48

12

36

Стартовый контроль, тест, опрос, написание статьи

2

Разновидности публицистических жанров

58

14

44

Интервью, выпуск школьной газеты, написание статьи

3

Журналистика в современном мире

14

5

9

Опрос, практическое занятие

4

Культура оформления рукописи

11

4

7

Опрос, практическое занятие

5

Средства выразительности языка, стили речи

16

4

12

Промежуточная аттестация, практическое занятие; опрос

6

Заметка

29

7

22

Коллективное, самостоятельное написание заметки практическое занятие

7

Интервью

20

8

12

Интервью

8

Работа над статьей.

22

8

14

Написание статьи; опрос практическое занятие

9

Жанры публицистики (очерк, рецензия и др.).

24

4

20

Опрос, практическое занятие

10

Стилистические фигуры речи в газете

20

4

16

Практическое занятие; опрос, написание статьи.

11

Различные виды сбора информации.

25

7

18

Практическое занятие; опрос

12

Школьная газета

37

14

23

Коллективный выпуск газеты, практическое занятие, тест, итоговый контроль

Итого

324

91

233

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

Раздел 1: Знакомство с профессией журналиста.Вводное занятие. Стартовый контроль. Инструктаж ТБ. Понятие о профессии журналист. Профессия – журналист: призвание или увлечение Журналистика в сфере других профессий Требования к журналисту. Профессиональная готовность журналиста к работе История российской журналистики. Ролевая игра «Мы – репортёры» Функции журналистики. Основные понятия и жанры журналистики Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Проведение опроса школьников на тему «День учителя» Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню учителя Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, и др) Литературное редактирование Литературное редактирование. Обработка информации Обработка информации. Работа с периодическими изданиями Работа с периодическими изданиями.

Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме Профессиональная лексика. Основные типы информации. Основные типы информации. Методы получения информации. Индивидуальный стиль Методы получения информации. Индивидуальный стиль. Технические средства журналиста Технические средства журналиста. Публицистический стиль. Публицистический стиль. Специфика текста (тема, идея, композиция). Фигуры речи. Журналистское произведение. Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла Общественная значимость журналистики. Газетный язык и авторский почерк. Практическое занятие «Творческая деятельность журналиста»..

Раздел 2: Разновидности публицистических жанров. Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы Различные теории жанров журналистики. Жанры журналистики Жанры журналистики. Информационные жанры Информационные жанры. Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон Школьный бюллетень. Записные книжки как форма литературных заготовок. Записные книжки как форма литературных заготовок. Жанровое своеобразие репортажа Жанровое своеобразие репортажа. Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Виды репортажа. Виды репортажа. Фиксация материала и его систематизация Интервью как разновидность газетных жанров Деловая игра «Интервью и интервьюирование. Работа с периодическими изданиями Работа с периодическими изданиями Выпуск школьной газеты. Библиография и аннотация Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров Композиция журналистского материала. Рецензия на статью Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». Интернет-экскурсия в редакцию газеты Интернет-экскурсия в редакцию газеты Рассказ с необычным построением Композиция рассказа. Композиционные особенности. Особенности газетного языка. Работа мастеров слова над рукописью Работа мастеров слова над рукописью. Особенности газетного языка Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. Проба пера Написание статьи в школьную газету

Раздел 3: Журналистика в современном мире.Функции, мотивы, цели современной журналистской деятельности. Теоретические основы современной журналистской деятельности. Практическая работа Культура оформления рукописи Практическая работа. Принципы формирования имиджа журналиста. Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений Каналы формирования “информационного багажа” журналиста Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочинения. Права и обязанности журналиста Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат.

Раздел 4: Культура оформления рукописи. Что такое плагиат. Журналистская этика Журналистская этика. Известные журналисты о плагиате. Известные журналисты о плагиате. Культура оформления рукописи. Значение рукописи Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи Практическая работа. Работа с периодическими изданиями.

Раздел 5: Средства выразительности языка, стили речи Понятие о стилях речиЭпистолярный стиль. Письмо. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Промежуточная аттестацияОсобенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Особенности языковых средств публицистического стиля Особенности языковых средств публицистического стиля Сходство и различие художественного и публицистического стилей Виды газетных и журнальных публикаций Расширенная информация Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ

Раздел 6: Заметка. Заметка. Разновидности заметок Заметка. Разновидности заметок Информационная заметка Информационная заметка с отрицательным содержанием Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни Особенности критической заметки Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Специфика положительной заметки Заметка на дискуссионную тему Специфические особенности полемической заметки Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка- просьба Заметка- просьба Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложения ми Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями Творческий проект. Приложение к школьной газете - «Проба пера»

Раздел 7: ИнтервьюИнтервью. Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог. Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог Интервью: люди и обстоятельства. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники) Интервью-монолог. Интервью-монолог. Интервью-диалог Интервью-диалогКоллективное интервью. Коллективное интервью. Практическая работа. Анкетирование. Анкета как разновидность интервью. Интервью-зарисовка. Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ.Раздел 8: Работа над статьей. Роль статьи. Виды статей Тема и основная мысль статьи. Проблемная статья и её отличительные черты. Обзор печати как особый жанр. Как писать статью в районную газету. Тезисы и конспект, их отличие от плана. Тезисы и конспект, их отличие от плана. Цитирование. Цитирование Записные книжки писателей Записные книжки писателей Репортаж Репортаж. Интервью Совершенствование написанного. Практическая работа Создание статей на основе сформулированной проблемы. Написание статьи в школьную газету.

