Проблемы формирования читательской грамотности учащихся.
Фрагмент текста с заданием ЕГЭ по литературе.
«Покупку чего именно хочет оформить Чичиков в приведенной сцене?
— Позвольте узнать, — сказал Чичиков с поклоном, — здесь дела по крепостям?
— Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:
— Здесь нет дел по крепостям.
— А где же?
— Это в крепостной экспедиции.
— А где же крепостная экспедиция?»
Перед нам реальное задание ЕГЭ по литературе. И слова все понятные, на первый взгляд. Но если ученик не подготовлен, если он не понимает значения некоторых слов фрагмента (тем более если произведение не прочитано), то с заданием он справится едва ли.
Еще один пример. Урок литературы в 11ом классе. Читаем пьесу Чехова «Вишневый сад»: «Слышно, как к дому подъезжают два экипажа….» Спрашиваю у ребят: «Ребята, все слова понятны? Понятно, что такое «экипаж»? через некоторое время слышу слабый голос: «Что-то связанное с самолетом….»
Вывод, по-моему, напрашивается сам: не все, что читают наши ученики, понимают, поэтому проблемы, связанные с формированием читательской грамотности учащихся, остаются до сих пор актуальными. Для нас, литераторов, вопрос стоит особенно остро, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе. Также читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче устного собеседования и основного государственного экзамена в 9 классе. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции.
Приоритетом Российского образования сегодня является формирование функциональной грамотности. Первой же ступенью функциональной грамотности является читательская грамотность. Про читательскую грамотность мы говорим уже не первый год и работаем в этом направлении систематически и целенаправленно. Причем в нашей школе (г Ревда, шк №3) в едином режиме работы с текстовой информацией работают все учителя (не только литераторы, но и педагоги других дисциплин), на разных уровнях: и в учебной деятельности, и во внеклассной, и во внеурочной. О некоторых приемах и формах работы в этом направлении расскажут мои коллеги. На первый взгляд кажется: работаем, и все у нас хорошо, а проблем-то не становится меньше.
Итак, отметим некоторые из них.
«Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем дело» (К.Д.Ушинский)
Информация не усваивается детьми, потому что они не понимают значения некоторых слов. Еще один пример: в рамках исследовательского проекта «Словарный запас старшеклассника и его связь с уровнем понимания текста» одиннадцатиклассница провела такую анкету: она отобрала слова из разных сфер нашей жизни: слова, характеризующие качества чел, общественно-политическая лексика, слова из сферы науки и культуры. Учащимся был предложен весь список слов. Сначала их попросили отметить те слова, значение которых им хорошо знакомы. Здесь положительных ответов было достаточно много. А затем попросили учащихся написать значения тех слов, которые они отметили, как знакомые. Оказалось, что большинство значение понимают неточно или неправильно.
Слово | Ответили, что не знают | Ответили, что знают | Знают (реально) |
инфантильный | 6 | 29 | 0 |
гуманист | 5 | 30 | 10 |
меркантильный | 9 | 16 | 9 |
лояльный | 18 | 17 | 6 |
барельеф | 4 | 29 | 2 |
виолончель | 0 | 35 | 0 |
Вывод: читают. Нам кажется, что понимают, на деле же - нет.
затруднение вызывают у обучающихся слова в переносном значении. (5 кл Литература «Пять чуланов, одна дверь», говорят: дом) ВПР, 6 кл: объяснить значение фразеологизма и составить текст, в котором надо этот фразеологизм использовать. Еще сложнее обстоят дела с пословицами (ВПР, 7 кл) «Цыплят по осени считают» (Ответ: Дети пришли 1 сентября в школу, учитель их пересчитал); «Дареному коню в зубы не смотрят» (Коня подарили - в рот не заглядывай). Это реальные ответы детей на ВПР!
Не понимая значения некоторых слов, выражений, не воспринимают юмор, не понимают хорошие шутки в текстах, где автор иронизирует.
3. След проблема: практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание». Отсюда недоделанное задание на ВПР (Задание: выпишите… и напишите, на каком основании вы сделали такой выбор).
4. Результаты ВПР показали, что самыми западающими заданиями оказались задания, связанные с определением Основной Мысли текста.
5. След проблема: Боязнь больших текстов. Если видят большой текст, то не читают его.
6. Узкий круг самостоятельного чтения, отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон и т.д.
Конечно же, не все так плохо. Наши ученики хорошо умеют находить и извлекать явную информацию из прочитанного текста, но гораздо хуже находят подтекстную информацию, испытывают особые трудности в извлечении примеров-аргументов из текста, имеют неразвитые умения интерпретации содержания текста, испытывают большие затруднения при создании вторичных текстов, при оценке структуры и языка текста.
Таким образом, работать нам еще есть над чем. Мы видим проблемы и стараемся их решить, ведь каждая проблема имеет решение.
Закончить хочу словами Тони Роббинс: «Проблема в том, что мы думаем, что проблема – это что-то плохое. На самом деле именно благодаря им мы растем и изменяемся»