САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И
ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА»
СОГЛАСОВАНО Председатель МС, руководитель ОСП __________ Е.Д. Филиппова Протокол Методического Совета _______ от ___________2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Петродворцового района» _____________________Д.В. Краснянский Приказ № _______ от __________ 2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Алмазный фейерверк»
Направленность:художественная
Возраст обучающихся: обучающиеся трудоспособного возраста с множественными нарушениями здоровья и интеллекта
Срок реализации: 1 год, 78 ч.
Составитель
Ольга Васильевна Воронович,
инструктор по труду
социально-трудового отделения
Санкт- Петербург
2024
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Алмазный фейерверк»
Автор: Воронович Ольга Васильевна - инструктор по труду первой квалификационной категории СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Направленность: художественная
Разделы программы:
- изготовление панно из алмазной мозаики
- декорирование предметов быта остатками алмазной мозаики
Сроки реализации: 1 год
Срок освоения: 1 год (78 час)
Форма работы: индивидуальная и подгрупповая
Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий
Целевая аудитория: взрослые - инвалиды трудоспособного возраста с множественными нарушениями здоровья и интеллекта 18 лет и старше
Цель программы: приобретение обучающимися практических навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности, в ходе которой обучаемый создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находит средства для его воплощения.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение приемам и технологиям изготовления панно из алмазной мозаики;
- обучение приемам и технологиям декорирования предметов быта остатками алмазной мозаики;
Коррекционно-развивающие:
- развитие творчества людейс множественными нарушениями здоровья и интеллекта в процессе создания образов, используя различные материалы;
- коррекция недостатков психофизического развития в процессе трудовой деятельности;
- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Содержание программы
1. Пояснительная записка4
2. Календарный учебный график9
3. Учебный план9
4. Рабочая программа9
4.1. Цель, задачи.9
4.2. Учебно-тематический план11
Тема 6. Бабочки11
Тема7. Венок из роз11
Тема 8. Маки полевые11
Тема 9. Цветы и шляпка11
Тема 10. Кисонька в цветах11
Тема 11. Полевые цветы11
Тема 12.Маленький наездник11
Тема 13.Девочка и пони12
Тема 14. Снегирь на ветке12
Тема 1. Фоторамка12
4.3. Планируемые результаты.12
4.4. Содержание программы13
4.5. Система контроля результативности обучения14
4.6. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы17
4.7. Материально-техническое обеспечение18
5. Перечень нормативно-правовых и методических документов19
6. Перечень литературных источников20
7. Приложения.22
Приложение № 1. Контроль уровня знаний, умений и навыков22
Приложение №2. Карта результативности усвоения ДООП23
Приложение №3. Оценочный лист овладения декоративно-прикладной техникой26
Приложение № 4. Тест по декоративно-прикладному творчеству: Аппликация и мозаика27
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Алмазный фейерверк» предназначена для людей трудоспособного возраста с множественными нарушениями здоровья и интеллекта, посещающих социально-трудовое отделение, и имеет художественную направленность. Программа призвана помочь в адаптации и социализации инвалидов путем развития творческих способностей, т.к. творчество является средством для самовыражения и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.
В данную программу вошли следующие направления деятельности:
- изготовление панно из алмазной мозаики;
- декорирование предметов быта остатками алмазной мозаики.
Данное направление творчества включает в себя два раздела программы и реализуется целиком. При этом каждый раздел может быть включен в программу для групповых ежедневных занятий в качестве отдельного блока.
Актуальность программы
За последние десятилетия в России усилилось внимание к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц с нарушением интеллекта, и оказание им социальной поддержки со стороны государства. Перед современным обществом стоит задача помочь людям с нарушением интеллекта выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.
Занятия алмазной мозаикой помогают снизить уровень внутренней тревожности, привести состояние души в равновесие. У людей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие мелкой моторики. Занятия алмазной мозаикой требуют одновременной работы обеих рук, что, в свою очередь, развивает речь и интеллект. На занятиях алмазной мозаикой у обучащихся развиваются такие виды мышления, как пространственное и интуитивное, что очень важно для успешного обучения.
Развитие творческих способностей помогает в адаптации и реабилитации, оно является средством для самовыражения и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди, в том числе и люди с ограниченными возможностями здоровья, только для развития этих способностей им необходимо создавать специальные благоприятные условия.
Целесообразность программы
Лицам с нарушением интеллекта необходимо обучаться и закреплять полученные навыки на протяжении всей жизни, это является их специфической особенностью.
Технологии, используемые на занятиях, такие, как игровая, здоровье сберегающая, технология сотрудничества, содействуют достижению поставленной цели. Занятия алмазной мозаикой развивают активность, творческую инициативу, художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, побуждают к творчеству и самостоятельности.
Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к постижению окружающей действительности.
Овладение новыми навыками помогает им стать более независимыми. В любом возрасте человек даже с самой тяжелой формой интеллектуальной недостаточности может стать более активным и умелым, если с ним занимаются, если его обучают, если с ним общаются. Обучение новому дает возможность постепенно включаться в жизнь общества и посильно участвовать в различных мероприятиях и событиях.