Раздел 9: Жанры публицистики (очерк, рецензия и др.) Как создаётся газета. Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». Отзыв как разновидность сочинения Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный Познавательный репортаж (в основе тема, а не событие) Спортивный репортаж. Практическая работа Рецензия на статью Практическая работа Рецензия и эссе. Практическая работа Рецензия и эссе. Практическая работа Очерк. Практическая работа Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Виды очерков. Портретный очерк Очерки событийные и путевые Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения Практическая работа Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения Практическая работа Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях). Зарисовка. Фотозарисовка. Практическая работа

Раздел 10: Стилистические фигуры речи в газетеПонятие о тропах. Практическая работа Изобразительно-выразительные средства в публицистическом стиле. Практическая работа Использование стилистических фигур речи и фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в текстах публицистического стиля. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Практическая работа Написание заметки. Рекомендации. Написание заметки. Практическое занятие. Ошибки в употреблении многозначных слов. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в текстах публицистического стиля. Практическая работа Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг в текстах публицистического стиля. Практическая работа Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг в текстах публицистического стиля. Практическая работа Деловая игра «Редакция». Рисунок, карикатура, фотография Написание фельетона Сбор информации

Раздел 11: Различные виды сбора информации Методы сбора первичной информации. Факторы, влияющие на выбор методовФакторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы сбора информации. Практическая работа Традиционные и нетрадиционные методы сбора информации. Практическая работа. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации Сбор информации. Работа в библиотеке Сбор информации. Работа в библиотеке. Работа с каталогом Работа с каталогом Практическая работа Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Сбор информации в форме беседы. Сбор информации в форме беседы. Составление вопросов для беседы Газетный язык и авторский почерк. Этика и мораль Поступок и мотив. Плагиат. Плагиат. Эстетика

Раздел 12: Школьная газета.Миссия и название школьной газеты. Функции школьной газеты. Функции школьной газеты. Школьная газета. Содержание и форма школьной газеты Основы газетного дела. Школьная газета. Читатель и его интересы Читатель и его интересы. Как и о чем писать для школьной газеты, Как и о чем писать для школьной газеты. Темы, рубрики, полосы Темы, рубрики, полосы. Взрослые правила для юных журналистов Требования к информации Источники информации как придумать заголовки. Роль фотографии в газете Роль фотографии в газете. Как вести интервью как вести интервью. Планирование шаг за шагом Планирование шаг за шагом. Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни» Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни». Структура школьной редакции Подбор и использования занимательного материала в газете Дизайн школьной газеты. Интернет – журналистика Коллективный выпуск школьной газеты.Итоговое контроль( тест)

Методическое обеспечение программы

Материально-технические условия: учебное помещение, учебная мебель (столы, стулья. В учебном кабинете организованы рабочие места для учащихся в группе. Мебель для хранения фондовых работ, инструментов и материалов.

Помещение и оборудование

Учебный кабинет,огнетушитель;   стол  для педагога-1шт.; столы ученические - 8 шт;стулья;  нетбук-5шт; проектор-1шт.; экран -1шт.; фотоаппарат-1шт.; принтер -1шт.;интерактивнаяLED – панель

На занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.

Организация образовательного процесса:

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией иллюстрированного материала, образцов творческих работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Основным методом, способствующими достижению поставленной в ходе занятий является индивидуально-комплексный подход к учащимся.

Педагогические приемы:

  • организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

  • стимулирование (поощрение, похвала, соревнование, самооценка);

  • сотрудничество (партнерские отношения);

  • свобода выбора.

Контроль за результативностью учебного процесса

Отслеживание результатов образовательного уровня учащихся с целью анализа и дальнейшей корректировки программы проводится с помощьюмониторинга и диагностики.

Виды контроля:

Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.

текущая аттестация определяет степень усвоения учебного

материала в середине года (наблюдение, зачетная работа, выполнение );

итоговая аттестация проводится в конце учебного года для определения степени усвоения знаний и умений, полученных в процессе освоения образовательной программы (анкетирование, наблюдение, тестирование).

Уровни освоения программы

результат

Высокий

Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт

Средний

Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки

низкий

Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДля педагога.

  1. Гринина-ЗемскаяА.М.Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.

  2. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.

  3. Калганова Т.А.Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.

  4. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.

  5. Ладыженская Т.А.Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.

  6. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С.Развивайте дар слова. М., 1990.

  7. Лозовский Б.Н.Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.

  8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

  9. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

  10. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

Для учащихся.

