МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14" ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
"Школа развития речи"
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся7-8 лет
Срок реализации: 1 год (33 часа)
Составитель программы
учитель начальных классов
Лиходедова Ольга Павловна
Магнитогорск, 2023 г.
Содержание программы
стр.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы:
пояснительная записка…………………………………………………………..2-3
цель и задачи программы………………………………………………………..3-4
содержание программы……………….. ……………………………………….4-5
тематическое планирование……………………………………………………..5-6
планируемые результаты………………………………………………………...6-9
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. календарный учебный график……………………………………………………..9-10
2.2.учебный план………………………………………………………………………...10
2.3. условия реализации программы……………………………………………………10
2.4. формы аттестации……………………………………………………………………10-11
2.5. оценочные материалы…………………………………………………………….....11-12
2.6. методическое обеспечение………………………………………………………….12-13
Раздел №3. Список литературы
3.1. для педагогов. …………………………………………………………… ...……….13
3.2.для обучающихся и родителей………………………………………………………14
3.3 информационное обеспечение………………………………………………………14
3.4 приложение 1…………………………………………………………………………15-17
3.5 приложение 2…………………………………………………………………………17-19
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Основные нормативные акты и инструктивно-методические документы
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
-Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09- 3242 «О направление информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа развития речи" имеетсоциально-гуманитарную направленность.Программа разработана на основе программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами, а такжев соответствие с положением «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МОУ «СОШ №14». Программа «Школа развития речи» реализуется в объединениях дополнительного образования МОУ «СОШ №14».
Актуальность программы Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки дополнительной образовательной программы по русскому языку. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи».
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание, формы его организации, используемые средства обучения помогут обучающимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей. Курс позитивно влияет на интерес обучающегося к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам гуманитарного цикла.
Образовательная программа «Школа развития речи» разработана с учетом современных образовательных технологий, построена на основе таких принципов обучения как доступность, преемственность, результативность
Отличительные особенности
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его социально-гуманитарная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Занятия выстроены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Уровень программы
Уровень программы: базовый
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 7-8 лет (1класс) без ограничений по состоянию здоровья.
Принимаются все желающие.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма организации образовательного процесса: кружок.
Формы организации занятий:
--групповые формы работы;
-индивидуальные формы работы;
-познавательно-развлекательные игры;
-подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах
Форма обучения – очная.
Объем и сроки реализации
Объем программы, сроки реализации: 1 год, 33 часа в год.
Режим занятий:
1 занятие в неделю по 1 академическому часу.
1.2.Цель и задачи программы
Цель дополнительной образовательной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению учебного материала, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:
Обучающие:
Обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
Формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
Воспитывающие:
воспитание системы нравственных межличностных отношений;
бережное отношение к окружающему миру.
Развивающие:
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развитие конструктивных способностей ребёнка;
развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
развитие двигательной сферы.
1.3. Содержание программы
Содержание программы. 33часа
Раздел 1 Речь 2 часа
Теория Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок
ПрактикаРазучивание скороговорок,тренировка навыков выразительной речи
Раздел 2 Слово 15 часов
Теория Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы)
Практика.Отработка умения выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», находить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Устанавливать общность написания слов – «родственников». Определение лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Задания на определение лексического значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Выделение синонимов, антонимов в тексте, подбор синонимов, антонимов к данному слову. Отработка умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством
Раздел 3 Предложение и словосочетание 2 часа
Теория Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Интонационные особенности прочтения предложений разных типов.
Практика. Отработка умения членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательнымзнаками).
Раздел 4 Текст 10 часов
ТеорияПонятие о тексте. Тема текста. Понятие опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Понятие о частях текста, план. Типы текста. Понятие деформированного текста.