Отличительной особенностью данной программы является её направленность не только на развитие творческих способностей людей с нарушением интеллекта, на их самореализацию через творческую деятельность, но и на развитие навыков, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество (коммуникативные навыки, коррекция эмоционально-волевой сферы, социально-бытовые навыки).
Программа рассчитана на категорию граждан, имеющих различную степень нарушения интеллекта в сочетании с другими множественными нарушениями здоровья и развития. Особое внимание на занятиях уделяется развитию мелкой моторики, т.е. развиваются действия, которые выполняют мышцы ладоней и пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием. Чем лучше развита моторика, тем эффективнее работает нервная система человека. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движения рук, скорость реакции человека на внешние раздражители. Программа адаптирована для проведения занятий в социально-трудовом отделении. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности и осуществляется личностно-дифференцированный подход.
Целью программы являетсяприобретение обучающимися практических навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности, способности к творческому самовыражению через овладение техниками работы с различными материалами.
Задачи программы
Обучающие:
- обучение приемам работы с инструментами;
- расширение представлений о выразительных возможностях различных видов алмазной мозаики;
- ознакомление с разными видами мозаики;
- обучение приемам работы с алмазной мозаикой;
- обучение умению создавать из страза изделия, композиции, опираясь на схемы, образцы, иллюстрации;
- изучение свойств различных материалов;
- обучение различным приемам и технологиям изготовления композиций;
- достижение аккуратности в работе;
- формирование навыков организации рабочего места.
- обучение навыкам волевой регуляции (ждать, стараться и т.д.)
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение вербальной коммуникации.
Коррекционно-развивающие:
- развитие творчества людейс множественными нарушениями здоровья и интеллекта в процессе создания образов;
- формирование навыков ориентировки в задании;
- коррекция недостатков психофизического развития в процессе трудовой деятельности;
- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности;
- развитие художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развитие моторики рук и глазомера;
- повышение сенсорной чувствительности (способности тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций и т.д.);
- развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- способствование формированию уверенности в своих силах и способностях;
- содействие формированию умения критически оценивать свои работы;
- воспитание доброжелательного отношения к работам своих товарищей, умения сопереживать, сочувствовать;
- содействие формированию умения и желания преодолевать трудности;
- воспитание активного отношения к жизни;
- содействие становлению коммуникативных навыков учащихся.
- воспитание аккуратности.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
-Принцип творчества. Программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей.
-Принцип научности. Учащимся сообщаются знания о форме, цвете, композиции и т.д.
-Принцип доступности. Все знания излагаются в понятной для молодых людей с ограниченными возможностями форме.
-Принцип последовательности. Приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.
-Принцип динамичности. От простого к сложному.
-Принцип сравнений. Разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материалов.
-Принцип выбора. Выбор решений по теме, материалов и способов.
-Принцип сотрудничества. Совместная работа с педагогом, другими обучающимися.
-Принцип интегративности. Синтез искусств.
Адресатом программы являются обучающиеся трудоспособного возраста с множественными нарушениями здоровья и интеллекта, посещающие социально-трудовое отделение.
Условия для реализации программы
Помещение для занятий по трудовому обучению достаточно просторное, хорошо проветривается, с хорошим освещением. Оборудование рабочих мест в учебно-трудовых мастерских принимается из расчета количества человек в группе. Инструктор по труду имеет возможность подойти к каждому обучающемуся во время занятия для оказания необходимой помощи. Оборудование размещается с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столы расставлены таким образом, что обучающиеся могут самостоятельно организовать свое рабочее место и работать, не стесняя друг друга.
Инструментарий, которым пользуются обучающиеся в учебно-трудовой мастерской, по размерам и массе соответствует антропометрическим данным и физическим возможностям.
В помещении имеется стол для инструктора по труду, шкаф для хранения материалов, необходимых для занятий. Так же имеется организованное место для выставки готовых работ обучающихся.
Формы и методы работы
На занятиях используются различные формы работы: индивидуальная и подгрупповая.
Индивидуальные занятия позволяют создать оптимальные условия для развития личности, как с художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.
Подгрупповые занятия побуждают обучающихся к общению, взаимодействию и взаимопомощи.
На занятиях используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Словесный – рассказ, беседа, объяснение.
Наглядный – демонстрация, показ.
Практический – закрепление на практике полученных навыков.
Но основным методом обучения является метод предметно-практической деятельности с речевым сопровождением, направленным на выработку примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Общая структура занятий
Почти все занятия имеют общую структуру.
1.Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места).
2.Инструктаж по технике безопасности.
3.Закрепление ранее пройденного материала.
4.Ознакомление с новым этапом работы.
5.Просмотр обучающего видеоролика.
6.Практическая часть (непосредственная работа с материалом).
7.Анализ проделанной работы.
8.Уборка рабочих мест.
