Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Театр
  3. Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности

0 подписчиков
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький театр» (далее – Программа) направлена на развитие у детей творческих умений и навыков средствами театрального искусства, постижение основ актерского мастерства, а также расширение кругозора через знакомство с театром как видом человеческой деятельности. Программа целостно развивает у обучающихся младшего школьного возраста творческие способности художественной направленности.

Предметы

Театр

Категория

Театр
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

БУДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «ИСТОК»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Маленький театр»

Возраст обучающихся: 8 – 15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Вечерина Инна Ивановна,

педагог дополнительного образования

Омск 2023г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Планируемые результаты

5

2.

Содержание программы

6

2.1.

Учебно-тематическое планирование

6

2.2.

Содержание занятий

7

3.

Контрольно-оценочные средства

16

4.

Условия реализации программы

21

4.1.

Список литературы

22

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленький театр» рассчитана на обучающихся 8-15 лет.

Уровень программы – базовый.

Художественная направленность данной программы обусловлена развитием художественных способностей детей младшего и среднего школьного возраста через приобщение к театральной деятельности.

    1. Актуальность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленький театр» (далее – Программа) направлена на развитие у детей творческих умений и навыков средствами театрального искусства, постижение основ актерского мастерства, а также расширение кругозора через знакомство с театром как видом человеческой деятельности. Программа целостно развивает у обучающихся младшего школьного возраста творческие способности художественной направленности.

Актуальность данной программы в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности обучающегося младшего и среднего школьного возраста, его неповторимой индивидуальности. Театр – место, где человек – ребенок развивает в себе творчество, развивает навыки общения, свободы, интеллект, приобщается к культуре и учится быть самим собой. Занятие театральным творчеством возможно только в прямом общении. Театр – это одно из самых действенных средств борьбы с компьютерной наркоманией, гиподинамией.

Возрастной период 8-15 лет является наиболее важным для развития эстетического восприятия творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Занятия театральным творчеством многоплановы, комплексны, направлены на саму личность ребенка и его общее эстетическое развитие, так как выполняют одновременно воспитательную, познавательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Отличие данной программы от существующих состоит в том, что она при проведении занятия одновременно используются фрагменты разных тем и разделов, способствует развитию фантазии и воображения обучающихся не через определенные догматы, а через деятельность, близкую детям по своему существу, позволяющую выбрать формы и методы обучения с учетом возрастных особенностей, способностей и интересов обучающихся. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, определяющих развитие психологических способностей ребенка, осуществляется в рамках возрастного общего развития. Основной метод реализации программы: «от простого к сложному». Именно в этих универсальных условиях опыт обучения более старших детей легко дублируется младшими обучающимися.

Задачи педагога:

- организация учебного процесса и коллективной творческой деятельности обучающихся;

- поэтапное развитие творческих способностей обучающихся;

-диагностика уровня развития психологических, творческих возможностей и достижений обучающихся.

Форма обучения по Программе – очная/очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Трудоемкость Программы: срок реализации программы 216 часов (6 часов в неделю), группа – 10 обучающихся.

Режим занятий: занятия проходят на базе учреждения 3 раза в неделю по 45 минут с перерывом в 10 минут.

Занятия в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий 3 раза в неделю по 30 минут с перерывом в 10 минут.

Длительность занятия – 1 академический час – 45 минут, в дистанционном режиме – 30 минут.

Формы проведения занятий:

- игра;

-тренинг;

- репетиция;

- беседа;

- концерт;

- спектакль:

- мастер класс;

- просмотр спектакля;

- творческий показ;

- проектная мастерская.

Виды дистанционных занятий:

Занятие-практикум, виртуальная творческая лаборатория, занятие-консультация.

Особенности набора/добора обучающихся: на обучение зачисляются все желающие заниматься по программе в возрасте 8-15 лет.

Основным условием набора в объединение является собственное желание ребенка этим заниматься. Добор детей в объединение осуществляется свободно в течение всего года.

Особенности организации образовательного процесса:

Осваивая программу, дети получают знания по темам: «Изучение основ актерского мастерства», «Изучение правил и навыков грамотной дикции, артикуляции, интонации речи», «Занятия по формированию у обучающихся навыков чувства ритма, сюжетно-образного движения», «Репетиционно-постановочная деятельность», «Творческая мастерская», «Реализация образовательного общеучрежденческого проекта духовно-нравственной направленности».

