Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Деятельностный подход в организации уроков русского языка

Деятельностный подход в организации уроков русского языка

В статье описаны некоторые приемы организации этапов мотивации и рефлексии на разных урках Системно-деятельностного подхода. Это небольшая копилочка интересных идей, приёмов работы, с которыми могу поделиться

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Деятельностный подход в организации уроков русского языка (Приемы организации этапов мотивации и рефлексии на разных уроках СДП)

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству» (А.Дистервег). Нельзя не согласиться с великим ученым.

Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,вооружить таким важным умением, как умение учиться.По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Для своей работы я выбрала технологию системно - деятельностного обучения, разработанную педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Так, в практике работы системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.

Осваивая новые виды деятельности, я собрала небольшую копилочку интересных идей, приёмов работы, с которыми могу поделиться с вами.

Научить учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, что «я не знаю» и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить это знание.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников. Когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Поэтому этап мотивации (на любом уроке: «открытия нового знания» или урокерефлексии) считаю одним из важных. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы организации данного этапа урока.

Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой» трудностью, то есть создать проблемную ситуацию. Решение проблемного вопроса способствует активации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Например, при изучении темы «Сказуемое», перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем отличаются сказуемые в следующих предложениях:

Листья желтели. Листья стали желтеть. Листья стали желтыми.

(Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:

-на какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку;

-какие можно назвать простыми, а какие – составными и почему;

-какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?

На данном этапе урока ученик сам формулирует проблему, сам находит ее решение, сам решает, контролирует правильность решения.

Можно выделить следующие приемы создания проблемной ситуации:

  1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.

  2. Учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение.

  3. Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на предыдущие. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.

Например,перед изучением темы «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени»(6 класс) классу дается задание:от данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего вида

Видеть

Улыбаться

Выстилать

Зависеть

Привозить

Подбросить

Слышать

Учащиеся сталкиваются с затруднением: не от всех глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени, какой гласный нужно писать в суффиксах данных причастий и от чего зависит выбор этой буквы. Дети выдвигают разные версии.

Прием  Нестандартный вход в урок (невыполнимое задание) направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.

Тема урока «Сложносочиненное предложение»

Начинаем урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. 9 класс:

Подумайте, почему в данном сложном предложении нет запятой, разделяющей простые.

В эту минуту дверь отворилась и вошел довольно высокий человек.

Учащиеся проговаривают, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и целей урока (не более 5 минут).

Учебная проблема поставлена, начинается поиск решения. Суть данных приемов: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Они сами выдвигают гипотезы и проверяют их.

Рассмотрим, как можно организовать этап мотивации к коррекционной деятельности на уроках рефлексии. 

Одним из условий воспитывающей деятельности на уроке русского языка является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Если на уроке «открытия» нового знания предметом «исследования» является учебная задача, то на уроке  рефлексии предметом «исследования» учащегося является его индивидуальная деятельность. И в том и в другом случае учащийся осознает шаги своей учебной деятельности на уроке.

Наглядно и просто донести до учащихся необходимость уметь находить и исправлять свои ошибки наряду с другими приёмами, мне помогают, например, высказывания известных мудрых людей, философов, учёных.

     Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам.  

Задание классу: как вы понимаете смысл данного высказывания?

 *  Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку.  (А. Навои)

* Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. (Конфуций)          

* Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. (Пауло Коэльо)

 Можно начать урок с притчи, пословицы.

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. (Китайская пословица)

Вопрос классу: «Как вы считаете, какой же  путь самый  трудный?».

Включение в коррекционную деятельность проходит успешнее, если учащиеся понимают, что работа над собой, над своими ошибками действительно является неотъемлемым условием развития человека и необходима каждому из нас.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников.
Когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу своих действий.

Стадия рефлексии же необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Цель этапа рефлексии: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы организации данного этапа.

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:


- Мне было интересно…

- Мы сегодня разобрались….

- Я сегодня понял, что…

- Мне было трудно…

- Завтра я хочу на уроке…


Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждогоурока:

- Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

-  Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?

- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

Пометки на поляхобозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал,

«!» - новый материал (узнал),

«?» - хочу узнать

Архивариусвхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

Шпаргалка– информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде.Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Мини-сочинение»


«Я - в уроке, урок — во мне»(мое участие, мой вклад в урок, самооценка деятельности)

«Мои мысли о своем участии в деле»


«Как я оцениваю результаты дела»

«Что мне дал этот урок (дело)»

Синквейн

Любой урок, а урок русского языка особенно  довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные мною приёмы не только помогают сменить вид деятельности, но продолжают обучать в более захватывающей форме. Урок – это работа, она не должна быть лёгкой, но почему не сделать работу на уроке интересной и посильной всем? Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от ученика, но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» - писал Э.Золя.  

 И то, что на уроке способно создать ситуацию успеха, в жизни поможет стать успешным человеком. 

 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Приоритетом Российского образования сегодня является формирование функциональной грамотности. Первой же ступенью функциональной грамотности является читательская грамотность. В статье указан круг проблем, с которыми встречается учитель на уроке. Почему ученик не всегда понимает то, что читает?
0 ₽
В статье описаны некоторые приемы организации этапов мотивации и рефлексии на разных урках Системно-деятельностного подхода. Это небольшая копилочка интересных идей, приёмов работы, с которыми могу поделиться
0 ₽