  1. Большая и Малая Энциклопедии – многотомные издания, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации);

  2. Горбунков Е., Грушевский С. Первая подсказка для юных коллег юнкоров.

  3. Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы.

  4. Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе);

  5. Издания периодической печати (журналы, газеты)

  6. Словарь иностранных слов;

  1. Словарь синонимов;

  2. Словарь русских пословиц и поговорок;

7. Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова

8. Энциклопедический словарь, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории

Список Интернет-ресурсов: 1. Библиотека журналиста http://journalism.narod.ru/pressa/index.html

2. Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru

3. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru

4. Как стать журналистом? http://www.journ-lessons.com/litra.html

Календарно-тематический учебный график

(Стартовый уровень)

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

48

Раздел 1: Знакомство с профессией журналист

1

Индивидуальная, групповая

3

Вводное занятие. ИнструктажТБ.Понятие о профессии журналист.Входная аттестация

Учебный кабинет

тест

2

Индивидуальная, групповая

2

Профессия – журналист: призвание или увлечение.

Учебный кабинет

опрос

3

Индивидуальная, групповая

2

Журналистика в сфере других профессий

Учебный кабинет

тест

4

Индивидуальная, групповая

2

Требования к журналисту. Профессиональная готовность журналиста к работе.

Учебный кабинет

Беседа

5

Индивидуальная, групповая

3

История российской журналистики. Ролевая игра «Мы – репортёры»

Учебный кабинет

беседа

Ролевая игра

6

Индивидуальная, групповая

2

Функции журналистики. Основные понятия и жанры журналистики

Учебный кабинет

тест

7

Индивидуальная, групповая

2

Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ.

Учебный кабинет

Беседа

8

Индивидуальная, групповая

2

Проведение опроса школьников на тему «День учителя» Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню учителя

Учебный кабинет

опрос

9

Индивидуальная, групповая

3

Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, и др) Литературное редактирование

Учебный кабинет

Беседа

10

Индивидуальная, групповая

2

Литературное редактирование. Обработка информации

Учебный кабинет

редактирование

11

Индивидуальная, групповая

2

Обработка информации. Работа с периодическими изданиями

Учебный кабинет

Беседа

12

Индивидуальная, групповая

2

Работа с периодическими изданиями.

Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме

Учебный кабинет

Практическое занятие

13

Индивидуальная, групповая

3

Профессиональная лексика. Основные типы информации.

Учебный кабинет

опрос

14

Индивидуальная, групповая

2

Основные типы информации. Методы получения информации. Индивидуальный стиль.

Учебный кабинет

тест

15

Индивидуальная, групповая

2

Методы получения информации. Индивидуальный стиль. Технические средства журналиста

Учебный кабинет

Беседа

16

Индивидуальная, групповая

2

Технические средства журналиста. Публицистический стиль.

Учебный кабинет

Практическая работа

17

Индивидуальная, групповая

3

Публицистический стиль. Специфика текста (тема, идея, композиция).

Учебный кабинет

Тест

18

Индивидуальная, групповая

2

Фигуры речи.

Учебный кабинет

Практическая работа

19

Индивидуальная, групповая

2

Журналистское произведение. Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла

Учебный кабинет

опрос

20

Индивидуальная, групповая

2

Общественная значимость журналистики.

Учебный кабинет

Беседа

21

Индивидуальная, групповая

3

Газетный язык и авторский почерк. Практическое занятие «Творческая деятельность журналиста».

Учебный кабинет

Практическая работа

58

Разновидности публицистических жанров.

22

Индивидуальная, групповая

2

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Учебный кабинет

Беседа

23

Индивидуальная, групповая

2

Различные теории жанров журналистики. Жанры журналистики

Учебный кабинет

тест

24

Индивидуальная, групповая

2

Жанры журналистики.Информационные жанры

Учебный кабинет

Практическая работа

25

Индивидуальная, групповая

3

Информационные жанры. Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

Учебный кабинет

опрос

26

Индивидуальная, групповая

2

Особенности информационных жанров, их отличительные признаки

Учебный кабинет

тест

27

Индивидуальная, групповая

2

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

Учебный кабинет

Написание статьи

28

Индивидуальная, групповая

2

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

Учебный кабинет

Написание очерка

29

Индивидуальная, групповая

3

Школьный бюллетень. Записные книжки как форма литературных заготовок.

Учебный кабинет

Выпуск газеты

30

Индивидуальная, групповая

2

Записные книжки как форма литературных заготовок. Жанровое своеобразие репортажа

Учебный кабинет

Написание заметки

31

Индивидуальная, групповая

2

Жанровое своеобразие репортажа. Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности

Учебный кабинет

Беседа

32

Индивидуальная, групповая

2

Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Виды репортажа.

