ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Одна из важнейших задач физического воспитания детей младшего возраста на уроках физической культуры – профилактика и коррекция нарушений осанки.
При формировании осанки необходимо учитывать общие и частные закономерности физической культуры, физического воспитания, спортивной тренировки, закономерности обучения двигательным действиям и развития физических способностей. В процессе профилактики и коррекции нарушений осанки также должны учитываться специфические закономерности.
Специфическими закономерностями и условиями формирования осанки являются следующие:
1. Формирование физической культуры личности, обладающей знаниями, умениями и навыками по выработке и поддержанию правильной осанки.
Для выполнения этого условия необходимо формировать мировоззрение относительно значения осанки для человека. Для ребенка важно положительное влияние микросоциумов - согласованное взаимодействие семьи, школы, класса, общества, которое формировало бы его положительную мотивацию на выработку навыка правильного положения тела. Педагогам необходимо напоминать о важности правильной осанки, контролировать положение школьника за партой и у доски, проводить смотры-конкурсы "Мисс Осанка", оформлять стенды, включать упражнения "на осанку" во время выполнения утренней зарядки, физкультминуток, показывать собственный пример. Родители должны направлять ребенка на здоровый образ жизни и занятия физической культурой.
Формирование осознанного отношения и системы знаний при профилактике и коррекции нарушений осанки - это основа для постоянного ее поддержания и выработки. В процессе физического воспитания нужно научить обучающегося заботиться о своем здоровье в течение всей жизни, стимулируя его самообразование.
2. Систематический педагогический контроль и самоконтроль осанки для постоянного сохранения позы правильной осанки.
Осанка формируется в течение всей жизнедеятельности человека: за партой, станком, на кровати, во время досуга, ходьбы и т.д. Если формировать осанку только на уроках физической культуры, а в остальное время об этом не заботиться, все усилия будут напрасными. Человек в первую очередь сам должен постоянно заботиться о своей осанке и знать, какова правильная осанка и как ее достичь.
Правильная осанка будет сохраняться, если постоянно ее поддерживать и контролировать, а также избегать порочных положений (неправильная поза при письме и чтении, во время сна, привычка стоять на одной ноге, носить в одной и той же руке портфель и др.), которые могут закрепиться.
Осанка зависит от положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза. Ведущим является состояние изгибов позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника (шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы) формируются с первых лет жизни человека и выполняют амортизационную функцию. Подвижная конфигурация позвоночника может изменяться у ребенка под воздействием внешних (состояние физического воспитания, заболевания и др.) и внутренних (сила мышц, подвижность суставов, наследственность) факторов.
Положение головы по отношению к шее и плечам играет важную роль в осанке. Голова весит 4,5-7 кг и ее нужно правильно держать, чтобы обрести правильную осанку. Опущенное положение головы рефлекторно расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении. При поднятой вверх голове, все тело невольно "подтягивается", плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается - человек непроизвольно принимает позу правильной осанки.
Важнейшее значение для человека имеет владение им приемами самоконтроля своей осанки.
В течение дня нужно обращать внимание на три части тела: а) голова поднята - затылком тянуться вверх; б) грудная клетка развернута - плечи отведены назад и расслаблены; в) таз подведен под позвоночник - мышцы брюшного пресса находятся в тонусе, наклон таза оптимален.
Для ощущения правильного положения тела также можно предложить следующие приемы самоконтроля:
- 2-3 раза в день (перед едой) нужно становиться к стенке так, чтобы не было просвета между стенкой и поясницей, втянуть живот, согнуть руки к плечам, прижать их к стене и держать при первых попытках до 1 мин, затем до 3 мин, дыхание произвольное;
- в положении сидя или стоя приподнять подбородок. Затем поднять лопатки, свести их. В таком положении сделать глубокий вдох. Опустить лопатки и сделать выдох.
3. Формирование навыка правильной осанки.
Формирование осанки, как и всякого другого двигательного действия, происходит по закономерностям процесса обучения, в соответствии с этапами структуры обучения.