Практика. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Определение основной мысли в тексте. Выделение частей текста, составление плана Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста
Раздел 5 Культура общения 4 часов
Теория Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Практика Отработка умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения
1.4.Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Речь | 2 | 1 | 1 | ЭБ, СР, О, РФ, В, С |
2 | Слово | 15 | 7 | 8 | СР, С, ЭБ, В |
3 | Предложение и словосочетание | 2 | 1 | 1 | ЭБ, С, В, СР, О |
4 | Текст | 10 | 4,5 | 5,5 | ЭБ, О,С,В,СР,ПК ,РФ |
5 | Культура общения | 4 | 2 | 2 | СР, О, ВС, ПК |
Итого: | 33 | 15,5 | 17,5 |
Условные обозначения (формы аттестации/контроля):
ЭБ – эвристическая беседа, В – взаимоконтроль, С – самоконтроль, ТР- творческая работа, О- опрос в устной форме, СР- практическая работа, РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений), ТК- текущий контроль, ПК промежуточный контроль, ИК – итоговый контроль
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Речь | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, О |
2 | Тише, громче. | СР, О, РФ | |||
3 | Слова, слова, слова. | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, С |
4 | Озорные буквы | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, О |
5 | Слова играют в прятки | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
6 | Слово и его значение | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, О |
7 | Прямое и переносное значение слова | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, В |
8 | Многозначные слова | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, О |
9 | Омономы | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, О |
10 | Синонимы | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, С, В |
11 | Антонимы | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, С, В |
12 | Тематические группы слов | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, С, В |
13 | Наш цветной мир | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, С, В |
14 | Что на что похоже | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ,СР, С, В |
15 | Голоса природы | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
16 | Проверочная работа | 1 | 0 | 1 | ТК |
17 | Загадки | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
18 | Культура речи. Вежливые слова | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
19 | Пословицы | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
20 | Учимся рассуждать | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, В, С |
21 | Учимся рассуждать | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, В, С |
22 | Текст | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, С, В |
23 | Текст | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
24 | Заглавие текста | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, С, В |
25 | Тема текста | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
26 | Повторение пройденного | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, РФ |
27 | Опорные слова | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, СР, С |
28 | Мы строим текст | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
29 | Мы строим текст | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
30 | План текста | 1 | 0,5 | 0.5 | ЭБ, С, В |
31 | План текста | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, О |
32 | Проверочная работа | 1 | 0 | 1 | ПК |
33 | Повторение пройденного | 1 | 0,5 | 0.5 | СР, РФ |
1.5.Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• понимание важности нового социального статуса «ученик»;
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
• понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
• осознание языка как основного средства общения людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
• познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
• осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
• понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Обучающийся получит возможность научиться:
– учиться работать по предложенному учителем плану;
- составлять план .
Познавательные
Обучающийся научится:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять общие цели и пути их достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Обучающийся получит возможность научиться:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- аргументировано выражать свое мнение;
- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Предметные
Речь. Техника и выразительность речи.
Обучающийся научится:
-определять роль речи в жизни людей;
-формировать навыки выразительной речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем;
-применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию)
Слово.
Обучающийся научится:
-формировать представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове;
-развивать внимательное отношение к слову;
-формировать понятия о лексическом значении слова, о прямом и переносном значении слова, о многозначности слова;
-формировать первичное представление об омонимах, синонимах, антонимах;
-познакомиться с тематическими группами слов;
-формировать первичное представление об образности, о сравнении;
Обучающийся получит возможность научиться:
-составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами;
- видеть и исправлять ошибки, допущенные при составлении слов, видеть важность изученного правила;
-работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно;
-работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов;
-объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену;
-выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи;
-различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов);
-пользоваться словами, имеющими противоположный смысл, работать с поговорками;
-работать со словами различных тематических групп, работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста.
Предложение и словосочетание.
Обучающийся научится:
-определять простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком;
-членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
-редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным;
-интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Обучающийся научится:
- распознавать текст и его признаки (смысловое единство предложений, их связь друг с другом);
- выделять в тексте главную мысль и подбирать заголовок к тексту;
-выделять части текста, составлять план;
-распознавать типы текстов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-составлять текст по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам;
-восстанавливать деформированный текст.
Культура общения.
Обучающийся научится:
- употреблять в речи образные выражения;
-устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями;
-выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…).
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать, что значит быть культурным человеком;
-пользоваться словами-выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Раздел № 2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1Календарный учебный график.
Продолжительность освоения программы | 1 учебный год (33 часа) |
Этапы образовательного процесса | 1класс |
Начало реализации программы | 04.09.2023 |
Окончание реализации программы | 29.05.2024 |
Режим занятий | 1 раз в неделю |
Текущий контроль успеваемости | В течение года по учебному плану |
Полугодовой контроль успеваемости | 18.12.2023-15.01.2024 |
Промежуточная аттестация | 10.05.23-24.05.24 |
Каникулы, дополнительные дни отдыха | - 28.10.23-06.11.23 30.12.23-08.01.24 19.02.24-25.02.24 23.03.24-31.03.24 Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные правительством РФ |
Продолжительность учебных занятий | 1 полугодие 35 минут 2 полугодие 40 минут |
2.2. Учебный план
п/п | Наименование раздела, темы | 1 класс | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Речь | 2 | 1 | 1 |
2 | Слово | 15 | 7 | 8 |
3 | Предложение и словосочетание | 2 | 1 | 1 |
4 | Текст | 10 | 4,5 | 5,5 |
5 | Культура общения | 4 | 2 | 2 |
Полугодовой контроль успеваемости | Проверочная работа | |||
Промежуточная аттестация | Итоговая проверочная работа | |||
Итого: | 33 | 15,5 | 17,5 |
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-наличие учебного класса для проведения групповых занятий Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
мультимедийный проектор;
экран для мультимедийного проектора;
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы обеспечивает педагог, имеющий квалификационную категорию, знающий основы проектной деятельности. Имеющий опыт работы по данному направлению дополнительного образования и постоянно повышающий свой профессиональный уровень.
