Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты Родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Н.А.Некрасов.
Материала к уроку «Проблема необходимости истинного служения своему делу
на примере жизни и деятельности Н.А.Добролюбова».
Одной из проблем, над которой размышляют выпускники в своих эссе на ЕГЭ, является проблема необходимости истинного служения своему делу. Русская литература, конечно, предоставляет материал для аргументов-примеров по данной проблеме, однако, нелишним будет вспомнить биографию и творческое наследие Николая Добролюбова. Данная информация выступает актуализацией знаний учащихся. Тем более, если в 10 классе изучается русская литературная критика 19 века (я отвожу на этот материал два урока в гуманитарном классе).
Данный урок является комбинированным уроком – семинаром с запланированным результатом: учащиеся самостоятельно приходят к выводу о возможности использования сведений о Н.Добролюбове в качестве материала на ЕГЭ по русскому языку.
3. В ходе реализации поставленной учебной задачи учащиеся получают опережающие задания:
а) самостоятельно познакомиться с биографией и литературно-критической деятельностью Добролюбова
б) индивидуально подготовить презентации по теме
в) посетить с учителем музей Н.Добролюбова (учащиеся Нижнего Новгорода имеют такую возможность) или создать заочную экскурсию.
г) прочитать некоторые стать критика (исходя из учебного плана, например, «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», «Письма из провинции»).
4. В качестве активных форм работы на уроке учащиеся анализируют выдержки из писем критика с учетом применения их в качестве аргументов к проблеме необходимости истинного служения своему делу.
5. Интересным для изучения мне кажется следующий материал:
«Я живу и работаю в надежде, что мои труды могут пригодиться и другим. Нужно идти против прежних понятий и против тех, кто внушил их. Я пошел, сначала робко, осторожно, потом смелее, и наконец пред моим холодным упорством склонились и пылкие мечты, и горячие враги мои. Теперь я покоюсь на своих лаврах, зная, что не в чем мне упрекнуть себя, зная, что не упрекнут меня ни в чем и те, которых мнением и любовью дорожу я. Говорят, что мой путь - смелой правды - приведет меня когда-нибудь к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. И в самой последней крайности будет со мной мое всегдашнее, неотъемлемое утешение - что я трудился и жил не без пользы...».
(из письма В.В.Лавровскому 3 августа 1856г. СПб.)
« Миша! Милый мой друг! Письмо твое страшно. Ты весь в каком-то лихорадочном, отчаянном положении. Неужто такая полная безотрадность господствует во всем, что окружает тебя? Неужто ни души живой нет, ни одного существа мыслящего или способного к мысли не встретил ты там? Грустно верить этому, Миша. Ведь ты знаешь, что вся наша надежда на будущие поколения. Было время, и очень недавно, когда мы надеялись на себя, на своих сверстников, но теперь и эта надежда оказывается неосновательною. Мы вышли столько же вялыми, дряблыми, ничтожными, как и наши предшественники. Полное нравственное расслабление, отвращение от борьбы, страсть к комфорту, если не материальному, то умственному и сердечному, делает нас совершенно бесполезными коптителями неба, негодными ни на какую твердую и честную деятельность. Ты можешь подумать, что все это я пишу о тебе, желая упрекнуть тебя в том, что ты так упал духом. Да, пожалуй, относи и к себе все, что мной сказано: я тебя не исключаю из этой характеристики нашего поколения. Но поверь, что я никого не исключаю из нее и всего меньше себя. Разница между нами, в отношении к нашей спячке, не очень велика. Один спит 24 часа в сутки, другой -- 23 часа и 59 минут, третий 23 часа и 59 минут с половиной, с четвертью, с осьмушкой, и так далее, но поверь, что разница нейдет дальше одной минуты. При виде великих вопросов, подымаемых жизнью, при заманчивой перспективе трудной и горькой, но плодотворной Деятельности, пробуждается иногда какая-то решимость, разольется сладкое чувство человеческой, идеальной любви по всему, но все это тотчас же и замрет, не успевши выразиться даже и в слове, не только на деле. И это не только в себе замечаешь; то же самое делается и с другими».
(из письма М.И.Шемановскому 12 сентября 1858г. СПб.)
« Что ты клонишься ко сну, это совершенно понятно; но не засыпай на слишком долго... Поверь, что в жизни есть еще интересы, которые могут и должны зажечь все наше существо и своим огнем осветить и согреть наше темное и холодное житьишко на этом свете. Интересы эти заключаются не в чине, не в комфорте, не в женщине, даже не в науке, а в общественной деятельности. До сих пор нет для развитого и честного человека благодарней деятельности на Руси. Мы должны создать эту деятельность; к созданию ее должны быть направлены все силы, сколько их ни есть в натуре наше. Мы еще чисты, свежи и молоды; сил в нас много; впереди еще две трети жизни... Мы можем овладеть настоящим и удержать за собою будущее. Нечего унывать и спать... Не спи, Миша».
(из письма М.И. Шемановскому 23 ноября 1858г. СПб.)
Николай Александрович Добролюбов родился 24 января 1836 года в Нижнем Новгороде. Его отец был настоятелем Верхнепосадской Никольской церкви.
Предполагалось, что после окончания духовного училища и семинарии учеба Николая будет продолжена в Духовной академии. Однако летом 1853 года 17-летний Добролюбов, приехав в Петербург, поступил не в духовную семинарию, а в Главный педагогический институт (на историко-филологический факультет). Этот выбор был не случайным, ибо в дневнике от 15 марта 1853 года он признается: «… сердце мое черство и холодно к религии».