В театральном педагогическом процессе, обучающиеся знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, эмоции, движения, диалоги, общение. Развивается эмоциональная сфера обучающихся через сочувствие персонажам разыгрываемых ситуаций. Формируется опыт социальных навыков поведения. Комплекс занятий по актерскому мастерству в режиме игры будет способствовать развитию психофизической и эмоциональной сферы обучающихся. Занятия сценической речью будут способствовать формированию грамотной, связной, выразительной речи, а также успешно формируются коммуникативные навыки и качества, что является определяющим условием совместного творчества обучающихся, ведь театр – искусство коллективное. Параллельно воспитывается потребность участвовать в творческой деятельности не только в детском объединении, а и в школе, детском саду.

 На занятиях ребенок становится зрителем и одновременно творцом, принимая деятельное участие в создании этюда, миниатюры, спектакля. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать их или наоборот культивировать в себе положительные черты персонажа. Создается творческая ситуация, через которую ребенку легко и понятно вместе с другими обучающимися, близкими по данной деятельности может преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость и неуверенность в себе.

Представленный программный материал в полной мере может быть использован как при проведении очных занятий, так и при проведении очных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий

Образовательный процесс обучающихся в дистанционном режиме формируется на основе средств связи и сети Интернет.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует комплексному нравственно-эстетическому развитию обучающегося.

Данная программа учитывает многогранность и особенности общения детей с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

В результате реализации программы, обучающиеся становятся любителями театра – активными зрителями, участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей творческой деятельности для себя и окружающих, понимают ценность коллективного творчества, осознавая себя в качестве сотворца. Кроме обогащения знаниями по предмету программа направлена на социализацию личности.

В связи со спецификой работы учреждения – реализации духовно-нравственной направленности в воспитании подрастающего поколения – духовно-нравственный компонент программы заключается в реализации образовательного общеучрежденческого проекта духовно-нравственной направленности. Проект реализуется в течение двух месяцев, завершается защитой на общеучрежденческом мероприятии и представлением продукта.

    1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей ребенка посредством театральной деятельности.

Задачи программы:

-развить интерес к творческой деятельности;

-расширить знания о театральном искусстве;

-обучить приемам и навыкам театрального творчества;

- способствовать формированию коммуникативных навыков, самостоятельности, самоорганизации.

1.3. Планируемые результаты

По итогам обучения у обучающихся будут сформированы:

личностные результаты:

- умение налаживать контакт с людьми, освоение норм поведения в различных ситуациях;

-умения и навыки коллективной творческой работы, потребность в сотрудничестве;

метапредметные результаты:

- умение слушать и слышать педагога, умение работать в малых группах, парах, индивидуально, оценивать работу друг друга.

- эффективно использовать полученные знания и навыки;

предметные результаты:

- овладеет базовыми навыками и умениями актёрского мастерства;

-сможет публично самостоятельно показать индивидуальную или групповую творческую работу(этюд, миниатюру, спектакль).

2. Содержание программы

2.1. Учебно-тематическое планирование

Темы разделов занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

2

2.

Раздел № 1. Изучение основ актерского мастерства.

52

Тема 1.1. Знакомство с профессией АКТЕР «Актер на сцене и в театре»

6

Тема 1.2. Обучение технике выполнения сценичекского этюда

10

Тема 1.3.Обучение правилам и технике выполнения упражнений по теме «Предлагаемые обстоятельства»

6

Тема 1.4.Выполнение упражнений по теме «Действие – взаимодействие артистов на сцене ».

6

Тема 1.5.Выполнение упражнений по теме «Эмоции человека в жизни и на сцене»

6

Тема 1.6.Выполнение упражнений по теме «Предметные – беспредметные действия как навык актерского мастерства»

6

Тема 1.7.Выполнение упражнений по теме «Сценическое внимание, наблюдательность, фиксация сценических действий»

6

Тема 1.8.Выполнение упражнений по теме «Воображение. Кинолента видения. Образ»

6

3.

Раздел № 2 Изучение правил и навыков грамотной дикции, артикуляции, интонации речи

58

Тема 2.1.Сценическая речь – главный навык артиста

4

Тема 2.2. Обучение выполнению упражнений по дыхательной, речевой, артикуляционной , мимической гимнастики.

14

Тема 2.3 Обучение выполнению упражнений по формированию артикуляционных навыков

12

Тема 2.4. Изучение правил и техники работы со скороговорками

8

Тема 2.5. Изучение правил и техники работы со стихотворным

и прозаическим текстом. «Я – исполнитель!»

20

4.