2.4.Формы аттестации
Формы контроля: педагогическое наблюдение, эвристическая беседа, опрос в устной форме, самостоятельная работа на уроке, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль, творческая работа на уроке
Текущий контроль:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Полугодовой контроль - проходит в форме проверочной работы, позволяет определить уровень усвоения программного материала
Промежуточная аттестаци - проходит в форме итоговой проверочной работы, для установления фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предмету, их практических умений и навыковдля определения уровня освоения образовательной программы за учебный год
Критерии оценки и фиксация результатов обучения:
-оптимальный уровень 100 – 86 % объём выполнения от максимального балла
85 – 65 % объём выполнения от максимального балла
-достаточный уровень 60 – 45 % объём выполнения от максимального балла
-недостаточный уровень 49 – 20% объём выполнения от максимального балла
Методы отслеживания результатов:
устный опрос
интеллектуальные игры
творческие работы
выполнение стандартизированной проверочной работы
2.5.Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе самостоятельных, творческих, опросов. Текущий контроль проводится на практических работах.
Важен контроль за изменением познавательных интересов воспитанников, в связи с чем на разных этапах обучения производятся индивидуальные беседы.
Итоговый контроль осуществляется по результатам итоговой проверочной работы.
Диагностика
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.
Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- наблюдение;
Познавательная активность
Критерии: Низкий уровень - к выполнению заданий обучающийся приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается;
Средний уровень – обучающийся активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей;
Высокий уровень: обучающийся проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.
Действия:
Обучающиеся с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий.
Обучающиеся со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.
Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться.
Сформированность самостоятельности
Критерии:
Низкосамостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.
Средне самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.
Высокосамостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания.
Коммуникативные умения
Критерии:
Низкий уровень: обучающийся старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.
Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Обучающиеся не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.
Высокий уровень: обучающийся инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.
Действия:
Обучающимся нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других обучающихся на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение.
При среднем уровне необходимы поощрения и поддержки.
Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.
Методы проведения промежуточной аттестации:
- итоговая проверочная работа
Для наблюдения за индивидуальным развитием ребенка заполняется информационная (диагностическая) карта «Уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы», в которой каждое качество будет оцениваться по соответствующим критериям.
Информационная (диагностическая) карта «Уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
№ п/п | Фамилия Имя обучающегося | Общее кол-во баллов | Уровень усвоения материала | Отметка об освоение программы |
% выполнения от максимального балла | Уровневая шкала | |
100 – 86 | Повышенный | Курс освоен |
85 – 65 | ||
60 – 45 | Базовый | |
49 – 20 | Недостаточный | Курс не освоен |
2.6. Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Образовательные технологии:технология группового и индивидуального обучения
Основной формой проведения занятий является комбинированное тематическое учебное занятие.
Алгоритм учебного занятия:
Объяснение учителя.
Самостоятельное выполнение заданий по теме занятия, причем в числе заданий и повышенной трудности. После выполнения первого задания всеми или большинством обучающихся один из обучающихся производит его разбор. Учитель по ходу выполнения заданий формулирует выводы, делает обобщения.
Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся.
Для успешной реализации программы накоплен методический и раздаточный материалы, раздаточные материалы для проведения различных занятий по программе
рабочая тетрадь для обучающихсяна печатной основе
здоровьесберегающий комплекс (игры, разминки, упражнения);
коррегирующая гимнастика для глаз
материалы для проведения бесед, консультаций, собраний с учащимися и родителями;
Раздел №3. Список литературы
Список литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от24 апреля 2014 г. № 1726-р;
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 ;
4. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 ;
5.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.4.3172-14»;
6. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.
7. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.
8. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.
9. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2004.
11. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.
3.1.Литература для педагога
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.2, 4 класс. – М.: Росткнига, 2020 г.
Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского
языка / Бетенкова М.С. М., Астрель, 2006г
В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь Занимательно о русском языке: Пособие для учителя /– М.: Книга по Требованию, 2013.
