Муниципальноеучреждениедополнительногообразования
«ДВОРЕЦТВОРЧЕСТВАДЕТЕЙИМОЛОДЕЖИ КРАСНОАРМЕЙСКОГОРАЙОНАВОЛГОГРАДА»
Принята на заседанииметодического совета | Утверждена приказом |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БУМАГОЛАНДИЯ»
Возрастучащихся:7-10лет
Срокреализации:2месяца
Авторы-составители:
ПеруноваСветланаЮрьевна,
педагогдополнительногообразования,
Баландина Ирина Николаевна,
методист
Волгоград,2024
Содержание
Титульныйлист1
Комплексосновныххарактеристикпрограммы:
Пояснительнаязаписка3
Цельи задачипрограммы5
Учебныйплан6
Содержаниепрограммы6
Планируемыерезультаты8
Комплексорганизационно-педагогическихусловий:
Календарныйучебный график9
Условияреализации программы9
Формыаттестации10
Оценочныематериалы11
Методическиематериалы12
Список литературы16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма
«Бумаголандия»относитсякпрограммамхудожественнойнаправленности,таккаконасоздаётусловиядляразвитияэстетическойкультуры у учащихся и обеспечивает для них возможноститворческогосамовыражениявобластидекоративно-прикладногоискусства.
Предметом изучения программы является бумаготворчество, котороевключает освоение различных художественно-прикладных техник работы сбумагой:аппликация,оригами,плоскостноеиобъёмноемоделированиеиконструированиеизбумаги,плетениеизбумажных полос.
Актуальностьпрограммыобусловленавысокимвоспитательнымиразвивающимпотенциаломручногохудожественноготрудадлядетей. Ручной труд является уникальным образовательнымсредством,котороеуравновешиваетразвитиеинтеллектуальнойифизическойдеятельностималенькогочеловека,иобеспечиваетразностороннееигармоничноеразвитиеличности.Занятияприкладнымтворчеством,направленныенаразвитиемелкоймоторикирукиэлементарного эстетического вкуса, в максимальной степени способствуютразвитиюречи,мышленияидругихинтеллектуальныхспособностейучащихся.
Педагогическая целесообразностьданной программы состоит в использовании форм, средств и методов, удовлетворяющихпознавательныеитворческиепотребностиучащихся, их стремление к созиданию нового своими руками. Впроцессе занятий бумажным творчеством учащиеся развивают художественный и эстетический вкус,мелкую моторику и трудовые навыки, получаютэлементарныематематическиезнанияиначальныеконструкторскиеумения.
Отличительныеособенностипрограммысостоятвтом,чтоеёсодержаниеноситинтегрированныйхарактериобеспечиваетосвоениенесколькихнаправленийбумаготворчествавсочетаниисразвивающимииграми дляучащихся.
Структура каждого занятия включает не только работу с бумагой, но иразличныевидыразвивающихигр,упражнениянаразвитиепамяти,внимания, воображения, а также пальчиковые игры, которые активизируют удетей работу мозга, способствуют развитию речи. Парные и групповые упражнения с пальцами улучшают уучащихся телесное и невербальное общение, а также облегчают им контакты сосверстникамии взрослыми.
Такойподходкорганизацииобразовательногопроцессапозволяетрешатькомплекспедагогическихзадач:развитиеинтеллектаучащихся посредством развития мелкой моторики рук и формирование художественноговкусадетейвпроцессезанятийдекоративно-прикладнымтворчеством.
Данная программа предназначена для детейв возрасте 7 – 10 лет.
В возрасте от 7 до 10 лет (младший школьный возраст) ведущей деятельностью ребенка становиться учебная. В этот период очень интенсивно видоизменяются все познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение и речь. Возникает потребность в познание окружающей действительности, собственного «Я», установление социальных контактов со сверстниками и взрослыми.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Уровень программы — ознакомительный.
Объем и срок реализации программы – 2 месяца, 32 часа.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Продолжительность занятий и их количества в расчете на одну учебную группу: 2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом между часами.