Необходимо систематическое выполнение подводящих физических упражнений, которые, будучи несложными, требуют включения в занятия различных методических приемов для увеличения их привлекательности (игры, музыкальное сопровождение).
4. Сочетания упражнений, развивающих силу мышц, с упражнениями, направленными на развитие подвижности суставов.
Для поддержания вертикальной позы тела необходимо в равной мере иметь высокий уровень развития силы мышц и высокую подвижность мышц и суставов.
Осанка в большей степени зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, степени развития мышц шеи, спины, груди, живота, нижних конечностей, от функциональных возможностей мускулатуры, ее способности к продолжительному статическому напряжению.
В норме в условиях вертикальной стойки постоянно осуществляется "подвижное равновесие", сущность которого заключается в непрерывном перераспределении мышечного тонуса в основных группах антигравитационной мускулатуры, направленном на стабилизацию положения тела в пространстве.
Для осанки важны в первую очередь подвижность всего позвоночника (и особенно грудного отдела), а также подвижность в суставах рук и ног. "Каждый человек настолько молод, насколько молод его позвоночник", поэтому необходимо "усиливать и растягивать позвоночник".
5. Гармоничное развитие физических способностей обусловлено следующими обстоятельствами:
- навык осанки требует соответствующего развития разнообразных физических способностей, и в первую очередь статической силовой выносливости, координации, равновесия;
- нарушения осанки наблюдаются в основном у детей, отнесенных к подготовительной группе, с недостаточным уровнем развития физических способностей. Чтобы перейти в основную группу, необходима нагрузка тренировочного, развивающего характера не только на уроках физической культуры, но и в самостоятельных занятиях и занятиях оздоровительных групп.
6. Равномерное воздействие физических нагрузок на правую и левую стороны тела и конечности.
Нагрузки в физическом воспитании необходимо выполнять равномерно правой и левой рукой и ногой во избежание асимметрии туловища. Неравномерное развитие мышц той или другой стороны может привести к асимметричной осанке или боковому искривлению позвоночника - сколиозу.
Для сохранения симметричности строения тела необходимы симметричные нагрузки.
Симметричные упражнения при асимметричной осанке также играют основную роль. Они обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса, тем самым оказывая выраженный положительный эффект. Это связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне выпуклости позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне.
7. Периодическая разгрузка позвоночника в течение дня и во время выполнения физических упражнений.
Осанка во многом зависит от состояния позвоночника, позвонков, межпозвонковых дисков (диски дают возможность позвоночнику двигаться в различных направлениях и деформировать удары при ходьбе, беге, прыжках), на них постоянно действуют перегрузки. Физические упражнения могут даже усугубить такое положение и привести к их деформации. Поэтому разгрузка позвоночника - необходимое условие при формировании осанки.
Хрящи и диски между позвонками разрушаются из-за отсутствия физических упражнений и плохой циркуляции крови в соседних тканях. Межпозвоночные диски в отличие от других тканей нашего организма не снабжаются кровью, питание диска осуществляется за счет обмена жидкостью с окружающими тканями. Источником эластичности межпозвонковых дисков является студенистое ядро, содержащее жидкость. Чем выше процент жидкости, тем выше межпозвонковые диски (у новорожденных - 90%, у подростков -85%, у стариков - 60% воды). При утомлении ядро теряет влагу и уменьшается, в связи с чем рост человека при утомлении становится меньше, а после отдыха - больше (в среднем на 2-4 см). Сжимаясь, межпозвонковые диски отдают жидкость, которую потом, в состоянии разгрузки, снова должны впитать, чтобы не утратить своей эластичности.
Лучшим условием для протекания трофических процессов в межпозвонковых дисках является выполнение физических упражнений в условиях разгрузки позвоночника. Наиболее выгодным исходным положением является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и когда исключается влияние мышц на угол наклона таза. К таким исходным положениям относится положение лежа на спине, лежа на животе, упор стоя на коленях. Эти исходные положения способствуют выпрямлению позвоночника, позволяют симметрично располагать тело и избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса. В упоре стоя на коленях позвоночный столб прогибается между поясом верхних конечностей и поясом нижних и умеренно растягивается. Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер.
