Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Доклад "Учимся читать эффективно "

Доклад "Учимся читать эффективно "

Представленный материал носит сугубо практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом и способствует, таким образом, процессу формирования у учащихся учебно-информационных умений и навыков, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации учебного текста для решения учебных задач.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Пояснительная записка

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Владение навыками качественного, продуктивного чтения – необходимое и обязательное условие формирования такой личности.

Таким образом, перед школой стоит задачаобучить детей осваивать текстовый материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью.

Представленный материал носит сугубо практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом и способствует, таким образом, процессу формирования у учащихся учебно-информационных умений и навыков, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации учебного текста для решения учебных задач.

Понятия и инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений.

Основные задачи:

 ознакомить учащихся с правилами чтения по алгоритму;

 научить применять на практике алгоритм эффективного чтения;

 способствовать формированию у школьников активного и осознанного отношения к процессу чтения.

Добиться этого можно разными способами, и один из самых эффективных – использование метода чтения с применением технологий алгоритмического усвоения текстов и визуализации мышления в виде логических схем. Применение такого метода более качественно и рационально организует процесс чтения, повышает его эффективность.

МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, описанный в данном пособии, отличается тем, что, опираясь на достижения исследователей, посвятивших свои труды проблемам повышения качества чтения (О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов, О. А. Андреев, М. А. Зиганов, Ю. К. Пугач, Е. В. Васильева, В. А. Бородина, Г. Я. Солганик, Л. М. Веккер), рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста. Он практически отрабатывался в течение 12 лет в классах, обучающихся по разным программам, а также при индивидуальной работе со школьниками разного возраста и разного уровня подготовки.

Глава I. Сущность метода эффективного чтения.

Основная задача – повысить эффективность чтения, его продуктивность, производительность. Очевидно, что реальный путь решения этой задачи – создание новых, более эффективных программ умственной деятельности, обучение новым, рациональным способам кодирования поступающей информации.

«Ленивому» чтению можно противопоставить чтение по алгоритму – то есть эффективное чтение. Читать текст продуктивно, получая из него максимум полезной информации и на 100 % усваивая его содержание, – это то, чему может научиться любой ребенок любого возраста*.

МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это программа умственных действий и операций в процессе чтения текста (и его устного восприятия), позволяющая быстрее и качественнее усваивать информацию, дольше её сохранять и легче воспроизводить.

Действие этого метода распространяется как на весь текст, так и на один или несколько абзацев, объединенных общей главной мыслью.

Метод включает в себя:

  • применение технологий алгоритмического усвоения текстов;

  • сжатие информации текста без потери смысла (выделение опорных слов, формирование смысловых рядов – опорной сети – и формулирование доминанты);

  • визуализацию мышления в виде опорных структурно-логических схем.

Ребёнок получает инструмент работы с текстом, которого у него раньше не было и который позволит работать с содержанием текста со 100%-ной эффективностью.

В основе метода эффективного чтения – применение интегрального и дифференциального алгоритмов в их неразрывном взаимодействии.

Глава I I. Особенности построения курса

2.1 Проблема: «ученик – текст»

Среди многообразия методов организации учебного процесса работа с печатным словом (с книгой) – один из ведущих. Чаще всего его описывают как «метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания».

Однако в практике современной школы (особенно начальной) бытует ошибочное представление о том, что просто прочитать текст – это уже значит понять его и усвоить его содержание. Но исследования и замеры показывают, что при традиционном способе взаимодействия с текстом ученик усваивает из единожды прочитанного незнакомого текста в лучшем случае 25–30 % информации.

Таким образом, весь известный и учителям, и родителям процесс работы с текстом превращается в длительную, трудную, изматывающую процедуру многократного чтения-зубрёжки, которое носит название «подготовка пересказа по чтению», «приготовление домашнего задания по окр.миру» и т. п.