Учебный кабинет

тест

33

Индивидуальная, групповая

3

Виды репортажа. Фиксация материала и его систематизация

Учебный кабинет

Беседа

34

Индивидуальная, групповая

2

Интервью как разновидность газетных жанров

Учебный кабинет

Проведение интервью

35

Индивидуальная, групповая

2

Деловая игра «Интервью и интервьюирование. Работа с периодическими изданиями

Учебный кабинет

Практическое занятие

36

Индивидуальная, групповая

2

Работа с периодическими изданиями

Учебный кабинет

Практическая работа

37

Индивидуальная, групповая

3

Выпуск школьной газеты. Библиография и аннотация

Учебный кабинет

Написание заметки

38

Индивидуальная, групповая

2

Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров

Учебный кабинет

Беседа

39

Индивидуальная, групповая

2

Композиция журналистского материала. Рецензия на статью

Учебный кабинет

Беседа

40

Индивидуальная, групповая

3

Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». Интернет-экскурсия в редакцию газеты

Учебный кабинет

Написание рецензии

41

Индивидуальная, групповая

2

Интернет-экскурсия в редакцию газеты

Учебный кабинет

Практическое занятие

42

Индивидуальная, групповая

2

Рассказ с необычным построением

Учебный кабинет

Написание рассказа

43

Индивидуальная, групповая

2

Композиция рассказа. Композиционные особенности.

Учебный кабинет

Практическое занятие

44

Индивидуальная, групповая

3

Особенности газетного языка. Работа мастеров слова над рукописью

Учебный кабинет

Беседа

45

Индивидуальная, групповая

2

Работа мастеров слова над рукописью. Особенности газетного языка

Учебный кабинет

Практическая работа

46

Индивидуальная, групповая

2

Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. Проба пера

Учебный кабинет

Практическое занятие

47

Индивидуальная, групповая

2

Написание статьи в школьную газет

Учебный кабинет

Написание статьи.

14

Журналистика в современном мире.

48

Индивидуальная, групповая

3

Функции, мотивы, цели современной журналистской деятельности. Теоретические основы современной журналистской деятельности. Практическая работа

Учебный кабинет

Беседа

49

Индивидуальная, групповая

2

Культура оформления рукописи Практическая работа.

Учебный кабинет

Беседа

50

Индивидуальная, групповая

2

Принципы формирования имиджа журналиста. Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений

Учебный кабинет

Практическая работа

51

Индивидуальная, групповая

2

Каналы формирования “информационного багажа” журналиста.

Учебный кабинет

Практическая работа

52

Индивидуальная, групповая

3

Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочинения. Права и обязанности журналиста

Учебный кабинет

Практическое занятие

53

Индивидуальная, групповая

2

Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат

Учебный кабинет

Тест

11

Культура оформления рукописи

54

Индивидуальная, групповая

2

Что такое плагиат. Журналистская этика

Учебный кабинет

Беседа, практическое занятие

55

Индивидуальная, групповая

2

Журналистская этика. Известные журналисты о плагиате.

Учебный кабинет

Беседа, опрос

56

Индивидуальная, групповая

3

Известные журналисты о плагиате. Культура оформления рукописи. Значение рукописи

Учебный кабинет

Практическая работа

57

Индивидуальная, групповая

2

Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи

Учебный кабинет

Практическая работа

58

Индивидуальная, групповая

2

Практическая работа. Работа с периодическими изданиями

Учебный кабинет

Беседа

16

Средства выразительности языка, стили речи

59

Индивидуальная, групповая

2

Понятие о стилях речи

Учебный кабинет

Работа с иллюстративным материалом\

60

Индивидуальная, групповая

3

Эпистолярный стиль. Письмо.Сходство и различие художественного и публицистического стилей.Текущая аттестация

Учебный кабинет

Текущая аттестация

61

Индивидуальная, групповая

2

Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства

Учебный кабинет

Работа с иллюстративным материалом

62

Индивидуальная, групповая

2

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.Особенности языковых средств публицистического стиля

Учебный кабинет

беседа

63

Индивидуальная, групповая

2

Особенности языковых средств публицистического стиляСходство и различие художественного и публицистического стилей

Учебный кабинет

Практическая работа

64

Индивидуальная, групповая

3

Виды газетных и журнальных публикацийРасширенная информация

Учебный кабинет

Практическая работа

65

Индивидуальная, групповая

2

Практическая работа. Написание расширенной информации.Анализ работ

Учебный кабинет

Практическая работа

29

Заметка

66

Индивидуальная, групповая

2

Заметка. Разновидности заметок

Учебный кабинет

Написание заметки

67

Индивидуальная, групповая

2

Заметка. Разновидности заметокИнформационная заметка

Учебный кабинет

Практическая работа

68

Индивидуальная, групповая

3

Информационная заметка с отрицательным содержаниемПрактическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни

Учебный кабинет

опрос

69

Индивидуальная, групповая

2

Особенности критической заметки

Учебный кабинет

Работа с иллюстративным материалом, опрос.

70

Индивидуальная, групповая

2

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.

Учебный кабинет

Практическая работа

71

Индивидуальная, групповая

2

Специфика положительной заметки

Учебный кабинет

Практическая работа

72

Индивидуальная, групповая

3

Заметка на дискуссионную тему.