Раздел 3. Репетиционно-постановочная деятельность

58

Тема 3.1. Знакомство с постановочным материалом (миниатюрой, литературно-музыкальной композицией, пьесой) - чтение, творческий анализ, распределение ролей среди обучающихся.

6

Тема 3.2. Чтение постановочного материала по ролям, анализ роли персонажа, литературного материал..

6

Тема 3.3. Проведение репетиций по постановочному материалу ,(миниатюра, литературно-музыкальная композиция, пьеса)

40

Тема 3.4.Показ - премьера творческой работы (миниатюры, литературно-музыкальной композиции, спектакля)

6

5.

Раздел 4. Занятия по формированию у обучающихся навыков чувства ритма, сюжетно-образного движения

12

Тема 4.1. Обучение технике выполнения учебных упражнений по сценической ритмике.

6

Тема 4.2.Обучение технике выполнения учебных упражнений по сценической пластике.

6

6.

Раздел 5.«Творческая мастерская»

10

Тема 5.1.Проведение беседы по истории театра.

4

Тема 5.2.Просмотр спектакля для детей в одном из омских театров

4

Тема 5.3.Проведение мастер класса по практическому применению театральной деятельности.

2

7

Раздел 6«Культурно-образовательные события»(ДНК)

16

Участие в проектах по духовно-нравственному воспитанию учреждения

10

Знакомимся с правилами этикета: приличие, вежливость, пристойность и т.д.

4

Коллективное посещение музыкального театра

2

8

Радел 7. « Знакомимся с профессией»

8

Актёр в театре, в кино , в концертной программе

4

Я – актёр. Практическое занятие

2

Чему научились. Показ своих миниатюр

2

ВСЕГО по Программе:

216

2.2. Содержание занятий

1. Вводное занятие - «Давайте познакомимся» (2 час.). (Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: занятие-беседа

Термины, понятия: (ремесла).

Ход занятия: организационный момент, знакомство с детьми, разъяснение правил поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности. Рассказ о театральном объединении «Театральный «Исток». Демонстрация мульмедийной презентации о деятельности ДО «Театральный «Исток» в 2019-2020 гг.

Педагог проводит с обучающимися групповые игры «Солнышко», «Ракета», «Кто ты?», «Передай другому» для знакомства обучающихся и адаптации в новом коллективе.

ИТОГ: групповая рефлексия.

Раздел № 1 Изучение основ актерского мастерства (52 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с профессией АКТЕР. Актер на сцене и в театре. (4 час.). (Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие с элементами тренинга.

Термины, понятия: театр,актер, театральная игра, сценический образ.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятиями «театр», «актёр», «сценический образ», «театральная игра» и по итогам беседы отвечают на вопросы: почему так важно овладеть мастерством актера (фронтальная работа).

Тренинговая часть занятия.Педагог объясняет и показывает обучающимся основные исполнительские театральные приемы, включая обучающихся в тренинговые игровые упражнения в т.ч. «Поклон», «Здравствуйте», «Я на сцене», «Увлеченный зритель», «Канатоходец», «Мой любимый герой» и др. Тренинговые упрежнения проводятся в индивидуальной и групповой форме.

ИТОГ: групповая рефлексия.

Тема1.2.Обучение технике выполнения сценичеккого этюда (10 час.) Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие – игра, творческий показ.

Термины, понятия: этюд, этюд словесный, этюд бессловесный, завязка, кульминация, развязка, действие, противодействие.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятиями «сценический этюд», что такое сценический этюд, виды сценических этюдов, для чего нужно заниматься выполнением сценических этюдов для юного актера, с техникой подготовки и выполнения, а и по итогам беседы отвечают на вопросы: почему так важно овладеть техникой выполнения этюдов (фронтальная работа).

Педагог определяет тему этюда каждому обучающемуся. Проводится игра «покажи своего героя». Проходит творческий показ индивидуальных этюдов. Обучающиеся формируются в группы по 5 человек для выполнения группового задания, получая опыт группового творческого взаимодействия (групповая работа). Проводится групповая игра «Покажи своего героя». Проводится творческий показ групповых работ.

ИТОГ: групповая рефлексия.

Тема 1.3. Выполнение упражнений по теме «Предлагаемые обстоятельства» (6час.)(Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие – игра, творческий показ

Термины, понятия: предлагаемые обстоятельства, драматург, ремарка, режиссер, сверхзадача.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятиями«предлагаемые обстоятельства». Для чего нужны? Надо ли их соблюдать на сцене. Как действовать в предлагаемых обстоятельствах? Взаимодействие актеров на сцене, а и по итогам беседы отвечают на вопросы: что такое предлагаемые обстоятельства как они это понимают (фронтальная работа).