Навыки работы выпускника начальных классов с учебным текстом:

– ученик довольствуется планом работы над текстом, предложенным учителем, механически выполняет учебные задания в строгом соответствии с ним, ожидая от учителя пошаговой помощи и нуждаясь в постоянном руководстве;

– ученик является заложником учительского контроля;

– ученик бездумно и заученно копирует образцы и примеры анализа текста, задаваемые педагогом;

– ученик отвечает на вопросы учителя «в порядке отчета»;

– ученик редко в явной форме демонстрирует свою работу другим людям;

– ученик растрачивает силы и время на бессистемные поиски в тексте нужной информации;

2.2 Учимся читать эффективно

Вся программа курса построена по основным содержательным линиям:

– формирование умений количественного и качественного сжатия текста (термины ОПОРНОЕ СЛОВО, ОПОРНАЯ СЕТЬ, ДОМИНАНТА);

– изучение семи шагов «внедрения» в содержание текста (применяемый термин – 7 ПРАВИЛ ЧТЕНИЯ);

– изучение способа фиксировать полученную в результате спланированного внедрения в текст информации в виде графической схемы (применяемый термин – СХЕМА ТЕКСТА);

– практическое освоение способов и приемов составления письменной (и устной) схемы текста.

Обучение приемам эффективного чтения строится по следующим направлениям

1) изучение дифференциального алгоритма чтения;

2) изучение семи блоков интегрального алгоритма чтения;

3) изучение зрительного образа интегрального алгоритма чтения;

4) обучение составлению графической схемы алгоритма эффективного чтения;

5) отработка на текстовом материале умения составлять графическую схему алгоритма эффективного чтения;

6) отработка на устно воспринимаемом текстовом материале умения представлять мысленно зрительный образ алгоритма и выстраивая «в уме» схему текста («слуховые разминки»);

7) систематический замер качества чтения (уровня усвоения содержания);

8) отслеживание динамики результатов замеров.

Программа курса разделена на 14 разделов, каждый из которых может изучаться в течение одного или нескольких занятий (в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся, а также от уровня их подготовленности).

1

ОПОРНЫЕ СЛОВА

Подготовительный этап

2

ОПОРНАЯ СЕТЬ

3

СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА

4

СЕМЬ ПРАВИЛ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА

Основной этап

5

ПРИЁМЫ СОКРАЩЕНИЯ СХЕМЫ ТЕКСТА

6

ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВЫ СХЕМЫ ТЕКСТА

7

ПОРТРЕТНЫЕ СЛОВА

8

МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ

9

ОПИСАНИЕ

10

СТРЕЛКА ПЕРЕХОДА. ЗНАК ЗАЧЁРКИВАНИЯ

11

ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА

Дополнительные

понятия

12

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА

13

МЕТАФОРНЫЕ СЛОВА

14

СРАВНЕНИЕ

2.3 Алгоритмы чтения

Интегральный алгоритм чтения — это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью. Сведения, содержащиеся в первых четырех блоках, не требуют комментариев. Пятый блок состоит из фактографических данных в письменном виде, фактов, распознавание их в тексте и понимание.

Дифференциальный алгоритм чтения состоит условно из трех блоков: ключевые слова, смысловые ряды, доминанта - значение. Ключевые слова. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку, они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия.

В начальной школе мы предлагаем использовать дифференциальный алгоритм чтения.

Упражнения, представленные в работе, дифференцированы по объему и сложности и могут быть доступны как для групповой работы под руководством учителя, так и для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя.

Распределение материала по 3 уровням сложности позволяет осуществить учителю дифференцированный подход к обучению детей эффективному чтению, что способствует глубокому усвоению нового материала учащимися разного возраста и учащимися с разным уровнем подготовки в соответствии с их возможностями.

