Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Работа с родителями
  3. Доклад для родителей "Пальчиковые игры"

Доклад для родителей "Пальчиковые игры"

Материал включает в себя упражнения для развития мелкой моторики, опробованные в многолетней практике занятий с начинающими пианистами. Может быть полезен молодым родителям с детьми доречевого периода, родителям детей с ОВЗ и начинающим педагогам дополнительного образования.

Предметы

Работа с родителями

Категория

Работа с родителями
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств Белокалитвинского района

Игры с пальчиками для развития мелкой моторики в связи с вопросами становления речи

Доклад для родителей учащихся ресурсного класса

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

«Развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека.

Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка будет в пределах нормы. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Проведённые диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстаёт от нормы и развитие мелкой моторики».

«Упражнения для развития мелкой моторики» звучит солидно, скучно и неинтересно. Скажем «Пальчиковые игры» и тема зазвучит по-другому.

Истоки этих упражнений – в народном творчестве. Детский игровой фольклор занимает в нем довольно большое место. Самые распространенные образцы – считалочки, дразнилки, заклички, конечно, игры. Они и сейчас встречаются в детской компании лет до 8 (не обремененной телефонами).

Давайте вспомним: На златом крыльце сидели… Рыжий, рыжий, конопатый… Божья коровка, полети на небко….(Родители продолжают, не задумываясь). А Ваши дети это знают?

Пласт фольклора, созданный народом для самых маленьких, небольшой, по-крайней мере, до нас время донесло не так много. Это потешки, пестушки, колыбельные. Возможность занять совсем маленького ребенка, доразговорного периода. Среди них выделим для себя Пальчиковые игры. Они создают благоприятный эмоциональный эффект, побуждают малыша подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, повышают речевую активность ребенка.

Не буду углубляться в научные изыскания, доказательную базу при желании можно найти на просторах интернета, большой список имен ученых, подтверждающих связь нервных окончаний пальцев рук с мозговыми речевыми центрами, в опыте своей работы благотворное влияние игр пальчиками вижу сама. В обучении игре на музыкальных инструментах на первых этапах отводится много времени упражнениям. В течение первой учебной четверти - большая часть урока, самые первые уроки - практически полностью. Я говорю о школьном возрасте. Если учится дошкольник, большая наполненность урока играми сохраняется на протяжении освоения программы. Упражнения меняются, перенаправляется внимание в зависимости от личных особенностей ребёнка.

Сейчас нам остается только удивляться вековой народной мудрости, соединившей в детских играх воспитательные, педагогические и медицинские задачи.

Основная часть.

А теперь мы будем вспоминать. Кто из Вас в детстве перебирал крупу? С кем? Какую крупу перебирали? А эта каша любимая Вами или нет?

Кто из Вас играл с ребенком Сороку? А с Вами играли? Играем. Сначала гладим ладошку, разглаживаем, как бы отряхиваем.

Давайте предположим возраст, в каком возрасте ребенка это целесообразно делать? Рассуждаем. Крупу перебирают сначала вместе с взрослым – хоть с двух лет, потом ребенку поручали делать это самостоятельно ВСЕГДА!

А теперь вернемся к истокам. Самая первая игра для ребенка? Жду ответа. Ладушки.Взяли свои ладоши и играем.

Следующие упражнения (А.А. Волгиной) связаны с донотным периодом обучения музыке, игре на инструменте. Выполняются дома на столе, в классе на фортепиано.

  1. Тук-тук-тук.

На слова «Тук-тук-тук» (1-й и 2-й пальчики «здороваются»),

откройте двери (раскрываем ладошку как можно шире, растягиваем).

То же самое говорим и делаем с 1-м и 3-м, 1-м и 4-м, 1-м и 5-м пальцами.

  1. Теремок.

Кладем на стол ладошку, на слова «тук-тук-тук-тук» стучим 1-м пальцем, «кто в тереме живет?» стучим 2-м пальцем, «я, мышка-норушка» - 3-м пальцем, «я, лягушка-квакушка» - стучим 4-м, «а я зайка-побегай-ка» - пятым. Четвертый самый ленивый пальчик, аккуратно заставляем его подниматься.

Теперь подтягиваем пальчики и ставим их на подушечки. Кисть округляем. Говорим те же слова для тех же пальчиков, но стучим округленными пальцами и не «животиками», а «подушечками».

  1. Колобок с хвостиком.

Берем в руки ладошку ребенка и, поглаживая, «лепим Колобок», приговаривая «Слепила бабушка колобок, кругленький, румяненький», кладем «Колобок» на стол и говорим «Положила на окошко остывать. А он лежал, лежал, да покатился» - легонько подталкиваем «колобок» и цепляем мизинчик крайней фалангой за стол – «оказалось, у него хвостик. Зацепился колобок хвостиком за окошко, повисел-повисел, бух на пол и в лес убежал». «Бух» - (можно раскрытой ладошкой на коленку) нравится детям больше всего.

  1. Маленький парашютист.

Парашютист – это средний пальчик. Все остальные приподнимаются и образуют «купол». «Парашютист» падает сверху и приземляется – на стол, на тупой конец карандаша или ручки, на любую выбранную «цель».

Педагогические работники постоянно дополняют базу упражнений, можно всегда подобрать то, что нравится Вам. Сегодня пальчиковые игры рекомендуют логопеды, психологи, неврологи, нейропсихологи. Главное – выполнять их тогда, когда ребенок настроен на занятия и столько, сколько его настроение позволит. (Поговорить об особенных детях)

Современные упражнения

С мячиками Су-Джок (одно из направлений китайской медицины. Су – кисть, джок – стопа.  На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Воздействуя на эти точки, можно влиять на определённый орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.

Задачи Су-джок терапии:

стимулирование речевых областей в коре головного мозга;

развитие памяти, внимания, совершенствование навыков пространственной ориентации;

снижение двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализация мышечного тонуса;

оздоравливающее воздействие на весь организм;

повышение физической и умственной работоспособности детей;

коррекция произношения, развитие лексико-грамматических категорий.

Наша армия (шагаем мячиком по ладошке сначала правой, затем левой)

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Черепаха(ставим каждый пальчик сверху мячика, снизу придерживаем мяч большим пальцем)

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха

Кусь-кусь-кусь-кусь

Никого я не боюсь.

С пружинкой

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). 

Позволяют улучшить координацию и снять напряжение для более старших школьников.

 «Лягушка».

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

«Лезгинка».

 Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз.

Теперь включаем «Лезгинку». Выполняем упражнение под музыку ритмично, сначала медленно, слушаем сильные доли и попадаем в них. Постепенно ускоряем темп выполнения и получаем отличное настроение.

Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие пальцы.

Делаем выводы, к чему-то, если нужно, возвращаемся. Если нет вопросов, встреча окончена.

Данный материал может быть интересен родителям дошкольников и детей доречевого периода.

При подготовке были использованы Упражнения для начинающих пианистов, практиковавшиеся музыкальным педагогом А.А. Волгиной и интернет-ресурсы.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Материал включает в себя упражнения для развития мелкой моторики, опробованные в многолетней практике занятий с начинающими пианистами. Может быть полезен молодым родителям с детьми доречевого периода, родителям детей с ОВЗ и начинающим педагогам дополнительного образования.
0 ₽