Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Образ главного героя

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Образ главного героя

Цель урока: показать учащимся глубоко воспитательное значение книги; научить определять жанр произведения, познакомить с понятием «психологический роман», знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и пересказывать текст, находить цитаты на свои ответы, определять жанр литературного произведения, анализировать поведение, характер и образ героя.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок литературы в 6 классе

Тема урока: Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Образ главного героя

Цель урока:показать учащимся глубоко воспитательное значение книги; научить определять жанр произведения, познакомить с понятием «психологический роман»,знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и пересказывать текст, находить цитаты на свои ответы, определять жанр литературного произведения, анализировать поведение, характер и образ героя.

Задачи урока:

  1. обобщить, закрепить и систематизировать знания о жизни и творчестве Д. Дефо;

  2. создать условия для развития коммуникативной компетенции: умение отвечать на вопросы, составлять развернутый ответ, отстаивать свое мнение, сотрудничать с участниками группы;

  3. развивать речь, читательскую грамотность учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление.

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение понимать и осознавать информацию, соотносить с прочитанным, делать выводы.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия операции, действовать по плану.

Коммуникативные: умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:уметь осваивать новые виды деятельности, делать выводы, осознавать себя как индивидуальность, и одновременно как член общества.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Методы и средства обучения: индивидуальная работа, метод тонких и толстых вопросов и ответов, работа с текстом, составление синквейна, прием «Верите ли вы, что…».

Технические средства обучения: презентация, иллюстрации художников к роману, аудиозапись «Голос моря».

Формы контроля:фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в паре, составление синквейна.

Ход урока

  1. Мотивация.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и начнем наш урок. Открываем тетради записываем число, классная работа. Тема нашего урока на экране.

(Звучит аудиозапись «Голос моря»)

- Вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе.

Мы будем говорить о художественных особенностях книги и о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек? Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?

Слайд 1

- Внимательно еще раз прочитайте тему урока и постарайтесь сформулировать цель урока. (ответы детей)

«Познакомиться с образом главного героя – Робинзоном Крузо»

  1. Актуализация знаний

- Я знаю, что рассказ вам понравился, и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.

Слайд 2

- История Робинзона Крузо похожа на историю развития всего человеческого рода. Она подтверждает, что труд явился условием и способом не только спасения жизни Робинзона, но и основой развития всего человечества. Один на один с природой герой поддерживает свое существование охотой, затем скотоводством и, наконец, земледелием. Иными словами, проходит постепенно все начальные стадии эволюции. Дефо со вкусом и основательностью пишет, как устроены жилье и быт Робинзона, как герой заново проходит путь, уже пройденный человеческой цивилизацией. Он учится добывать огонь, защищать себя от жары и холода; изобретает способ обжига глины, сам лепит горшки. При этом Робинзон сознает, что его испытывает и направляет по правильному пути высшая сила – Божественное Провидение. Постепенно Робинзон не только преодолевает отчаяние, но и учится быть благодарным судьбе за то, что ему ниспослано, находить радость в простых вещах. В этом и проявляется Божья благодать. Робинзон не стремится к отшельнической жизни. Наоборот, он старается окружить себя возможным комфортом, жить как цивилизованный человек. После кораблекрушения герою удается перевезти с разбитого корабля необходимые вещи, которые, по существу, являются символами цивилизации. Эти вещи сделаны руками других людей, уже потому Робинзон как бы не один на острове, он чувствует поддержку.

Слайд 3

- Прототипом образа Робинзона стал английский моряк Селькирк. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.

Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Когда уже немолодой Робинзон со значительными средствами, опытом и обширными деловыми планами высаживается на родном берегу, в Лондоне уже действует 28-летний Дефо, купец с образованием, кормилец обширного семейства, вольный гражданин города Лондона, глава небольшой церковной общины, публичный оратор, рискующий как в политических играх, так и на скачках и петушиных боях.

- Вы уже кое-что знаете о Даниэле Дефо. Как вы думаете, какие черты его личности позволяют утверждать: писатель является одним из прототипов своего героя? (Любовь к жизни и упорство в преодолении препятствий)

Реальные факты легли в основу произведения, у героя книги есть реальные прототипы. Но Дефо был писателем. То есть он творчески осмыслил поразившие его факты:

Если Селькирк провел на острове 4 года и 5 месяцев, то Робинзон – 28. Автор сознательно поставил своего героя в тяжелейшие условия. Причем его герой после всех испытаний остался цивилизованным человеком.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Работа в паре

- Вам нужно из 6 главы выписать все, что привез Крузо для себя на остров чтобы выжить.

Слайд 4 – проверка

(доски, 3 сундука, вещи, рис, сухари, 3 круга голландского сыра, 5 кусков вяленой козлятины, ячмень, пару курток и брюк, ящик плотника, два охотничьих ружья, два пистолета, пороховница, мешочек дроби, две старые спаги, 3 бочонка с порохом, два-три мешка с гвоздями, отвертку, дюжины две топоров, точило, 3 железных лома, 2 бочонка с ружейными пулями и порохом, ворох платьев, парус, гамак, несколько тюфяков и подушек, три бритвы, ножницы, дюжину хороших вилок и ножей, деньги)

- А теперь посчитайте, сколько наименований у вас получилось? (ответы детей)

Физминутка – должны число разделить на 2. Полученный результат – приседания.

Что мы можем сказать о Робинзоне?

