Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Тема: «Особенности выражения авторской позиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема: «Особенности выражения авторской позиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Данный проект разрабатывался и продумывался в течение двух лет: 10-го и 11-го классов.Я была куратором в течение данного времени .Был использован исследовательский метод изучения материала разных источников, Работа, кропотливая и вдумчивая, принесла свои плоды: проект заслуженно получил высшую оценку. Именно поэтому можно данный проект рекомендовать в качестве образца для выпускников.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Ставропольский край

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» с. Дивное

Индивидуальный проект

Тема: «Особенности выражения авторской позиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

По «литературе»

Руководитель проекта:

Коваленко Светлана Васильевна

с. Дивное, 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……….3

ГЛАВА 1.Особенности выражения авторской позиции романе в «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова……….5

1.1.Значение авторской позиции в литературном произведении…………………..5

ГЛАВА 2.Разные точки зрения на выражение авторской позиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»………………………………………………..6

2.1. Автор и герои произведения - одно целое…………………………………….....6

2.2. Чёткое разграничение автора и персонажей произведения…………………...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………15

Введение

Авторскаяпозициякаклитературоведческийтерминвлитературоведческихсловаряхтрактуется по-разному. Например, поЛотмануЮ.М.авторскаяпозицияпредставляетсякак«выраженныйвпроизведениикомплексмыслейичувств,принадлежащихегосоздателю».

Многие исследователи выводили своё определение термина «авторскаяпозиция».Однаковданнойработе мыбудемпридерживатьсяверсииученого М.М. Бахтина, которая, на наш взгляд, наиболее полно отражает сутьтермина«авторскаяпозиция»ипозволяетрассмотретьеговнесколькихракурсах.Всвоёмнаучномтруде«Вопросылитературыиэстетики»онутверждал, что авторскую позицию можно рассматривать как с точки зренияслова,такисточкизрениявнесловесных элементов.

В своей работе мы стремились раскрытьсвоеобразие и конкретные способы выражения авторской позиции в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Актуальностью исследования: является степень его важности: авторскаяпозиция, которую можно осознать только в контексте всего художественногопроизведения и при условии вдумчивого, серьезного прочтения произведения(иногда и неоднократного), – один из «ключиков» к выявлению проблемы иидеи,заключённыхвпроизведении.Поэтомуоченьважноуметьвидетьивыявлятьконкретныеспособывоплощенияавторскойпозиции.

Объектисследования:романМ.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»

Предмет исследования: авторская позиция и способы ее выражения в романе М.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»

Мыставилипередсобойцель:выявитьиобозначитьспособывыраженияавторскойпозициивроманеМ.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»

Дляреализациинамеченнойцелибылипоставленыследующиезадачи:

  • раскрыть термин «авторская позиция» и его функции в художественнойлитературе;

  • выявитьиобозначитьконкретныеспособывыраженияавторскойпозициив романе М.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»,такие,какпортретная характеристика и речь главного героя; интерьер; раскрытиеобразагероячерезегопоступки;рольрассказчика,второстепенныхгероеви заглавия произведения.

Теоретическая значимость работы: состоит в более глубоком изучениипроблемы выявления способов авторской позиции в романеМ.Ю. Лермонтова«Герой нашего времени»,ихсистематизации.

Практическая значимость:заключаетсявтом,чтополученныесистематизированные результаты могутбытьиспользованывсреднейшколенауроках,посвящённыхизучениюромана «Герой нашего времени»

Основная часть

Глава 1. Особенности выражения авторской позиции романе в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова

1.1. Значение авторской позиции в литературном произведении

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» всегда находился в поле зрения критики, начиная с момента его публикации и вплоть до 90-х гг. XIX века. Как правило, основное внимание критиков было приковано к образу Печорина, которого рассматривали в качестве героя если не тождественного, то, во всяком случае, близкого автору - создателю романа. Образ автора - повествователя как один из персонажей романа, можно сказать, почти не был замечен критикой. Из этого можно сделать вывод о том, что критикой не была понята авторская позиция, особенности ее выражения в романе. Пытаясь разъяснить свою позицию, Лермонтов, переиздавая роман в 1841 году, написав предисловие, в котором прямо указал на недогадливость критики, которая «так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения»: «Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов». Ситуация не изменилась и в последующие десятилетия XIX века:критика не понимала скрытого смысла романа и позиции автора.

