Деятельностный подход в организации уроков русского языка (Приемы организации этапов мотивации и рефлексии на разных уроках СДП)
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству» (А.Дистервег). Нельзя не согласиться с великим ученым.
Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,вооружить таким важным умением, как умение учиться.По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Для своей работы я выбрала технологию системно - деятельностного обучения, разработанную педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
Осваивая новые виды деятельности, я собрала небольшую копилочку интересных идей, приёмов работы, с которыми могу поделиться с вами.
Научить учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, что «я не знаю» и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить это знание.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников. Когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Поэтому этап мотивации (на любом уроке: «открытия нового знания» или урокерефлексии) считаю одним из важных. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы организации данного этапа урока.
Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой» трудностью, то есть создать проблемную ситуацию. Решение проблемного вопроса способствует активации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Например, при изучении темы «Сказуемое», перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем отличаются сказуемые в следующих предложениях:
Листья желтели. Листья стали желтеть. Листья стали желтыми.
(Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:
-на какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку;
-какие можно назвать простыми, а какие – составными и почему;
-какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?
На данном этапе урока ученик сам формулирует проблему, сам находит ее решение, сам решает, контролирует правильность решения.
Можно выделить следующие приемы создания проблемной ситуации:
Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
Учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение.
Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на предыдущие. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
Например,перед изучением темы «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени»(6 класс) классу дается задание:от данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего вида
Видеть
Улыбаться
Выстилать
Зависеть
Привозить
Подбросить
Слышать
Учащиеся сталкиваются с затруднением: не от всех глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени, какой гласный нужно писать в суффиксах данных причастий и от чего зависит выбор этой буквы. Дети выдвигают разные версии.
Прием “Нестандартный вход в урок” (невыполнимое задание) направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
Тема урока «Сложносочиненное предложение»
Начинаем урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. 9 класс:
Подумайте, почему в данном сложном предложении нет запятой, разделяющей простые.
В эту минуту дверь отворилась и вошел довольно высокий человек.
Учащиеся проговаривают, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и целей урока (не более 5 минут).
Учебная проблема поставлена, начинается поиск решения. Суть данных приемов: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Они сами выдвигают гипотезы и проверяют их.
Рассмотрим, как можно организовать этап мотивации к коррекционной деятельности на уроках рефлексии.
Одним из условий воспитывающей деятельности на уроке русского языка является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Если на уроке «открытия» нового знания предметом «исследования» является учебная задача, то на уроке рефлексии предметом «исследования» учащегося является его индивидуальная деятельность. И в том и в другом случае учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.
Наглядно и просто донести до учащихся необходимость уметь находить и исправлять свои ошибки наряду с другими приёмами, мне помогают, например, высказывания известных мудрых людей, философов, учёных.
Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам.
Задание классу: как вы понимаете смысл данного высказывания?
* Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. (А. Навои)
* Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. (Конфуций)
* Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. (Пауло Коэльо)
Можно начать урок с притчи, пословицы.
Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. (Китайская пословица)
Вопрос классу: «Как вы считаете, какой же путь самый трудный?».
Включение в коррекционную деятельность проходит успешнее, если учащиеся понимают, что работа над собой, над своими ошибками действительно является неотъемлемым условием развития человека и необходима каждому из нас.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников.
Когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу своих действий.
Стадия рефлексии же необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Цель этапа рефлексии: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы организации данного этапа.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались….
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Завтра я хочу на уроке…
Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждогоурока:
- Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.
Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Пометки на полях–обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал,
«!» - новый материал (узнал),
«?» - хочу узнать
Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
Шпаргалка– информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде.Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Мини-сочинение»
«Я - в уроке, урок — во мне»(мое участие, мой вклад в урок, самооценка деятельности)
«Мои мысли о своем участии в деле»
«Как я оцениваю результаты дела»
«Что мне дал этот урок (дело)»
Синквейн
Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные мною приёмы не только помогают сменить вид деятельности, но продолжают обучать в более захватывающей форме. Урок – это работа, она не должна быть лёгкой, но почему не сделать работу на уроке интересной и посильной всем? Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от ученика, но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» - писал Э.Золя.
И то, что на уроке способно создать ситуацию успеха, в жизни поможет стать успешным человеком.