В повседневной жизни нужно разгружать позвоночник, отдыхая лежа, сидя. При длительной работе сидя полезно периодически "вжиматься" спиной и поясницей в спинку стула, с усилием опираться в нее головой.
8. Направленность физических нагрузок на увеличение длины позвоночника для сохранения высоты межпозвонковых дисков.
Общая высота всех дисков составляет у новорожденных 50% длины позвоночника, у взрослых людей - около 25% [24].
Позвоночный столб как бы "усыхает" и многие люди в 60-70 лет становятся на 7-8 см ниже [10].
В процессе формирования осанки необходимо использовать различные висы и растяжки, которые должны применяться в перерывах между силовыми упражнениями.
Упражнения на самовытяжения особенно важны при плоской спине, когда не рекомендуют выполнять наклоны и повороты.
Хрящи быстро реагируют на физические упражнения, воздействующие на растяжение позвоночного столба. Под их влиянием открываются естественные промежутки между позвонками и хрящи сразу же начинают свой рост.
Перед вытяжением околопозвоночные мышцы необходимо разогреть и расслабить. Вытяжение производится под действием силы тяжести тела. Провисание на перекладине можно довести до 5-10 мин. Руки должны быть на ширине плеч, хватом сверху. Перед висом лучше забраться на перекладину с чьей-либо помощью или приставки, чтобы исключить ненужное подпрыгивание и резкое приземление, а после виса - спокойно опуститься. После вытяжения необходимо полежать на спине в течение 15-20 мин или выполнять упражнения из исходного положения лежа.
9. Использование инновационных технологий физической культуры.
Необходимо создавать условия для занятий физической культурой по интересам и с учетом состояния здоровья занимающихся.
Необходимо шире внедрять различные физические упражнения и виды физической культуры: фитбол, релакс, волновая гимнастика, аквагимнастика, мышечная тарапия и др.
10. Профилактика и коррекция плоскостопия. Амортизируя, своды стоп предотвращают удары на позвоночник при ходьбе, беге, прыжках. В каждое занятие необходимо включать упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, с захватыванием мелких предметов пальцами стоп, их перекладывание, катание палки подошвами ног. Для профилактики плоскостопия рекомендуются прыжки через скакалку.
11. Коррекционная направленность физических упражнений при нарушениях осанки, которая заключается в целенаправленном воздействии на восстановление (или приостановление) нарушенных функций и систем организма.
Педагогические воздействия должны быть направлены на преодоление индивидуальных недостатков телосложения и осанки. С этой целью в процессе занятий необходимо выделять время для индивидуального выполнения физических упражнений.
При некоторых нарушениях осанки и особенно при сколиозах необходимо учитывать принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий, который заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования обходных путей. При сколиозах очень важно использовать асимметричные упражнения.
Перечисленные рекомендации для формирования осанки необходимо соблюдать в комплексе, исключение каких-либо из них не обеспечит существенного эффекта.
Обучение в школе - очень важная полоса в жизни ребенка, когда изменяется не только его окружение, нои весь образ жизни. Вместо полной свободыдвижений его ждет сидение целыми часами ввынужденной позе. К этому добавляется умственная работа, предъявляющая повышенныетребования к мозгу: для успешного выполнения школьной программы ребенок должен довольно длительное время напрягать внимание и память. Не случайно большинство детей в возрасте 7-17 лет приобретают те или иные нарушения осанки. Правильное физическое воспитание, учитывающее возрастные и функциональные особенности организма ребенка, строгое соблюдение режима дня и рациональная организация рабочего места могут обеспечить формирование и сохранение правильной осанки у детей школьного возраста. И.М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга, и этим определяется взаимозависимость мышечной работы и нервной системы». Физические упражнения имеют важное значение для обеспечения полноценной деятельности головного мозга.
Освоение физической культуры в школе направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвиваюшей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах), воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, осанка, частота сердечных сокращений после выполнения физических нагрузок и др.)
