Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Дом творчества
Ст. Кущёвская
Доклад
«Защита дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорун»
Педагог дополнительного образования
Беленко Лариса Олеговна
Ст. Кущёвская
2024г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представиться, Беленко Лариса Олеговна, педагог дополнительного образования Дома творчества станицы Кущёвской. Представляю дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Говорун».
Сегодня часто встречаются случаи недоразвития звуковой стороны речи, у дошкольника возникают трудности в общении со сверстниками, взрослыми и, в последующем, при переходе на ступень школьного обучения, в освоении чтения, письма и других учебных предметов.Для успешного преодоления нарушений речи у дошкольников огромным стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях деятельности, которая способствует раскрепощению и развитию каждого ребѐнка. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль театральных играх с театральными куклами и упражнений.
Программа, которую я представляю является модифицированной, отличается вариативностью, постоянно модернизируется. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорун» имеет социально-гуманитарную направленность, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, под которым понимается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (далее ФФНР).
Главной целью является речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством нормализации и совершенствования звуковой стороны речи, средствами театрализованной деятельности и кукольного театра.
Чтобы успешно реализовать поставленную цель – я ставлю перед собой и детьми следующие задачи:
1.Предметные:
- формирование правильного произношения искаженных звуков;
- постановка отсутствующих звуков русского языка;
- автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- закрепление полученных умений произношения в монологах и диалогах - сказочных персонажей.
- формирование умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски
- формирование представления о театральных куклах разных систем и приѐмах кукловождения.
2. Метапредметные:
развитие артикуляционного аппарата;
зрительного и слухового гнозиса;
фонематической системы языка;
грамматической и лексической системы языка;
системы языка;
- развитие связной речи детей и коррекция еѐ нарушений через театрализованную деятельность;
3. Личностные:
воспитание самостоятельности, целеустремленности, активности, культуры общения, чувства коллективизма и взаимопомощи.
воспитание желания слушать художественные произведения.
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к содержанию и организации обучающих воздействий на детей с ФФНР. Основными принципами организации обучающего процесса является индивидуальный подход, использование театрализованной деятельности и дифференцированных по уровню сложности развивающих упражнений и форм совместной деятельности детей (работа в парах). В дополнительной общеобразовательной программе «Говорун» усилено содержание разделов, направленных на углубленное изучение фонетической и фонематической системы языка, лексико-грамматического строя речи, совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению. Программа доступна и для детей с ограниченными возможностями здоровья, помогает устранять речевые нарушения, развивать мелкую моторику рук, устойчивое внимание, мышление.
Актуальность программы обусловлена запросом со стороны родителей, так как в настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы в работе с детьми связана со значимостью коррекции речевых нарушений именно в возрасте 5-6 лет, с построением обучающих воздействий на игровых технологиях, театрализованной деятельности с помощью театральных кукол разных систем.
Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорун» от большинства программ данной направленности в том, что процесс корректировки речи детей строится на использовании театрализованной деятельности, игровых технологиях.
Программа направлена на детей в возрасте 5-6-ти лет, имеющих речевые нарушения. Данный возраст является сензитивным для освоения грамматической и звуковой структуры речи.
При условиях очного обучениягрупповые занятия проходят по 2 часа два раза в неделю. Продолжительность одного занятия: 30 минут, что соответствует физиологическим особенностям возраста детей и требованиям СанПин 2.4.4.3172-14.
Уровень предлагаемой программы – базовый. Реализация программа рассчитана на 1 год обучения 144ч. Обучение идет в групповом режиме.
Раздел 1. «Постановка и автоматизация звуков»
Реализация этого раздела направлена на формирование артикуляции, обучение детей произношению звуков в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука. Используется зрительное восприятие артикуляции.
Осуществление обучения детей по данному разделу даёт им возможность научиться произносить свистящие, шипящие, сонорные звуки с правильной артикуляцией. Закрепить навыки произношения в слогаг, словах, фразах.
Раздел 2. «Развитие речи и дикция» Реализация этого раздела направлена на умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, умение делить слово на составляющие его слоги. Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при чётком и внятном произнесении всех слов и фраз.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: развитие языкового анализа и синтеза, развитие лексико - грамматического строя речи.
Раздел 3. «Актѐрское мастерство и кукловождение»
Реализация этого раздела направлена на обучение актѐрскому мастерству, знакомству с видами театральных этюдов, развитие навыков актѐрского мастерства. Дети знакомятся с видами театральных кукол и приѐмами кукловождения. Учатся контролировать движение куклы и сопровождать персонажа словами.
Освоение 3-го раздела идёт паралельно с 1-ым и 2-ым.
По окончанию обучения обучающиеся будут:
-знать правила артикуляции всех звуков речи,
- уметь дифференцировать все изученные звуки;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия ―звук‖, ―слог‖, ―предложение‖ на практическом уровне;
- использовать интонационные средства выразительности речи в пересказе сказок, чтении стихов;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеют правилами лексико-грамматической системы речи;
- приѐмами кукловождения; актѐрского мастерства и перевоплощения;
Для отслеживания эффективности программы «Говорун» используются следующие методы:
предметные пробы, наблюдение, анализ продуктов деятельности (сочинение рассказов, сказок), тестовые задания для детей.
Для изучения сформированности качеств личности ребенка дошкольного возраста используютсякарта наблюдения.
Для изучения предметной результативности используетсялогопедическая диагностика:
диагностика моторики артикуляционного аппарата; зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; диагностика языковой системы (состояние звукопроизношения); диагностика фонематической системы языка, грамматической системы языка, лексической системы языка, связной речи.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются: открытое занятие для родителей, выступления на праздниках для учащихся и родителей.
Анализируя уровень освоения ДДОП «Говорун» за 2022-2023 уч.г. делаю вывод: прослеживается положительная динамика качества образования
- ВУ повысился на 43/4%
-НУ понизился на 74/7%
На конец года выявлено 1/2% детей с Н/У, в связи с имеющимися сопутствующими заболеваниями психо-эмоциональной сферы. Это дети имеющие инвалидность. Состояние речи у них улучшилось, но требуется продолжить работу над её коррекцией.
Мониторинг востребованности ДООП «Говорун» за 5 лет показывает, что последние четыре года востребованность программы «Говорун» со стороны родителей (законных представителей) превышает максимальное кол-во наполняемости групп.
Обучение детей старшего дошкольного возраста по программе «Говорун» позволяет устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения. А театрализованные игры, игры с использованием театральных кукол разных систем позволяют облегчить этот процесс и сделать его увлекательным.
Об этом можно судить по сводной диаграмме успеваемости и качества обучения обучающихся по ДООП «Говорун» за 2020-2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорун» может быть рекомендована для старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений и многопрофильных учреждений дополнительного образования.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!