Содержание:

Название раздела

Содержание

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

1

2

3

4

5

1

Опорные слова

– Понятие «опорные слова»;

– практический прием выделения в тексте опорных слов

– Особенности опорных слов;

– основные принципы их отбора

– Находить в тексте опорные слова;

– составлять список опорных слов к тексту

2

Опорная сеть

– Понятие «опорная сеть»;

– графический образ опорной сети

– Правила и принципы построения опорной сети текста;– основные её компоненты

– Выделять в тексте опорную сеть;

– составлять опорную сеть к тексту

3

Смысловая
доминанта

– Понятие «смысловая доминанта»;

– графический образ доминанты;

– сопоставление графических
образов текста, опорной сети
и доминанты;

– виды доминанты

– Виды смысловой доминанты (уже сформулированная автором – и собственная);

– способы формулирования доминанты (из опорной сети и своими словами)

Формулировать для прочитанного текста смысловую доминанту

4

Семь правил
чтения текста

– Понятия «7 правил», «схема
текста»;

– важнейшие компоненты схемы – основа, луч;

– условные графические обозначения для построения схемы текста

– Способ чтения текста по 7
правилам;

– принципы построения схемы
текста;

– основные компоненты схемы
текста и условные обозначения;

– приемы сокращения информации для схемы текста

Использовать при работе с текстом 7 правил чтения и фиксировать полученную информацию графически – «составлять схему текста»

Глава III. Опорные слова

В каждом тексте есть главные слова, которые передают нам самую важную информацию текста. Они служат опорой при пересказе описанных в тексте событий. ОПОРНЫМИ словами являются ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ текста, их ДЕЙСТВИЯ (что с ними происходит) и их отличительные ПРИЗНАКИ.

При пересказе текста мы опираемся на эти слова, чтобы передать самое главное, основное.


3.1 Обучающие упражнения

Прочитайте историю, которая помогает находить в тексте опорные слова:

Представим, что этот текст нам надо поместить в отдельный ящичек в специальном хранилище для текстов. Чтобы потом суметь найти его среди одинаковых ящичков с другими текстами, напишем короткую табличку – про что этот текст.

Но ящичек невелик. На нем может уместиться только маленький клочок бумаги с несколькими словами. Для надписи выбираем самые главные слова.

В каждом тексте есть главные слова, которые передают нам самую важную информацию текста. Они служат опорой при пересказе описанных в тексте событий и называютсяОПОРНЫМИ.

При пересказе текста мы опираемся на эти слова, чтобы передать самое главное, основное.

Прочитайте текст. Рассмотри список найденных в нем опорных слов.

ДЯДЯ СТЁПА

Что случилось? Что за крик?

– Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку!

Помогите человеку!

На глазах всего народа

Дядя Стёпа лезет в воду.

– Это необыкновенно! –

Все кричат ему с моста.

– Вам, товарищ, по колено

Все глубокие места!

Жив, здоров и невредим

Мальчик Вася Бородин.

Дядя Стёпа в этот раз

Утопающего спас.

С. Михалков

УЧЕНИК и ДЯДЯ СТЁПА – главные герои текста.

Вот почему эти слова – опорные.

Ученик упал с обрыва в реку и поэтому ТОНЕТ.

а Дядя Стёпа полез в воду и СПАС его.

ТОНЕТ и СПАС – опорные слова, потому что это главное, что произошло с героями.

ПО КОЛЕНО ГЛУБОКИЕ МЕСТА –
это самая важная отличительная особенность главного героя, и это тоже – опорныеслова.

СКВОРЕЦ НА ЧУЖБИНЕ

Улетел скворец от стужи,

Сытно за морем живет,

Воду пьет из тёплой лужи,

Только песен не поёт.

Рвётся он в края родные,

Где родился и где рос,

Где по-своему впервые

Слово «мама» произнёс.

Он скучает по деревьям,

По звенящему ручью,

По скворечне,

По деревне,

По соседу воробью.

По Аленке и Алешке –

Дорогим друзьям своим,

И немножечко по кошке,

Что охотилась за ним.

Г. Ладонщиков

Рисунок 10 10" />

3.2 Упражнения средней сложности

Прочитайте текст.