Учебный кабинет

Работа с иллюстративным материалом, опрос

73

Индивидуальная, групповая

2

Специфические особенности полемической заметки

Учебный кабинет

Опрос

74

Индивидуальная, групповая

2

Заметка-благодарность.

Учебный кабинет

Написание заметки

75

Индивидуальная, групповая

2

Заметка-вопросЗаметка- просьба

Учебный кабинет

Написание заметки

76

Индивидуальная, групповая

3

Заметка- просьбаПрактическая работа. Написание заметки с выводами и предложения ми

Учебный кабинет

Работа с иллюстративным материалом, опрос

77

Индивидуальная, групповая

2

Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложения ми

Учебный кабинет

Написание материала.

78

Индивидуальная, групповая

2

Творческий проект. Приложение к школьной газете - «Проба пера»

Учебный кабинет

Написание материала для школьной газеты

20

Интервью

79

Индивидуальная, групповая

2

Интервью. Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог

Учебный кабинет

Проведение интервью.

80

Индивидуальная, групповая

3

Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог Интервью: люди и обстоятельства

Учебный кабинет

беседа, опрос

81

Индивидуальная, групповая

2

Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники) Интервью-монолог.

Учебный кабинет

Работа с газетами и журналами.

82

Индивидуальная, групповая

2

Интервью-монолог. Интервью-диалог

Учебный кабинет

Практическое занятие

83

Индивидуальная, групповая

2

Интервью-диалог Коллективное интервью. Коллективное интервью. Практическая работа

Учебный кабинет

опрос

84

Индивидуальная, групповая

3

Анкетирование

Школа, учебный кабинет

Проведение анкетирования среди учащихся школы

85

Индивидуальная, групповая

2

Анкета как разновидность интервью.

Учебный кабинет

Беседа, опрос

86

Индивидуальная, групповая

2

Интервью-зарисовка

Учебный кабинет

Прак5тическая работа

87

Индивидуальная, групповая

2

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ

Школа, учебный кабинет

Написание плана-интервью для материалов школьной газеты, интервью.

22

Работа над статьей.

88

Индивидуальная, групповая

3

Роль статьи. Виды статей.

Учебный кабинет

Работа с иллюстративным материалом.

89

Индивидуальная, групповая

2

Тема и основная мысль статьи.

Учебный кабинет

Беседа, опрос

90

Индивидуальная, групповая

2

Проблемная статья и её отличительные черты. Обзор печати как особый жанр.

Учебный кабинет

Беседа, тест

91

Индивидуальная, групповая

2

Как писать статью в районную газету. Тезисы и конспект, их отличие от плана.

Учебный кабинет

Практическое занятие

92

Индивидуальная, групповая

3

Тезисы и конспект, их отличие от плана. Цитирование

Учебный кабинет

Практическое занятие

93

Индивидуальная, групповая

2

Цитирование Записные книжки писателей

Учебный кабинет

беседа

94

Индивидуальная, групповая

2

Записные книжки писателей Репортаж

Учебный кабинет

Практическая работа

95

Индивидуальная, групповая

2

Репортаж. Интервью

Учебный кабинет

Проведение репортажа

96

Индивидуальная, групповая

2

Совершенствование написанного.

Учебный кабинет

Практическая работа

97

Индивидуальная, групповая

2

Практическая работа Создание статей на основе сформулированной проблемы. Написание статьи в школьную газету.

Учебный кабинет

Написание материала для школьной газеты

24

Жанры публицистики (очерк, рецензия и др.).

98

Индивидуальная, групповая

2

Как создаётся газета. Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета».

Учебный кабинет

Беседа

99

Индивидуальная, групповая

3

Отзыв как разновидность сочинения Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный

Учебный кабинет

Беседа, опрос

100

Индивидуальная, групповая

2

Познавательный репортаж (в основе тема, а не событие)

Учебный кабинет

Практическая работа

101

Индивидуальная, групповая

2

Спортивный репортаж. Практическая работа

Учебный кабинет

Практическая работа

102

Индивидуальная, групповая

2

Рецензия на статью Практическая работа Рецензия и эссе. Практическая работа

Учебный кабинет

Практическая работа

103

Индивидуальная, групповая

2

Рецензия и эссе. Практическая работа Очерк. Практическая работа

Учебный кабинет

Практическая работа

104

Индивидуальная, групповая

2

Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Виды очерков. Портретный очерк

Учебный кабинет

тест

105

Индивидуальная, групповая

2

Очерки событийные и путевыеФельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложенияПрактическая работа

Учебный кабинет

Практическая работа

106

Индивидуальная, групповая

3

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложенияПрактическая работа.

Учебный кабинет

Написание фельетона

107

Индивидуальная, групповая

2

Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).