Занятия проводятся в соответствии с расписанием.
Продолжительностьодного часа группового занятия для учащихся составляет: 45 минут, перемена – 10 мин.
Начало обучения с 1 июня, окончание — 30 июля.
Состав групп – постоянный, занятия – групповые. Группа может формироваться как из учащихся одного возраста, так и быть разновозрастной.
Основной формой обучения является учебное занятие.
Виды учебных занятий:
комбинированное занятие;
практическое занятие;
занятие-выставка;
итоговое занятие.
В зависимости от конкретных условий, материалов, интересов и подготовки учащихся педагог может вносить в программу изменения: сокращать или увеличивать материал по одной из тем, исключать отдельные темы или вносить новые.
ЦЕЛЬИЗАДАЧИПРОГРАММЫ
Цельпрограммы:сформировать у учащихся мотивацию к регулярным занятиям декоративно-прикладным творчеством посредством обучения основам бумаготворчества.
Основныезадачи:
Предметные:
познакомить с приёмами и способами работы в декоративно-прикладномтворчественаосновеиспользованияразличныхвидовбумаги.
сформировать умения безопасной и продуктивной практической работы сразличнымиматериаламиизбумагидлясозданияизделийдекоративно-прикладноготворчества.
Личностные:
способствовать воспитаниютрудолюбия,терпения, организованности иаккуратности впрактическойдеятельности;
Метапредметные:
формированиенавыковконструктивнойкоммуникацииучащихсявусловияхколлективнойтворческойдеятельности.
УЧЕБНЫЙПЛАН
№п/п | Названиераздела/темы | Количествочасов | Формы аттестации/Контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Введение впрограмму. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство и сплочение коллектива | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, педагогическое наблюдение | |
Аппликация. Развивающие игры | 6 | 0,5 | 5,5 | Педагогическое наблюдение | |
Оригами.Развивающиеигры | 6 | 0,5 | 5,5 | Теоретическийтестна Усвоениеусловных обозначений | |
Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | Промежуточная диагностика | |
Плоскостное моделирование иконструированиеизбумаги. Развивающиеигры | 4 | 0,5 | 3,5 | Педагогическое наблюдение. Контрольноезанятие | |
Объёмное моделирование иконструированиеизбумаги. Развивающиеигры | 6 | 0,5 | 5,5 | Педагогическое наблюдение, мини-выставка | |
Плетениеиз бумажныхполосРазвивающиеигры | 4 | 0,5 | 3,5 | Педагогическое наблюдение, викторина | |
Итоговоезанятие | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставкаготовыхподелок. Итоговая диагностика | |
Итого | 32 | 3,5 | 28,5 |
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
Теория:техника безопасности. Правила поведения (беседа и инструктаж поТБ). Ознакомление с темами учебной программы, с поделками, которые онибудут делать своими руками.Небольшие рассказы на тему: «Как появиласьбумага».
Практика:КТД«Давайтепознакомимся».Игры на сплочение коллектива.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.
Раздел2.Аппликация
Теория:знакомствосразличнымиматериаламииинструментами данного раздела. Понятие симметрии. Приём обрывной аппликации.
Прорезнаяаппликация.Учитьсяслушатьустныеинструкциипедагога.Развивать способность контролировать спомощью мозга движения рук ипальцев.
Практика: аппликация«Садиогород».Коллективнаяработа.Объёмнаяаппликация«Планета Земля». Развивающие игры.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Раздел3.Оригами
Теория:представлениеобискусствеоригами.Условныеобозначенияворигами.Небольшиерассказынатемы:«Изисторииоригами».Базовыеформыимногоугольники.Базоваяформа«квадрат».Отрабатыватьумениевточномсгибаниибумагиисовмещениисгибов.
Практика: цветывтехникеоригами.Листьяистебли. Развивающиеигры.
Форма контроля: теоретический тест на усвоение условных обозначений.
Раздел 4. Промежуточная аттестация
Практика: проверка полученных знаний, умений и навыков.
Форма контроля: промежуточная диагностика.