Есть основания полагать, что начало заболевания Добролюбова туберкулезом можно отнести к весне 1855 года. Так, в письме Колосовским (сестре матери и ее мужу) от 24 марта 1855 года он сообщает, что «… недавно простудился и недели две лежала в больнице До сих пор чувствую слабость». Анализ архивных документов Главного педагогического института (рапорт врача, отчеты по больнице и др.) позволяют утверждать, что эпидемическая ситуация по туберкулезу среди студентов была весьма неблагополучной.
Известно, что Николай Добролюбов поступил в институт в 1853 году, окончил его в 1857 году.
После периода относительного благополучия с осени 1857 года у Добролюбова отмечается ухудшение состояние здоровья. Так, 4 ноября 1857 года в письме Ф. В. Благообразовой следует его сообщение о том, что «… в прошедшем месяце был болен недели две простудой… Потом распухли все жилы на шее и образовалась свинка… Чтобы предохранить себя на будущее время от простуды, я завел себе шубу… хотя последнее время в Петербурге и не так холодно». Октябрьская простуда 1857 года не прошла бесследно. Она фигурирует и в более позднем письме от 3 апреля 1858 года А. П. Златовратскому: «Я болен уже несколько месяцев… хандрю вследствие болезни….(Заметим, что всё это время Добролюбов плодотворно работает).
Врачи рекомендуют Добролюбову поездку за границу для лечения. В апреле было получено «высочайшее» разрешение отпуска из 2-гокадетского корпуса, в котором Добролюбов преподавал. В середине мая 1860 года Добролюбов выезжает в Берлин, а затем в Дрезден, откуда пишет: «… два раза был у Вальтера, который нашел, что во мне «может развиться расположение к серьезным грудным страданиям».
Из письма Н. А. Некрасову от 8 июля 1860 года: «Грудь у меня очень расстроена… кашель усилился, горло заболело, дышать стало тяжело…. Я был очень плох… Вздумал было я раз подняться на одну из самых маленьких гор здешних, подумать, — так куда тебе — часа два откашляться и раздышаться не мог». После лечения ему стало немного лучше, Добролюбов посещает Геную, Ниццу, Флоренцию, Венецию, Неаполь, Милан, Рим, Мессину и другие города Европы (откуда постоянно пишет письма в Россию).
В письме от 28 мая 1861 года, адресованном М. А. Маркович, вновь ссылка на нездоровье, а 12 июня 1861 года Добролюбов пишет Н. Г. Чернышевскому: «…простудился… дней десять был довольно серьезно болен…».
13 июля сообщает Н. Г. Чернышевскому: «… у меня хлынула кровь горлом». По пути из Одессы он посетил Харьков, Москву и Нижний Новгород (обо всех впечатлениях, несмотря на угасающее здоровье, Добролюбов пишет в своём дневнике и пишет даже с юмором). В Харькове Добролюбов встретился с бывшим студентом Главного педагогического института Л. Н. Самсоновым, который в своих воспоминаниях отмечает: «Я не узнал его: меня поразило его изможденное лицо и беспрерывный кашель».
С момента возвращения из-за границы болезнь начинает быстро прогрессировать. Уже 15 сентября 1861 года следует сообщение тетушке (В. Ф. Благообразовой): «Как только приехал в Петербург, так и почувствовал себя хуже… и грудь болела, и кашель усилился, и приливы к голове начались…» В письме Н.А. Некрасову от 21 сентября Добролюбов пишет: «Я все в хвором расположении. Однако пишу кое-как и читаю корректуры». Последнее письмо, написанное двоюродному брату (М. И. Благообразову), датировано 5 ноября 1861 года: «Пишу в постели, вот уже с лишком месяц лежу».
По свидетельству А. Я. Панаевой, в октябре 1861 года в связи с ухудшением состояния больного Н. А. Некрасов пригласил на консультацию доктора Шипулинского, который, выслушав Добролюбова, высказал весьма пессимистический прогноз: он объявил Некрасову, что больному уже не встать. И действительно, силы Добролюбова уже не восстанавливались, с каждым днем он физически слабел, угасал, ему даже трудно было сидеть в кресле. Он больше лежал на кушетке, но продолжал работать. С начала ноября он уже не вставал с постели. В своих воспоминаниях П. И. Вейнберг, навестивший Добролюбова незадолго до его смерти, писал: «Он лежал на диване бледный, совершенно истомленный; в ногах его сидела Головочева-Панаева. Вся фигура больного выражала полное уныние и покорность судьбе, но жажда деятельности не оставляла его».
В течение октября–ноября 1861 года А. Я. Панаева самоотверженно ухаживала за Добролюбовым, который, по словам Н. Г. Чернышевского, «вверял ей свои последние мысли, умирая».
Смерть наступила в час ночи 19 ноября 1861 года. Н. А. Добролюбов был похоронен на Волковом кладбище рядом с В. Г. Белинским. И. И. Панаев писал: «Смерть соединила Добролюбова с Белинским. Белинский дождался достойного гостя…» А в двух шагах от них покоится С. Я. Надсон. Всех троих преждевременно свела в могилу «злая сухотка».
6. Работая с данными материалами по обозначенной проблеме, необходимо вспомнить стихотворение Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова», в котором поэт даёт оценку личности и деятельности Николая Добролюбова, а также обратиться к идейному наполнению образа Гриши Добросклонова, прототипом которого стал великий критик. Таким образом, сопоставив образ реального человека, лирического героя и прототип литературного героя, учащиеся формируют целостное представление о личности Н.Добролюбова.
7. Домашнее задание предполагает написание эссе в формате ЕГЭ по тексту с соответствующей проблемой.