Формирование правильной осанки
на уроках физической культуры
Младший школьный возраст (7-10 лет) является наиболее благоприятным периодом развитияпрактически всех физических качеств. Однако появляются предпосылки для неблагоприятных изменений в организме, связанных с недостатком двигательной активности - гиподинамией. Поэтому, в школе необходимо создавать условия для обеспечения ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 – 3 часов в день (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные игры на переменах, уроки физической культуры, а так же общешкольные соревнования, дни здоровья и т.д.).
Позвоночный столб в младшем школьном возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов - грудного ипоясничного. Грудной кифоз полностью формируется к 7-8 годам, а поясничный лордоз - к 12. Эластичный связочный аппарат, толстыемежпозвонковые диски и слаборазвитая мускулатура спины способствуют деформации позвоночника.
Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения,формирующие правильную осанку. Чтобы предотвратить нарушения осанки, нужно не только укреплять мышцы, но ивоздействовать на позвоночный столб для устранения его возможных искривлений. Это может быть, в частности, достигнуто при помощиупражнений системы хатха-йоги. При регулярномвыполнении несложного комплекса дефекты осанки уменьшаются.
Выполнять комплекс упражнений для осанкирекомендуется на уроках физической культуры, занятиях в группах продленного дня (ГПД) с младшими школьниками. При этом не потребуется специального оборудования. Упражнениявыполняют на полу в чистом проветренном зале или любой комнате, где на одного школьникадолжно приходиться примерно 2 м2 площади. Комплекс упражнений йоги рекомендуется проводить в конце урока физической культуры или занятия в ГПД. Перед этим в течение 2-3 мин. выполняется упражнение на расслабление мышц. Для этого достаточно принять положение лежа на спине, руки и ноги несколькорасставлены, глаза закрыты, дыхание свободное. Затем школьники равномерно распределяютсяпо залу (комнате) с таким расчетом, чтобыво время упражнений они не задевали другдруга. После выполнения каждого упражненияследует пауза отдыха и расслабления, для чего учащиеся вновь принимают положение лежа на спине с закрытыми глазами. В это время любыедвижения, не говоря уже о посторонних разговорах, исключаются. Длительность отдыха между упражнениями около 30 сек. Затем принимают исходную позицию для выполнения нового упражнения и цикл повторяют. В конце занятия время для расслабления увеличивается до 3-5 мин.
Предложенный комплекс полезно включать в домашние задания. Эффект от выполнения упражнений можно ожидать только при систематическом и продолжительном их использовании. Необходимо обратить внимание родителей на важность применения данного комплекса в целях укрепления здоровья детей. Для этого в начале года на родительском собрании родителей знакомят с правилами выполнения комплекса упражнений, особенностями контроля за детьми во время занятий. Мотивация к выполнению домашних заданий увеличивается, если родители будут выполнять предложенныйкомплекс упражнений вместе с детьми.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика повышает работоспособность,предохраняет от многих заболеваний, в том числе легочных и сердечных.
На уроках физическойкультуры дыхательным упражнениям отводитсяограниченное место. Между тем многие ученики I-IV классов не умеют правильно сочетать движения с дыханием. Обучать школьников следует различнымтипамдыхания:грудному,брюшному и полному. Дети должны свободно пользоваться тем или иным способомдыхания (в зависимостиот положения тела)и подчинять своей воле ритм дыхательных движений.
Приводим основные упражнения дыхательной гимнастики. На первых порах их лучше выполнять, положив одну руку на грудь, а другую на живот.
Брюшное дыхание.Спокойный глубокий вдох: рука на животе поднимается, а на груди остается неподвижной. Во время выдоха живот постепенно втягивается.
Грудное дыхание.Во время вдоха и выдоха движется рука, лежащая на груди.
Полное дыхание.Вдох происходит волнообразно, т. е. начинаетсябрюшным дыханием и плавно переходит в грудное. При выдохе живот втягивается, а заканчивается выдох опусканием грудной клетки.
Спокойное дыхание.После двух-трех глубоких вдохов и выдоховделаются два спокойных вдоха и выдоха, но обязательно тем же способом - волнообразно.