3.2. Литература для обучающихся и родителей
1.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей 1 класс– М.: Росткнига, 2020 г.
2.Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. М., 1999.Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1999.
Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы
12-й всероссийский интернетный педсовет [Электронный ресурс] Педсовет - Начальная школа : тематическое планирование, презентации, уроки по ФГОС, планы занятий, методические разработки, статьи, рекомендации (pedsovet.org)
.Электронные образовательные ресурсы нового поколения [Электронный ресурс] //[http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692
http://ya-umni4ka.ru/
http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html
http://www.zavuch.info/
http://pedsovet.org
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
http://900igr.net/
http://viki.rdf.ru/
http://www.o-detstve.ru/
http://www.it-n.ru/
http:///index.php?subj_id=17
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения (формы аттестации/контроля):
ЭБ – эвристическая беседа, В – взаимоконтроль, С – самоконтроль, ТР- творческая работа, О- опрос в устной форме, СР- практическая работа, РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений), ТК- текущий контроль, ПК промежуточный контроль, ИК – итоговый контроль
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Название темы | Место проведения | Формы контроля |
1 | Беседа. практическая работа | 1 | Речь | учебный кабинет | ЭБ, СР, О | |
2 | Беседа. практическая работа | 1 | Тише, громче. | учебный кабинет | СР, О, РФ | |
3 | Беседа. практическая работа | 1 | Слова, слова, слова. | учебный кабинет | СР, С | |
4 | Беседа. практическая работа | 1 | Озорные буквы | учебный кабинет | ЭБ, СР, О | |
5 | Беседа. практическая работа | 1 | Слова играют в прятки | учебный кабинет | СР, О | |
6 | Беседа. практическая работа | 1 | Слово и его значение | учебный кабинет | ЭБ, СР, О | |
7 | Беседа. практическая работа | 1 | Прямое и переносное значение слова | учебный кабинет | ЭБ, СР, В | |
8 | Беседа. практическая работа | 1 | Многозначные слова | учебный кабинет | ЭБ, СР, О | |
9 | Беседа. практическая работа | 1 | Омономы | учебный кабинет | ЭБ, СР, О | |
10 | Беседа. практическая работа | 1 | Синонимы | учебный кабинет | ЭБ, СР, С, В | |
11 | Беседа. практическая работа | 1 | Антонимы | учебный кабинет | ЭБ, СР, С, В | |
12 | Беседа. практическая работа | 1 | Тематические группы слов | учебный кабинет | ЭБ, СР, С, В | |
13 | Беседа. практическая работа | 1 | Наш цветной мир | учебный кабинет | ЭБ, СР, С, В | |
14 | Беседа. практическая работа | 1 | Что на что похоже | учебный кабинет | ЭБ,СР, С, В | |
15 | Беседа. практическая работа | 1 | Голоса природы | учебный кабинет | СР, О | |
16 | Урок-зачёт | 1 | Проверочная работа | учебный кабинет | ТК | |
17 | Беседа. практическая работа | 1 | Загадки | учебный кабинет | СР, О | |
18 | Беседа. практическая работа | 1 | Культура речи. Вежливые слова | учебный кабинет | СР, О | |
19 | Беседа. практическая работа | 1 | Пословицы | учебный кабинет | СР, О | |
20 | Беседа. практическая работа | 1 | Учимся рассуждать | учебный кабинет | СР, В, С | |
21 | Беседа. практическая работа | 1 | Учимся рассуждать | учебный кабинет | СР, В, С | |
22 | Беседа. практическая работа | 1 | Текст | учебный кабинет | ЭБ, С, В | |
23 | Беседа. практическая работа | 1 | Текст | учебный кабинет | СР, О | |
24 | Беседа. практическая работа | 1 | Заглавие текста | учебный кабинет | ЭБ, С, В |
25 | Беседа. практическая работа | 1 | Тема текста | учебный кабинет | СР, О | |
26 | Беседа. практическая работа | 1 | Повторение пройденного | учебный кабинет | СР, РФ | |
27 | Беседа. практическая работа | 1 | Опорные слова | учебный кабинет | ЭБ, СР, С | |
28 | Практическая работа | 1 | Мы строим текст | учебный кабинет | СР, О | |
29 | Беседа, практическая работа | 1 | Мы строим текст | учебный кабинет | СР, О | |
30 | Беседа. практическая работа | 1 | План текста | учебный кабинет | ЭБ, С, В | |
31 | Практическая работа | 1 | План текста | учебный кабинет | СР, О | |
32 | Урок-зачёт | 1 | Проверочная работа | учебный кабинет | ПК | |
33 | Практическая работа | 1 | Повторение пройденного | учебный кабинет | СР, РФ |
Приложение 2
Контрольно измерительные материалы
Полугодовой контроль (Проверочная работа)
Задание № 1. Даны два слова: РУКА и КОРА. Вставь, если можно, в них слоги.