Планируемые результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся получат следующие основные знания, умения и навыки:
Личностные:
Самоопределение - желание овладеть рукоделием, пробуждение интереса к созданию работ из различных материалов.
Нравственно-этическая ориентация - уважение к искусству, приучение себя к труду.
Предметные:
освоят технику декоративно-прикладного творчества: алмазная мозаика;
научатся работать с различными материалами: бумага, картон, пластик, стекло;
научатся пользоваться инструментами ручного труда;
научатся работать по шаблону.
Метапредметные:
научатся следовать устным инструкциям;
изучат правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки ведения диалога с инструктором и друг с другом, навыки работы в коллективе;
научатся организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы.
Для оценки эффективности общеразвивающей программы используется система диагностики результативности программы, которая включает следующие этапы:
Первичная диагностика.
При приеме в Центр с каждым обучающимся проводится первичная диагностика для определения уровня его физических и творческих возможностей и интересов, на основе которой подбирается оптимальный индивидуальный план работы (Приложения №1, 2).
Промежуточная диагностика.
Для определения уровня знаний и умений в выбранной технике дается теоретический и практический тест на освоение материла (Приложения № 1, 2, 3). Навыки оцениваются по выполненному изделию (ям) в выбранной технике.
Итоговая диагностика
Проводится аналогично промежуточной. Дается расширенный тест. Оценивается готовое изделие (я). (Приложения № 1, 2, 3).
Текущая диагностика.
Ведется в процессе каждого занятия методом наблюдения.
Также обучающемуся дается возможность проанализировать полученный опыт, свои достижения и неудачи и подумать о вариантах использования изученной техники в повседневной жизни. Данная диагностика осуществляется в форме беседы с обучающимся под запись инструктора по труду.
Результаты промежуточной и текущей диагностики вносятся в «Диагностическую карту» (Приложение № 1, 2, 3).
Формы подведения итогов реализации программы:
Результаты представляются в форме коллективных выставок и презентаций творческих работ, открытых занятий, участия в конкурсах, выставках, ярмарках.
Календарный учебный график
Начало учебного года – первый рабочий день января текущего года.
Окончание учебного года – последний рабочий день декабря текущего года.
Продолжительность учебного года – 39 недель, 78 часов.
Сроки реализации программы: 1 год (78 часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу.
Учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Периодичность занятий |
09.01.2024 | 30.12.2024 | 39 | 78 | 2 раза в неделю |
Учебный план
№ п/п | Содержание программы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Вводное занятие. Первичная диагностика. | 2 | 1 | 1 | Опрос. Практическая работа |
2 | Изготовление панно из алмазной мозаики | 56 | - | 56 | Практическая работа. Готовое изделие |
3 | Декорирование предметов быта остатками алмазной мозаики | 18 | - | 18 | Практическая работа. Готовое изделие |
4 | Итоговое занятие. Промежуточная и итоговая диагностика. | 2 | - | 2 | Опрос. Практическая работа. Выставка |
Итого: | 78 | 1 | 77 |
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Алмазный фейерверк»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алмазный фейерверк» имеет художественную направленность.
Программа направлена на развитие творческих способностей людей с нарушением интеллекта, на их самореализацию через творческую деятельность, а также на развитие навыков, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество (коммуникативные навыки, коррекция эмоционально-волевой сферы, социально-бытовые навыки). Во время занятий по данной программе обучающиеся раскрепощаются. Овладение базовыми умениями и навыками в дальнейшем создает возможность для самостоятельного творческого поиска. Дополнительным стимулом к занятиям является красота, прочность и долговечность сделанных предметов.
При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности и осуществляется личностно-дифференцированный подход.
Цельюрабочейпрограммы является приобретение обучающимися практических навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности, способности к творческому самовыражению через овладение техниками работы с различными материалами.
Задачи:
Обучающие:
- обучение приемам работы с инструментами;
- расширение представлений о выразительных возможностях различных видов алмазной мозаики;
- ознакомление с разными видами мозаики;
- обучение приемам работы с алмазной мозаикой;
- обучение умению создавать из страза изделия, композиции, опираясь на схемы, образцы, иллюстрации;
- изучение свойств различных материалов;
- обучение различным приемам и технологиям изготовления композиций;
- достижение аккуратности в работе;
- формирование навыков организации рабочего места.
- обучение навыкам волевой регуляции (ждать, стараться и т.д.)
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение вербальной коммуникации.
Коррекционно-развивающие:
- развитие творчества людейс множественными нарушениями здоровья и интеллекта в процессе создания образов;
- формирование навыков ориентировки в задании;
- коррекция недостатков психофизического развития в процессе трудовой деятельности;
- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности;
- развитие художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развитие моторики рук и глазомера;
- повышение сенсорной чувствительности (способности тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций и т.д.);
- развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- способствование формированию уверенности в своих силах и способностях;
- содействие формированию умения критически оценивать свои работы;
- воспитание доброжелательного отношения к работам своих товарищей, умения сопереживать, сочувствовать;
- содействие формированию умения и желания преодолевать трудности;
- воспитание активного отношения к жизни;
- содействие становлению коммуникативных навыков учащихся.