После овладения правильным дыханием, дыхательныеупражнения выполняют в сочетании с физическими упражнениями разного вида (гимнастикой, бегом, плаванием). Комплекс упражнений см. в приложении № 2.
При выполнении упражнений существуют особые правила дыхания:
- поднять руки вверх и в стороны; отвести руки назад - вдох;
- свести руки перед грудью и опустить вниз - выдох;
- наклонить туловище вперед, влево, вправо - выдох;
- выпрямить или прогнуть туловище назад - вдох;
- поднять ногу вперед или в сторону, присесть или согнуть ногу к груди - выдох;
- опустить ногу, отвести ее назад, выпрямиться из приседа - вдох;
- дышать равномерно, не задерживая дыхание.
При выработке правильного дыхания на занятиях физической культурой следует применять определенные приемы:
- сидя или стоя сделать полный глубокий вдох и выдох;
- кисти рук на затылке, локти направлены вперед, медленный и глубокий вдох (обязательно через нос), одновременно отводя локти в стороны, а затем - медленный выдох (через нос), локти приводятся в первоначальное положение;
-стоя или сидя медленно поднять плечи - вдох, опустить - выдох;
-ходьба под счет: 1-2 шага – вдох, 1-2 шага - выдох; на три шага - вдох, на три шага - выдох; на четыре шага - вдох, на четыре шага - выдох.
Следует приучать детей дышать через нос. Во время выдоха слизистыеоболочки носа и носоглотки раздражаются продуктами выделения (углекислота), что способствует нормальной регуляции дыхательного акта.
Дыхательные упражнения совмещаются с общеразвивающими и включаются в комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультурных минуток, физкультурных пауз, вводятся в комплексы упражнений на уроках физической культуры.
О правильном дыхании не следует забывать и в обычной обстановке. Никогда нельзя забывать об осанке, имеющей прямое отношение к дыханию. Правильная поза во время сидения, в положении стоя или в ходьбе содействует правильному дыханию. Для выработки правильного дыхания выполняют несколько дыхательных упражнений во время прогулки, при преодолении расстояния от дома до школы и от школы до дома.
Хорошие средства развития органов дыхания —ходьба, бег, лыжи, плавание.Во время занятий этими видами спортавовлекаются вработу крупные мышечные гpyппы,обеспечивается лучшая вентиляция легких,усиливается основной обмен.
Прыжки
В начальной школе прыжки осваиваются в такой последовательности: приземление до упора присев, затем до полуприседа с последующим быстрым выпрямлением ног и переходом в основную стойку. Чем меньше подготовлен школьник, тем глубже он должен приседать после прыжка и немедленно выпрямлять ноги. Упражнения выполняются в игровой подражательной форме: прыгать, как мяч, как заяц, каккошка и т. д.
При обучении прыжкам следует уделять особое внимание освоению эластичного приземления. При правильном приземлении ноги, подобно рессоре, смягчают толчки и сотрясения.
Для овладения мягким приземлением могут быть использованыподготовительные упражнения.
Любое, хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Правильная осанка должна быть не скованной (как это часто бывает на первом этапе обучения), а свободной, непринужденнойВысоко поднятая голова - это техническое требование, увеличивающее общий тонус мышц, улучшающее кровообращение в головном мозге.
В последнее время учителя физической культуры для повышения общей физиологической нагрузки увлекаются быстрым темпом,однако он мешает усвоению правильной техники движений.
Применяемые на занятиях силовые упражнения носят преимущественно динамический характер (физиологически более выгодный). Нельзя отказываться и от статических упражнений, особенно для мышц туловища, поддерживающих тело ввертикальном положении. Силовые напряжения необходимо чередовать с упражнениями на расслабление (потряхивания,расслабленные приседания, качания и т. д.). Цель их - улучшить кровообращение в уставших мышцах, научить «снимать» напряжение с них и тем самым способствовать улучшению осанки.
Лучшимсредством выработки правильной осанки являютсяупражнения для мышц плечевого пояса,спины, шеи и напряженные выгибания.
В формировании правильной осанки большую роль играет равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощьюупражнений у вертикальной стены (развитие«мышечно-суставного чувства»), упражнений с удержанием груза на голове и упражнений в равновесии.
