Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена

Бабочки

1. Образовательная: познакомить детей с разнообразием бабочек; 2. Развивающая: развивать знания детей о бабочках. 3. Воспитательная: прививать любовь к животному миру и природе, в общем; воспитать бережное отношение к природе, развитие наблюдательности у детей.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Методическая разработка

занятия декоративно-прикладного творчества

Тема занятия:

«Бабочки.Насекомыекласс беспозвоночных членистоногих животных».

Цель занятия:расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить детей с разнообразием бабочек;

  2. Развивающая: развивать знания детей о бабочках.

  3. Воспитательная: прививать любовь к животному миру и природе, в общем; воспитать бережное отношение к природе, развитие наблюдательности у детей.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук.

План занятия:

  1. Организационная часть (2 мин.)

  2. Знакомство с новым материалом (15 мин.)

  3. Закрепление пройденного материала (5 мин.)

  4. Практическая работа (5 мин.)

  5. Подведение итогов (3 мин.)

Ход занятия:

- Добрый день ребята! А о чем сегодня у нас пойдет речь вы узнаете отгадав загадки.

2 слайд:

Ей новой шубы было мало -
Она за лето всё сжевала.
Её не вытравишь никак:
Слаб нафталин и слаб табак.
Ей дихлофос – и хлеб и соль.
Она – прожорливая … (Моль)

- Итак ребята, вы не догадались о ком идет речь? (нет), тогда давайте отгадаем с вами еще одну загадку.

4 слайд:

Утро... Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул – и полетел,
И опять на кустик сел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка
Да ведь это ж…… (бабочка)

- конечно ребята, это бабочка! и речь у нас сегодня с вами пойдет именно о бабочках (возвращаемся к 1 слайду, читаем описание)

6 слайд:

Бабочка относится к классу насекомые, типу членистоногие, отряду чешуекрылые (лат. Lepidóptera). Русское название «бабочка» произошло от старославянского слова «babъka», обозначавшего понятие «старуха» или «бабка».В верованиях древних славян считалось, что это души умерших, поэтому люди относились к ним почтительно.

7 слайд:

Строение бабочки:

В строении бабочки выделяются два главных отдела – тело, защищенное твердым хитиновым панцирем и крылья.

Бабочка – насекомое, тело которого состоит из:

  • Голова малоподвижна, соединена с грудью. Голова бабочки имеет округлую форму с немного приплюснутой затылочной частью. Круглые или овальные выпуклые глаза бабочки в виде полушарий, занимающие большую часть боковой поверхности головы, имеют сложное фасеточное строение. Бабочки обладают цветным зрением, и подвижные объекты воспринимают лучше, чем неподвижные. У многих видов за усиками находятся дополнительные простые теменные глаза. Строение ротового аппарата зависит от видовой принадлежности и может быть сосущего или грызущего типа.

  • Грудь бабочки, имеет трехсегментное строение. Передняя часть значительно меньше средней и задней, где располагаются три пары ножек, которые имеют характерное для насекомых строение. На голенях передних лапок бабочки расположены шпоры, предназначенные для поддержания гигиены усиков.

  • Брюшко бабочки, имеющее форму удлиненного цилиндра, состоящего из десяти сегментов кольцеобразной формы с находящимися на них дыхальцами.

8 слайд:

Усики бабочки расположены на границе теменной и лобной части головы. Они помогают бабочкам ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимая колебания воздуха и различные запахи. Длина и строение усиков зависят от принадлежности к виду.

9,10 слайд:

Крылья (фото чешуек). Две пары крыльев бабочки, покрытых плоскими чешуйками разной формы, имеют перепончатое строение и пронизаны поперечными и продольными жилками. Размер задних крыльев может быть одинаковым с передними или значительно меньше их. Узор крыльев бабочки разнится от вида к виду и очаровывает своей красотой. При макросъемке очень хорошо видны чешуйки на крыльях бабочек – они могут иметь совершенно разную форму и цвет.

11 слайд:

Где живут бабочки в природе?

Ареал распространения бабочек по планете очень широк. Он не включает в себя только ледяные просторы Антарктиды. Бабочки обитают повсеместно от Северной Америки и Гренландии до побережья Австралии и острова Тасмания. Наибольшее количество видов обнаружили на территории Перу и Индии. Эти порхающие насекомые совершают свои полеты не только в цветущих долинах, но и высоко в горах.

12 слайд:

Чем питаются бабочки?

Рацион многих бабочек состоит из пыльцы и нектара цветущих растений. Многие виды бабочек питаются соками деревьев, перезревшими и гниющими фруктами. А бражник мертвая голова является настоящим гурманом, потому что часто залетает в ульи к пчелам и лакомится собранным ими медом. Некоторые бабочки нимфалиды нуждаются в различных микроэлементах и дополнительной влаге. Их источником являются экскременты, моча и пот крупных животных, мокрая глина, а также пот человека. К примеру, бабочки из тропических лесов Амазонки пьют слезы черепах и крокодилов. Есть виды бабочек, у которых отсутствует ротовой аппарат: для поддержания жизнедеятельности они расходуют те запасы питательных веществ, которые были накоплены еще в стадии гусеницы. К таким бабочкам относится мадагаскарская комета, размах крыльев которой составляет 14-16 см. Продолжительность жизни этой бабочки составляет 2-3 дня.