- воспитание аккуратности.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Уровень усвоения | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Раздел 1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | Тема 1.Первичная диагностика | 1 | - | 1 | Продуктивный |
1.2 | Тема 2. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и приспособления. | 1 | 1 | - | Ознакомительный |
2. | Раздел 2. Изготовление панно из алмазной мозаики | 56 | - | 56 | |
2.1 | Тема 1. Кораблик | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.2 | Тема 2. Деревенька | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.3 | Тема 3. Зайки на лугу | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.4 | Тема 4. Киска с бантом | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.5 | Тема 5. Букет маков | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.6 | Тема 6. Бабочки | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.7 | Тема7. Венок из роз | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.8 | Тема 8. Маки полевые | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.9 | Тема 9. Цветы и шляпка | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.10 | Тема 10. Кисонька в цветах | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.11 | Тема 11. Полевые цветы | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.12 | Тема 12.Маленький наездник | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.13 | Тема 13.Девочка и пони | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
2.14 | Тема 14. Снегирь на ветке | 4 | - | 4 | Репродуктивный |
3 | Раздел 3. Декорирование предметов быта остатками алмазной мозаики | 18 | - | 18 | |
3.1 | Тема 1. Фоторамка | 3 | - | 3 | Репродуктивный |
3.2 | Тема 2. Цветочный горшок | 3 | - | 3 | Репродуктивный |
3.3 | Тема 3. Декоративная тарелка | 3 | - | 3 | Репродуктивный |
3.4 | Тема 4. Карандашница | 3 | - | 3 | Репродуктивный |
3.5 | Тема 5. Шкатулка | 3 | - | 3 | Репродуктивный |
3.6 | Тема 6. Новогодний сувенир «Елочная игрушка» | 3 | - | 3 | Репродуктивный |
4 | Раздел 4. Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Репродуктивный |
4.1 | Тема 1. Промежуточная диагностика | 1 | - | 1 | Продуктивный |
4.2 | Тема 2. Итоговая диагностика | 1 | - | 1 | Продуктивный |
Итого | 78 | 1 | 77 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 –продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
К концу первого полугодия обучающиеся должны:
Информационно-понятийный уровень
знать | уметь |
правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем | соблюдать правила безопасности и личной гигиены |
название и назначение ручных инструментов (ножницы, кисть, шило) | ровно обводить по шаблону, ровно вырезать различные геометрические фигуры из бумаги и других материалов |
знать отличительные особенности различных техник декоративно-прикладного творчества: аппликация, мозаика, декорирование, | уметь работать с различными материалами: бумага, картон, пластик. |
знать понятия: половина, треть, четверть | уметь следовать устным инструкциям |
уметь пользоваться пошаговой картой при изготовлении изделий |
Творческий уровень:
- самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой).
К концу года обучающиеся должны:
Информационно-понятийный уровень:
знать | уметь |
название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой | правильно пользоваться ручными инструментами; работать с разными видами материалов |
правила безопасности труда при работе с ручными инструментами | соблюдать правила безопасности и личной гигиены; организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы |
знать алгоритм действий в различных техниках: аппликация, мозаика, декорирование | экономично использовать материалы; уметь анализировать образец с точки зрения его элементов и последовательности изготовления |
Творческий уровень:
- самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);
- творчески подходить к работе;
- приобрести опыт самостоятельной работы над изделием;
- улучшить свои коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе;
- овладеть навыками культуры труда;
- расширить представления о некоторых видах прикладного искусства.
Раздел 1. Вводное занятие.
Первичная диагностика.
Практика. Оценка имеющегося уровня предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения данной программы.
1.2. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Понятие декоративно-прикладное творчество.
Теория.Ознакомление с планом работы на предстоящий период. Знакомство с понятием декоративно-прикладного творчества и историей его возникновения. Знакомство с видами декоративно- прикладного творчества.
Обсуждение правил поведения на занятиях. Подготовка и уборка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на занятии.
Раздел 2. Изготовление панно из алмазной мозаики
2.1-2.14 Изготовление панно из алмазной мозаики
Практика. Демонстрация готовой продукции. Знакомство с основными этапами работы. Оборудование рабочего места. Принадлежности, инструменты необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления панно из алмазной мозаики. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление изделия. Подготовка основы для поделки. Выбор материалов для оформления панно в законченное изделие. Развитие творческой фантазии, умения видеть конечный результат задуманной работы. Закрепление навыков аккуратности при работе с сыпучими материалами. Формирование навыков аккуратности при оформлении готовых изделий. Обучение волевой регуляции (ждать, стараться и т.д.). Развитие мелкой моторики, внимательности и усидчивости во время работы.