Специалисты отмечают, что даже при правильном выполнении напряженных выгибаний их влияние на формирование осанки школьников младшего возраста может быть противоположноожидаемому эффекту. При таких выгибаниях грудная кифотичность не уменьшается, а поясничная кривизна увеличивается. Это объясняется трудностью локализациидвижения только в грудной части.
Однако упражнения в напряженных выгибаниях суспехом могут быть применены для укрепления мышц спины у школьников IX-X классов. Чтобы противодействовать поясничному изгибу, чередовать сокращение и растягивание мышц, следует сразу же после выгибанийнесколько раз глубоко согнуть туловище вперед.
Во время движений туловища кривизны позвоночника то увеличиваются, то уменьшаются. Так, например, при наклоне туловища вперед шейная и поясничная кривизна уменьшается, а грудная несколько увеличивается. Наклон туловища назад вызывает противоположное изменение кривизны. Надо следить за тем, чтобы принаклоне туловища назад прогибался нижний груднойотдел позвоночника, а голова не закидывалась назад. Для ограничения чрезмерного наклона назад рекомендуется такая последовательность упражнений: из положения сидя; из положения стоя на одном колене; из положения шага одной ногой вперед.
Надо предостеречь учителей против чрезмерного увлечения наклонами назад (мосты) и другими упражнениями на гибкость, ибо это может привести к растяжению связок. При ослаблении связок неизбежно наступает дефигурация позвоночного столба.
Упражнения для мышц туловища рекомендуется выполнять в трех плоскостях:
а)сагиттальной - наклонывперед и назад;
б)во фронтальной – наклоны в сторону;
в) в горизонтальной (вокруг вертикальнойоси) -повороты.
Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс имеет большое значение в поддержанииправильной осанки. Так, например, увеличеннаякривизна (при кругло-вогнутой спине) очень часто объясняется слабостью брюшного пресса. Уменьшениюпоясничной кривизны способствуют наклоны туловища вперед (упражнение «дровосек», касание пола рукамии т. п.).
При выполнении упражнений для мышц живота ученики должныне задерживать дыхание, а если это неизбежно, то после окончания упражнения нужно проделать 2-3 движения для восстановления нарушенного дыхания.
Значительное вниманиеследует уделять координации движений,безкоторойневозможноусвоение правильной осанки.
Упражнениявравновесии
В различных системах корригирующей гимнастики этот вид движений используется в качестве надежного средства для исправления и формирования осанки, так как равновесие требует удержания позвоночника в прямом положении при любом движении. Упражнения в равновесии улучшают координацию движений, развивают ловкость, ориентировку в пространстве и другие ценные качества.
Висы, лазание, упоры
Вшкольной программе этим видам гимнастическихупражнений отведено значительное место и, чем старше ученики, тем больше насыщены этими упражнениямизанятия.
Упражнения в висах и упорах приносят пользу, если они применяются с учетом физиологических особенностей организма и уровня подготовки занимающихся. Однако при плохой методике обучения результат можетбыть иным.
Висы. Простой вис является исходным положениемупражнений на высокой перекладине, кольцах, канате, гимнастической лестнице и других снарядах. При висенапряжена мускулатура всего тела, но наибольшая нагрузка падает на мышцы рук, главным образом на плечевой пояс.
Биохимические исследования показали, что особенно велика роль в этом упражнении широчайших мышц спины, больших грудных мышц. При висе механическоедействие силы тяжести тела, а также напряжение общего разгибателя спины способствуют выпрямлениюпозвоночника. В то же время увеличивается поясничный лордоз,так как брюшные мышцы растянуты. Ромбовидные, трапециевидные мышцы также растягиваются, вследствие чего лопатки отходят от позвоночника (нижние углы перемещаются наружу). Основное правило коррекции осанки требует приведения лопаток к средней линиии прижатия их к позвоночнику.
Дыхание при висе затруднено, грудная клетка приподнята, расширена и фиксирована навдохе. При несоответствии веса тела и силы мышц плечевого пояса неизбежна задержка дыхания, что неблагоприятно отражаетсяна деятельности сердечно-сосудистой системы.