Теория: основныегеометрическиеформы.Как развиватьвоображение,внимание итворческиеспособности.
Практика:аппликацияизгеометрическихфигур.Аппликацияизэлементовкругаи овала. Развивающие игры.
Форма контроля: педагогическое наблюдение. Контрольное занятие.
Практика:коллективнаяработа«Аквариум».Забавныеживотныеизбумажных полосок. Развивающие игры.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, мини-выставка.
Теория:Искусствоплетенияизбумажныхполосок.
Практика:выполнение закладокдлякниг.Корзинасфруктами. Развивающиеигры.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, викторина.
Раздел8.Итоговоезанятие
Практика: оформление выставки,подведение итогов учебного процесса.
Форма контроля: выставка готовых поделок. Итоговая диагностика.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Врезультатеосвоениядополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы«БУМАГОЛАНДИЯ»:
Предметные:учащиеся
- будут знать приёмы и способы работы в декоративно-прикладномтворчественаосновеиспользованияматериалов избумаги;
- сформируют умения безопасной и продуктивной практической работы сразличнымиматериаламиизбумагидлясозданияизделийдекоративно-прикладноготворчества.
Личностные:учащиеся
разовьютфантазию,мелкуюмоторикурук,глазомер,познавательнуюспособность;
будутиспользоватьсвниманиемиаккуратностьюприобретенныезнанияиумениявсвоейтворческойдеятельности.
Метапредметные:
учащиеся сформируют элементарные навыки конструктивного общениясосверстниками и педагогом.
КОМПЛЕКСОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ:
КАЛЕНДАРНЫЙУЧЕБНЫЙГРАФИК
Календарныйучебныйграфикразрабатываетсяежегоднодлякаждойучебнойгруппы,обучающейсяподаннойпрограмме.
Общее количествоучебных недель – 8(32 часа)
Начало обучения с 1 июня, окончание – 30 июля.
В конце июня проводится промежуточная аттестация для проверки полученных умений, знаний и навыков.
Срок проведения аттестации по итогам обучения — последняя неделя июля.
График включает периоды, разделы, темы учебных занятий, формы контроля.
Вариант учебного календарного графика представленвПРИЛОЖЕНИИ № 1к программе.
УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ.
Длявыполненияданнойпрограммыдолжнобытьпредусмотреноналичиеучебногокабинета,укомплектованногоследующимоборудованием:
столы,ученические– 10 шт.
стулья ученические– 20шт.
столучительский–1шт.
доскаученическая –1шт.
шкафкнижныйдляхраненияспециальнойлитературы,учебногоматериала,наглядныхпособий,готовых изделий.
Материально-техническоеоснащение:каждыйучащийсядолжениметь:цветныекарандаши,ножницы,линейку,карандаш,клей-карандаш,клей ПВА, цветную бумагу, белую бумагу, цветной картон, белый картон,гофрированнуюбумагу.
Информационноеобеспечение-ноутбук.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, обладающийпрофильнымпрофессиональнымобразованием.
ФОРМЫАТТЕСТАЦИИ.
К числу важнейших элементов работы по данной программе относитсяотслеживаниерезультатов.Результативностьдеятельностиопределяетсяот исходного уровня развития ребенка начальным, промежуточным,итоговымконтролем педагога.
Формыконтроля должныбытьпсихологическищадящимииинтереснымидля учащихся. Учитывается возраст учащихся. При проведении контрольныхмероприятийучащийсясравниваетсянесостандартом(каквосновномобразовании),а ссамим собой.
Диагностика детей проводится как индивидуально, так и в группе, в процессетеоретического тестирования, контрольного опроса, совместного проведениявыставок.Некоторыекомпетенцииребенкапедагоготслеживаетвходецеленаправленного педагогического наблюдения в процессе занятий, а такжеспомощьюанализапродуктовтворческойдеятельностиучащихся.
Впроцессеобученияприменяютсяследующие видыконтроля:
Вводный контроль проводится в начале каждого занятия, направлен наповторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль можетзаключатьсякаквформеустнойбеседы,такивформевыполненияпрактических заданий.