Раздел 3. Декорирование предметов быта остатками алмазной мозаики
3.1-3.6 Декорирование предметов быта остатками алмазной мозаики
Практика. Демонстрация готовой продукции. Знакомство с основными этапами работы. Оборудование рабочего места. Принадлежности, инструменты необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для декорирования предметов быта. Инструктаж по технике безопасности. Выбор материалов для оформления поделок. Подбор материалов по цветовой гамме. Подготовка основы для поделки. Изготовление изделия. Развитие творческой фантазии, умения видеть конечный результат задуманной работы. Закрепление навыков аккуратности при работе с сыпучими материалами. Формирование навыков аккуратности при оформлении готовых изделий. Обучение волевой регуляции (ждать, стараться и т.д.). Развитие мелкой моторики, внимательности и усидчивости во время работы.
Раздел 4. Итоговое занятие.
3.1. Промежуточная диагностика.
Оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий
3.2. Итоговая диагностика.
Оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий на конец учебного года. Обобщение полученных в течение года знаний, умений и навыков. Подведение итогов.
Система контроля результативности обучения
Формы контроля для определения результативности.
В настоящее время в художественной направленности фактически не существует форм оценки результатов знаний. Каждый педагог декоративно-прикладного направления оценивает уровень знаний воспитанника субъективно. Чаще всего оценкой уровня его знаний выступает количество выполненных им работ и участие в выставках, конкурсах, фестивалях. Все это отслеживается в течение учебного года и заносится педагогами в журналы и карты отслеживания результатов, индивидуально разрабатываемыми для каждого объединения. Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого обучающегося и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, по количеству обучающихся, имеющих творческие достижения; удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки. Но данная существующая система не дает нам полных сведений об уровне усвоения обучающимися знаний получаемых в процессе занятий и не дает педагогу необходимую информацию для корректировки образовательной программы в процессе работы с группой.
Для оценки эффективности данной образовательной программы используется следующая система диагностики результативности программы.
Диагностика проводится в 3 этапа: первичная, промежуточная и итоговая. Результатфиксируется в диагностических картах. (Приложение №1, №2).
1 этап – входная диагностика (в начале обучения);
При приеме в отделение с каждым обучающимся проводится тестирование с целью выявления его образовательного и творческого уровня, его интересов и способностей.
Цель входной диагностики - оценка имеющегося уровня предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения данной программы.
Даются практические задания:
- на выявление развития мелкомоторных навыков (умение держать карандаш, умение работать ножницами, завязать пояс, застегивать пуговицы и др.)
- на знание обучающимися геометрических форм (где нужно нарисовать по заданию педагога круг, овал, квадрат и т.д.);
- владение инструментами – линейка, ножницы, шаблоны (тестовое задание - отмерь, затем отрежь полоску нужной длины; обведи по шаблону фигуру и вырежи);
- на глазомер (разрезать полоску вдоль пополам);
Для этой диагностики использую методы: опрос, несложное практическое задание и наблюдение. Практическая работа включает в себя простое задание на выполнение основных приемов работы: это умение обучающегося работать с ножницами, шаблонами и аккуратность работы.
2 этап – промежуточная диагностика (в ходе изучения программного материала, середина учебного года).
Цель промежуточной диагностики - систематический анализ процесса формирования оценки уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий на середину учебного года.
На данном этапе оценивается надежность сформированности способов действий, выявляется динамика развития обучающихся, намечаются пути повышения успешности обучения отдельных обучающихся. В промежуточном оценивании используются как субъективные методы (наблюдения), так и объективные методы, основанные, как правило, на анализе практической работы. Критерии уровня освоения опираются на наблюдение за практической работой обучающихся. В основном оценивается уровень самостоятельности обучающегося в работе. Владение и применение усвоенных знаний, умений и навыков.
Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
Приобретение умений и навыков в техниках: алмазная мозаика Изготовление поделок в технике «алмазная мозаика» | Изготовление изделия по «пошаговым планам» Участие в выставках-конкурсах творческих работ. Промежуточная диагностика по программе «Алмазный фейерверк». (Приложения №1, 2, 3) |
3 этап - итоговая диагностика (в конце курса).
Цель итоговой диагностики на конец года - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий. Содержание заданий для итоговой оценки достижения предметных результатов строится вокруг изучаемого опорного учебного материала. Диагностика представляет собой тестирование и практическую работу. Эти методы точно показывают уровень освоения программы, как в теоретической части, так и в практической. Тестирование включает в себя объем терминологии, знаний полученных обучающимися за весь учебный год. Практическая работа – представление своей итоговой работы.
Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
Продолжение знакомства с различными техниками. Изготовление изделий в техниках: мозаика из семян, крупы и зерен | Выполнение самостоятельной работы с творческими дополнениями по заданным образцам. Участие в выставках и конкурсах разного уровня. Итоговая диагностика обученности по программе. Участие в итоговой выставке за год. |
На каждом этапе определяется уровень освоения материала: низкий, средний и высокий. Из всех методов оценки уровня знаний, умений и навыков обучающегося основным методом в декоративно-прикладном творчестве является практическое задание, но также наравне с ним применяются и другие методы: наблюдение, опрос, тестирование.