У детей в возрасте 7-11 лет мышцыплечевогопояса слаборазвиты и не приспособлены к большим усилиям, легко утомляются. Поэтому длительное пребываниеввисахможет ухудшить осанку.
Важно не увлекаться внешним эффектом упражнений на снарядах. Необходимо помнить о физиологическихособенностях детского организма, о биомеханике движений.При правильном обучении упражнения в висах оказывают положительное влияниеосанку: укрепляют мышцы спины,брюшного пресса иплечевого пояса, способствуют выпрямлению кривизныпозвоночника.
Лазанье.Программапофизической культуре рекомендует несколько упражнений влазанье. Однако число их можно значительно увеличить при использовании разнообразных снарядов: гимнастической стенкой, канатами, наклонной, горизонтальной, вертикальной лестницами.Эти снаряды позволяют лазать разными способами и в любом направлении (вверх, вниз, в сторону).Лазанье с опорой ногами на различных лестницах,гимнастической стенке не требует особых усилий и полезно всем детям.
Лазанье по канату - более сложное упражнение:ученик подтягивается руками, а ногами отталкивается, вовлекая в активную работу сгибатели верхних конечностей и общий разгибатель спины.
Наиболее трудно лазить по канату на одних руках.Исходное положение – висна вытянутых руках. В дальнейшем происходит чередование виса на одной руке, виса на двух руках. Для выполнения такого упражнения, нужно иметь очень сильный хват и уметь удерживать свое тело на одной согнутой руке. Это требует крайнего напряжения мускулатуры рук, плечевого пояса, спины брюшного пресса.
При лазанье на одних руках значительно труднее,чем при висах,сохранять ритмичное дыхание, лопатки отходят от позвоночника гораздо заметнее. Это упражнение не должно применяться в младших классах, а в старших его нужно вводить постепенно, по мере укрепления мускулатуры.
Упоры. Упор наснарядах - одно из самых трудных гимнастических упражнений. Чрезмерноеувлечениебрусьями или конем с ручками может вызвать у неподготовленных учеников нарушение осанки. Авторыучебников по гимнастике специально предупреждаютоб этой опасности. При изучении упоров нужно особенно строгособлюдать принцип постепенности. Прежде чем переходить на снаряды, необходимо освоить упражненияв смешанных упорах. К ним относятся упоры стоя и упоры лежа.
Упорыстояне требуют больших усилий, тело имеет дополнительную опору, дыхание не затруднено. Отрицательного влияния на формирование осанки упор не оказывает.
Упор лежа. В этом упражнении величина мышечной работы возрастает. Сильно напряжены разгибатели головы и шеи, трехглавые мышцы плеча идругие мышцы, фиксирующие суставы. Сокращение мышц живота противодействует прогибанию туловища под влиянием силы тяжести.
Так как верхняя часть грудной клетки зафиксирована в фазе вдоха (вследствие работы мышц плечевого пояса), а напряжение брюшного пресса ограничивает подвижность диафрагмы, то условия для дыхания сильно затруднены и оно возможно лишь в нижнегрудном отделе.
Простые упоры. Самые трудные из упражнений этого,вида - упоры на параллельных брусьях: они требуют большого напряжения всех мышц. Хорошо известен факт: у новичков в простом упоре голова как бы опускается между ключицами и лопатками, при этом лопатки под давлением плечевых костей отходят от средней линии телаи поворачиваются нижним углом наружу. Чтобы противодействовать этому нарушению осанки, нужно обладатьсильными мышцами плечевого пояса.
Условия для дыхания в упорах на снарядах такие же, как при висах. Упоры могут способствовать формированиюосанки, если не имеется отклонений от нормы и мышечнаясила учеников соответствует предъявляемой работе. Детям с круглой спиной простые упоры противопоказанына длительное время.
Таким образом, на формирование осанки наиболее отрицательно влияет повышенная нагрузка и утомление мышечного аппарата. Следовательно, необходимо учитывать и степень трудности упражнений на снарядах, и количество повторении.