МБОУ «СОШ №70» города Кирова
УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАММЫ В ГЛАГОЛАХ»
6 КЛАСС
Учитель русского языка и литературы
Тимкина Наталья Петровна
Цели:
1.Обобщить и систематизировать орфограммы глагола, уметь выбрать нужный вариант написания и объяснить свой выбор.
2.Совершенствовать навыки группировки материала учебника, нахождения ответа на поставленный вопрос.
3.Развивать навыки работы в группе, воспитывать ответственность за свой вклад в общее дело, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:«Листок гласного контроля», индивидуальные зачетные карточки, карточки с оценками, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Грамматическая разминка.
Обучающиеся под диктовку записывают словосочетания, два ученика выходят к доске, работают по карточкам:
Посадить растение Выходить в поле
зависит от вас зависит от него
читать громко бежать быстро
уехал учиться ушел спать
колет дрова моет руки
думает о нем гореть в огне
петь в вышине нарисовать рисунок
- Что вы записали? (Словосочетания)
- Какие? (Подчинительные)
- Отметьте главные слова.
- Какой частью речи являются главные слова?
- Как называются такие словосочетания? (Глагольные)
Найдите: - глаголы в инфинитиве;
- глаголы несовершенного вида;
- глагол 3 л., ед. ч. с безударным окончанием;
- глагол прошедшего времени.
2. Постановка целей и задач урока.
- Мы заканчиваем изучение глагола. Значит, вы сможете ответить на следующие вопросы:
а) Какие вы знаете орфограммы в глаголах?
б) Как их можно сгруппировать?
Обучающиеся, получившие опережающее задание, классифицируют орфограммы глагола.
I группа – мягкий знак в глаголах
II группа – суффиксы глаголов
III группа – окончания глаголов
IV группа – частицы с глаголами
- Что же мы сегодня должны сделать на уроке?
Цель ставят обучающиеся: систематизировать, повторить эти орфограммы и выработать навык правописания.
Учитель: Предлагаю провести сегодняшний урок в форме игры.
Суть его в следующем: каждый ученик выполняет свою часть работы в группе ребят под одинаковыми номерами. Потом возвращается в свою первоначальную группу и выполняет роль учителя – учит и проверяет других учеников. В каждой группе выполняются задания всех номеров.
Воспитательные задачи:
1. Умение работать в коллективе, слушать и уважать других.
2. Стремление вырабатывать ответственность за свою работу.
3. Умение оценивать свои знания и знания других.
3. Работа в группах.
▲ Обучающиеся в каждой группе (4-5 человек) распределяются по номерам. Затем они переходят за другие столы и группируются с игроками, имеющими одинаковые номера, образуя четыре группы: первые номера, вторые, третьи и четвертые.
В номерных группах выполняются задания.
№ 1:
1) Повторите орфограммы «Мягкий знак в глаголах».
2) Вставьте буквы, объясните орфограммы.
Береч… честь, учит…ся хорошо, вернеш… долг, стрич…ся у мастера, надеят…ся на себя, посееш…рожь, зажеч… костер, стучат…ся в дверь, извиниш…ся перед другом.
№ 2:
1) Повторите орфограммы «Правописание суффиксов глаголов» - работа с учебником.
2) Вставьте буквы, объясните орфограммы.
Раста…л снег, окле…л окна, выпл…ло облако, вылет…л самолет, крикн…те громче, вытр…те ноги, разбер…те книги, команд…вать отрядом, оканч…вает работу, совет…вать другу.
№ 3:
1) Повторите орфограмму «Буквы Е и И в окончаниях глаголов» - работа с учебником.
2) Вставьте буквы, объясните орфограмму.
Легко дыш…шь, хорошо труд…тся, быстро беж…шь, далеко вид…т, прекрасно держ…тесь, они стро…т дом.
№ 4:
1) Повторите орфограммы о правописании частиц с глаголами – работа с учебником.
2) Раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание частиц.
(Не)навидеть зло, (не)съел завтрак, (не)знали урока, (не)годовал от злости, никто (не)обижал. Посадили(бы), погрузились(бы), участвовали(бы), (не)хотелось(бы), (не)здоровилось, (не)обидел(бы).
▲ Выполнив задания, обучающиеся показывают его учителю, затем возвращаются в свои группы, их задание теперь выполняют все члены группы: 1,2… и т. д.
Учитель и два консультанта вызывают по 1-2 ученику из каждой группы и проверяют выполнение, ставят оценку, а обучающиеся берут на отдельном столе карточку со своей оценкой.
4. Итог урока.
1. Выявляется группа-победитель. В группе подсчитывается общий балл оценок на корточках, выявляется группа с наибольшим общим баллом – она побеждает.
Учитель подводит обучающихся к рефлексивным действиям:
- Какие орфограммы повторили?
- Что выяснили для себя?
После кратких высказываний обучающихся учитель благодарит всех участников игры за работу.