Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №1 г.о.Сызрань
Методическое сообщение
Тема: «Детское народное музыкальное творчество
Самарской области»
Выполнила преподаватель:
Зубова И.С.
г.о. Сызрань 2024
Самарская область – очень богатый песенный край. Особые исторические условия заселения, этническая пестрота населения, накладывают определённый отпечаток не только на содержание, но и на стиль местного музыкально-поэтического фольклора, на особенность его бытования.
Разнообразие жанров песен Самарской области очень велико. В настоящее время повсеместно сохранились исторические песни, солдатские, игровые, плясовые. Весьма популярны в области лирические песни, они исполняются здесь и многоголосно, и сольно. В области широко распространены жестокие романсы и баллады семейно-бытовой тематики. Большое распространение получили хороводные песни. Сохранилась также календарно-обрядовая песенность, но из всего разнообразия наиболее широко бытуют в области весенние заклички, колядки и песни, исполнявшиеся на святки. Также важное место занимает свадебный обряд в Самарской области. Первый собиратель Самарских песен – это Виктор Гаврилович Варенцов – директор Самарских училищ и гимназий. Он создал «Сборник песен Самарского края».
Изучая песенный фольклор Самарской области, нельзя не коснуться очень значительного раздела – детское музыкальное народное творчество Самарского края. Игры, дразнилки, пение колыбельных песен своим куклам это и есть, тот называемый детский фольклор.
Детский фольклор, начали изучать лишь в 20-е – 30-е годы XX века замечательные учёные Георгий Семенович Виноградов и Ольга Иеронимовна Капица. В Самарской области детский фольклор начали собирать сравнительно недавно. Записывали детские игры, колыбельные песни и т. д. с языка взрослых. На этой основе начали появляться различные сборники и методички о детском музыкально - народном творчестве разных областей.
Основу жизни ребёнка в семье в Самарском крае составлял труд. Дети рвали траву для скота, мыли посуду, поливали грядки. Дети учились очень рано байкать, они играли с куклами и байкали их. Собирая грибы и ягоды, ребята нередко напевали множество приговорок, чтобы грибы и ягоды нашлись. Порой заговорные песенки припевали во время посадки овощей: капусты, репы, гороха. Песни, присказки всякие, пословицы, поговорки – всё это было на каждом шагу...
Ни одно событие в семье или на селе не обходилось без участия детей. Неважно даже было, принимают ли они в нём активное участие или нет. И в том и в другом случаях идёт процесс фиксации услышанного, запоминание, оценка происходящего.
Опыт экспедиционной работы показывает, что в настоящее время именно дети порой являются единственными хранителями отголосков тех или иных календарных праздников, песен и т. д. Являясь руководителем детского фольклорного ансамбля я стараюсь увлечь ребят не только исполнением фольклорных песен, но и изучением обрядов, обычаев и собиранием фольклорных образцов от своих бабушек и дедушек с целью внедрения их в образовательный процесс.
Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Таким образом, детские песни и игры составляют неразрывное целое. Они охватывают два главных периода: 1) младенческий, когда песня и слово, усваиваются малышом пассивно от взрослых или от старших детей, 2) отроческий, когда дети играют самостоятельно. Он делится приблизительно на 3 части: от 4 до 8 лет, затем до 9–13 лет, и старший уже вплоть до вступления в юношество, а хороводные игры входят уже в репертуар «старшей» группы, т. е. женихов и невест.
Детский музыкальный фольклор Самарской и других областей состоит как бы из двух больших разделов: 1) Виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, – колыбельная песня, потешки, прибаутки, сказки с напевами; 2) традиционное устное творчество самих детей: заклички, считалки, дразнилки, игры с припевами [2].
Поэтические произведения, созданы взрослыми специально для детей – это колыбельные песни. Знакомство с народной поэзией начинается с самого детства. Младенца с колыбели убаюкивало ласковое пение матери или же няни. В живой традиции Самарской области колыбельные песни часто пелись подростками, т.к. исполнение колыбельных песен и пестушек входило в обязанности девочек – нянек. Младшие дети могли исполнять простейшие колыбельные песни в играх с куклами. Они запоминали их когда родители или няни пели младшим братьям и сестрам. В колыбельных песнях не много напевов, которые поются для детей, потому что тут важно не содержание песни, ни слова её, которых ребёнок ещё не может понимать – важны одни только звуки, нежные, ласкающие слух.
Далее хотелось бы привести песенные примеры, записанные детьми от своих бабушек, во время летних каникул:
Колыбельная песня записана Елышевой Маргаритой (10 лет), от бабушки Елышевой Ульяны Алексеевны (1961г.р.), проживающей в селе Новая Рачейка Сызранского района Самарской области:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок.
Колыбельная песня записана Рузанкиной Ярославой (8 лет), от бабушки Рузанкиной Таисии Андреевны (1958 г.р.), проживающей в селе Елховка Кошкинского района Самарской области:
Ой, баю, баю, баю,
Живет котик на краю,
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят.
Баю-бай, баю-бай.
У него трое ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Баю-бай, баю-бай.