Текущийконтроль-впроцессепроведениязанятия,направленназакреплениетехнологических приёмовработы визучаемойтеме.
Промежуточный и тематическийконтроль-позавершенииизученияразделовобразовательной программы. Проводится в форме устного опроса и в формевыполнениясамостоятельныхработ.
Итоговыйконтроль-вформевыполненияколлективныхработпоизученнымразделам программы.
Основнымикритериямиоценкидостигнутыхрезультатовсчитаются:
осмысленностьдействий;
самостоятельностьвыполненияработы;
разнообразиеосвоенныхприёмов.
Формыконтроля,используемыеназанятиях,следующие:
выполнениезаданияпообразцу;
творческиезадания.
Припромежуточнойаттестациипедагогприменяет:опрос,учебныеигры,викторины.
Основныеформыконтроля:
устныйконтроль;
практическийконтроль;
дидактическиеигры.
Оформляютсявременныевыставки,выставкипонаправлениям.Коллективныепросмотрывыставокииханализприучаютучащихсясправедливоиобъективнооцениватьсвоюработу,иработысвоихтоварищей, радоваться не только своему, но и общему успеху. Необходиморазвиватьипоощрятьтакиенравственныекачества,какдружба,взаимопомощь, сотрудничество. Стимулами являются похвала, поддержка,награждение.
ОЦЕНОЧНЫЕМАТЕРИАЛЫ.
Отслеживание результатов индивидуальной деятельности учащихся– одиниз основных элементов данной программы. В состав оценочных материаловподаннойпрограммевходятматериалыдляпроведениядиагностикиимониторинга творческих данных и познавательных процессов детей, заданияпотемамобучения.ВариантоценочныхматериаловпредставленвПРИЛОЖЕНИИ №2к программе.
В течение всего времени обучения на каждого учащегося заводится картасформированностипредметныхкомпетенций,кудавносятсябаллыдляопределения:
образовательногоуровняучащегося,
ступенисформированностиобщихкомпетенций,
-уровняусвоенияпрограммы(высокий,в/среднего,средний,н/среднего).
Образовательныйуровеньопределяетуучащегося:
-предметныекомпетенции-владениезнаниями,умениями,навыками;
-мотивациюкзанятиям–интерескзнаниям,выраженныепотребности,стремлениек изучениюпредмета;
-творческуюактивность–инициатива,воображение,интуиция,эмоциональный отклик на свои успехи и коллектива, способность к решениюпроблем,выполнениепоручений,способностькрождениюновыхидей;
эмоционально-художественнуюнастроенность-эмоциональнаявыразительностьжестов,мимики,голоса,способностькисполнениюивосприятиюпроизведенийискусства,активностьввыраженииэмоций;
достиженияучащегося-активноеучастиевделахобъединения.
Врезультатевышеперечисленныхисследованийпоокончанииобученияопределяетсяитоговыйуровеньосвоенияпрограммы:высокий,в/среднего,средний,н/среднего.
Кчислуважнейшихэлементовработыподаннойпрограммеотноситсяотслеживание результатов. Результативность деятельности определяется отисходногоуровняразвитияучащегося,начальнымиитоговымконтролемпедагога.
2.5МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ.
Реализацияпрограммы проводится в соответствии с основными
гуманистическаянаправленность–признаниетого,чтоучащийсяявляетсясубъектом образовательногопроцесса;
доступность – соответствие форм и методов педагогического процессавозрастнымособенностямдетей;
от простого к сложному – принцип перехода от репродуктивных видовмыслительнойипрактическойдеятельностичерезпоэтапноеосвоениеэлементовтворческогоблокаксамостоятельнойтворческой деятельности;
оптимальноесочетаниегрупповойииндивидуальнойформорганизации педагогическогопроцесса.
Содержаниепрограммысостоитиздвухосновныхтематическихблоков,ведущимизкоторыхявляется«бумаготворчество»,авспомогательным–«развивающие игры»:
Аппликация;
Оригами;
Плоскостноемоделированиеиконструированиеизбумаги;
Объёмноемоделированиеиконструированиеизбумаги;
Плетениеизбумажных полос.