Тонкие вопросы:

- Чем занимался Робинзон на острове? (На острове Робинзон Крузо занимался охотой, разведением коз, которых он приручил, выращиванием ячменя и риса. Из животных, кроме коз, у него была ещё собака и две кошки, которых он перевёз с корабля. Был у Робинзона ещё попугай, которого звали Попка. Герою удалось добиться того, что попугай стал называть его по имени.)

Слайд 5

Тогда записываем: Черты характера Робинзона (смелый)

- Еще какой? Мы можем назвать его мужественным, находчивым, смекалистым? (да)

- Записываем в тетрадь.

(мужественный, находчивый, смекалистый, изобретательный, терпеливый, сообразительный, трудолюбивый, умеющий найти выход из трудного положения, жизненная стойкость, решительный, человеколюбивый, жажда свободы и др.)

«Все черты характера отображены на слайде 6»

Толстые вопросы:

-Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове? (с первых же дней человек отчаянно боролся за жизнь всеми доступными ему способами. Он не поддавался отчаянию и проявлял завидное упорство, находчивость и трудолюбие. Не было такого дела, которое Робинзон не довел бы до конца. Если он решал перевезти уцелевшие вещи с потерпевшего кораблекрушение корабля, то трудился до тех пор, пока не перевез все, если бы позволила погода, то он перевез бы по частям и весь корабль.)

-Как вел себя Робинзон в первые дни на острове?

 первый же деньРобинзон Крузо стал осматривать окрестности, для того чтобы понять существует ли какая-то опасность со стороны местной фауны, также он хотел понять, чем вообще здесь можно питаться. Он узнал, что на острове обитает множество птиц, зверей, вроде зайцев. После этого он соорудил некую конструкцию, которая напоминала шалаш. Также из тюфяка он соорудил постель, тем самым обеспечивая себе комфортные условия для проживания.)

-Как боролся с одиночеством? (труд спас его. Он много работал, чтобы улучшить землю, на которой жил: изготовил жилище, со временем у него уже было свое поле)

Игра «Верю – не верю»

-Верите ли вы, что настоящая фамилия автора романа «Робинзон Крузо» была Фо?

(Да. Писатель частицу “де” прибавил, чтобы фамилия звучала благородно, к примеру, как граф де Ла Фер. Вероятно, стыдился своего скромного происхождения(его родители были купцами). Молодой человек стал именовать себя «Мистером Де Фо». Слитное написание фамилии пришло позже.)

-Верите ли вы что Даниель Дефо за всю свою жизнь написал только одну книгу- «Робинзон Крузо»?

(Нет. Дефо - плодовитый и разносторонний писатель, он написал более 300(около 500 книг), памфлетов и статей в журналах на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.)

-Верите ли вы что полное название романа состоит из 39 слов?
(Нет. В полном названии романа 49 слов. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» )

-Верите ли вы, что существует продолжение романа, в котором Даниель Дефо описал приключения Робинзона Крузо на территории России?
(Да. Престарелый Робинзон, посетив свой остров, и потеряв Пятницу, добравшись по торговым делам до берегов Юго-Восточной Азии, был вынужден добираться в Европу через Россию. Он в течение 8 месяцев пережидает зиму в Тобольске. Летом того же года Крузо добирается до Архангельска и отплывает в Англию.)

-Верите ли вы, что история РК - абсолютная выдумка писателя?
(Нет. У Робинзона Крузо был прототип - шотландский матрос Александр Селькирк, который прожил на острове Масс-а-Тьерра, возле побережья Чили, в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. )

- Сейчас мы с вами вместе составим синквейн главного героя?

Правила написания синквейна Слайд 7

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме. (записывают)

Имя - Робинзон Крузо
- Смелый, любознательный
- Спасал, выживал, изучал
- Освоил остров для жизни
- Моряк

  1. Подведение итогов урока:

Дефо на примере своего героя показал, что человек, встретившись один на один с природой, способен не только выжить в условиях, когда надеяться, казалось бы, не на что, но и проявить мужество, смекалку, стойкость. В романе отразились представления эпохи Просвещения о том, что природа создала человека всесильным: возвращаясь к природе, человек черпает в ней, подобно герою древнегреческих мифов Антею, приникшему к земле, неиссякаемую мощь. Человек способен победить свою слабость и доказать трудом и упорством свою силу и безграничные возможности. Творческая натура человека преобразует и окружающий мир, и его самого.

  1. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему «Что бы взяли вы с разбитого корабля, окажись на месте Робинзона? Без чего вы не сможете обойтись на необитаемом острове?»

5

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель урока: показать учащимся глубоко воспитательное значение книги; научить определять жанр произведения, познакомить с понятием «психологический роман», знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и пересказывать текст, находить цитаты на свои ответы, определять жанр литературного произведения, анализировать поведение, характер и образ героя.
0 ₽
Цели: 1. Обобщить и систематизировать орфограммы глагола, уметь выбрать нужный вариант написания и объяснить свой выбор. 2. Совершенствовать навыки группировки материала учебника, нахождения ответа на поставленный вопрос. 3. Развивать навыки работы в группе, воспитывать ответственность за свой вклад в общее дело, чувство товарищества и взаимопомощи.
0 ₽
Цель урока: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение. Кто из нас не мечтал хотя бы однажды очутиться в машине времени и перенестись в будущее или отправиться в прошлое… Именное такое путешествие предлагают предпринять читателю авторы книги.
0 ₽