13 слайд:

Бабочка - вампир

Также среди бабочек существуют «вампиры». К примеру, самцы некоторых видов совок поддерживают свои силы благодаря крови и слезной жидкости животных. Таковой является бабочка-вампир (лат. Calyptra).

14 слайд:

Размножение бабочек. Стадии, превращение гусеницы в бабочку.

У большинства бабочек существуют сложные формы ухаживания во время брачного периода, выражающиеся в полетах и танцах.

Жизненный цикл бабочки состоит из 4 фаз (стадий):

15 слайд:

Яйца бабочки.

Жизнь бабочки начинается с яйца. В зависимости от видовой и родовой принадлежности бабочка откладывает яйца на листья или ветки растений. Это может быть до 1000 оплодотворенных яиц круглой, цилиндрической или яйцеобразной формы. Окраска яиц может быть белой, зеленоватой, желтой, красной, иногда с рисунком. Данная стадия жизни бабочки длится в пределах 8-15 дней.

16 слайд:

Гусеница.

В этой стадии насекомому присуща червеобразная форма. Ротовой аппарат у гусениц грызущего типа. Особенностью гусеницы является наличие у нее особых желез, которые вырабатывают вещество, быстро затвердевающее от соприкосновения с воздухом и образующее подобие прочной шелковой нити. Питаются гусеницы бабочек в основном растительной пищей: плодами, цветами и листьями растений. Однако существуют гусеницы, рацион которых составляют шерсть, роговые вещества и даже воск.

17 слайд:

превращение гусеницы в куколку.

Куколка.

В зависимости от видовой принадлежности куколка может иметь вытянутую цилиндрическую и даже круглую форму. Однотонный кокон иногда имеет рисунок, образованный полосами, точками и пятнами. В этой стадии развития у бабочки уже присутствуют в зачаточном состоянии крылья, хоботок и ноги.

18 слайд:

превращение куколки в бабочку (имаго)

Бабочка (имаго).

В зависимости от вида продолжительность жизни бабочки может колебаться от нескольких часов до 10 месяцев. Имаго уже способно к размножению и расселению, которые являются его основной функцией.

19 слайд

Бабочки зимой. Что делают бабочки зимой? Примечательно, что зимовку бабочки проходят по-разному. Существуют виды бабочек, которые покинув куколку, живут только на протяжении лета, и с наступлением холодов погибают. Некоторые пережидают зиму в стадии яйца, но большая часть делает это, будучи куколкой. Есть виды, которые встречают холода уже взрослыми насекомыми и прячутся от них в дуплах деревьев или глубоких трещинах в коре. Такими являются крапивница, репейница и лимонница.

20, 21 слайд:

Польза и вред бабочек.

Примечательно, что бабочки приносят как большую пользу, так и вред для сельского хозяйства. В стадии гусеницы они уничтожают листья на плодовых деревьях, что ведет к потере урожая. В то же время взрослые бабочки помогают перекрестному опылению и самоопылению растений. Как гусеницы, так и имаго служат кормом для многих птиц. А о пользе тутового шелкопряда и говорить не приходится – это производитель натурального шелка.

22 слайд:

Интересные факты о бабочках:

  • 23 слайд У бабочки сатурния гусеница настолько ядовита, что токсины, которые она выделяет, могут убить человека.

  • 24 слайд Перелетная бабочка монарх способна преодолеть до 1000 км за один перелет, не останавливаясь на отдых.

  • Бабочки не спят ночами, так как не нуждаются во сне.

  • 25 слайд Во время перелета на короткие дистанции бражники могут развить скорость до 60 км/ч.

  • 26 слайд Моль малютка – это самая маленькая бабочка с размером крыльев 2 мм.

  • 27 слайдМадагаскарские бражники имеют самый длинный хоботок, длина которого составляет 28 см.

  • 28 слайд Размер крыльев бабочки Тисания агриппина достигает 31 см.

  • 29 слайд Обоняние у бабочки павлиноглазки очень развито: она чувствует запах на расстоянии 10 км.

Закрепляем пройденный материал:

  1. Чем питаются бабочки?

  2. Сколько живут бабочки?

  3. Какую пользу и вред приносят бабочки?

  4. Как появляются бабочки?

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

1. Формирование знаний о единстве, взаимодействии и взаимозависимости природы и человека. 2. Формирование осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта. 3. Расширение и систематизация представления детей о птицах, их образе жизни, повадках. 4. Развитие познавательной, творческой активности учащихся. 5. Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе и всему окружающему миру, а также мотивации к самостоятельности, коллективизму.
0 ₽
Цель урока: воспитательная – природоохранная пропаганда, воспитание экологической культуры у учащихся образовательная - расширение кругозора детей развивающая – углубить знания учащихся о жизни грызунов
0 ₽
1. Образовательная: познакомить детей с разнообразием бабочек; 2. Развивающая: развивать знания детей о бабочках. 3. Воспитательная: прививать любовь к животному миру и природе, в общем; воспитать бережное отношение к природе, развитие наблюдательности у детей.
0 ₽