Рассмотрите найденные учениками опорные слова.

МАРТ

Треплет ветер за окном

Дерево без листьев,

Воробей сидит на нём,

Пёрышки почистив.

Погляжу на воробья –

Весело качается!

Понимаем, он и я,

Что зима кончается.

Я. Аким

ЗИМА КОНЧАЕТСЯ – это опорные

слова, потому что март – это конец зимы.

ВОРОБЕЙ – главный герой, значит,

это – опорное слово.

Воробей сидит на дереве, поэтому ДЕРЕВО – это тоже опорное слово.

Воробей сидит на дереве, это его занятие.

Поэтому СИДИТ – опорное слово.

ДЕРЕВО – это не главный герой стихотворения, поэтому и не опорное слово.

СИДИТ – это не главное действие воробья, поэтому тоже не опорное слово.

А вот ВЕСЕЛО КАЧАЕТСЯ – это и особенное настроение воробья, и, самое главное, признак наступающей весны.

Когда идёт дождевая туча, сырость от неё расходится на целые сотни верст. Самой-то тучи еще не видать, а сырость уже в воздухе есть, и её чуют насекомые. Крылышки насекомых намокнут от сырости и отяжелеют. Трудно тогда комарам и мошкам подниматься ввысь, и летают они низко над землёй.

(По Д. Тихомирову.)

В список ОПОРНЫХ слов НЕ НУЖНО включать слова,
обозначающие ОДНО И ТО ЖЕ понятие, а также слова,
обозначающие НЕГЛАВНЫЕ действия и признаки героев.

3.2 Контрольные упражнения

Прочитай текст. Составь список опорных слов к нему.

КОММЕНТАРИИ

Однажды во время мартовского бурана потерялось в степи стадо овец. Поиски их не дали результатов. И всё-таки через несколько месяцев овцы нашлись. Всё это время их пасли и охраняли собаки, оставшиеся со стадом. Сами псы голодали, перебивались случайно пойманными мышами и сусликами, однако спасли не только овец, но и появившихся в это время ягнят.

(Ю. Дмитриев.)

(Голодали), (ягнята) – не обязательные, но возможные опорные слова в списке.

Вместо слов пасли и охраняли возможно наличие короткого, но информативного опорного слова: спасли.

Как вариант – укороченный список опорных слов: буран, овцы, потерялись, собаки спасли

  1. Для того чтобы понять читаемый текст и запомнить основную информацию, содержащуюся в нём, нужно при чтении обращать внимание на 7 ГЛАВНЫХ ВЕЩЕЙ:

Чтобы было легче запомнить все 7 правил, их можно представлять в виде такой схемы:

МАЙСКИЙ ЖУК

Майский жук – страшный враг леса и сада. Любимый обед жука – нежный молодой листик. Сильный вред дереву наносит взрослый майский жук. Но не только он сам.

Под землёй живут личинки жука. Они грызут самые молодые корни дерева. Дерево плохо питается и быстро засыхает.

(По Г. Скребицкому.)

Shape1

Глава IV. Диагностика навыков чтения

Методика проведения диагностики навыков осмысленного – эффективного – чтения очень проста, занимает минимум времени и не требует со стороны учителя трудоемкой подготовки. Разработана она на основе методики количественно-качественного измерения трёх параметров чтения (скорости, качества и продуктивности), созданной Л. Н. Засориной. Анализ полученных при проверке данных позволяет увидеть, как формируется навык осмысленного чтения.

Диагностика качества чтения (уровень усвоения фактического материала текста) происходит в конце каждого занятия или – минимум – в конце учебной недели. Единичный замер, скажем, в конце четверти (что тоже вполне допустимо) может дать несколько искаженную картину: чрезмерное волнение ученика, его плохое самочувствие, усталость, переутомленность и другие факторы могут отрицательно повлиять на результат работы. Если же таких замеров состоится, к примеру, семь в четверти, то, во-первых, эта работа будет уже привычна ученику, что исключит ненужное волнение, а во-вторых, позволит учителю более объективно наблюдать за происходящими изменениями. В качестве итогового результата можно взять средний показатель за четверть. Например:

При проведении работы по усовершенствованию качества чтения со всем классом или группой учеников целесообразно проводить коллективную проверку качества чтения. Учащиеся заводят специальные «книжечки», сделанные из обычных тетрадок, где фиксируются результаты всех замеров.