Педагог предлагает обучающимся разные предлагаемые обстоятельства, в которые обучающиеся погружают своего персонажа: ситуативные, музыкальные, пластические, речевые как индивидуальные, так и групповые. Обучающиеся выполняют задания в форме игры, в т.ч. «В сказочном королевстве», «Веселый зоопарк», «Уникальное цирковое представление» и др.

Обучающиеся создают этюды в предлагаемых обстоятельствах. Индивидуальная работа. Проходит творческий показ подготовленных индивидуальных этюдов.

ИТОГ: групповая рефлексия.

Тема1.4. Выполнение упражнений по теме «действие – взаимодействие артистов на сцене» (6 час.) (Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие – игра, творческий показ

Термины, понятия: сценическое действие, взаимодействие с партнером, групповое взаимодействие, взаимодействие со зрителем, сквозное действие.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с главным принципом сосуществования на сцене актеров – взаимодействие в процессе театрального действия как необходимый и единственный способ в театральном представлении.

Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопрос, что такое действие-взаимодействие для артиста (фронтальная работа).

Педагог проводит с обучающимися групповые игры «Встреча», «Просьба», «Помоги разобраться», «Как пройти?», «Где живет Дед Мороз», Можно с вами познакомиться», в «Магазине», «На детской площадке» и др. Педагог задает юным артистам предлагаемые обстоятельства. Обучающиеся формируются в группы по 2-3-4-5 человек для выполнения группового задания – этюда по заданной тематике, получая опыт группового творческого взаимодействия (групповая работа). Проходит творческий показ подготовленных творческих работ.

ИТОГ: групповая рефлексия.

Тема 1.5. Выполнение упражнений по теме «Эмоции человека в жизни и на сцене» (6 час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие-игра, тренинг.

Термины, понятия: виды человеческих эмоций, жесты, мимика, зрительный образ.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с термином «эмоции», какие бывают эмоции у человека. Зачем артисту нужно учиться выразительно показывать эмоции на сцене. Как жесты, мимика, пластика дополняют выражение эмоций у артиста. Обучающиеся по итогам беседы определяют эмоцию на представленных педагогом картинках, отвечают на вопросы, как выразительно представить свои эмоции артисту во время сценического действия (фронтальная работа).

С обучающимися проводятся групповые игры, в т.ч. «Угадай мою эмоцию?», «Грустные гномы», «Веселые мухи», «Шмель-хохотун», «Под дождем» и др. Во время выполнения упражнений обучающиеся учатся выразительно демонстрировать эмоции, а также жесты, мимику. Обучающиеся получают опыт группового творческого взаимодействия (групповая работа).

Тренинговая часть занятия.Педагог проводит тренинг по овладению навыками выражения эмоций на сцене. Обучающимся предлагается в парах упражнение «Зеркало». Педагог объясняет условия выполнения упражнения, каждая пара получает задание – предлагаемые обстоятельства. После освоения упражнения, каждая пара демонстрирует выполнение упражнения – зеркальное выражение эмоций партнера, обучающиеся отгадывают эмоции пары и дают оценку выполнения. Партнеры меняются ролями и вновь демонстрируют выполнение упражнения. Педагог корректирует и объясняет детали во время выполнения упражнения.

ИТОГ: групповая рефлексия, взаимооценка.

Тема 1.6. Выполнение упражнений по теме «Предметные – беспредметные действия как навык актерского мастерства» (6 час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие, творческий показ.

Термины, понятия: бутафорский предмет, декорации, предметные, беспредметные действия.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с термином «предметное», «беспредметное» действие артиста на сцене. Педагог показывает и объясняет обучающимся разные варианты предметного и беспредметного действия. Объясняет почему необходимо учиться показывать предмет в его отсутствии. Что такое «бутафорский предмет» на сцене, его значение и возможности. Как предметы помогают артисту в воплощении сценического действия.

Как «декорации» определяют пространство для деятельности артиста на сцене в заданных предлагаемых обстоятельствах. Педагог демонстрирует обучающимся бутафорские предметы. Обучающиеся по итогам беседы определяют разницу натурального и бутафорского предмета, отвечают на вопросы по пройденной теме (фронтальная работа).