Глава 2. Разные точки зрения на выражение авторской позиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

2.1. Автор и герои произведения - одно целое

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из повестей и новелл, что с необходимостью актуализирует постановку проблемы художественного единства романа, которая напрямую связана с проблемой автора и форм ее выражения в произведении. Одним из первых на данную проблему обратил внимание Б. М. Эйхенбаум. По мнению исследователя, Лермонтов использовал новый прием соединения повестей в единую повествовательную структуру, сделав «Героя нашего времени» «не повестью, не романом, а путевыми записками». По Эйхенбауму, автор-повествователь, введенный Лермонтовым в роман, является своеобразным связующим звеном между рядом повестей и новелл. Б.М. Эйхенбаум высказал предположение, что образ автора-повествователя - «не обычный литературный прототип, а сам Лермонтов». С точки зрения исследователя, авторская позиция в романе выражается через три «я»: «автор, Максим Максимыч и Печорин»: эти «"я" оказались необходимыми, потому что иначе пришлось бы сделать автора свидетелем всех событий…». Как видим, у Эйхенбаума нет четкого разграничения между повествователем и создателем романа. Укажем попутно на одно интересное, с нашей точки зрения, наблюдение Б.М. Эйхенбаума: расширяя «повествовательные возможности», Лермонтов многократно вводит подслушивания и подсматривания, чтобы «рассказчики» (исследователь чаще всего использует именно этот термин) как будто случайно узнавали о тех или иных событиях.

Также В.В. Набоков полагает, что Лермонтов использует приемы подслушивания и подсматривания в романе для движения сюжета. Писатель считает, что авторская позиция получает в романе наиболее полное выражение. «Автор так последовательно использует данный прием на протяжении всей книги, что читатель уже не воспринимает его как случайность и едва обращает внимание на эти почти житейские проявления судьбы». Не трудно заметить, что разграничение автора-создателя романа и образа автора-повествователя как персонажа не входило в задачу Набокова.

В.В. Виноградов, вводя понятие «образ автора», считает, что он «играет основную роль в композиции "Героя нашего времени"»: с проблемой образа автора «органически связан вопрос о построении характера» - об образе Печорина. Виноградов обращает внимание, на то, что «авторское "я" и Максим Максимыч располагаются в одной плоскости по отношению к центральному герою - именно в плоскости внешнего наблюдения. Уже этим обстоятельством в корне нарушались старые законы романтической перспективы. Там образ автора был вечным спутником романтического героя, его двойником. Там стиль авторского повествования и стиль монологов самого героя не разнились заметно. В них отражались два лика одного существа. В стиле Лермонтова авторское "я" ставится в параллель с образом "низкого", то есть бытового, персонажа».

Виноградов акцентирует внимание на объективной точности передачи рассказа Максима Максимыча «путешествующим офицером»: «автор не раз наталкивает и наводит рассказчика своими вопросами на новые детали, иронически подчеркивая правдивую точность своих путевых записок, выставляя себя не поэтом, а этнографом-бытописателем. Мы снова видим, что Виноградов, акцентировавший важность проблемы автора в романе, как и писавшие до него исследователи, фактически отождествляет автора-творца и автора - повествователя как персонажа романа, или же, если сказать точнее, это различение не является для него принципиальным.

