Дидактическая игра- доступный, полезный, эффектный метод воспитания и обучения самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры.
Видыдидактических игр: дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей.
Сорокина А.И. выделяет следующие типы дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры- предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
Игра «Вызов спасателей»
Готовятся несколько картинок и алгоритм вызова спасателей. Задача каждой команды правильно вызвать, набрать нужный телефон, объяснить ситуацию, используя алгоритм. Для начала нужно разделить игроков на 2 команды.
Оборудование: макет телефона.
Дидактическая игра "Кто больше назовёт действий"
Цель: учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.
Игровые правила: называть только одно действие человека данной профессии. Если человек не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.
Ведущий предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, спасатель, полицейский, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.
Дидактическая игра «Что, где, когда?"
Дидактическая задача: закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.
Ход игры: ведущий раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.
"Соедини по точкам"
Материал: карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита).
Игровые действия: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«Буриме» – литературная игра, заключающая сочинение стихов на заданные рифмы.
Дидактическая задача: развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопасности.
Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строк.
Эстафета «Собери корзину опасных и безопасных предметов».
Участники по очереди подходят к столу, достают из коробки изображение нужного предмета и кладут в соответствующую корзину.
"Каждой вещи свое место"
Дидактическая задача: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.
На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
«Тротуар и дети»
Дидактическая задача: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.
Ход игры.
Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки - игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Воспитатель – Бреус Оксана Владимировна
МБДОУ «Детский сад
№ 13 «Незабудка»
комбинированного вида»