На примерах мы действительно видим, какой мягкостью и лиричностью пронизаны песни Самарского края, которые могли так скоро и легко успокоить. Почти в каждом цикле колыбельных присутствует тема оживляющего, благодатного, спокойного сна, помогающее ребёнку вырасти здоровым и красивым. Важный раздел тематики колыбельных – взаимоотношения в семье, место в ней ребёнка – сейчас и в скором будущем. В песнях поющих матерью или няней, подчёркивается то, что ребёнок должен наследовать лучшие качества своего рода. Таким образом, колыбельные песни пелись, передавая ласку и любовь родителей, уже с колыбели прививая ребёнку лучшие качества человека.
Большой раздел составляет календарный фольклор. В него входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами. Детский народный календарь представлен преимущественно песнями, приуроченными к каким-либо приметным дням в году. Раньше всюду были известны новогодние посещения детьми соседских домов с «посеванием» (разбрасыванием по полу хлебных зёрен) и пением колядок, поздравлений-благожеланий хозяевам.
Календарная песня, записана Барсуковой Анной (9 лет), от бабушки Ревякиной Татьяны Ивановны (1958 г.р.), проживающей в селе Старосемейкино Красноярского района Самарской области:
Ходила коляда
Накануне Рождества,
Искала коляда
Боярского двора.
На семи столбах
На восьми воротах,
Столбы точёные
Позолоченные.
Хозяин во дому
Что соколик в терему,
Хозяюшка во дому
Как оладушка в меду,
Малы детушки
Часты звёздочки.
К собственно календарному фольклору непосредственно примыкают так называемые магические произведения детского фольклора. Детские песенные заговоры – обращения (заклички) исполняющиеся с целью вызвать явления природы или желаемое действие со стороны животного мира. Известны в разных вариациях обращения к божьей коровке, жучкам, воронам, к солнышку, дождику, ветру, радуге.
Песня, записана Липатовой Дарьей (9 лет), от бабушки Строковой Марии Федоровны (1949 г.р.), проживающей в с. Покровка Нефтегорского района Самарской области:
Жучик-крючик
Паучок,
Прилети к нам
Куличок.
Виту-виту
Виту –лай,
Принеси весну
В наш край.
Закличка дождя, записана Пулявиной Василисой (7 лет), от бабушки Пулявиной Ольги Петровны (1959 г.р.), проживающей в с. Гарькино Приволжсколо района Самарской области:
Дождик, дождик, посильней.
Не пугай моих гусей
Мои гуси дома
Не боятся грома.
Магические формулы представляют собою краткие словесные произведения, которые произносятся то пением – речитативом, то говорком.
Еще один раздел детского музыкального творчества составляет потешный фольклор, который выражает стремление ребят позабавится, рассмешить себя и своих сверстников, высмеять кого-нибудь или что-нибудь. К нему относятся весёлые дразнилки, забавные небылицы. Все они имеют самостоятельное значение и с играми не связаны. По форме – это краткие (4–8 строф) песенки с забавным содержанием.
Небылица записана Пулявиной Василисой (7 лет), от бабушки Пулявиной Ольги Петровны (1959 г.р.), проживающей в с. Гарькино Приволжсколо района Самарской области:
На трубе сидит корова
Тонким голосом ревет.
За воротами телегу
Никто замуж не берет.
Небылица записана Барсуковой Анной (9 лет), от бабушки Ревякиной Татьяны Ивановны (1958 г.р.), проживавшей в селе Старосемейкино Красноярского района Самарской области:
Заболела наша кошка
У нее чихает ножка.
Со стола возьми редиску –
Полечи больную киску.
Дразнилки – это также проявление детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечают какой-либо порок, недостаток или слабость человека.
Дразнилка записанна Елышевой Маргаритой (10 лет), от бабушки Елышевой Ульяны Алексеевны (1957 г.р.), проживающей в с. Новая Рачейка Сызранского района Самарской области:
Плакса-вакса гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться.
Дразнилка записана Маркеловым Кириллом (10 лет), от бабушки Маркеловой Таисии Петровны (1953г.р.), проживающей в селе Троицкое Сызранского района Самарской области:
Ябеда соленая,
На горшке вареная,
Шишками обитая,
Чтоб не была сердитая.
Следующий раздел детского творчества представляет собой игровой фольклор, в который входят напевно интонируемые считалки, которые помогают распределить роли между участниками игры, выбрать водящего. Они играют большую роль в игре детей.
Считалка записана Аряновым Дмитрием (8 лет), от бабушки Аряновой Ольги Андреевны (1962 г.р.), проживающей в селе Екатериновка Красноярского района Самарской области:
Раз, два, три, четыре, пять!
Нужно нам чижа искать.
Где живешь ты,
Желтый чиж?
Выходи из круга. Кыш!
Считалка записана Данилиной Анастасией (9 лет), от бабушки Данилиной Татьяны Михайловны (1964 г.р.), проживающей в селе Чекалино Сызранского района Самарской области:
Дора, дора-помидора,
Мы в саду поймали вора .
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки –
Что угодно для души.