Педагог проводит групповые игровые упражнения с предметами, без предметов, в т.ч. «Под дождем», «Игра в снежки», «Слови бабочку», «Веселый мяч» и др. Педагог предлагает обучающимся разделиться на группы и выполнить этюды в предлагаемых педагогом обстоятельствах с предметами, без предметов. Тематика и предметы в каждом занятии разные. Обучающиеся формируются в группы по 2-3-4-5 человек для выполнения группового задания – этюда по заданной тематике, получая опыт группового творческого взаимодействия (групповая работа). Проходит творческий показ подготовленных творческих работ.

ИТОГ: групповая рефлексия, взаимооценка.

Тема 1.7. Выполнение упражнений по теме «Сценическое внимание, наблюдательность, фиксация сценических действий» (6 час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие – игра, творческий показ.

Термины, понятия: внимание, сценическое внимание человека, наблюдательность, фиксация сценического действия.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с терминами «внимание», «сценическое внимание человека», «наблюдательность», «фиксация сценического действия». Педагог дает подробное разъяснение лля чего все эти понятия и умения необходимы артисту, как их необходимо формировать и тренировать.Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы по пройденной теме (фронтальная работа).

Педагог проводит коллективные игры на развитие внимания у обучающихся, в т.ч. «Игла», «Маникен», «Кукла» и др. Обучающиеся формируются в группы по 4-5 человек для выполнения группового задания – этюда по заданной тематике, получая опыт группового творческого взаимодействия-сотрудничества (групповая работа). Проходит творческий показ подготовленных творческих работ.

ИТОГ: групповая рефлексия, взаимооценка, самооценка.

Тема 1.8. Выполнение упражнений по теме «Воображение. Кинолента видения. Образ» (6 час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие – игра, творческий показ.

Термины, понятия: воображение - внутреннее видение, сценический образ, цепочка событий, кинолента видения. Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с терминами «кинолента видения», «сценический образ», «цепочка событий», «внутреннее видение». Педагог подробно рассказывает как создается сценический образ персонажа, из каких деталей формируется его цепочка событий и в результате формируется кинолента внутреннего видения, почему это важно точно сформировать и привнести в сценический образ. Педагог дает подробное разъяснение лля чего все эти понятия и умения необходимы артисту. Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

Для закрепления теоретического материала педагог проводит игры-иммитации животных, сказочных персонажей, предметов, Далее педагог формирует группы обучающихся из 3-5 чел., каждая группа получает задание в предлагаемых обстоятельствах создать свою интересную историю и показать ее.получая опыт группового творческого взаимодействия-сотрудничества (групповая работа). Проходит творческий показ подготовленных творческих работ.

ИТОГ: групповая рефлексия, взаимооценка.

Раздел 2.Изучение правил и навыковграмотной дикции, артикуляции, интонации речи(58 час.)

Тема 2.1. Сценическая речь – главный навык артиста (4час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие - игра, творческий показ.

Термины, понятия: сценическая речь, интонация, дикция, артикуляция, диафрагма.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятием «сценическая речь», что это такое. Педагог подробно рассказывает о необходимости красивой и грамотной речи у артиста и каждого человека, объясняет, что речь – носитель информации. О важности связности, логичности текста, силе звука голоса, как он появляется, а также об интонации, артикуляции и особенностях работы над их совершенствованием.Педагог рассказывает как создается звуковой резонанс у человека. Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

Педагог проводит короткую речевую гимнастику. Читает как пример скороговорку, чистоговорку. Раздает обучающимся тексты чистоговорок, скороговорок. Чистоговорки исполняются индивидуально, в группе. Показ готовых групповых работ проводится в форме показа - чтению скороговорок, чистоговорок в разных предлагаемых обстоятельствах.

ИТОГ: групповая рефлексия, самооценка, выученные наизусть 3- скороговорки.

Тема 2.2. Обучение выполнению упражнений по дыхательной, речевой, артикуляционной, мимической гимнастике ( 14час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие - игра, тренинг.

Термины, понятия: диафрагма, мимика лица, правильное дыхание.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятиями «диафрагма», «глубокое дыхание» что это такое, «мимика лица», «выразительный звук», о необходимости занятий дыхательной, речевой гимнастикой. Обучающимся демонстрируется в видеоматериале дыхательная, речевая гимнастика в исполнении профессиональных артистов. По итогам беседы обучающиеся отвечают на вопросы. (фронтальный опрос).