Учебный кабинет

Написание фельетона

108

Индивидуальная, групповая

2

Зарисовка.Фотозарисовка.Практическая работа

Учебный кабинет

Практическая работа

20

Стилистические фигуры речи в газете

109

Индивидуальная, групповая

2

Понятие о тропах. Практическая работа

Учебный кабинет

Практическая работа

110

Практическая работа

3

Изобразительно-выразительные средства в публицистическом стиле. Практическая работа

Учебный кабинет

Практическая работа

111

Индивидуальная, групповая

2

Использование стилистических фигур речи и фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в текстах публицистического стиля.

Учебный кабинет

Практическая работа

112

Индивидуальная, групповая

2

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Практическая работа Написание заметки. Рекомендации.

Учебный кабинет

Практическая работа

113

Индивидуальная, групповая

2

Написание заметки. Практическое занятие. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Учебный кабинет

Написание заметки

114

Индивидуальная, групповая

3

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в текстах публицистического стиля. Практическая работа

Учебный кабинет

Практическое занятие

115

Индивидуальная, групповая

2

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг в текстах публицистического стиля.практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, опрос

116

Индивидуальная, групповая

2

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг в текстах публицистического стиля.практическая работа Деловая игра «Редакция».

Учебный кабинет

Практическая работа

117

Индивидуальная, групповая

2

Рисунок, карикатура, фотография Написание фельетона Сбор информации.

Учебный кабинет

Написание фельетона

25

Различные виды сбора информации

118

Индивидуальная, групповая

3

Методы сбора первичной информации. Факторы, влияющие на выбор методов.

Учебный кабинет

Беседа, опрос

119

Индивидуальная, групповая

2

Факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы сбора информации. Практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, опрос

120

Индивидуальная, групповая

2

Традиционные и нетрадиционные методы сбора информации. Практическая работа. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации

Учебный кабинет

Практическая работа

121

Индивидуальная, групповая

2

Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации Сбор информации. Работа в библиотеке

Учебный кабинет

Практическая работа

122

Индивидуальная, групповая

3

Сбор информации. Работа в библиотеке. Работа с каталогом

Учебный кабинет

Практическая работа

123

Индивидуальная, групповая

2

Работа с каталогом Практическая работа

Учебный кабинет

Практическая работа

124

Индивидуальная, групповая

2

Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Сбор информации в форме беседы.

Учебный кабинет

Практическая работа

125

Индивидуальная, групповая

2

Сбор информации в форме беседы. Составление вопросов для беседы

Учебный кабинет

Практическое занятие

126

Индивидуальная, групповая

3

Газетный язык и авторский почерк. Этика и мораль

Учебный кабинет

Написание статьи

127

Индивидуальная, групповая

2

Поступок и мотив. Плагиат

Учебный кабинет

Написание статьи

128

Индивидуальная, групповая

2

Плагиат. Эстетика

Учебный кабинет

Беседа, опрос

37

Школьная газета.

129

Индивидуальная, групповая

2

Миссия и название школьной газеты Функции школьной газеты

Учебный кабинет

Беседа

130

Индивидуальная, групповая

3

Функции школьной газеты Школьная газета. Содержание и форма школьной газеты .

Учебный кабинет

Беседа, опрос

131

Индивидуальная, групповая

2

Основы газетного дела. Школьная газета. Читатель и его интересы

Учебный кабинет

Оформление школьной газеты

132

Индивидуальная, групповая

2

Читатель и его интересы. Как и о чем писать для школьной газеты

Учебный кабинет

анкетирование

133

Индивидуальная, групповая

3

Как и о чем писать для школьной газеты. Темы, рубрики, полосы

Учебный кабинет

Беседа, опрос

134

Индивидуальная, групповая

2

Темы, рубрики, полосы. Взрослые правила для юных журналистов

Учебный кабинет

Практическое занятие

135

Индивидуальная, групповая

2

Требования к информации

Учебный кабинет

Беседа, опрос

136

Индивидуальная, групповая

2

Источники информации

Учебный кабинет

Практическая работа

137

Индивидуальная, групповая

3

Как придумать заголовки. Роль фотографии в газете

Учебный кабинет

Практическая работа

138

Индивидуальная, групповая

2

Роль фотографии в газете. Как вести интервью

Учебный кабинет

Практическая работа

139

Индивидуальная, групповая

2

Как вести интервью. Планирование шаг за шагом

Учебный кабинет

Проведение интервью

140

Индивидуальная, групповая

3

Планирование шаг за шагом. Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни»

Учебный кабинет

Практическая работа

141

Индивидуальная, групповая

2

Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни». Структура школьной редакции

Учебный кабинет

Написание материала для школьной газеты

142

Индивидуальная, групповая

2

Подбор и использования занимательного материала в газете

Учебный кабинет

Написание статьи

143

Индивидуальная, групповая

2

Дизайн школьной газеты. Интернет – журналистика

Учебный кабинет

Оформление школьной газеты

144

Индивидуальная, групповая

3

Коллективный выпуск школьной газеты. Итоговая аттестация( тест)

Учебный кабинет

Беседа, опрос

Календарно – тематический план

Стартовый уровень

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата

Всего

Теор.

Прак.