Критерии освоения программы
Очень низкий (1) - обучающийся знает некоторые виды материалов и инструментов, неуверенно знает область применения; не знает правила организации рабочего места, технику безопасности. При анализе практической работы - овладел менее чем 15% предусмотренных умений и навыков. Слабо владеет основными приемами работы с материалами и инструментами. Нерационально использует материалы для работы. Выполняет практическое задание только с подсказки педагога.
Низкий (2) – обучающийся знает некоторые виды материалов и инструментов, неуверенно знает область применения; плохо знает правила организации рабочего места, технику безопасности. При анализе практической работы - овладел менее чем 30% предусмотренных умений и навыков. Слабо владеет основными приемами работы с материалами и инструментами. Нерационально использует материалы для работы. Выполняет практическое задание только с подсказки педагога.
Средний (3) – обучающийся знает виды материалов и инструментов и область их применения; знает правила организации рабочего места, технику безопасности. В практической работе процент усвоенных умений и навыков составляет более 50%. Испытывает небольшие затруднения при работе с инструментами, построения композиции. Рационально использует материал. Испытывает незначительные затруднения в работе.
Хороший (4) - обучающийся знает виды материалов и инструментов и область их применения; знает правила организации рабочего места, технику безопасности. В практической работе процент усвоенных умений и навыков составляет более 70%. Испытывает небольшие затруднения при работе с инструментами. Рационально использует материал. Испытывает незначительные затруднения в работе.
Высокий (5) – свободно ориентируется в видах материалов, инструментов, техниках и область их применения; знает правила организации рабочего места, технику безопасности. В практической работе процент усвоенных умений и навыков составляет более 90%. Нет затруднения при работе с инструментами. Рационально использует материал. Самостоятельно выполняет практическую работу.
Формы контроля в зависимости от вида деятельности на занятии
При отслеживании результативности на 2-м и 3-м этапах используются такие методы, как педагогическое наблюдение, анализ выполненных работ, тестирование, диагностические задания.
Уровень овладения различными техниками определяется по результатам выполнения практических работ. При необходимости с каждым обучающимся индивидуально отрабатываются наиболее сложные элементы. Осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
удовлетворительное качество работы и её соответствие художественным требованиям;
четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов усложняется от занятия к занятию. В связи с этим применяются следующие критерии, по которым оценивается работа каждого обучающегося на различных сроках освоения программы:
аккуратность;
четкость выполнения изделия;
самостоятельность выполнения;
наличие творческого элемента.
Результаты вносятся в оценочный лист овладения декоративно-прикладной техникой. (Приложение № 3)
Тест по декоративно-прикладному творчеству: Аппликация и мозаика. (Приложение № 4)
Формы подведение итогов реализации программы:
открытые занятия;
проведение мастер-классов;
организация выставок работ в отделении;
участие в районных, городских, международных выставках, конкурсах, фестивалях.
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Название, раздела программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
Раздел 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности | Индивидуальная | Словесный наглядный | Правила по технике безопасности. Правила организации рабочего места | Опрос |
Раздел 2. Изготовление панно из алмазной мозаики | Индивидуальная | Словесный наглядны, практический предметно-практический | Правила по технике безопасности. Наглядный материал: образцы готовых панно, технологическая карта основных этапов работы, видеоуроки по изготовлению изделий, наборы алмазной мозаики по темам | Опрос. Выставка работ в отделении |
Раздел 3. Декорирование предметов быта остатками алмазной мозаики | Правила по технике безопасности. Наглядный материал: образцы декорирования готовых изделий, технологическая карта основных этапов работы, видеоуроки по изготовлению изделий, картон, банки, коробки, втулки от туалетной бумаги лак и т.д. | Опрос. Выставка работ в отделении | ||
Раздел 3. Итоговое занятие. | Индивидуальная | Словесный наглядный | Правила по технике безопасности. Наглядный материал: технологические карты основных этапов работы с различными материалами, образцы готовых изделий. | Выставка работ в отделении |
Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в светлом помещении, оборудованном рабочими местами (столами и стульями) по количеству обучаемых в группе, магнитной доской, стендами для демонстрации наглядных материалов, ТВ-экраном с возможностью демонстрации фото- и видеоматериалов с флешкарты, шкафчиками для хранения рабочего материала.
