УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании Утверждаю педагогического совета Директор МБУ ДО ЦНТТ
от«___» ____________2024г. ____________Щетущенко И.В.
Протокол № ____________ «__»_______________2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(для работы в летний период)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Электроника и цифровая техника»
Уровень программы:ознакомительный
Срок реализации программы:16 ч.
Возрастная категория: от 8 до 17 лет
Форма обучения: очная
Вид программы:модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 32879
Автор –составитель:
Глущенко М.И.-
педагог дополнительного образования
г. Армавир 2024 г.
Нормативно-правовые основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
В разработке содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учитываются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
3. План мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р;
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ;
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря 2018 года;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
8. Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 –Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
11. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28.08.2018 г., регистрационный № 25016).
12. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28.04.2017 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Электроника и цифровая техника" посодержанию является естественно-научной; по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – групповой; по времени реализации – 16 часовой, имеет естественно-научную направленность.
1.1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна.Данная программа завершает курс, пройденной учащимися за период обучения, и они демонстрируют свои умения и навыки в конкретных областях электроники. В этой программе используется индивидуальный подход к каждому учащемуся несмотря на то, что занятие проходит в группе. Программа «Электроника и цифровая техника» дает возможность учащимся проявить свои способности в области электроники и радиофизики.
Актуальность программы. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Программа направлена на развитие детского творчества и конструирования в области электроники и радиофизики.
Педагогическая целесообразность.
Программа позволяет осуществлять учебный процесс, организуя такую форму работы, которая позволяет дать возможность учащимся за короткий период проявить свои способности в области электроники, развить творческий потенциал, приобрести умения и навыки самостоятельно собирать электронные устройства определенной сложности. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его результат обучения на кружке, поскольку уже при сборки не сложных электронных устройств можно уже рассматривать как определенный результат практической деятельности. Программа «Электроника и цифровая техника» имеет естественно-научную направленность, ее содержание ориентировано на расширение кругозора в области радиофизики и электроники. В реализации программы идет рассмотрение больше практических занятий. Сочетание в программе разнообразного материала позволит реализовать задачи обучения, развития познавательного интереса творческих качеств личности ребенка.
1.1.3 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ.
Отличительной особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, учащиеся создают не просто макеты устройств, а действующие макеты устройств, используя законы физики в области электроники. Программа имеет естественнонаучную направленность, имеет прикладной характер, направленный на раннюю профориентацию по специальностям естественнонаучной направленности.
1.1.4 Адресат программы.
Программа предназначена для ребят в возрасте от 8 до 17 лет. Формирование учебных групп осуществляется с учетом возраста (группы учащихся могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные), уровня подготовки учащихся.
В объединение учащиеся зачисляются по желанию. Уровень подготовки детей при приеме определяется собеседованием.
1.1.5 Форма обучения и режим занятий.
Форма обучения по программе «Электроника и цифровая техника» - очная, с возможным применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Периодичность проведения занятий в летний каникулярный период по востребованию.
1.1.6 Особенности организации учебного процесса.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, в парах, работа по подгруппам.
1.1.7 Уровень программы, объем и сроки ее реализации.
Программа «Электроника и цифровая техника» имеет ознакомительный уровень. Объем программы 16 часов.
1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.
Цель программы: Развитиетворческих способностей через освоение навыков самостоятельной творческой практической работы в области электроники и радиофизики.
Задачи:
образовательные (предметные):
-формирование умений и навыков осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-формирование навыков работы с простейшими электрическими цепями;
-развить практические навыки в избранной области деятельности.
Воспитательные (личностные):
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
метапредметные:
сформировано умение ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
формирование и развитие компетентности в области использования электроники и радиофизики;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
1.3 Планируемые результаты: предметные, личностные и метапредметные
Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся
научатся изготавливать простейшие простейшие электронные устройства;
научатся самостоятельно провести простейший ремонт радиоэлектронных устройств любой сложности.
По окончании программы учащиеся должны:
знать:
устройство и работу радиоэлементов для электронных устройств;
устройство и работу простейших электронных устройств применяемые в быту;
уметь:
самостоятельно собирать простейшие электронные устройства;
пользоваться измерительными приборами;
разрабатывать печатные платы;
самостоятельно провести простейший ремонт электронных устройств.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при слесарно-монтажных работах, а также при производстве электромонтажных работ.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
1.4 Учебный план программы и его содержание.
№ | Тема | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Усилители | 4 | 2 | 2 |
3. | Электроника своими руками | 2 | 1 | 1 |
4. | Электронные игрушки | 4 | 2 | 2 |
5. | Электроника в быту | 2 | 1 | 1 |
6. | Блоки питания | 2 | 1 | 1 |
итого | 16 | 8 | 8 |
Содержание учебного плана.
1. Введение (2часов).
Теория.
Вступительная беседа. Инструктаж по технике безопасности работы на рабочем месте.
Практика.
Подготовка рабочего места. Техника безопасности при производстве электромонтажных работ.
2. Усилители(4 часа)
Теория.
Простой транзисторный усилитель на двух транзисторах НЧ и ВЧ. Простой транзисторный усилитель НЧ класса «А». Двухканальный УМЗЧ на микросхемах TDA2050.
Практика.
Проектирование и изготовление усилителей. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями.
3. Электроника своими руками (2 часа)
Теория.
Драйвер для светодиодного фонарика на ATtiny13. Мультиметр для проверки радиоэлементов. Таймер на микроконтроллере AT89C2051.
Практика.
Проектирование и изготовление электронных устройств своими руками. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями.
4.Электронные игрушки (4 часа).
Теория.
Акустический включатель-выключатель. Датчик освещенности. Простейшие BEAM роботы (робот, идущий на свет, робот искатель пультов).