по плану

факт

I

Раздел 1: Знакомство с профессией журналист

48

12

36

1

Вводное занятие. Стартовый контроль. Инструктаж ТБ. Понятие о профессии журналист.Входная аттестация

1

2

2

Профессия – журналист: призвание или увлечение.

1

1

3

Журналистика в сфере других профессий

1

1

4

Требования к журналисту. Профессиональная готовность журналиста к работе.

1

1

5

История российской журналистики. Ролевая игра «Мы – репортёры»

1

2

6

Функции журналистики. Основные понятия и жанры журналистики

2

7

Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ.

1

1

8

Проведение опроса школьников на тему «День учителя» Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню учителя

2

9

Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, и др) Литературное редактирование

1

2

10

Литературное редактирование. Обработка информации

2

11

Обработка информации. Работа с периодическими изданиями

2

12

Работа с периодическими изданиями. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме

2

13

Профессиональная лексика. Основные типы информации.

1

2

14

Основные типы информации. Методы получения информации. Индивидуальный стиль

2

15

Методы получения информации. Индивидуальный стиль. Технические средства журналиста

2

16

Технические средства журналиста. Публицистический стиль.

2

17

Публицистический стиль. Специфика текста (тема, идея, композиция).

3

18

Фигуры речи.

2

19

Журналистское произведение. Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла

2

20

Общественная значимость журналистики

1

1

21

Газетный язык и авторский почерк. Практическое занятие «Творческая деятельность журналиста».

1

2

Разновидности публицистических жанров

58

14

44

21

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы

1

1

23

Различные теории жанров журналистики. Жанры журналистики

2

24

Жанры журналистики. Информационные жанры

2

25

Информационные жанры. Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

1

2

26

Особенности информационных жанров, их отличительные признаки

1

1

27

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия

2

28

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон

1

1

29

Школьный бюллетень. Записные книжки как форма литературных заготовок.

1

2

30

Записные книжки как форма литературных заготовок. Жанровое своеобразие репортажа

2

31

Жанровое своеобразие репортажа. Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности

1

1

32

Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Виды репортажа.

1

1

33

Виды репортажа. Фиксация материала и его систематизация

3

34

Интервью как разновидность газетных жанров

2

35

Деловая игра «Интервью и интервьюирование. Работа с периодическими изданиями

2

36

Работа с периодическими изданиями

2

37

Выпуск школьной газеты. Библиография и аннотация

3

38

Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров

1

1

39

Композиция журналистского материала. Рецензия на статью

1

1

40

Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». Интернет-экскурсия в редакцию газеты

1

2

41

Интернет-экскурсия в редакцию газеты

2

42

Рассказ с необычным построением

2

43

Композиция рассказа. Композиционные особенности.

2

44

Особенности газетного языка. Работа мастеров слова над рукописью

2

1

45

Работа мастеров слова над рукописью. Особенности газетного языка

1

1

46

Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. Проба пера

1

1

47

Написание статьи в школьную газету

2

Журналистика в современном мире.

14

5

9

48

Функции, мотивы, цели современной журналистской деятельности. Теоретические основы современной журналистской деятельности. Практическая работа

1

2

49

Культура оформления рукописи Практическая работа.

1

1

50

Принципы формирования имиджа журналиста. Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений

1

1

51

Каналы формирования “информационного багажа” журналиста.

1

1

52

Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочинения. Права и обязанности журналиста

3

53

Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат

1

1

Культура оформления рукописи

11

4

7

54

Что такое плагиат. Журналистская этика

1

1

55

Журналистская этика. Известные журналисты о плагиате.

1

1

56

Известные журналисты о плагиате. Культура оформления рукописи. Значение рукописи

1

2

57

Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи

2

58

Практическая работа. Работа с периодическими изданиями

1

1

Средства выразительности языка, стили речи

16

4

12

59

Понятие о стилях речи

2

60

Эпистолярный стиль. Письмо. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Текущая аттестация

1

2

61

Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства

2

62

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Особенности языковых средств публицистического стиля

2

63

Особенности языковых средств публицистического стиля Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1

1

64

Виды газетных и журнальных публикаций Расширенная информация

1

2

65

Практическая работа. Написание расширенной информации .Анализ работ

1

1

Заметка

29

7

22

66

Заметка. Разновидности заметок

2

67

Заметка. Разновидности заметок Информационная заметка

2

68

Информационная заметка с отрицательным содержанием Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни

1

2

69

Особенности критической заметки

2

70

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.

1

1

71

Специфика положительной заметки

1

1

72

Заметка на дискуссионную тему.

1

2

73

Специфические особенности полемической заметки

2

74

Заметка-благодарность.

1

1

75

Заметка-вопрос. Заметка- просьба

1

1

76

Заметка- просьба Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложения ми

1

2

77

Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями

2

78

Творческий проект. Приложение к школьной газете - «Проба пера»

2

Интервью

20

8

12

79

Интервью. Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог

1

1

80

Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог Интервью: люди и обстоятельства

1

2

81

Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники) Интервью-монолог.