Инструменты и материалы:
Изготовление панно из алмазной мозаики | Декорирование предметов быта остатками алмазной мозаики | |
Тематические наборы алмазной мозаики | + | - |
Стек для алмазной мозаики | + | + |
Лоток для алмазной мозаики | + | + |
Клей | + | + |
Контейнер для хранения алмазных стразов | + | + |
Ножницы | + | + |
Линейка | + | + |
Карандаш простой | + | + |
Двусторонний прозрачный скотч | + | + |
Кисти синтетические (№№ 4-12) для клея | + | + |
Клей ПВА | + | + |
Клеевой пистолет | + | + |
Стержни к клеевому пистолету | + | + |
Лак акриловый матовый | + | + |
Цветные схемы узоров | + | + |
Рамки для фотографий | + | + |
Банки | + | + |
Втулки от туалетной бумаги | + | + |
Тарелки | + | + |
Коробки | + | + |
Дополнительно в работе могут потребоваться: | ||
Гофрокартон | + | + |
Декоративные салфетки | + | + |
Проволока | + | + |
Скрепки канцелярские | + | + |
Джутовый шпагат | + | + |
Цветная пряжа | + | + |
Пробки от бутылок | + | + |
Магниты | + | + |
Маркер черный перманентный | + | + |
Циркуль | + | + |
Пинцет | + | + |
Мелкие элементы декора: бусины, бисер и др. | + | + |
Инструменты хранятся в контейнерах в кабинете, материал обеспечивается педагогом на группу.
Перечень нормативно-правовых и методических документов
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.)
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
4.Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
5.Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга»
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
8.Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»
Перечень литературных источников
1.Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов /Д: Феникс, 2011. – 225с.
2. Воронова, Ольга Лучшая книга для домашнего декоратора: техники декупаж, коллаж, мозаика, роспись по стеклу, керамике, ткани, металлу, дереву / Ольга Воронова Москва: Эксмо, 2008 (Тула: Тульская типография)
3. Дьеркс, Лесли Мозаика своими руками: Материалы, инструменты, техника, и базовые композиции / Лесли Дьеркс; [Пер. с англ. Е. Зайцевой]2 00-47/47-5 2 00-47/48-3 М.: ЭКСМО-пресс, 2000
4.Липес Ю.В. «Ремесленные мастерские: от терапии к профессии». – М.: Теревинф, 2014. – 136с. /Опыт работы Центра лечебной педагогики/.
5. Цыганова Л.Р.Отделочные материалы и композиции, применяемые в дизайне. Мозаика, фреска, витраж, сграффито: учебное пособие / Л. Р. Цыганова, Н. А. Мастерова, Е. Б. Артемова; Федеральное агентство по образованию, Волгоградский гос. архитектурно-строит. ун-т 2 08-6/477 Волгоград: ВолгГАСУ, 2007
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб. Речь, 2010. - 477с.
Интернет ресурсы:
1. Алмазная мозаика: как правильно пользоваться наборами https://tehnologi.su/almaznaya-mozaika-kak-polzovatsya/
2. Учимся выкладывать алмазную мозаику: пошаговая инструкция для новичковhttps://dzen.ru/a/Xl-apY2rcgADbWID
3. Техника выполнения алмазной мозаики для начинающих https://vplate.ru/almaznaya-mozaika/tehnika-dlya-nachinayushchih/
4. Как использовать остатки алмазной мозаики? 39 фото Какие поделки можно делать из оставшихся страз? Применение для интерьераhttps://vplate.ru/almaznaya-mozaika/ispolzovat-ostatki/
Приложения.
Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________________
Отделение ___________________________________________________________________________________________
Инструктор по труду ___________________________________________________________________________________
Вид диагностики | Критерии оценки | Балл | ||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки | Самостоятельность | Позитивный интерес | Творческий потенциал |
Ведущая рука | Двигать пальцами по очереди | Сжать каждую руку в кулак | Смять лист бумаги в комок | Нарисовать геометрические фигуры от руки | Обвести фигуру по шаблону | Вырезать обведенную фигуру | Разрезать полоску бумаги пополам «на глаз» | Правила техники безопасности | Скорость работы | Владение инструментами и приспособлениями | Работа по «пошаговой» инструкции | Работа по образцу | Организация рабочего места | Выполнение технологических операций | Выявление, определение причины и устранение ошибок | Заинтересованность в работе | Позитивный настрой, радость от процесса | Удовлетворенность результатом своей работы | Авторские изменения и дополнения | Творческая инициатива, фантазия | Выбор цветового решения | Изделие от идеи до воплощения | Средний балл | |
Первичная «__»______20_г | ||||||||||||||||||||||||
Промежуточная «__»______20_г | ||||||||||||||||||||||||
Итоговая «__»______20_г | ||||||||||||||||||||||||
Итого средний балл |
Инструкция. Диагностика проводиться 3 раза: в начале обучения, в конце первого полугодия и в конце освоения программы.
Деятельность каждого обучающегося рассматривается по критериям.
1 – очень низкий уровень. Все ответы неверные/не справился с заданиями.
2 - низкий уровень. Большинство неверных ответов/ не справился с заданиями.
3 - средний уровень. Частично верные ответы /частично справился с заданиями.
4 – хороший уровень. Большинство верных ответов/ частично справился с заданиями.
