Открытый урок по теме:
Декоративный натюрморт в технике печати ручной набойка.
От традиций до современности.
Преподаватель: Гусар Ю.В.
Цели:
Познакомить с Коми традиционной техникой росписи ткани «Набойка»;
Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор;
Научиться выполнять декоративный натюрмортв традиционной технике набойка;
Задачи:
1.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с традиционной ручной набойкой.
2. Вызвать интерес к занятию, придать ему творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
3. Развивать у учащихся потребность в самовыражении через творческую деятельность.
4. Дальнейшее развитее творческого воображения, фантазии, художественного вкуса.
Образовательные.
Изучить современные подходы в процессе возрождения и сохранения традиционных художественных промыслов в области искусства набойки;
Дать представление о традиционной технике росписи ткани «Набойка».
Ознакомить с технологией нанесения краски по трафарету.
Выполнить творческое задание в технике набойка, используя трафареты и штампы.
Формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной деятельности в области ДПИ;
Развивающие
Развивать творческое мышление.
Развивать пространственное и аналитическое мышление;
Развивать умение выполнять работы по собственному замыслу на основе полученного материала;
Воспитательные
Воспитывать у учащихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями;
Воспитывать интерес к культуре Коми народа.
Воспитывать чувство патриотизма;
Доброжелательное отношение в оценке своего и чужого труда.
Воспитывать доброжелательное отношение в оценке своего и чужого труда
Планируемые результаты:
Предметные
Понимать и объяснять утилитарность, конструктивность, декоративность и символичность предметов крестьянского быта.
Ориентироваться в многообразии техник декорирования тканей и их применении.
Овладеть навыками работы в технике «ручная набойка» (знать приемы, последовательность и особенности построения композиции).
Уметь создавать изделие, применяя технику «ручная набойка».
Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Личностные УУД
Уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения, наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
Понимать ценностно-смысловой аспект и роль русской народной культуры в жизни человека;
Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные УУД
Уметь искать, отбирать и использовать информацию для творческой работы, выбирать оптимальные способы достижения цели, сюжета и композиции творческой работы.
Проявлять стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать, вступать в диалог, разрешать конфликты, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Распределять функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.
Регулятивные УУД
Уметь ставить цели, контролировать, корректировать, оценивать результаты, организовывать место для занятий.
Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, рационально строить творческую деятельность в группе.
Оборудованиедля учителя:
- Наглядные материалы, работы детей.
- Трафареты
Материалы:
Лоскут ткани ФА3 лен, бязь темно синего или черного цвета (белый);
Губка из поролона для выполнения печати;
Листы для черчения ФА3 для выполнения трафаретов 4 шт;
Кружева с крупным и мелким узором;
Доски для лепки мелованные в качестве палитры;
Влажные салфетки;
Акриловые краски по ткани, кисти;
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с традиционной техникой росписи ткани «Набойка», и не только познакомимся, но и сами попытаемся расписать изделие таким способом.
Я хочу задать вам вопрос:
Как вы думаете, для чего нужно расписывать ткань, добавлять узоры, орнаменты? (Ответы детей)
Посмотрите, пожалуйста, на вашу одежду, найдите в нашем кабинете вещи, украшенные узорами, орнаментом.
Ребята, как вы думаете, какими способами мы можем нанести узор на ткань?
(Ответы детей) Вы правильно ответили, чтобы получить орнамент на ткани, мы можем воспользоваться иголкой и ниткой, можем расписать ткань при помощи красок и кисти, но русские мастера знали иной способ, получивший название «набойка» или «набивка».
Почему же такое странное название промысла, в чём секрет мастеров? Попробуем с вами подобрать близкие по значению, однокоренные и родственные слова: «бить», «набивать», «колотить»
Оказывается, мастера не расписывали, а набивали узоры на ткань при помощи специальных деревянных досок «манер».
Такая доска смачивалась краской, накладывалась на ткань, разложенную на столе, затем пристукивалась — «набивалась» деревянным молотком для пропечатки рисунка. Отсюда и такое название - набойка.
Мы тоже будем с вами набивать узор на ткань, конечно набивных досочек у нас не будет, так как для их изготовления нужно знать ремесленное дело, но мы с вами в качестве штампов будем использовать кружева и вспомогательные предметы, которые найдутся под рукой.
Традиционно набойка выполнялась деревянными рельефными досками или доски с металлическими вставками.
Добрые традиции и мастерство передаются через поколения и никогда не устаревают. На ткани художники умудрялись запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей, а богатый растительный узор, где соседствуют и полевые и садовые цветы, говорит нам о богатстве Русской земли, её красоте и пышности.
На протяжении длительного периода развития набойки отбирались и
отшлифовывались узоры, главным орнаментальным мотивом которых
становились цветы и листья, птицы и животные
В декоративных набойках, применяемых для украшения интерьера, обивки
мебели, нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни.
Известно три вида набойки.