К.Н. Григорьян, считая роман Лермонтова романтическим произведением, видит тесную связь автора-творца со своим созданием - Печориным. По мнению исследователя, «автор не судит о нем со стороны, он кровно заинтересован в судьбе героя, и если и чинит суд над Печориным, то чинит суд и над самим собой». По мнению Григорьяна, авторская позиция обнаруживается не только в этой близости, но и в окрашивании романа «ярким лиризмом». А это, полагает исследователь, позволяет говорить об автобиографизме «Героя нашего времени»: «как бы ни скрывался герой то под маской русского витязя, то древнего скальда», то «русского странствующего офицера», в его характере всегда получают отражение «какие-то... важные моменты напряженной трагической жизни поэта, проступают черты психологического автопортрета». За каждой строкой, утверждает литературовед, ощущается присутствие автора. К.Н. Григорьян справедливо полагает, что «в романе Лермонтова существует второй план, подтекст, который нередко скрыт за внешней стороной повествования». Понимание же всех скрытых в «Герое нашего времени» смыслов, подтекста, по нашему мнению, невозможно без решения проблемы авторской позиции в романе, которая, как видим, не была решена и Григорьяном, отождествлявшим образ «путешествующего офицера» с самим Лермонтовым.

Проблемы авторской позиции в «Герое нашего времени» касается и В.А. Мануйлов. Говоря о «путевых записках», исследователь поясняет, что «их автор - русский офицер, странствующий "с подорожной по казенной надобности"», который «смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека». Более подробно на образе автора-повествователя исследователь не останавливается.

Продолжая размышление В.А. Мануйлова о «путевых записках» в «Герое нашего времени», Л.С. Мелихова в статье, опубликованной в Лермонтовской энциклопедии, справедливо указывает, что роман не получился бы без особой атмосферы этих записок, «вне резких переходов, смен мыслей и чувств автора, без судьбы его чемодана с путевыми записками, без ярославского мужика и "какого-нибудь" курьера, без осетин, как ни в чем ни бывало живущих на дне пропасти... то есть без непрерывных столкновений и сопоставлений жизненных опытов, впечатлений, точек зрения, без постоянных сопоставлений "моралей" и "философий", наконец, без их интерпретаций».

Л.П. Моисеева, касаясь вопроса о проблеме образа автора в «Герое нашего времени», отмечает наличие в романе «вымышленного автора», который, по ее мнению, лишь «еще один двойник Печорина». Вслед за другими исследователями, Моисеева говорит о том, что повествование ведется от лица трех «рассказчиков». Как видим, используя общий термин «рассказчик», Моисеева не учитывает специфику отношения автора-творца к каждому из них, а значит, и их функции в романе. На наш взгляд, исследовательница освещает проблему образа автора в лермонтовском романе крайне поверхностно.

М.А. Алексеева в статье «Игровые стратегии героев в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"», выявляя особенности восприятия романа школьниками, приходит к выводу, что «юные читатели слишком прямолинейно и однозначно воспринимают слово в романе, полностью доверяя суждениям и оценкам рассказчиков и считая их выражением авторской позиции». Как и многие другие исследователи, пишущие о романе Лермонтова, Алексеева использует общее понятие «рассказчик». Исследовательница полагает, что понять смысл романа, а значит и авторскую позицию, воплощенную в нем, можно через уяснение «игровых стратегий» автора. По мнению Алексеевой, все персонажи романа, а значит, и «странствующий офицер» - один из «рассказчиков».

2.2. Чёткое разграничение автора и персонажей произведения

Л.Я. Гинзбург - автор книги «Творческий путь Лермонтова» - утверждает, что в «Герое нашего времени» «приняты все меры к тому, чтобы спрятать автора». Л.Я. Гинзбург, определяя границы действия автора и «рассказчика» в романе, справедливо утверждает, что «автор шире своих героев, в частности главного своего героя, и это позволяет ему судить и осудить Печорина в его моральной и социальной тяжбе с Максимом Максимычем». Вместе с тем следует отметить, что Гинзбург усматривает в речи «путешествующего офицера» подлинный голос биографического автора - самого Лермонтова. Как видим, в отличие от Эйхенбаума, Гинзбург не придает значения литературному дарованию автора-повествователя (или «рассказчика», по терминологии исследовательницы), не считая это важным для понимания авторской позиции. Л.Я. Гинзбург говорит о том, что в романе Лермонтова много новшеств в формах выражения авторской позиции: это и «отделение автора от героя», и «автор, скрывающийся за рассказчиками, чтобы оставить за собой право конечных идеологических обобщений». По мнению Гинзбурга, разграничение автора и героя было необходимо для более полной передачи характера главного героя, который представлен в романе с разных ракурсов.

