Методическая тема самообразования учителя иностранного языка как средство повышения его профессионализма
«Век живи - век учись»- гласит старая народная пословица. А в применении к нашей учительской профессии она звучит более , чем актуально. Для профессиональной деятельности педагога сегодня явно недостаточно работать в образовательном учреждении, и знать свой предмет, необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Образование – это то, что во все времена привлекало людей. Людипонимали, образование - это не только знания, это и другой образ жизни, иопределенное социальное положение. Но, если в совсем недавнем прошлом, человеку чтобы быть профессионалом можно было получить багаж знаний инавыков при освоении образовательной программы учебного заведения, иэтого хватало на всю профессиональную жизнь. Сегодня этого мало.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.Самообразование педагога — это целенаправленная и
профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая
самим преподавателем. Причем данная деятельность характеризуется
осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое
самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и
связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и
черт личности преподавателя, требует от личности самостоятельных
познавательных сил. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того , чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Самостоятельное образование, по сравнению с традиционным, всегда
более эффективно, потому что знания, добытые человеком самостоятельно,
навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством
своих действий, успехов и ошибок – все это бесценно и становится частью
его натуры. Абсолютно все, чего человек смог добиться сам, намного лучше
запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и
переходит в практическую плоскость.
Самообразование – это познавательная деятельность человека, которая осуществляется добровольно с целью осознанного совершенствования каких-либо из его качеств. Способность к самообразованию развивается в процессе работы учителя с различными источниками информации. Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Могут способствовать и тому и другому одновременно. Это литература(методическая,научно-популярная, публицистическая,художественная и др.);
• Интернет;
• видео, аудио информация на различных носителях;
• семинары и конференции;
• мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;
• курсы повышения квалификации и др.
Виды деятельности, составляющие процесс работы над темой самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами
Новой формой самообразования учителя английского языка является сетевое педагогическое сообщество, интернет-ресурс, который создан для общения педагогов из разных регионов России, желающих поделиться опытом, рассказать о себе и узнать нужную информацию. Это стало обычным явлением, когда мы, готовясь к урокам можем использовать необходимый материал из Интернета.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Самообразование
-осуществляется добровольно,
- осуществляется сознательно,
- планируется, управляется и контролируется самим человеком,
- необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Самообразование может иметь следующие направления:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое и психологическое;
- методическое;
- эстетическое;
- в области ИКТ;
Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.
Диагностика учителей по проблеме саморазвития и самообразования выявляет следующие профессиональные затруднения:
- трудности с выбором методической темы самообразования, постановке целей и задач;
- планирование самостоятельной работы;
- недостаточные рефлексивные умения;
- недостаточное умение систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и
профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с
прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования может являться:
- одна из задач образовательного учреждения;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план
работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы,
цель,
задачи,
предполагаемый результат,
формы самообразования,
этапы работы,
сроки выполнения каждого этапа,
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
способ демонстрации результата проделанной работы,
форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с
анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию. Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Работа над методической темой по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.Самообразование является средством сохранения профессиональнойкомпетентности, важнейшим условием функционирования человека какдеятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длитсяпрофессиональная деятельность.
Используемая литература:
1.Стародубцев, В. А. Самообразование педагога / Вячеслав Алексеевич
Стародубцев, Антонина Александровна Киселева //2012г.,Народное
образование
2.Иванова Т.Б. Влияние разнообразных форм самостоятельной работы
на повышение профессионального уровня педагога. Москва,2018
3. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М., 1995.