Первый – это кубовая набойка. Кубовая набойка раньше был широко распространённый в России народный промысел. В каждой большой деревне был свой мастер – красильщик. Рисунок набивали на неокрашенную ткань резервирующим составом «вапой». Его наносили на холст резными деревянными досками «манерами». Чтобы рисунок пропечатывался по ним били деревянным молотком отсюда и появился термин «набойка» или «набивка». Затем ткань красят в кубе (большой чан с красящим раствором синего цвета индиго) отсюда название «кубовая набойка». После ткань полощут, и получается белый узор на синем фоне. В Пермском крае всего два мастера, которые владеют этой техникой.
Другой способ – вы его уже практически вывели сами, это когда на резную деревянную доску наносилась краска, и печатался рисунок. Такой способ использовали для украшения ситца и платков. И назывался он - верховая набойка.
И последний способ – давайте ребята, попробуем вывести название сами, а я вам в этом помогу. Этот способ более простой и доступный. Первым этап было – вырезать и подготовить трафарет. Как вы думаете, какое следующее действие?
Для выполнения набойки можно использовать различные материалы:
Штамп - это инструмент, рабочая поверхность которого воспроизводит форму
поверхности изделия. Простые штампы можно изготовить из резинового ластика,
толстого линолеума, древесины, а также сырых овощей и фруктов. Если быть
внимательным из любого предмета можно сделать штамп.
Овощи: Картофель, свекла, лук, капуста, болгарский перец, сельдерей,
Фрукты: цитрусовые, яблоко;
Листья деревьев и цветов, веточки, цветы, плоды.
Втулки: круг, квадрат, треугольник;
Пуговицы с рельефным узором.
Объявить тему урока.
Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а также правильность посадки учеников.
Материалы:
•Лоскут ткани ФА3 лен, бязь темно синего или черного цвета (белый);
•Губка из поролона для выполнения печати;
•Листы для черчения ФА3 для выполнения трафаретов 4 шт;
•Кружева с крупным и мелким узором;
•Доски для лепки мелованные в качестве палитры;
•Влажные салфетки;
•Акриловые краски по ткани, кисти;
Последовательность выполнения декоративного натюрморта в технике печати.
Этапы работы:
Этап 1. Компоновка в листе.
Определяем положение формата изображения (горизонтальное или вертикальное).
Работу ведем легкими линиями и в определенной последовательности.
Компоновка в листе – равновесие элементов композиции натюрморта. Здесь важно уделить особое внимание.
Уже на этапе компоновки важно правильно передать пропорции больших масс предметов и расположение предметов относительно друг друга, а также их соразмерность.
Этап 2.Линейный рисунок натюрморта из двух, трех предметов.
Натюрморт– (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы.
Декоративный натюрморт – это процесс стилизации и обобщения формы предметов, с одновременным выявлением наиболее характерных черт, а также активное наполнение изображения декоративными элементами.
Стилизация в декоративном искусстве – это метод ритмической организации целого, изображение приобретает признаки упрощенности форм, декоративности, узор.
При создании декоративного натюрморта лучше начинать стилизацию с крупных отношений (форм, пятен), и постепенно переходить к проработке более мелких деталей (линий, фактур и др.)
Выполнить линейный рисунок натюрморта из трех предметов используя предложенные преподавателем лекала предметов быта и фруктов.
Посмотрите пожалуйста на представленные элементы на доске.
Кувшин, ваза, бутылка, горшок, ваза для фруктов; по тому же принципу какие фрукты по выбору учащихся и расположение их в композиции.
Важен творческий подход каждого ученика. Его задача расположить предметы натюрморта в композиции по собственному желанию. Развивать творческого. Самовыражении через творческую деятельность, развитие творческого воображения, мышления, фантазии, художественного вкуса.
Таким образом итоговая композиция каждого ученика будет индивидуальна и у каждой композиции своя структура построения. Совершенно одинаковых композиций не будет.
Этап 3. Выполнение трафаретов для дальнейшей работы.
Трафарет фона за кувшином
Трафарет фона поверхности стола
Трафарет фона всех предметов натюрморта.
Этап 4. Работа в материале.
Цвет: выбор цветовой гаммы для композиции (теплая, холодная, смешанная)
Текстуры, орнаменты: использование кружева и декоративных печатей.
Подготовка ткани для печатания (прикрепить скотчем к картону).
Технология работы с краской. Этап не менее важный и творческий. Работать мы будем акриловой краской, краска не токсичная и не вызывает аллергических реакций, без резкого запаха.
Осторожно открываем и выкладываем краску на палитру.
И с помощью поролона берем немного краски только очень аккуратно, если краски будет слишком много, наш оттиск не получится красивым и чётким, наносим тонкий слой поступательными движениями руки мы вбиваем краску, стараясь не выходить за контуры трафарета.
Каждый новый цвет наносился отдельной губкой.
Ну а в нашей работе каждый новый цвет мы будем наносить с помощью палитры.
Выполним штамп центра композиции в натюрморте: кувшин.