5 – высокий уровень. Большинство верных ответов/ справился с заданиями
«Алмазный фейерверк»
на 202__учебный год
Промежуточная диагностика
Педагог: ________________________________
Отделение: ____________________________________________
П № п/п № | Ф.И.О. обучающихся | Критерии оценки | Балл | ||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки | Самостоятельность | Позитивный интерес | Творческий потенциал | ||||||||||||||||||||||
Ведущая рука | Двигать пальцами по очереди | Сжать каждую руку в кулак | Смять лист бумаги в комок | Нарисовать геометрические фигуры от руки | Обвести фигуру по шаблону | Вырезать обведенную фигуру | Разрезать полоску бумаги пополам «на глаз» | Правила техники безопасности | Скорость работы | Владение инструментами и приспособлениями | Работа по «пошаговой» инструкции | Работа по образцу | Организация рабочего места | Выполнение технологических операций | Выявление, определение причины и устранение ошибок | Заинтересованность в работе | Позитивный настрой, радость от процесса | Удовлетворенность результатом своей работы | Авторские изменения и дополнения | Творческая инициатива, фантазия | Выбор цветового решения | Изделие от идеи до воплощения | Средний балл | ||
1. | |||||||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||||||
... | |||||||||||||||||||||||||
ИТОГО ПО ГРУППЕ: |
Выводы: Уровень умений и навыков на начало года в среднем по группе –
0 – 1 – очень низкий уровень | 0 чел. | 0 % |
1,1 - 2 – низкий уровень | 0 чел. | 0 % |
2,1 – 3 – средний уровень | 0 чел. | 0 % |
3,1 – 4 – хороший уровень | 0 чел. | 0 % |
4,1 - 5 – высокий уровень | 0 чел. | 0 % |
Педагог /______________/
Инструкция. Диагностика может проводиться 3 раза: в начале обучения, в конце первого полугодия и в конце учебного года.
Деятельность каждого обучающегося рассматривается по критериям.
1 – очень низкий уровень. Все ответы неверные/не справился с заданиями.
2 - низкий уровень. Большинство неверных ответов/ не справился с заданиями.
3 - средний уровень. Частично верные ответы /частично справился с заданиями.
4 – хороший уровень. Большинство верных ответов/ частично справился с заданиями.
5 – высокий уровень. Большинство верных ответов/ справился с заданиями
Отделение_________________________________________________
Программа ________________________________________________
Инструктор по труду________________________________________
Дата проведения: «______» _______________________202 год
№ п/п | Фамилия, Имя обучающегося | Количество баллов | ||
Теория тест «Аппликация и мозаика» | Практика изделие «__________» | Средний балл | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 |
Инструкция. Диагностика может проводиться 2 раза: в конце первого полугодия и в конце учебного года.
Деятельность каждого обучающегося рассматривается по критериям, выбранное количество раз в год.
1 – очень низкий уровень. Все ответы неверные/не справился с заданиями.
2 - низкий уровень. Большинство неверных ответов/ не справился с заданиями.
3 - средний уровень. Частично верные ответы /частично справился с заданиями.
4 – хороший уровень. Большинство верных ответов/ частично справился с заданиями.
5 – высокий уровень. Большинство верных ответов/ справился с заданиями
Ф.И.__________________________________________________
1. Что такое "аппликация"?
а) выравнивание;
б) изготовление рисунка, картины или панно из наклеенных или нашитых кусков различных материалов (бумага, материя, кожа, скорлупа, зерно, крупа и др.) на материал-основу.
2. Что такое «мозаика»?
а) вид аппликации
б) изготовление рисунка при помощи красок
3. Какие материалы используют для аппликации?
(Назвать не менее пяти)
4. Какие материалы используют для мозаики?
(Назвать не менее трех)
5. Какие инструменты и приспособления используют для аппликации и мозаики
а) ножницы, кисточка, салфетка, клеенка, подставка
б) ножницы, степлер, кисточка, салфетка
в) плоскогубцы, пинцет, ножницы, салфетка, кисточка
г) ножницы, кисточка, карандаш, шаблоны, подкладной лист, палочка
6. Какой клей используют для аппликации и мозаики
а) ПВА
б) столярный
в) момент
7. Найти правильную технологическую последовательность оформления аппликации
а) выбор сюжета, узора; подбор бумаги; вырезание изображения; раскладывание деталей на фоне; наклеивание; высушивание
б) выбор сюжета, узора; подбор бумаги; вырезание изображения; наклеивание; высушивание
в) выбор сюжета, узора; подбор бумаги; вырезание изображение; наклеивание; высушивание
8. Какие виды разметки ты знаешь?
а) По шаблону;
б) сгибанием;
в) сжиманием;
9. Для чего нужен шаблон?
а) Чтобы получить много одинаковых деталей;
б) чтобы получить одну деталь.
10. Что такое симметрия?
а) одинаковое расположение частей вырезанной детали по обе стороны от середины
б) разное расположение частей вырезанной детали по обе стороны от середины
11. Что такое фон?
а) Основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции;
б) цветовая гамма.
12. Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
а) чистый лист бумаги;
б) ладошку;
в) тряпочку.
Ответы | Уровень |
| 1-4 ответа Очень низкий (1) 5-6 ответов Низкий (2) 7-8 ответов Средний (3) 9-10 ответов Хороший (4) 11-12 ответов Высокий (5) |