Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Кисточка»
Возраст учащихся: 7-13 лет
Срок реализации: 16 часов
Разработчик:
Гутова Ксения Олеговна, педагог дополнительного образования
Ю рга 2023
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ……….. | 3 |
| 3 |
| 6 |
| 7 |
| 13 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ........ | 15 |
2.1. Календарный учебный график…………………………………….. | 15 |
2.2. Условия реализации программы ..………………………………... | 15 |
2.3. Формы аттестации…………………………………………………. | 15 |
2.4. Оценочные материалы ...…………………………………………... | 16 |
2.5. Методические материалы….………………………………………. | 17 |
3. Список литературы………….……………………………………... | 18 |
Приложение1 ……………………………………………………………… | 20 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кисточка» имеет художественную направленность, ориентирована на воспитание художественного вкуса и творческой познавательной активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Предназначена для учащихся в возрасте от 7 до 13 лет.
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ);
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации //Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 года № 212-р)
Устав МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» (Постановление Администрации город Юрги от 29.15.2015г. №1997);
Учебный план МБУДО «ДЮЦ г. Юрги».
Изобразительное искусство является составной частью художественно-эстетического направления в дополнительном образовании учащихся. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия данной направленности готовят учащихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами и формами выражения, развивают воображение и творческие способности. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной изобразительной деятельности. Знакомство с декоративно-прикладным искусством способствует изменению отношения учащихся к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность. При реализации данной программы создаются условия для эффективного развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся.
Актуальностьпрограммы определяется запросом со стороны родителей на приобретение их детьми навыков изобразительного творчества, опирается на необходимость реализации творческого потенциала ребенка и его социализации в детском коллективе.
Новизна и педагогическая целесообразностьданной программы заключается в ее инновационном характере. В процессе обучения используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования (штампы, палочки для росписи, валики с рельефом и т.д.).
Данная программа охватывает возрастной диапазон учащихся от 7 до 13 лет, с учетом их опыта и возрастных особенностей, предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в той или иной творческой деятельности, способствует развитию образного и пространственного мышления, фантазии, творческой активности, а также развитию мелкой моторики рук, мышления и творческих способностей учащихся.
При формировании групп возраст учащихся учитывается следующим образом – группы 7-10 лет, 10-13 лет. Количественный состав учащихся в учебной группе составляет 10 человек.
По уровню освоения программа – стартового уровня.
Объем и срок освоения программы. ДООП «Кисточка» рассчитана на 16 часов обучения
Режим занятий:
Период обучения | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Общееколичество часов |
16 часов | 2 часа | 2раз | 4раза | 16 часа |
Форма обучения – очная. В целях приобретения и закрепления необходимых знаний, умений и навыков в программе используются следующие формы занятий: беседа, игра, игра-путешествие, практические занятия. Занятия могут иметь коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.
образовательные:
− расширять познания учащихся о различных видах изобразительного искусства, многообразии материалов и приемах работы с ними;
развивающие:
− способствовать развитию мотивации к познанию мира через собственную созидательную деятельность;
− стимулировать учащихся к самостоятельной творческой и познавательной активности
воспитательные:
− содействовать гармоничному развитию личности учащегося;
− воспитывать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность, терпение, целеустремленность;
− формировать коммуникативные навыки, внимательное и уважительное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1.1 | Вводное занятие, ТБ Пейзаж | 2 | 1 | 1 | Входной контроль в форме выполнения творческих заданий |
1.2 | Натюрморт | 2 | 0 | 2 | Устный опрос. |
1.2.1 | Маки | 2 | 0 | 2 | |
1.2.2 | Пионы | 2 | 0 | 2 | |
1.2.3 | Морской пейзаж | 2 | 0 | 2 | |
1.2.4 | Натюрморт с цветами | 2 | 0 | 2 | |
1.2.5 | Птицы | 2 | 0 | 2 | Устный опрос. Выставка творческих работ |
1.2.6 | Животные | 2 | 0 | 2 | |
Итого | 16 | 1 | 15 |
1.3.2. Содержание программы
Тема 1.1.Вводное занятие. Водный инструктаж по ТБ.
Теория:Что такое живопись? Отличие живописи от графики. Какие виды, стили, жанры существуют. Техники и технологии (художественные материалы).
Понятие композиции. Основные принципы композиции.Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами – 1ч.
Практика:Рисование пейзажа с натуры – 1 ч.
Тема 1.2. Натюрморт
Практика:Рисование натюрморта с натуры. Составляем композицию предметов на листе в натюрморте. Выполнение простого натюрморта с фруктами, овощами. Распределение светотени.– 2ч
Тема 1.2.1. Маки
Практика:Изучаем техники живописи. Выполняем работу гуашью. – 2ч.
Тема 1.2.2. Пионы
Практика:Изучаем техники живописи. Выполняем работу гуашью пальцами, без использования кистей. – 2ч.
