План-конспект классного часа «Белая ворона»
Класс: 7 класс
Дата: 08.12.2023
Время проведения: 40 минут
Тема занятия: «Белая ворона»
Тип занятия: классный час
Формы занятия: беседа, ролевая игра, дискуссия
Цель: формирование терпимости, эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях.
Задачи:
Обучающие
-формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
-выявление основных черт конфликта; буллинга.
Развивающие
- развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребёнка;
- Воспитательные
-формирование бесконфликтного поведения.
Планируемые результаты: воздействие на практическую сторону жизни обучающихся, их поведение, выбор ими жизненной позиции в конфликтных ситуациях.
Ресурсы занятия:
Мультимедийное оборудование, театральный реквизит, раздаточный материал.
Этапы урока
1 Приветствие. Мотивация.
2 Просмотр мультфильма.
3 Обсуждение.
4 Практическое задание. Ролевая игра.
5 Практическое задание. Работа в группах.
6 Рефлексия. Интервью.
Ход классного часа
Приветствие. Мотивация.
Эпиграф:
«Из всех наук, которые должен узнать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая,
как можно меньше зла и как можно больше
добра»
Л.Н. Толстой
-Ребята, я рада всех вас приветствовать! Меня зовут Евгения Александровна. Сегодня мы вместе будем обсуждать одну из важнейших проблем современного мира. Чтобы наше общение удалось, приготовьте, пожалуйста, желание высказаться и позитивный настрой друг к другу.
-Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, может быть, кто-то его уже видел. Понаблюдайте за поведением главных героев, а потом мы об этом поговорим.
2. Просмотр мультфильма: «Воробьи на проводе»
3. Обсуждение.
-Давайте поговорим о характерах героев.
-Что можно сказать про воробьев? Каков их характер? Поведение? Почему вы так решили?
-Каков характер большой птицы?
-Как ведут себя воробьи по отношению к большой птице? Почему она им не понравилась?
- Она что-то им сделала? Она хуже их? Лучше? (ответы учащихся)
Она другая.
- Быть другим плохо?
- Знает ли кто-нибудь, как называют того, кто отличается от других?
Белая ворона.
- Наш сегодняшний классный час называется «Белая ворона».
- Белая ворона – это человек, отличающийся от большинства, он выделяется из толпы, не такой, как все.
- Часто к такому человеку относятся негативно, почему? Как называют преследование одного человека другими? (ответы учащихся)
Буллинг – травля, агрессивное преследование одного человека другим.
Это недопустимо.
4. Практическое задание.
- Давайте разыграем сценку. Нужен доброволец.
(ученик надевает очки, шапку, детям выдаются карточки.
-Сейчас, когда наш ученик выйдет на сцену, вы должны озвучить то, что написано на выданных мною карточках.
-Представьте ситуацию, в класс приходит новый ученик.
Выходит ученик, дети выкрикивают из зала:
-Очкарик пришел!
-Где ты такую шапку нашел?
-Фу, новенький!
-Да моя бабушка носит вещи лучше!
- Из какой деревни ты явился?
- У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!
Вопрос к герою:
-Как ты себя почувствовал? Было тяжело, легко в данной ситуации? (ответ ученика) Спасибо, ты очень смелый.
К ребятам:
-Какие чувства еще может испытывать человек, которого встречают с агрессией?
-Почему с ним так обращаются? Он сделал что-то не так? Что-то плохое?
Часто жертвой травли становятся люди, которые не сделали ничего плохого, они просто отличаются от остальных, а может, им просто завидуют…
Вопрос к классу:
-А может быть, ребята просто шутят? Чем шутка отличается от травли?
(ответы ребят)
Шутка – смешно всем.
Травля – всем смешно, одному больно.
-А может быть, между ребятами конфликт? Каковы отличия конфликта от травли?
Конфликт
Присутствуют разногласия, но нет систематического физического и психологического насилия;
Конфликт может закончится;
Ответственность в конфликте несут обе стороны.
Травля
Систематическое умышленное физическое или психологическое насилие;
Длительное воздействие;
Есть жертва, агрессор и «свита».
- И в таком случае оказывается, что проблемы не у белой вороны, а у агрессора. Он трус, т.к. всегда выбирает жертву слабее себя, он полагается на помощь и одобрение окружающих, а один противостоять своей жертве не сможет.
5. Практическое задание. Работа в группах.
-Теперь нужна ваша помощь. Давайте поработаем в группах и поможем нашей белой вороне. (Учитель достает коробку: «Советы Белой вороне», на партах лежат листочки)
-Я даю вам 2 минуты, попробуйте найти пути выхода из буллинга для нашей белой вороны. Как ей себя вести? Какие советы вы можете дать, чтобы она чувствовала себя защищенной и могла морально противостоять агрессору?
- Время истекло. Пусть кто-то один из группы озвучит советы, а мы решим, отправим их в копилку для Белой вороны или нет.
Ответы представителей групп. Обсуждение.
6. Рефлексия. «Интервью»
-Я надеюсь, наш разговор заставит вас задуматься об уникальности каждого человека и недопустимости унижения только потому, что кто-то не такой, как ты. А теперь предлагаю провести интервью. Один из вас будет корреспондентом, который возьмет интервью у каждого, а вы расскажите о своих впечатлениях о сегодняшнем занятии, о своем отношении к Буллингу и его участникам.
Спасибо большое. Я очень рада, что большинство из вас хотят оказаться в позиции человека, который готов помочь тому, кого обижают. Было приятно с вами пообщаться.
Ребята, давайте жить дружно!