Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Cтатья "Музейная педагогика"

Cтатья "Музейная педагогика"

Статья "Музейная педагогика" посвящена деятельности педагога-библиотекаря в рамках проекта "Музейная педагогика" с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В ходе проекта дети путешествуют по музея России, находясь в школьном информационно-библиотечном центре.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Музейная педагогика в специальной школе

В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в школьную практику, есть музейная педагогика.

Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства, новыми телепрограммами. Дети зачастую не в силах справиться с потоком необработанной информации, они забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса.В связи с этим необходимо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности.И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Почему в образовательных учреждениях на современном этапе большое значение уделяют музейной педагогики? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. На своих занятиях я всегда делаю акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный информационно- библиотечный центр помогает мне на этом поприще. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у учеников.

Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.

Цели музейной педагогики в школе:

  1. Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю.

  2. Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;

  1. Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;

  2. Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.Таким образом, музей в школе является средством творческой самореализации личности, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Активизация познавательной деятельности относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Школьный иформационно- библиотечный центр– прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности.

Музейная педагогика предполагает проведение уроков на базе информационно центра . Музейная педагогика  является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде, она дает учителю возможность:

-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

-сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

-раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев.

Главной целью обучения с использованием средств музейной педагогики я считаю - расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной и внеурочной деятельности, а вышеперечисленныеформы работы повышают уровень образовательного процесса. Музейные уроки проводятся в завершение темы при обобщении материала или, напротив, в начале новой темы, чтобы вызвать еще больший интерес. У учащихся формируются яркие, чёткие образы, возникает интерес к изучаемому материалу, а так же лучше закрепляются знания.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний.

Моя педагогическая деятельность уже несколько лет связана с работой в школьном информационно- библиотечном центре. В нашей школе почти все мероприятия проходят на базе информационного центра.

Пять лет назад проект «Музейная педагогика» начинался с сотрудничества с Заповедником «Киммерия Максимилиана Волошина». Это поездки в музеи Восточного Крыма, беседы и информационные мероприятия в школе, проведённые сотрудниками Дома-музея Максимилиана Волошина в Коктебеле.

обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности. Вопрос музейной педагогики чрезвычайно актуальный, поскольку практическое применение новейших методов и форм работы в формате «школа-музей» дает ощутимые результаты в процессе формирования знаний и умений школьников, в их патриотическом и эстетическом воспитании. Результатом использования средств музейной педагогики может стать:

- увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых учащимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме (проекты, учебные исследования, рефераты, презентации);

- повышение у учащихся самооценки, самоутверждения, уверенности в себе;

- умения публичного выступления перед аудиторией;

- рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, родного города.

- повышение интереса к учебе, стремление к достижению новых высоких результатов;

Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении истории и воспитании подрастающего поколения.

Музейная педагогика способствует формированию личности обучающихся, воспитанию гражданина и патриота, достойного человека общества.

И в заключении, хочется отметить, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

  2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

  3. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.

  4. Музей и школа /Под ред. Т.А.Кудриной. М.: Просвещение, 1985. – 192 с.

  5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. М. 2004. С. 105-108.М.: Высш. шк., 2004 . 216 с.

  6. Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавание в школе. - №7. - 2007. -С. 10-15.

  1. Туристско–краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей /Под ред. В.В.Титова. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья "Музейная педагогика" посвящена деятельности педагога-библиотекаря в рамках проекта "Музейная педагогика" с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В ходе проекта дети путешествуют по музея России, находясь в школьном информационно-библиотечном центре.
0 ₽