Практика.
Проектирование и изготовление электронных игрушек. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями.
5.Электроника в быту (2 часа).
Теория.
Датчик влажности почвы. Простейшая схема автономного управления уровнем воды. Искатели скрытой проводки в помещениях на транзисторах.
Практика.
Проектирование и изготовление электронных устройств в быту. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями.
6. Блоки питания (2 часа).
Теория.
Источник питания для маломощных нагрузок. Лабораторный блок питания, зарядное устройство своими руками. Импульсный стабилизатор напряжения на микросхеме К140УД12.
Практика.
Проектирование и изготовление блоков питания. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями.
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
(Приложение 1)
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Материальное обеспечение.
Лаборатория-мастерская площадью 56 кв. метра оборудована индивидуальными местами для учащихся. Количество таких мест -10. В лаборатории имеются: 2 сверлильных станка, слесарные тиски.
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Описание методов обучения:
В зависимости от специфики содержания учебного материала и с учетом психофизиологических особенностей, обучающихся следует выбирать различные методы обучения и соответствующие им приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Наиболее эффективным методом обучения программы " Электроника и цифровая техника " является практическая работа.
Описание технологий: используется технологии индивидуального и группового, здоровье сберегающего обучения, практическая деятельность.
Формы организации учебного занятия:изучение нового материала; практическая часть; контроль знаний и умений.
Тематика и форма методических материалов по программе:
Дидактические материалы:
Для выполнения практических работ, принципиальные схемы, печатные платы, образцы реально действующих электронных устройств.
Алгоритм учебного занятия:
На занятиях по всем темам на изложение теоретического материала отводится 10 – 15 минут, остальное время – практическая работа. В течении всего занятия педагог контролирует ход выполнения задания, дает пояснения, оказывает необходимую помощь.
Теоретический материал (рассказ, беседа, лекция) сочетается с демонстрацией работы реально действующих электронных конструкций. Особое внимание уделяется одаренным детям, проводится индивидуальная работа с ними и их родителями.
Одной из форм диагностики результатов является демонстрация творческих работ проходит в свободной форме в лаборатории ЦНТТ. На презентацию учащиеся по желанию выставляют свои электронные конструкции, собранные самостоятельно или группой не более трёх человек под руководством педагога.
Еще одной формой диагностики результатов работы в кружке для учащихся является представление работы на различные мероприятия.
Обязательным направлением в деятельности объединения является работа с родителями. На собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях обсуждаются успехи учащихся, предлагаются конкретные рекомендации, помощь.
Список литературы
Литература для педагогов
1.Осадченко В.Х., Волкова Я.Ю., Кандрина Ю.А.,“Электротехника: фильтры высоких и низких частот”-М. Учебное пособие, 2019 г.
2.Осадченко В.Х., Волкова Я.Ю., Германенко А.В., Зеленский П.С., “Базовые элементы цифровой техники”-Екатеринбург. Учебно-методическое пособие, 2018 г.
3. Каганов В.И. “Радиотехника от источников до наших дней”-М. Учебное пособие 2018 г
Литература для родителей и детей
1.Флориан Шеффер. “Электроника для детей”.-М. Издательство ДМК 2019.
2.Миловзоров О.В., Панков И.Г. “Основы электроники”-М. Учебник для СПО, 2018 г.
3. Журналы «Радио» 2018-2021 годы выпуска.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
https://youtu.be/wgYwQlfQp_g
https://youtu.be/xay3YTZN2S4
https://youtu.be/wndA-D9i_d0
https://youtu.be/bf5ZnFRRG4k
https://youtu.be/tiLqU86OECQ
https://youtu.be/cM6Rr7zLHGw
https://youtu.be/xOtO1tufa2Q
Приложение 1
Календарный учебный график
№ занятия | Дата | Дата | Тема | Кол-во часов | Примеча ние | |
теория | практика | |||||
|
|
|
| |||
1 |
|
| Вступительная беседа. Инструктаж по технике безопасности работы на рабочем месте. Подготовка рабочего места. Техника безопасности при производстве электромонтажных работ. | 1 | 1 |
|
|
|
|
| |||
2 |
|
| Простой транзисторный усилитель на двух транзисторах НЧ и ВЧ. Простой транзисторный усилитель НЧ класса «А». Проектирование и изготовление усилителей. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями. | 1 | 1 |
|
3 |
|
| Двухканальный УМЗЧ на микросхемах TDA2050. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями. | 1 | 1 |
|
|
|
|
| |||
4 | Драйвер для светодиодного фонарика на ATtiny13. Мультиметр для проверки радиоэлементов. Проектирование и изготовление электронных устройств своими руками. Таймер на микроконтроллере AT89C2051. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями. | 1 | 1 | |||
4. Электронные игрушки (4 часа). | ||||||
5 | Акустический включатель-выключатель. Датчик освещенности. Проектирование и изготовление электронных игрушек. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями. | 1 | 1 |
6 | Простейшие BEAM роботы (робот, идущий на свет, робот искатель пультов). Проектирование и изготовление электронных игрушек. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями. | 1 | 1 | |||
| ||||||
7 | Датчик влажности почвы. Простейшая схема автономного управления уровнем воды. Искатели скрытой проводки в помещениях на транзисторах. Проектирование и изготовление электронных устройств в быту. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями. | 1 | 1 | |||
| ||||||
8 | Источник питания для маломощных нагрузок. Лабораторный блок питания, зарядное устройство своими руками. Импульсный стабилизатор напряжения на микросхеме К140УД12. Проектирование и изготовление блоков питания. Работа над индивидуальными и выставочными конструкциями. | 1 | 1 |