Класс | 8 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | Человек в экономических отношениях. |
Тема урока | Источники доходов и расходов семьи |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока) | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты: | |
Личностные Осознавать необходимость планирования семейного бюджета, критически оценивать свои действия и поступки. Научиться анализировать, сравнивать, обобщать, определять затруднения и находить пути решения, | |
Метапредметные Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации по составлению семейного бюджета. Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания, развивать практические навыки и умения решения повседневных задач, связанных с планированием расходов на питание. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. | |
Предметные Понимать и уметь объяснять значение основных терминов, изученных на уроке: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности». Различать типы семейного бюджета. Составлять семейный бюджет, рассчитывая доходы и расходы семьи. | |
Ключевые слова:семья, бюджет, доход, расход. |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Проверка готовности учащихся к уроку. - приветствие учащихся, проверка готовности к уроку; Вам нужно найти в зашифрованном тексте слова, с помощью которых можно сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель на урок. Знакомим с задачами урока: 1)узнать, что такое семейный бюджет; 2)научиться различать типы семейного бюджета; 3)научиться рассчитывать доходы и расходы. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Формируем группы учеников и даём задание для выполнения исследовательской работы –ответить на вопросы; В одном городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос. «Так, разберёмся», - сказал отец. Велосипед стоит 6 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: «Доходы». «Давайте подсчитаем доход нашей семьи за этот месяц». – Ежемесячно на работе я получаю 25 000 рублей. – Мама получает 18 000 рублей. - Бабушка получает пенсию 12000 рублей». Тут папа вспомнил, что починил соседу телевизор и получил вознаграждение 1000 рублей. Доходы: Зарплата папы: 25 000 рублей. Зарплата мамы: 18 000 рублей. + Пенсия бабушки: 12 000 рублей. Вознаграждение: 1 000 рублей. _________________________ Итого: 56 000 рублей. - Что такое доход? - расход? - баланс? - виды бюджета? - предлагаем выбрать вопрос по желанию для поиска ответа. Ученики ищут информацию в учебнике,выявляют свои затруднения и разрешают проблемную ситуацию. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ты знаешь: что такое семья, расходы в семье, желания и возможности для семейных приобретений. Ты научишься: экономии, бережливости, планированию и ответственности ведения домашнего хозяйства. |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Организовываем самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на открытие новых знаний, приобретение нового опыта. Предлагает группам игру «Умный шопинг». - Давайте отдохнем! - Представьте, что вы, по просьбе мамы, сделали покупки, и у вас осталась сдача. Мама разрешила потратить сдачу на покупки по вашему желанию, но разумно. Ваша задача за одну минуту сделать покупки, потратив оставшиеся деньги разумно. После выполнения задания задает вопрос группам: «А разумно ли вы потратили деньги? Почему…» - разбиваем класс на группы-«семьи» - даём задание для выполнения практической работы – разработать план экономии коммунальных услуг в быту, -осуществляем сопровождение, контроль, коррекцию. Предлагаем каждой группе озвучить свой план, записать его на доске, вовлечь обучающихся в обсуждение результатов. Ученики озвучивают и комментируют результаты практической работы– предлагают пути экономии семейного бюджета. Ученики рассматривают ситуацию и дают свои комментарии. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Задание. Согласно с пирамидой потребностей по А. Маслоу, разместите нижеприведённые потребности человека по степени значимости: обучение, одежда, победа в конкурсе скрипачей, бытовое обслуживание, медицинские услуги, еда, телевизор, жилье, работа, компьютер, спорт, семья, сочинение песен, защита от преступников, обувь, лыжи, деловой костюм, словарь иностранных слов, услуги нотариуса, современная мебель, газета. Какие потребности можно отнести к сфере жизни и деятельности семьи? |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Организация оценки знаний и достижений. Задание: У пятиклассника Ивана родители работают на заводе, где получают зарплату в размере 35 тысяч рублей каждый. С Иваном проживают также его бабушка и дедушка. Пенсия бабушки составляет 17 тысяч рублей, а у дедушки 16 тысяч рублей. 16-летняя сестра Ивана учится в колледже и получает стипендию в размере 3 тысяч рублей. Посчитай совокупный доход семьи Ивана. Сколько денег приходится на каждого члена семьи в среднем? Будет ли эта семья считаться малоимущей и претендовать на получение пособия? Для расчета используй формулу: Семейный доход за 3 месяца : 3 : количество членов семьи . Задание: Семья Лебедевых состоит из пяти человек: Ирины, Александра, их дочери и двоих сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных расходов. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке. К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью? Каковы два типа источников дохода семейного бюджета семьи Лебедевых? Какая дополнительная информация Вам необходима для того, чтобы сделать вывод о том, что семья Лебедевых является партнёрской? (Сформулируйте любые два вопроса, необходимые для получения такой информации.) Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Лебедевых? |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача 1. Стоимость проездного билета на месяц составляет 700 рублей. А стоимость билета на одну поездку 17 рублей. Аня купила проездной билет и сделала за месяц 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила? Задача 2. В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России.
Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым следующий набор продуктов: - 2 батона пшеничного хлеба, - 3 кг говядины, - 1 л подсолнечного масла. В ответе укажите стоимость данного набора продуктов в этом городе в рублях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны: 1. составление семейного бюджета; 2. обработка огорода на дачном участке; 3. организация семейного отдыха; 4. содействие членам семьи в продвижении по службе; 5. распределение домашнего труда; 6. первичный социальный контроль. Задание 2. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семейный бюджет». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача 1. Подсчитайте доходы и расходы данной семьи. Назовите вид бюджета.
Задача 2. Задание для семьи с низким уровнем доходов. Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант проживания с учетом размера оплаты коммунальных услуг. 1. Вы имеете личную квартиру, но стоимость коммунальных услуг с каждым месяцем возрастает на 10 % (1000руб. + 100 руб.). 2. Вы арендуете квартиру; коммунальные услуги составляют 800 руб., но нет гарантии, что вас не попросят ее освободить в ближайшие дни. 3. Вы имеете дом в 8км от райцентра с оплатой услуг 200 руб. в месяц: но каждый день вам приходится добираться до райцентра на автобусе (стоимость билета —10 руб. в одну сторону). |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Задание1 Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета? 1) социально-статусную 2) репродуктивную 3) социального контроля 4) хозяйственно-экономическую Задание 2. В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме? 1) Большинство опрошенных можно отнести к малообеспеченным слоям населения. 2) В стране Z серьёзное внимание уделяется развитию социальной сферы. 3) В стране Z хорошо развита сеть медицинских учреждений. 4) Большинство опрошенных предпочитает обращаться в медицинские учреждения. |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Ученики анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку, соотносят цели и результаты, степень их соответствия: - устанавливать последовательное действие по выполнению задания; - построение логической цепи рассуждений; - осознавать успешность своей деятельности. Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц. 1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях. 2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами. |
Этап 5.1. Рефлексия |
Организуем рефлексивную деятельность на уроке. Обучающиеся анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку, соотносят цели и результаты, степень их соответствия. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Составьте бюджет семьи, определить его тип учитывайте приведенные рекомендации. Проработайте §24 учебника, выучить термины, по желанию составить синквейн «Семейный бюджет» |