Цветовая гамма предмета по выбору учащихся (коричневый, желтый, оранжевый, охра, бордовый цвет)
Выполним штамп второстепенных предметов натюрморта: фрукты.
Цветовая гамма предметов по выбору учащихся (красный, желтый, оранжевый, охра, зеленый цвет)
1)
2)
Выполним штамп поверхности стола.
1)
2)
Выполним штамп дальнего плана композиции.
1)
2)
Здесь можно использовать кружева или вспомогательные штампы которые есть под рукой.
Например, круг:
Используем штамп круглой баночки:
У нас получился оттиск круг, но это всего лишь одна деталь, элемент, в дальнейшем он может превратиться в чудесную птицу, или красивый цветок, нужно только проявить фантазию и дополнить его дополнительными оттисками.
Контраст – как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Можно использовать контрасты величин (большое с маленьким), тональные и цветовые контрасты.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр композиции.
Ритм– это чередование каких – либо элементов в определённой последовательности.
Большое значение имеет равновесие композиции.
Дети самостоятельно выполняют работу в технике набойка по собственному замыслу на основе полученного материала.
В процессе самостоятельной работы – индивидуальное консультирование.
Подведение итогов урока.
Приводим рабочее место в порядок.
Посмотрите ребята, из обыкновенного однотонного лоскута ткани мы изготовили эксклюзивные, авторские композиции. Давайте придумаем ей название и представим ее всем окружающим. Ребята, какой замечательный показ у нас состоялся.
Педагог предлагает детям представить результаты своего труда. Дети демонстрируют готовые изделия на выставке, рассказывают о своих работах. Педагог анализирует продукты деятельности детей, подчёркивает и хвалит удачные моменты. Ни одна работа не остается не замеченной. Педагог акцентирует внимание на индивидуальных положительных моментах и особенностях каждой работы, призывает детей с интересом и доброжелательностью относится к результатам своего и чужого труда, так как каждый труд неповторим и ценен. Высказываем положительную оценку за проявление индивидуальности в творческой работе.
Дети отвечают на вопросы педагога:
Что удивило?
Скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие?
Какие чувства испытали выполняя работу?
Кто и как будет использовать технику «ручная набойка» в своей самостоятельной творческой деятельности?
Где можно применить знание и опыт, какие изделия так же можно украсить при помощи печати штампами и трафаретов?
Смогут ли они показать своим близким и друзьям, как можно быстро и красиво декорировать ткань?
Важно ли хранить, беречь и передавать традиции?
Какие трудности или сложности возникли в ходе занятия?
Возможно ли заменить основу печати?
Теперь вы можете с уверенностью сказать, нужны ли нам традиции и можно ли нам трансформировать их в современную жизнь?
Благодарю вас за работу. Мне было очень комфортно и интересно с вами работать. Ваши изделия, которые вы сегодня изготовили, заберете с собой. Вы сделали их своими руками, в них присутствует частичка Коми традиций, частичка истории Коми края.
Спасибо, творческих успехов!
Учебно-методические пособия:
Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей», Москва, «Владос», 2005г.
Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», Москва, «Владос», 2008г.
Синеглазова М.О. «Батик», Москва, Издательский Дом МСП, 2004г.
Печатание природными материалами.
Использование различных штампов для печатания можно считать современным продолжением традиционной техники набойки. Интересные работы получают, используя штампы из природных материалов.
Печатание цветной капустой. Оттиск, полученный от продольного среза соцветия цветной капусты, напоминает дерево, а на поперечном срезе виден ажурный узор, похожий на кружева.
Печатание картофелем и морковью. Из картофеля и моркови можно получить простые узоры: круги, квадраты, ромбы и т.д.
Печатание чесноком. Отпечаток, полученный головкой чеснока, разрезанной поперёк, похож на цветок.
Печатание листьями. Листья растений – самые простые и разнообразные штампы. Для печатания на ткани лучше использовать листья с хорошо выраженными прожилками.
КАРТОФЕЛЬ
Практическая часть.
Посмотрите пожалуйста, в моих руках обыкновенный картофель, обычно его используют в еде, но сегодня он нам понадобится для создания чудесных изделий, но как же превратить его в инструмент для набивки? Очень просто ребята, я разрезаю картофель пополам, так, чтобы одна его сторона стала непременно плоской и гладкой.)
1. Педагог раздаёт детям материалы для работы. Картофельные штампы, возможно использование моркови, любых овощей и корнеплодов, имеющих плотную текстуру. Штампы нарезаются педагогом. Каждому ребёнку выдаётся равное количество штампов, одинаковой площади, палитры с небольшим количеством краски, лоскут плотной ткани, влажные салфетки.
2. Детям предлагается собрать узор на ткани, по форме конструктора выложить изображение из деталей растительных штампов, тем самым определив композицию и идею своего замысла. Очертания штампов создают ассоциации с цветком или птицей, образом, готовым для воплощения в материале.
3. На штамп наносится акриловая краска. Отпечатывается оттиск на ткани. Создаётся композиция на основе индивидуального творческого замысла.