Процедура коллективной проверки качества чтения проста, дети к ней скоро привыкают и даже ждут с нетерпением. Состоит она из следующих этапов:

1. Каждому ученику раздаётся экземпляр общего для всех текста. По сигналу учителя дети начинают молча или вслух (вполголоса) – по заданию – читать.

2. Когда текст прочитан, ребёнок сообщает о своей готовности отвечать на вопросы (или встаёт, или поднимает руку) и откладывает текст в сторону.

3. Когда текст прочитан всеми учащимися, учитель задаёт вопросы по содержанию текста, на которые дети отвечают письменно. По этим ответам видно, как дети усвоили прочитанное.

Так как работу по алгоритму эффективного чтения целесообразно начинать во 2 классе (1–4), то вся I четверть посвящается ознакомлению с алгоритмом, а замеры проводятся со II четверти до конца года.

При индивидуальном способе проверки необходимости в таких «книжечках», пожалуй, нет. После чтения учеником текста учитель задаёт ему вопросы по содержанию текста, затем тут же выставляет оценку и результат заносит в таблицу или график.

Если учитель считает нужным, то проверку качества чтения можно совмещать с проверкой скорости чтения. Для того чтобы это не занимало много времени, целесообразно делать замер скорости и качества чтения одновременно у всего класса. В таком случае все дети получают одинаковый текст, который по сигналу учителя читают вполголоса (если проверяется техника чтения вслух). Когда ученик закончит чтение, он встаёт, а учитель сообщает ему точное время, которое он потратил на чтение всего текста. Ученик садится и записывает это время на своем бланке ответов, после чего откладывает текст и ждет, когда остальные закончат чтение. Когда все ученики прочитают рассказ, начинается тестирование по 10 вопросам к тексту. Позже, проверяя эти работы, учитель может легко высчитать среднюю скорость чтения ребенка.

Shape2

Так, например, если текст объемом 256 слов прочитан за 3 минуты 15 секунд (то есть за 195 секунд), то это значит, что ребенок в среднем читает 79 слов в минуту: 256 : 195 = 1,31 (округление). Переводим всё в минуты: 1,31 × 60 = 79 (округление) слов в минуту.

На практике можно столкнуться с такой проблемой, что некоторые ученики, достигнув высокого уровня понимания текста (стабильные 100 %), немного теряют интерес к процедуре замера качества чтения и вообще к работе по алгоритму. Им кажется, что все вершины уже достигнуты, они начинают почивать на лаврах.

Чтобы такого не происходило, можно в процедуру проверки ввести новый этап. После ответов на все вопросы учителя детям предлагается несколько дополнительных минут для того, чтобы самостоятельно записать в своих «книжечках» информацию, которую они запомнили из прочитанного и которую не затронули заданные учителем вопросы. Эта информация (неважно, «ключевая» она или второстепенная: авторские сравнения, мелкие подробности повествования, детали описания героев, авторские оценочные характеристики) фиксируется детьми в своих «книжечках» под номерами 11, 12 и т. д. Каждый такой номер, где информация передана верно, получает, как и основной ответ на вопрос, 10 %. Всё это суммируется, и показатель качества чтения возрастает до 110 %, 120 % и т. д. Соревнование, таким образом, продолжается, «планка» поднимается всё выше и выше.

17

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Представленный материал носит сугубо практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом и способствует, таким образом, процессу формирования у учащихся учебно-информационных умений и навыков, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации учебного текста для решения учебных задач.
0 ₽