Темыпрограммывзаимосвязанымеждусобойидополняютдругдруга.
Занятиябумаготворчествомспособствуютдостижениюучащимисяследующихэффектов:
дисциплинируют;
воспитываютусидчивость,ответственность,аккуратность,бережноеотношениекпредметамиматериалу(бумаге);
способствуютформированиюпозитивныхчувствкблизкимидаютвозможностьвыразитьэтичувствапосредствомизготовлениясвоимирукамиподарковизбумаги;
влияютнаформированиесамостоятельности,уверенностивсебе,повышениесамооценки;
позволяют учащимся испытать свои возможности и проявить
способности:
конструктивные—присозданиифигуркиизодноголистабумагипутемегонеоднократногоскладывания,приизготовлениифигуркиизнесколькихдеталей,сложенныхвтехникеоригамиисоединенныхспомощьюклея;
изобразительные—засчетчастичнойилиполнойдорисовкидеталей,использованияметодааппликации,примененияцветовыхсочетаний,чередованияцвета;
творческие— оригинальное применение известных моделей;изобретениевариацийнаклассическиемодели;изобретениесвоихфигурок;оформительские—оформлениеоткрыток,помещенийкпразднику;
Блок«развивающиеигры»состоитиз:
пальчиковыхигр,
речевыхигр,
динамическихигр.
Развивающиеигрыактивноиспользуютсянавсехзанятиях.Ониудовлетворяютестественнуюпотребностькаждого ребенка вдвижении,создаютблагоприятнуюдляобученияатмосферу,несутэлементырелаксацииснимают нервное напряжение от перегрузок,объединяют учащихся междусобой,способствуютвзаимодействию,воспитываюти прививаютнавыкиобщения.
Назанятияхиспользуютсяследующиеметодыобучения:
объяснительно-иллюстративный–способствует созданию прочнойинформационнойбазыдляформированияуменийинавыков.Педагогобъясняет новую тему с демонстрацией действий, ставит целью освоениеданного материалаиполучение конкретногорезультата.
репродуктивный,а в дальнейшем — продуктивный метод. Учащиесявоспроизводятпоказанныедействияисамостоятельновыполняютаналогичныезадания.
эвристический–предполагаетболееактивнуюпознавательную
деятельность учащихся. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагаетрешитьеесамостоятельно.Данныйметоднаиболеепродуктивен,т.к.позволяетдетямнепростоусваиватьзнания,ареализовыватьсвойтворческийпотенциал.Учащийся-непассивныйсвидетельучебногопроцесса, а активный участник. Эвристическая форма обучения доставляетдетямудовольствиеотобразовательнойдеятельности,этоодноизсамыхсильныхсредств,стимулирующеепознавательнуюдеятельностьдетей.
Основнойформойобучениявходереализацииданнойпрограммыявляется комбинированноезанятие.
В целях придания динамичности и стимулирования интереса к изучаемойтеме в ходе комбинированного занятия сочетаются изучение теоретическогоматериалаипрактическая работа.
Какправило,занятиеимеетследующуюструктуру:
организационныймомент;
повторениеизакреплениепройденногоматериала;
изучениеновойтемы;
закреплениетемы;
контроль усвоения нового материала.Процессизученияновогоматериалавключаетвсебя:
изложение учебного материала, которое строится по принципудиалога с активным включением учащихся в обсуждение изучаемойтемы;
практику,которая сопровождается объяснениями педагога ипоказомметодовиприемовнаиболееправильнойиоптимальнойработы;
самостоятельнуюработуучащегося.Наэтомэтапеработы
можно осуществить как индивидуальный подход к учащемуся, так и работу вгруппе.
Впрограммереализуетсядифференцированныйподход,посколькуонарассчитананаучащихсясразличнымуровнемспособностейкусвоениюучебного материала.