В.М. Маркович, рассуждая об авторской позиции в лермонтовском романе, выделяет «основного повествователя», отмечая при этом, что стилистика печоринского «Журнала» в части «Тамани» «неотличима от стилистики текстов "основного" повествователя». Исследователь считает, что читатель «просто может забыть (и как бы забывает) о том, что перед ним не авторский рассказ. В иные моменты (особенно в точках переходов от описаний к действию) герой-рассказчик напоминает о себе». Вследствие этого, по мнению исследователя, «создается лирическая связь между героем и главным субъектом повествования, закрепляемая очевидным сходством их судеб и черт их психологии». В первом издании романа 1840 года, по мнению Марковича, «лицо, ведущее повествование в "Бэле" и "Максиме Максимыче", могло прямо отождествляться с подлинным их создателем: первой фразе "Бэлы" ("Я ехал на перекладных из Тифлиса") предшествовало только заглавие романа с подзаголовком "Сочинение М. Лермонтова"». Предисловие же ко второму изданию романа (1841) «отделило автора (который в нем открыто рекомендовался как создатель портрета, "составленного из пороков всего нашего поколения") от "путешествующего офицера"». Вместе с тем сквозные лирические лейтмотивы романа, с точки зрения Марковича, объединяют автора-повествователя(«основного повествователя») и героя-повествователя с биографическим автором. Итак, В.М. Маркович различает собственно автора и «путешествующего офицера», обозначая последнего как «основной повествователь». Однако, занятый решением другой задачи - выявлением способов создания «лирико - символического начала», исследователь не уделяет должного внимания «основной», в его понимании, субъектной форме выражения авторской позиции в романе.

Б.Т. Удодов в книге «Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"» целую главу посвящает рассмотрению проблемы автора, четко разграничивая биографического автора и персонажей произведения. По мнению ученого, «Лермонтов, стремясь к максимальной "объективированности" во многом близкого ему героя, отделяет его от себя... <...> ... автор как бы уходит "за кулисы" повествования, выдвигая между собой и своим героем неких посредников, которым и поручает повествовательные функции». По мнению Б.Т. Удодова, «внешняя биография Печорина, рассказанная повествователем, представляет собой историю несостоявшейся судьбы яркой, духовно богатой личности, жизнь которой заканчивается “ничем” - бессмысленной смертью на дороге из Персии, в которую неизвестно зачем он ездил. Можно сделать вывод, что, с точки зрения Удодова, формами выражения авторской позиции Лермонтова в романе «Герой нашего времени» являются: предисловие ко второму изданию романа - объективная точка зрения (где реальный автор - создатель романа объясняет его общий замысел и цель, не давая никаких оценок поступкам главного героя); «офицер - повествователь» - точка зрения постороннего наблюдателя, представленная в его «путевых записках»; «рассказчик-персонаж» Максим Максимыч - субъективная точка зрения; сам Печорин - герой-повествователь, каким он выступает в своем «Журнале».

Важной в изучении заявленной проблемы для нас является статья С.И. Ермоленко «Семантика "пушкинского следа" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", или Зачем Печорин ездил в Персию?». Обратим внимание на то, что в работе Ермоленко точно указывается важная субъектная форма выражения авторской позиции – автор - повествователь как близкий, но не тождественный биографическому автору персонаж, «вмещенный» в тот же художественный мир, что и другие герои романа, то есть персонаж персонифицированный .