-БУ, -ЧОН, -НУ, -БАШ, -САЛ и получи новые слова.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Из букв данного слова составь как можно больше слов:
ЗУБР – ______________________________________________
ВОЛК – _____________________________________________
Задание № 3. Вставь в скобки слог, начинающийся с буквы «Р», так, чтобы он заканчивал предыдущее слово и начинал последующее.
НА(…)НЯБОР(..)НАПО(..)ДОСТЬ
Задание №4. Вставь пропущенные гласные буквы так, чтобы получились слова.
П__НП__К__СТК__СК
Задание №5. Прочитай отрывок из стихотворения А. А. Фета «Горячий ключ».
Помнишь тот горячий ключ,
Как он чист был и бегуч,
Как дрожал в нем солнца луч
И качался…
О каком ключе идёт речь в этом стихотворении? ________________________
Какие еще значения может иметь это слово? ___________________________
Задание №6. Назови цвет предметов:
БЕРЁЗА – ________________________________________________________
ТУЧА – __________________________________________________________
МОРЕ – __________________________________________________________
НЕБО – __________________________________________________________
ДОРОГА – _______________________________________________________
Задание №7. Подбери антонимы к словам.
ЧИСТЫЙ – ___________________
ДЕНЬ – ______________________
ВСПОМНИЛ – ________________
Задание №8. Что на что похоже?
РУКА – ______________________
ЛУГ – _______________________
Критерии оценки и фиксация результатов обучения:
оптимальный уровень 100 – 86 % объём выполнения от максимального балла
85 – 65 % объём выполнения от максимального балла
-достаточный уровень 60 – 45 % объём выполнения от максимального балла
-недостаточный уровень 49 – 20% объём выполнения от максимального балла
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | 8 задание |
4 б. | 5 б. | 3 б. | 4 б. | 2 б. | 5 б. | 3 б. | 2 б. |
Максимальное количество 28 баллов
Уровневая шкала
28-24 баллов Повышенный
23-18 баллов Курс освоен
17-12 баллов Базовый
11-5 баллов Недостаточный Курс не освоен
Промежуточная аттестация (Итоговая проверочная работа)
Задание №1.
В каком слове сорок гласных? _______________________________________________
Назови слова, в которых сто согласных. ________________________________________
Задание №2. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов? Подчеркни их.
Был – бил, вол – вёл, плоды – плоты, супы – зубы.
Задание №3. Сколько звуков [Ш] в стихотворении?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щёлкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки. _____________________________
В. Приходько
Зачем автору понадобилось столько звуков [ш]?__________________________
Задание №4. Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, называя звуки, а не буквы:
Лог - _________
Кот - _________
Люк - _________
Пара - _________
Задание № 5. Вспомни сказку «Колобок». Прочитай план к этой сказке. Правильно ли он составлен? Если ты считаешь, что части текста в плане перепутаны, расставь их правильно.
Появление колобка. _______
Колобок отправляется в путешествие. ______
Встреча с зайцем. ______
Встреча с лисой. ______
Встреча с волком. ______
Встреча с медведем.______
Задание №6. Прочитай начало рассказа. Запиши его. Из данных ниже слов составь предложения и закончи ими рассказ.
Карась
Карась обычно живет в прудах. Зелёная тина прикрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.
карась, в, тину, зарывается, днём _______________________________________________
а, он, ночью, к, пробирается, берегу. ____________________________________________
камыш, там, гложет, крась, молодой. __________________________________________
Информационная (диагностическая) карта «Уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
№ п/п | Фамилия Имя обучающегося | Общее кол-во баллов | Уровень усвоения материала | Отметка об освоение программы |
Критерии оценки и фиксация результатов обучения:
оптимальный уровень 100 – 86 % объём выполнения от максимального балла
85 – 65 % объём выполнения от максимального балла
-достаточный уровень 60 – 45 % объём выполнения от максимального балла
-недостаточный уровень 49 – 20% объём выполнения от максимального балла
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание |
6 б. | 4б. | 1б. | 4 б. | 6 б. | 3 б. |
Максимальное количество 24 балла
Уровневая шкала
24-20 баллов Повышенный
19-15 баллов Курс освоен
14-10 баллов Базовый
9-5 баллов Недостаточный Курс не освоен
20