Учебно-методическийкомплексвключаетвсебя:
Теоретический материал по темам: «Оригами», «Плетение»,
«Плоскостноеиобъемное моделированиеиконструирование из бумаги»,
«Плетение из бумажных полос». Каждой теме занятия предшествует подборлитературного материала: в форме беседы педагог связывает тему занятия стойилиинойсказкой,легендой,притчейипредлагаетдетямобыгратьхарактерыгероевспомощьютехилииныхдеталей.
Готовыеиндивидуальныематериалыдляподелок.
Дидактическиематериалы:картонныешаблоны.
Примерный комплекс упражнений и игр для пальчиковой гимнастики(динамическойпаузы).
ВариантыразличныхметодическихматериаловпредставленывПРИЛОЖЕНИИ №3к программе.
2.6.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯПЕДАГОГОВ:
Бойко,Е.А.Квилингилибумажнаяфилигрань/Е.А.Бойко.–М.:Полиграфизд,2011.– 30 с.
Бондаренко,О.В.Поделкиизбумаги.Подарки,игрушки,забавныезверушки/О.В.Бондаренко.–Ярославль:Академияразвития,2018. –80с.
Давыдова, Г.Н. Бумогопластика. Цветочные мотивы / Г.Н. Давыдова. –М:«Скрипторий 2003»,2007.– 32 с.
Зайцева,А.А.Искусствоквилинга:магиябумажныхлент/А.А.Зайцева.-Москва:Эксмо-Пресс,2014. – 64с.
Кулакова,Л.Ю.Цветыизбумаги/Л.Ю.Кулакова.-Москва:АСТ-ПРЕСС: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2013. -79с.
Петрова,И.М.«Объемнаяаппликация:учебно-методическоепособие»
/И.М.Петрова.–СПб: «Детство-пресс»,2017.–48с.
Пищикова,Н.Г.Работасбумагойвнетрадиционнойтехнике/Н.Г.Пищикова.– М: «Скрипторий 2003»,2013.–63с.
Сержантова,Т.Б.365моделейоригами/Т.Б.Сержантова.–М.:Айрис-Пресс, 2015.– 192с.
Чиотти,Д.Оригинальныеподелкиизбумаги/Д.Чиотти,пер.ситал.Г.В.Кирсановой. – М.:ОООТД«ИздательствоМиркниги»,2017.–96с.
ДЛЯУЧАЩИХСЯИ РОДИТЕЛЕЙ:
Давидский,М.А.Объемныеподелкиизбумаги/М.А.Давидский.–М.:АСТ: Астрель,2016.–64с.
Давыдова,Г.Н.Бумагопластика.Цветочныемотивы/Г.Н.Давыдова.–М.
:«Скрипторий2003»,2010.–32с.
Джексон,Д.Поделкиизбумаги:кн.дляучащихся/Д.Джексон,пер.сангл.С.В.Григрорьевой.– М.: Просвещение,1979. –64с.
Зайцева,А.А.Идеидляпраздника.Открытки,шкатулки,украшения/А.А.Зайцева. – М.:Росмэн,2015.– 32с.
Лазарева,Н.М.Урокимастерства.Подарки,сувенирыизбумаги/Н.М.Лазарева.– СПб.:Паритет,2007.–128с.
Немирова,Е.Урокитворчества.Длядетей5-7лет/Е.Немирова.-М.:Стрекоза,2014.–16с.
Потапова,А.KUMON.Давайвырезать!Рабочаятетрадь/А.Потапова.–М.:Манн,ИвановиФербер,2019 г.–80с.
Пружинина,В.С.Вполномцвету.Листьяподразнымиугламизрения
/В.С.Пружинина. -//Моёлюбимоехобби.– 2015.-№2.–С.9-16.
Саломатина,Е.И.Бумажноемоделирование.Gakken.Японскиепринципы развития ребенка / Е.И. Саломатина. - М. : Эксмо-Пресс, 2017. – 64с.
Шатилова Е.О. Поделки из бумаги. Школа творчества / Е.О. Шатилова. –Харьков: Фактор,2014.–64с