Игры у детей были только в пределах деревни или же недалеко от деревни. В лесу и на берегу реки играть запрещалось. Зимой и осенью дети играли дома, собираясь по несколько человек. Играли дети в простые прятки, жмурки, игры-угадывания. Эти игры и до сих пор сохранились в Самарском крае.
Горелки
Самарская область, Сызранский район, с. Старая Рачейка. Записано от Павловой Ольги Андреевны 1954 г.р.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Ляпка
Самарская область, Сызранский район, с. Демидовка. Записано от Карасевой Анны Федоровны 1950 г.р.
Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.
Гуси
Самарсая область, Сызранский район, с.Троицкое. Записано от Кондратьевой Татьяны Петровны 1956 г.р.
Выбираются волк, гусенок и ведущий. Играющие (гусенята), взявшись за руки, встают в большой круг, в середине его стоит волк. Гусенята в хороводе идут по кругу. Водящий их спрашивает, а гусенята отвечают на вопросы:
- Гуси мои гуси!
- Га- га-га -га!
-Где вы гуси были?
- Га-га-га-га!
-А мы были в поле.
- Га-га-га-га!
-На синем на море.
- Га-га-га-га!
-Кого гуси видели?
- Га-га-га-га!
-А серого волка!
- Га-га-га-га!
После этих слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка.
-Унес волк гусенка
Га-га-га-га.
Вместо поросенка
Га-га-га-га!
Самого лучшего
Га-га-га-га!
Самого большего
Га-га-га-га!
Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово.
-А теперь ты попляши
Га-га-га-га!
Свою удаль покажи
Га-га-га-га!
Все танцуют в кругу, а волк и пойманный гусенок - внутри круга.
После этого выбираются новый волк, гусенок и ведущий.
Ещё один из интереснейших разделов детского народного творчества – это частушка. Из всех фольклорных жанров – это самый молодой, в том числе и у детей. Частушка, как правило создаётся о жизни людей, о нашем быте, о недостатках человека. Также есть частушки, которые прославляют людей, совершивших какой-нибудь подвиг и т. д. Много частушек например в Самарской области сложилось о Волге, Самарской ГЭС и Жигулёвском море.
Эх берёзынька,
Раскудрявая.
Хороша ты, наша Волга,
Величавая.
Детские частушки, именно Самарской области не о прославлении героя, а наоборот о высмеивании недостатков конкретного лица.
Частушка записана в г. Сызрани от Рузанкиной Ярославы (8 лет), которая слышала от бабушки Рузанкиной Таисии Андреевны (1958 г.р.), проживающей в селе Елховка Кошкинского района Самарской области:
Сунул Леша руки в брюки,
Размышляет: как же быть?
Надо б вынуть, вроде, руки,
Да нельзя — забыл помыть!
Частушка записана Маркеловым Кириллом (10 лет), от бабушки Маркеловой Таисии Петровны (1953г.р.), проживающей в селе Троицкое Сызранского района Самарской области:
Говорил друзьям Сережа:
«Смел я, ловок и силен.»
Вдруг на встречу вышел ежик
И смельчак полез на клен.
Эти частушки простые, построены на секундовых и терцовых интонациях. Текст помогает конкретно понять, о ком и о чём идёт речь. Дети в своих частушках стыдят человека. Поют весело и шуточно. В свою же очередь критика в частушках помогает исправиться ребёнку в лучшую сторону.
Таковы жанры детского фольклора, собранные в Самарской области. Для изучения детского музыкального фольклора принципиально важно знать, от кого именно записан тот или иной материал – сделана ли запись от ребенка-исполнителя или же от взрослого человека. Дело в том, что исполнительская манера каждого поколения подвергается более или менее значительным изменениям. Можно наблюдать, как многие обычаи, обряды и песни уходят из обихода взрослых и составляют содержание детской обрядовой поэзии. С переходом в детскую среду обряд или песня упрощаются, относящиеся к нему словесные произведения соответствующим образом видоизменяются, принимая меньший объём и более простую форму.
К сожалению, в городе детский календарный жанр вымер. Так как взрослые не пели детям колыбельных песен, не справляли календарных праздников. Значит, и детям не у кого было учиться. И только сейчас, совсем недавно в музыкальных школах, школах искусств детям преподают фольклор, где они учатся петь колыбельные песни, изучают обряды, танцы русского народа.
На базе МБУ ДО ДШИ №1 г.о. Сызрань существует образцовый художественный ансамбль «Журавушки», который занимается возрождением детского фольклора. Работая над единой местной традицией Самарской области и других областей, мы с ребятами стараемся более точно освоить местный диалект, музыкальный язык, даже понять характер местных жителей. Мы пытаемся воссоздать силами участников коллектива высокохудожественные образцы народно-песенного творчества, изучая его особенности и приёмы художественного выражения.
Литература:
1. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учеб. пособие. – М.: Наука, 2002.
2. Русский фольклор: сб. / отв. ред. Рейли; РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом). – СПб.: Наука, 2011.
3. Борисенко Б. С любовью к детям. – Волгоград, 2012.
4. Борисенко Б. Детский потешный фольклор. – Волгоград, 2011.