Тема 1.2.3.Морской пейзаж
Практика:Изучаем техники живописи. Выполняем работу акрилом. – 2ч.
Тема 1.2.4. Птицы
Практика:Изучаем техники живописи. Выполняем зарисовки птиц. Используя одну из техник выполняем работу на большом формате. – 2ч.
Тема 1.2.5. Животные
Практика:Изучаем техники живописи. Выполняем зарисовки животных. Используя одну из техник живописи выполняем работу на большом формате – 2ч.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые образовательные результаты реализации программы:
По окончанию обучения учащиеся:
знают:
− о средствах выразительности;
− о природе цвета и его характеристиках;
− об основных, составных и дополнительных цветах;
− о цветовых контрастах.
умеют:
− правильно располагать рисунок в листе;
получать цветовое разнообразие на основе соединения определенного цветового тона с белым и черным;
− создавать цветовые «растяжки»;
− смешивать цвета;
− правильно выполнять последовательность работы;
владеют:
- навыками работы с разными средствами изобразительного искусства;
- приемами работы с цветом.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график имеет следующие разделы и является самостоятельным документом:
Наименование модуля | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Дата начала учебного периода | Дата окончания учебного периода |
4 | 8 | 1 июня | 30 июня |
2.2. Условия реализации программы.
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кисточка» необходимы следующие материально-технические условия: учебный кабинет со столами и стульями, равных количеству учащихся. Необходимы шкафы для хранения рабочих материалов и инструментов, выставочный стенд для организации выставок творческих работ учащихся.
Организационные условия реализации следующие: для учащихся занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа. Оптимальное количество учащихся в каждой группе 10 человек.
Кадровые условия реализации программы: педагог дополнительного образования по профилю преподаваемых дисциплин, имеющий педагогическое образование.
2.3. Форма аттестации
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кисточка» предусмотрен контроль её освоения и промежуточная аттестация. Формы отслеживания результатов освоения программы:
1. анализ выполнения учащимися творческих заданий (проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия, а также периодический контроль, итоговый контроль);
2. педагогическое наблюдение выполнения заданий учащимися;
3. анализ отзывов родителей на результаты занятий и творческих показов;
4. диагностика освоения программы.
В работе используются следующие виды контроля: первичный (1 июня); промежуточный (15 июня); итоговый (30 июня). Для изучения результативности освоения программы у каждого учащегося группы определяется уровень освоения теоретических знаний и практических умений и навыков
В ходе реализации образовательной программы применяются следующие формы контроля:
- текущий (осуществляемый в ходе повседневной работы): наблюдение за группой и каждым учащимся в отдельности; беседа, опрос;
- периодический (проводимый после изучения логически законченной части программы): творческие работы, показы творческих работ, контрольное занятие, открытое занятие, фестивали художественного творчества, конкурсы;
- итоговый (в конце учебного периода): контрольные, итоговые, зачётные занятия.
Вид промежуточной аттестации – зачет в форме игры и выполнения зачетной итоговой работы.
2.4 Оценочные материалы
Главным стимулом работы и механизмом получения результата является оценка выставочных работ учащихся на городских, областных и всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества. Документальным подтверждением успешности программы являются дипломы, грамоты и благодарственные письма экспертных комиссий учредителей выставок.
В качестве диагностического инструментария используются:
тестирование;
опросы, беседы;
игровые технологии (игры-задания, карточки, и др.);
конкурсное движение.
2.5. Методические материалы
Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Образовательная программа.
2. Календарно-тематический план занятий.
3. Комплект планов-конспектов учебных занятий.
4. Оценочные средства диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кисточка».
5. Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
6. Дидактические материалы: образцы материалов, поделок; технологические схемы изготовления поделок; альбомы, фотографии лучших работ, медиатека, шаблоны, трафареты.
7. Инструкция по технике безопасности.
Список литературы
Для педагогов
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей./ Москва: АРТ ПРЕСС КНИГА, 2001. – 78с.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ М.: Просвещение, 2010. – 336с.
3. Изобразительное искусство. 1-4 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М. Неменского / авт.-сост. Л.В. Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2012.-51с.
4. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга»/Т.Н.Доронина.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2000.-160с.:ил.
Список литературы для учащихся
Браун, Д. Учитесь рисовать птиц. [Текст, иллюстрации]/ Д.Браун -
Минск: Попурри. 2002
Керн, Т. Рисуем крупных животных.[Текст, иллюстрации]/ Т.Керн - Минск: Современное слово.2002.
Линицкий, П. Как нарисовать любую зверушку за 30 секунд. [Текст, иллюстрации]/ П. Линицкий – СПб.: Питер, 2012. – 64с.:ил.
Людвиг-Кайзер, У. Каждый может рисовать. Первые шаги. [Текст, иллюстрации]/ У.Людвиг-Кайзер – СПб.: Питер, 2014. – 64 с.: ил.