« Детская Усть - Цилемская «Горка»
Фольклорный праздник
Цель:
Знакомство с праздником «Усть-Цилемская горка»; с образами Усть-Цилемского фольклора (игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами, устным народным творчеством)
Задачи:
Расширять знания об «Усть-Цилемской горке», праздничному построению фигур. Учить двигаться и петь непринуждённо, свободно, выразительно передавать фольклорный образ.
Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, окружающему миру через восприятие Усть-Цилемского фольклора.
Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение традиций родного края.
Оборудование:
Усть-Цилемские костюмы для детей и взрослых
Домашняя утварь для оформления зала
Предварительная работа:
Знакомство с традициями, обычаями и праздниками родного края, в том числе и с «Усть-Цилемской горкой»; знакомство с Усть-Цилемским костюмом, с его элементами (мужского и женского); посещение музея им. А.В.Журавского (экспозиции народного быта и одежды); разучивание горочных «фигур», песен, танцев и игр.
Дети старшей и подготовительной группы под усть-цилемские песни заходят в зал, садятся на стульчики.
Ведущий. Что за славный денек, собирайся, народ!
Будем петь и шутить, да себя веселить.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Добры молодцы да красны девицы. Пригласили мы вас на праздник себя показать да на нас посмотреть. А праздник-то не простой – это наша любимая «Горка». Издавна водят «горку» на нашей усть-цилемской земле, любит наш народ петь, плясать, шутить и играть. Вот и мы с вами собрались для того, чтобы старину вспомнить да душу порадовать.
Ведущий: На широком просторе предрассветной порой,
Встали алые зори над родимой землей.
С каждым годом все краше дорогие края…
Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!
Ведущий: Любят в Усть-Цильме и песни, и пляски. И разговор здесь необычный, старинный, прежний. Так, как говаривали наши пра-пра-бабушки, в других местах уже забыли, а у нас все еще помнят и говорят по усть-цилёмски.
(Выходят мальчик и девочка)
Мальчик. Здорово, ………….!
Девочка. Здорово, ……………!
Мальчик. Ты куда это летишь?
Девочка. Да меня вчерась Настушка –соседка на «Горку» позвала. У меня одежжи никакой нету. Пришла домой, и давай реветь. Татка стал унимать, говорит: «Не реви, чё ле придумам». Ну, достали из ящыка одежу, давай мерять. Одели рукава, маленько заворотили, сарафан лямки да продухи подошли, фартук да плат завязали, в аккурат по мне. Я така рада, така рада…
Мальчик. Ты то шо, на мне-то посмотри кака рубаха. Я её у Серьги – брата стенул. Удирал через поветь, пал в грезь, весь уханькалсе, чё ли травой трал, трал… А, ничё, бат, отверчусь. Но, пошли, давай, кадриль уже играют!
(Девочка берет мальчика под руку, важно идут на места).
Ведущий: Собрались мы с вами, ребята, на «Горку», а что такое «Горка», наверное, не каждый знает.
В прежние времена, когда Печора освобождалась ото льда, съезжались в Усть-Цильму люди торговые на баржах, торговали всякой всячиной еще до Ивана дня. Приедут, да по месяцу стоят баржи на Усть-Цильме. А с соседних деревень съезжается народ на лодках за хлебом, за товарами. Вот тогда и собирались на «горку». Играли «горку» на открытом высоком месте, на берегу реки, на горе. Отсюда и название –«горка»; позднее «горку» стали водить в центре села, а название осталось прежним.
Горочные хороводы водились на протяжении целого дня. Были утренняя, дневная, вечерняя «Горки». И наряды сменяли три раза на дню, один краше другого. «Горка» была праздником для всего села. Посмотреть хороводы, поводить их приходили и стар, и мал.
Ведущий: Горочное действо начиналось с медленного шествия по селу маленькими группами, выстраивались в колонну, и шли «столбами», как и мы с вами, затем шли «вожжою» и перестраивались на «круг».
Следующей фигурой была «плетень». А мы сейчас покажем, как исполняются фигуры.
Ребята подготовительной и старшей группы выходят водить фигуры.
Фигура «Круг»
Фигура «Вожжа»
Фигура «Стенка на стенку»
Ведущий. На Горку мы еще вернемся. А сейчас послушаем стихи.
1ребёнок: На берегу Печоры стоит наше село
И очень уж мы любим и бережем его.
Красивые наряды и песни, что поют.
Старинный славный праздник,
Что «Горкою» зовут.
Традиций очень много, и сказок, и былин.
У бабушки наряды, мы тоже их храним.
2 ребёнок: Посидки собирали по тёмным вечерам,
И лампы зажигали,… а песен было там!?!
Кто варежки вязали, кто сказки сочиняли.
Веселье, шутки, смех… Ох, было там утех!
Мы тоже все традиции будем сохранять.
Любви к родной Усть-Цильме
У нас уж не отнять!
Ведущий. Эй, ребята да девчушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей, чтобы было веселей!
Усть-цилемские частушки.
Ведущий. Припасла для вас забав на всякий вкус. Кому шутку, кому прибаутку, кому загадку.
Загадки.
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел).
То толстеет, то худеет, на колене сидит, на весь дом голосит. (Гармошка).
Что с бани никак не бросишь? (Дым).
Кто над нами вверх рогами? (Месяц).
У двух матерей по пяти сыновей. Всем одно имя. (Пальцы рук).
Ведущий. Ну, что ж, пора на горку возвращаться.
Талантливый народ на Руси живет!
И охотник, и плотник, и жнец, и певец.
Как начнет плясать, никому не устоять!
Ребята, какие усть-цилемские танцы вы знаете?(ответы детей)
Танцы «Яблочко», «Во саду ли», «Полька»
Ведущий.Было время петь, плясать, а теперь пора играть!
Игры «Ручеек», «Зеваха», «Зайцы».
Викторина:Вопрос - ответ.
Как называется село, в котором мы живём?
В какой республике оно находится?
Как называется река, на которой стоит наше село?
Какая рыба водится в наших водоёмах?
Назовите животных наших лесов?
Какие праздники нашего села вы знаете?
Назовите элементы Усть - Цилемского костюма?
Вывод:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Ведущий. Делу - время, а потехе – час. Гуляй, гуляй, да не загуливайся!
Общее фото.
4