Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Библейские реминисценции в поэме А.Ахматовой "Реквием"

Библейские реминисценции в поэме А.Ахматовой "Реквием"

Анна Андреевна Ахматова является одним из наиболее ярких представителей русской литературы ХХ века. Творчество поэтессы, создавшей уникальную лирическую систему, выходит далеко за рамки культуры серебряного века. Ее стихи выражают внутренний мир человека – современника поэтессы, в них отражена трагическая история России и народа. Использование библейских реминисценций в поэме А. Ахматовой «Реквием» играет значительную роль в развитии сюжета, раскрытии смысла и в эмоциональном восприятии лирического произведения.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Библейские реминисценции в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Анна Андреевна Ахматова часто использовала в своей поэзии религиозную символику. Ахматова вкусила горечь страдания, узнала, как оно высушивает душу. В своем материнском отчаянии поэт обращается к библейскому сюжету о распятии Иисуса Христа, находит что-то родное своему сердцу в страданиях Богоматери.

В «Реквиеме» библейские аналогии и образы становятся художественным средством осмысления действительности. Уже название поэмы, «Реквием», дает ключ к раскрытию образа мира Ахматовой, ведь «реквием» - это заупокойное католическое богослужение или же поминальная молитва. Сама поэтесса говорила: « «Реквием» - четырнадцать молитв».1 Вся поэма буквально пронизана библейской образностью.

Воссоздают образ мира начальные строчки из «Посвящения»: «Перед этим горем гнутся горы,/ Не течет великая река…». Они заставляют вспомнить библейский текст, где описаны картины апокалипсиса: "Горы сдвинутся и холмы поколеблются..." (Ис. 54, 10); "И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих..." (Отк. 6,14).

Символом такого мира является и «великая река», будто остановившаяся в течении своих вод. Конечно же, это Нева, образ которой сквозным мотивом проходит через всю поэму, придавая поэме кольцевую композицию. Также Нева – это образ «Леты-Невы» или же «пропуск в бессмертие» - подключение к вечности. Библейский контекст высвечивает еще одну грань образа «великой реки» - «река Вавилонская». Тема пленения народа-богоборца безбожной властью звучит в 136 псалме «На реках Вавилонских»:«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья...» (Пс. 136) Если принимать Неву в таком значении, то из этого следует, что Ленинград может быть образом «земли чужой». Также библейские образы из «На реках Вавилонских» в поэме выявляют еще одну тему – тему вынужденного молчания, «повешенной лиры».

Эпитет «одичалая» употребляется в «Реквиеме» по отношению к плененной столице («…По столице одичалой шли…») и тоже отсылает к Библии. Образ одичалого города восходит к книге пророка Софонии: «Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! «…» я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей» (Соф. 3, 1-6)

Годы тюремных очередей названы в поэме «осатанелыми», что означает не только крайнюю степень эмоциональной оценки происходящего в жизни героини (и является синонимичным слову «одичалый»), но и перекликается с библейским сюжетом. «Осатанелыми» Ахматова называет «страшные годы ежовщины» - шире – осатанелый город. Образ его соотносится с одним из центральных образов поэмы – образом звезды, который уже встречался в нашей работе. Звезда – символ наступающей смерти, жестоко вписан в картину вселенской катастрофы. Ахматовский образ «звезды смерти», яркой и падающей, восходит к Библии:«... И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба...» (Мф. 24, 29).

Образ звезды возникает в «Реквиеме» еще в главе «К смерти»:

«Мне все равно теперь. Струится Енисей,
Звезда полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас затмевает».

Название «К смерти» подтверждает, что «вечный образ» из Священного Писания вписывается в общую тему Апокалипсиса поэмы, звезда – это снова символ смерти, другой реальности. Вполне можно сказать, что образ звезды в «Реквиеме» ассоциируется и с кремлевскими звездами – символом эпохи правления Сталина.

В поэме Ахматовой вписаны не только образы-символы Апокалипсиса, но и образы-детали, что создают «библейскую» атмосферу: божница, свеча, холод иконки и т.д. Все они в ткани произведения могут быть атрибутами похоронного обряда.
Среди библейских образов, пожалуй, главный - это образ распинаемого Сына и его Матери. Появление в тексте поэмы центрального эпизода Нового Завета – Распятия объясняется вполне реалистично: картины и образы новозаветной трагедии возникают в сознании героини подобно видению, откровению - на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину...» Эпиграф к главе «Распятие» близок к Священному Писанию: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи» - слова из ирмоса IX песни канона службы в Великую субботу. Ахматова соединяет образ распятого Сына и видящей казнь Матери в единый художественный образ. Таким образом, композиция главы «Распятие» становится ясна: первый фрагмент – образ Сына, второй – Матери.

Роль смысловых импульсов в полной мере позволяет ощутить первая часть главы:

«Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто меня оставил?»
А Матери: "О, не рыдай Мене...».

Первые две строки – описание катаклизмов, сопровождающих казнь Христа:«... и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посередине» (Ев.от Лк. 23, 44-45). Вопрос Иисуса Отцу в третьей строке так же восходит к Евангелию:«В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Боже мой! Боже мой! для чего ты меня оставил?» (Мк. 15, 34). Слова же для Матери из последней строчки отсылают к неточной цитированной фразе из Евангелия. Женщинам, сопровождающим Иисуса на казнь, он говорит: «... дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших...» (Лк. 23, 27-28). Отметим, что в тексте Евангелия Иисус обращается к женщинам, а Ахматова адресует слова непосредственно к Матери, переосмысливая текст. Такое отступление от образца призвано определить замысел автора, акцентировать внимание на необходимом для понимания.

Второй фрагмент – сцена Распятия. Ахматова приковывает наше внимание к страданиям Матери:

«Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел».

Ахматова обращается к самому пронзительному образцу страдания – к страданию Матери. Мать – архетип Богородицы, укоренившийся в сознании людей. Мать в «Реквиеме», которую «разлучили с единственным сыном», соотнесена с Матерью Божию. Особенность «Реквиема» в том, что этот образ появляется еще и в «Эпилоге», венчая поэму: «Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов». Это логичное завершение основной идеи «Реквиема» - в роли Богородицы выступает сама поэтесса, и каждая мать из длинных тюремных очередей подобна страдающей Богородице. Трагедия сына и матери становится всеобщей в пространстве России.

Таким образом, библейские реминисценции, «вечные образы» культуры передают ощущение эпохи 30-х годов, обреченности и духовной катастрофы. Через символику Апокалипсиса, Распятия и других эпизодов Священного Писания Ахматова передавала современную ей действительность.

1

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Анна Андреевна Ахматова является одним из наиболее ярких представителей русской литературы ХХ века. Творчество поэтессы, создавшей уникальную лирическую систему, выходит далеко за рамки культуры серебряного века. Ее стихи выражают внутренний мир человека – современника поэтессы, в них отражена трагическая история России и народа. Использование библейских реминисценций в поэме А. Ахматовой «Реквием» играет значительную роль в развитии сюжета, раскрытии смысла и в эмоциональном восприятии лирического произведения.
0 ₽
Одной из проблем, над которой размышляют выпускники в своих эссе на ЕГЭ, является проблема необходимости истинного служения своему делу. Русская литература, конечно, предоставляет материал для аргументов-примеров по данной проблеме, однако, нелишним будет вспомнить биографию и творческое наследие Николая Добролюбова.
0 ₽