Конспект урока по изобразительному искусству на тему
«Основные характеристики цвета».
Преподаватель ИЗО: Гусар Юлия Владимировна.
МАУ ДО ДШИ г. Печора
Тип урока: Урок формирования и закрепления новых знаний
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными характеристиками цвета: тон, насыщенность и светлота.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
-Познакомить обучающихся с тремя основными характеристиками цвета (светлота, насыщенность, тональность)
-Познакомить обучающихся с понятиями «основные», «дополнительные» цвета
Развивающие задачи:
- Развивать навыки работы с акварелью, научить добиваться в работах плавного перехода одного цвета в другой (равномерное пропорциональное смешение цветов)
Воспитательные задачи:
Способствовать:
- развивать творческую и познавательную активность;
- закрепить знания учащихся о цвете.
-развитию эстетического вкуса.
Материалы: гуашь, кисти, лист для черчения ФА4, палитра, карандаш, ластик.
Цвет — это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.
Объяснение нового материала.
Наблюдаемые в природе цвета разделяются на две важнейшие группы: хроматические и ахроматические.
К группе ахроматических относятся белый, серый и черный цвета. Они характеризуются лишь количеством отраженного света, или, иначе говоря, неодинаковым коэффициентом отражения.
Ахроматические (бесцветные) цвета отличаются один от другого только по яркости, т. е. они отражают разное количество падающего на них света. Например, белые поверхности и предметы отражают 70— 90 % падающего на них света, а черные — 3—4 %.
Между самыми яркими — белыми — и самыми темными — черными поверхностями имеются различные оттенки серого цвета: светло-серые с коэффициентом отражения 50—60 %, темно-серые с коэффициентом отражения 15—20 %. Человеческий глаз различает в гамме ахроматических цветов около 300 оттенков.
Хроматические цвета — это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.
Цветовой тон - характеристика цвета, обусловленная положением его в видимом спектре. То есть цветовой тон - это соответствие цвета одному из спектральных цветов.
Цветовой тон – это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектрального или пурпурного цвета и дать ему название. Характеризуется преобладающей длиной волны. Спектр оптического излучения составляет три зоны:
– длинноволновую – от красного до коричневого;
– средневолновую – от оранжевого до голубого;
– коротковолновую – от голубого до фиолетового.
Так, например, преобладающая длина волны фиолетового цвета равна 390—450 нанометров, синего — 450—480, голубого — 480—510, зеленого— 510—550, желтого — 550—585, оранжевого — 585—620, красного — 620—800.
В теории цвета насыщенность(англ. colorfulness, chroma, saturation) — интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета.
Насыщенность цвета – изменяетсяв зависимости от добавления в цвет черного цвета.
Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому. Изменяется в зависимости от добавления в цвет белого цвета.
Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».
Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Так, если чистый спектральный цвет, например, красный, принять за 100 %, то при смешении 70 % красного и 30 % белого насыщенность полученной смеси будет равна 70 %.
Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота.
Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т.д.).
Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом принеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый оттенок холоднее золотистого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
Характеризуя цвет, художники зачастую употребляют и такие термины, как светосила, интенсивность, звучность, блеклость.
Видимый цвет зависит от характера освещения. Вечером при свете лампы все холодные цвета темнеют, причем голубые зеленеют, синие теряют свою насыщенность; красный цвет при электрическом освещении становится насыщеннее, оранжевый — краснеет, светло-желтый трудно отличить от белого, который желтеет. В целом искусственное освещение (в комнате) отличается от дневного красновато-желтого оттенка. Поэтому рекомендуется заниматься живописью при дневном свете.
Наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью к разному цвету с изменением условий естественного освещения. Так, например, днем желтые цвета мы видим самыми светлыми. Красный и синий цвет, предположим цветок мака и василек, воспринимаются близкими по светлоте.
При наступлении сумерек мы постепенно перестаем различать цвета, начиная с красных; дольше всех мы видим синие. Поэтому в сумерках василек выглядит светлее мака, который кажется почти черным.
Этими общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Наше видение связано с бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры и индивидуальным творческим восприятием.
Постановка творческой задачи:
Нарисовать цветовой круг, светлота, насыщенность, тональность.
Теперь приступим к самостоятельной работе.
Практическая часть.
Первый этап.
1.Выполни чертеж цветового круга с помощью простого карандаша, циркуля и линейки.
2.Делим круг на 12 равных частей через середину круга.
3. Работа в цвете.
Три основных цвета.
Два дополнительных цвета (черный, белый)
4. При смешении трех основных цветов. Находим цветовой круг Иттена. Цветовой тон.
5. При смешении цветов в цветовом круге Иттена с белой краской, находим пастельные оттенки цвета. Светлота.
6. При смешении цветов в цветовом круге Иттена с черной краской, находим темные оттенки цвета. Насыщенность цвета.