Доклад на тему «Формирование навыков исследовательской работы у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"
Тема: «Формирование навыков исследовательской работы у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу воспитание человека - творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Ребенок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально (с успешными, одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.
Условно исследовательскую и проектную деятельность можно разделить на две составные части: научно - исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно- исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную. Цель организации исследовательской деятельности обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы. Основные задачи: 1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал. 2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования. 3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
Организация исследовательского и проектного бучения должна быть реализована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Изучение исторического материала происходит на основе документов и исторической литературы. Урочная деятельность: исследовательские методы, проекты, творческие задания и др. Внеурочная деятельность: Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе. При выборе методов исследования более приемлемым является теоретический вид исследования. Он необходим для того, чтобы факты, подвергшиеся отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно - следственных связей исторических явлений послужили подтверждением выдвинутых гипотез или опровержением. Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности. Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности: изучение литературы по теме исследования; анализ научной информации; планирование исследования; проведения исследования; оформление и защита результатов исследования. Такая деятельность позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки разного характера. В своей работе использую следующие методы проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский; Приемы, используемые мной на уроках: ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения; Проведение нетрадиционных форм уроков: урок - конференция, семинар по защите творческих проектов, ролевая игра, урок - путешествие, видеоурок, урок - экскурсия; формы работы: • заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 23 человек . Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок - конференция по теме «Глобальные проблемы современности»; • индивидуально - дифференцированная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими - либо внешними установками. В идеале её не должны организовывать даже рамки самых смелых гипотез. Поэтому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. Все исследовательские работы учащихся можно разделить на типы: коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения классного групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении Проблемно - реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределённость результата, который могут дать исследования.
Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.