1

1

82

Интервью-монолог. Интервью-диалог

1

1

83

Интервью-диалог Коллективное интервью. Коллективное интервью. Практическая работа

1

1

84

Анкетирование

1

2

85

Анкета как разновидность интервью.

2

86

Интервью-зарисовка

1

1

87

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ

1

1

Работа над статьей.

22

8

14

88

Роль статьи. Виды статей.

1

2

89

Тема и основная мысль статьи.

1

1

90

Проблемная статья и её отличительные черты. Обзор печати как особый жанр.

1

1

91

Как писать статью в районную газету. Тезисы и конспект, их отличие от плана.

1

1

92

Тезисы и конспект, их отличие от плана. Цитирование

1

2

93

Цитирование Записные книжки писателей

1

1

94

Записные книжки писателей Репортаж

1

1

95

Репортаж. Интервью

1

1

96

Совершенствование написанного.

2

97

Практическая работа Создание статей на основе сформулированной проблемы. Написание статьи в школьную газету.

2

Жанры публицистики (очерк, рецензия и др.).

24

4

20

98

Как создаётся газета. Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета».

2

99

Отзыв как разновидность сочинения Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный

1

2

100

Познавательный репортаж (в основе тема, а не событие)

1

1

101

Спортивный репортаж. Практическая работа

2

102

Рецензия на статью Практическая работа Рецензия и эссе. Практическая работа

2

103

Рецензия и эссе. Практическая работа Очерк. Практическая работа

2

104

Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Виды очерков. Портретный очерк

1

1

105

Очерки событийные и путевые Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения Практическая работа

1

1

106

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения Практическая работа

3

107

Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).

2

108

Зарисовка. Фотозарисовка. Практическая работа

2

Стилистические фигуры речи в газете

20

4

16

109

Понятие о тропах. Практическая работа

1

1

110

Изобразительно-выразительные средства в публицистическом стиле. Практическая работа

3

111

Использование стилистических фигур речи и фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в текстах публицистического стиля.

2

112

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Практическая работа Написание заметки. Рекомендации.

2

113

Написание заметки. Практическое занятие. Ошибки в употреблении многозначных слов.

2

114

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в текстах публицистического стиля. Практическая работа

2

1

115

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг в текстах публицистического стиля. Практическая работа

2

116

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг в текстах публицистического стиля. Практическая работа Деловая игра «Редакция».

2

117

Рисунок, карикатура, фотография Написание фельетона Сбор информации

1

1

Различные виды сбора информации

25

7

18

118

Методы сбора первичной информации. Факторы, влияющие на выбор методов

3

119

Факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы сбора информации. Практическая работа

2

120

Традиционные и нетрадиционные методы сбора информации. Практическая работа. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации

2

121

Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации Сбор информации. Работа в библиотеке

2

122

Сбор информации. Работа в библиотеке. Работа с каталогом

3

123

Работа с каталогом Практическая работа

2

124

Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Сбор информации в форме беседы.

2

125

Сбор информации в форме беседы. Составление вопросов для беседы

1

1

126

Газетный язык и авторский почерк. Этика и мораль

1

2

127

Поступок и мотив. Плагиат

1

1

128

Плагиат. Эстетика

1

1

Школьная газета.

37

14

23

129

Миссия и название школьной газеты Функции школьной газеты

1

1

24.04

130

Функции школьной газеты Школьная газета. Содержание и форма школьной газеты .

3

26.04

131

Основы газетного дела. Школьная газета. Читатель и его интересы

1

1

27.04

132

Читатель и его интересы. Как и о чем писать для школьной газеты

1

1

30.04

133

Как и о чем писать для школьной газеты. Темы, рубрики, полосы

2

1

3.05

134

Темы, рубрики, полосы. Взрослые правила для юных журналистов

1

1

4.05

135

Требования к информации

1

1

7.05

136

Источники информации

2

8.05

137

Как придумать заголовки. Роль фотографии в газете

1

2

10.05

138

Роль фотографии в газете. Как вести интервью

1

1

11.05

139

Как вести интервью. Планирование шаг за шагом

2

15.05

140

Планирование шаг за шагом. Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни»

1

2

17.05

141

Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни». Структура школьной редакции

1

1

18.05

142

Подбор и использования занимательного материала в газете

2

21.05

143

Дизайн школьной газеты. Интернет – журналистика

2

22.05

144

Коллективный выпуск школьной газеты.Итоговая аттестация( тест)

1

2

24.05

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет естественнонаучную направленность и нацелена на выявление способностей у обучающихся к конкретной исследовательской и научной деятельности. Направленность программы. Программа кружка «Юный журналист» имеет социальную направленность по направлению ФГОС НОО для детей 13-15 лет. Откликается на заказ государства и общества, на формирование интеллектуальной элиты государства и общества, так как ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей, создание продукта, значимого для других. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. По инновационному потенциалу дополнительных образовательных программ является модифицированной. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества
0 ₽