Заключение

Итак, подвергая аналитическому рассмотрению наиболее значимые работы советских литературоведов, посвященные роману Лермонтова, мы обнаружили, что интересующей нас проблеме уделялось недостаточное внимание. Нередко этой проблемы лермонтоведы касались вскользь, решая совсем другие исследовательские задачи. Специальных же исследований, посвященных проблеме автора и особенностей её выражения в романе «Герой нашего времени» в советском лермонтоведении не было. На наш взгляд, такая ситуация связана, прежде всего, с недостаточной теоретической разработанностью проблемы автора в отечественном литературоведении. Нередко общим местом в работах советских лермонтоведов было отождествление «путешествующего по казенной надобности офицера» (как обычно его называли) с реальным автором или, по крайней мере, признание непринципиальности их разграничения (Б.М. Эйхенбаум, К.Н. Григорьян, Л.С. Мелихова и др.). Однако в большинстве своем литературоведы все-таки сходились во мнении, что суждения «путешествующего офицера» лишь отчасти совпадают с позицией самого писателя, который, стремясь к максимальной объективности, словно «растворён» в тексте произведения (В.М. Маркович, Б.Т. Удодов и др.). Проблема образа автора и форм выражения авторской позиции в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», по нашему мнению, не является актуальной для современных исследователей. Остановимся на тех немногочисленных доступных нам работах, которые имеют отношение к интересующей нас проблеме. Мы считаем, что сведение позиции автора «Героя нашего времени» к созданию «игровых стратегий» обедняет наше понимание романа, искажает его не только психологический, но и глубокий философский смысл, заключенный в нем. Таким образом, несмотря на наличие разных наблюдений, даже открытий, проблема автора и особенности выражения авторской позиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» еще далека от своего исчерпывающего разрешения. Очевидно также, что проблема выражения авторской позиции в художественном произведении по-прежнему актуальна в современном литературоведении. Мы полагаем, что анализ романа Лермонтова в заданном аспекте может способствовать уточнению, прояснению теоретических вопросов, далеких от своего окончательного решения.

Литература

Алексеева М.А. Игровые стратегии героев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтовские чтения - III : Материалы Всероссийской научной конференции. 15-16 октября 2009 г./ Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2010. С. 227 - 253.

Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова. M. :Художественная литература, 1985.

Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л. : ГИХЛ,

Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л. : Наука, 1975.

Ермоленко С.И. Семантика «пушкинского следа» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», или Зачем Печорин ездил в Персию? // Русская классика : динамика художественных систем / Уральский государственный педагогический университет ; ИФИОС «Словесник». Екатеринбург, 2007. Выпуск 2. С. 177 - 197.

М.Ю. Лермонтов : proetcontra/сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова ; вступ. ст. В.М. Марковича; комментарий. Г.Е. Потаповой и Н.Ю. Заварзиной. СПб. : РХГИ, 2002.

Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. СПб. : Академический. проект, 1996. С. 5 - 47.

Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40. № 4. С. 291 - 302.

Мелихова Л.С. Стиль Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия. М. : Современная энциклопедия, 1981. С. 533 - 541.

Моисеева Л.П. Страницы истории русской литературы. Пушкин - Лермонтов - Гоголь : учебное пособие. М. : РУДН, 2004.

Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1989.

Эйхенбаум Б.М. Лермонтов : опыт историко - литературной оценки. Л. : Гос. изд-во, 1924.

Эйхенбаум Б.М. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. М. : Издательство АН СССР, 1962. С. 125 - 162.

Ссылка на интернет - ресурс

Набоков В.В. Предисловие к «Герою нашего времени» [Электронный ресурс]URL:http://thelib.ru/books/nabokov_vladimir/predislovie_k_geroyu_nashego_vremeni-read.html

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный доклад был приготовлен для выступления на районном семинаре.Он содержит практические советы учителям при исследовательской работе как на уроках,так и во внеурочной деятельности. Может использоваться преподавателями русского языка и литературы.
0 ₽
Данный проект разрабатывался и продумывался в течение двух лет: 10-го и 11-го классов.Я была куратором в течение данного времени .Был использован исследовательский метод изучения материала разных источников, Работа, кропотливая и вдумчивая, принесла свои плоды: проект заслуженно получил высшую оценку. Именно поэтому можно данный проект рекомендовать в качестве образца для выпускников.
0 ₽
Данное сочинение представлено на конкурс "Лучший урок письма". Работа отличается индивидуальностью стиля и языка.Отмечается авторский замысел.Работа заняла призовое место на конкурсе. Сочинение может быть рассмотрено в качестве образца эпистолярного жанра.
0 ₽