Педагог проводит тренинг, в процессе которого детально обучает упражнениям дыхательной гимнастики. Обучающиеся работают в парах, используя упражнение «Зеркало» в демонстрации упражнений дыхательной гимнастики. Педагог показывает примеры выразительной мимики артиста. Обучающиеся вместе с педагогом выполняют мимические упражнения. Проводится групповая работа под контролем педагога. Далее проводятся групповые игры для закрепления навыков полученных во время урока.

ИТОГ: групповая рефлексия, самостоятельное выполнение дыхательной, мимической, речевой гимнастики.

Тема 2.3. Обучение выполнению упражнений по формированию артикуляционных навыков(12 час.) Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие - игра, творческий показ.

Термины, понятия: артикуляция, дикция, корень языка, звуковая мембрана.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятием «артикуляция», «звуковая мембрана», «корень языка», «дикция». Обучающимся демонстрируется в видеоматериале артикуляционная гимнастика в исполнении профессиональных артистов. Педагог подробно объясняет обучающимся как формируется правильная интонация, как она связана с дикцией, мимикой, логикой, темпоритмом речи. Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

Педагог проводит тренинг по выполнению артикуляционной гимнастики. Показывает упражнения, обучающиеся повторяют. Педагог контролирует правильное выполнение упражнений. Выборочно обучающиеся показывают самостоятельное выполнение упражнения.

Педагог проводит с обучающимися игры по демонстрации артикуляционных навыков, полученных на тренинге. Групповые игры в т.ч. «Алфавит», «Птица» и др.

ИТОГ: групповая рефлексия, самостоятельное выполнение артикуляционной гимнастики.

Тема 2.4. Изучение правил и техники работы со скороговорками (8 час.). (Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие - игра, тренинг.

Термины, понятия: темп, ритм, скорость проговаривания текста, скороговорка, чистоговорка.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятием «темп», «ритм» речи. Педагог дает разъяснения где и как применяется термин «скорость речи», а также как скороговорки, чистоговорки формируют умение встраиваться в скоростную ленту речи, чем отличаются скороговорки от чистоговорок. Обучающимся демонстрируется видеоматериал, где профессиональные артисты демонстрируют мастерство в проговаривании скороговорок и чистоговорок.Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

Педагог проводит тренинг по технике работы со скороговорками. Показывает алгоритм скоростного движения речи при исполнении скороговорки. Обучающиеся методом повтора работают с педагогом. Обучающиеся демонстрируют групповую и индивидуальные работы. Педагог корректирует выполнение упражнений.

По итогам проведенного тренинга педагог проводит игру «Марафон скороговорок». Обучающиеся демонстрируют индивидуальные работы.

ИТОГ: групповая рефлексия, выученные наизусть 2 скороговорки.

Тема 2.5. Изучение правил и техники работы со стихотворным

и прозаическим текстом «Я – исполнитель!»(20час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие, тренинг, творческий показ.

Термины, понятия: логика текста,выразительное, образное чтение текста, динамика текста.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятием «логика текста», «динамика текста», «выразительное, образное» чтение текста. Педагог объясняет обучающимся разницу в исполнении стихотворного и прозаического текста. Педагог демонстрирует мультимедийную презентацию «Алгоритм работы актера с текстом». Проводит разъяснение и отвечает на вопросы обучающихся.

Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

Педагог предлагает обучающимся прочитать подготовленные стихотворения, прозаические отрывки по изученному алгоритму, корректирует исполнение.

Обучающиеся проводят творческий показ отработанных стихотворных и прозаических работ «Я – исполнитель!».

В процессе данного занятия поэтапно каждый обучающийся освоит основы исполнительского мастерства в чтении стихов и прозы. В течение 5 занятий будут отработаны выбранные обучающимися 2 стихотворных текста, 2 прозаических отрывка.

ИТОГ:групповая рефлексия. Каждый обучающийся может выразительно прочитать 2 стихотворения, 2 прозаических отрывка.

В течение учебного года предполагается 3 постановочные работы: миниатюра, литературно-музыкальная композиция, одноактный спектакль.

Данное занятие типовое и будет проведено в течение учебного года 3 раза.

Раздел 3. Репетиционно-постановочная деятельность (58 часов.)

Тема 3.1. Знакомство с постановочным материалом (миниатюрой, литературно-музыкальной композицией, пьесой), творческий анализ, распределение ролей среди обучающихся (6 час.). (Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие, беседа, обсуждение.

Термины, понятия: репетиция, постановочный период, пьеса, драматург, роль.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятием «пьеса», «драматург», «роль», «постановочный период».Педагог дает разъяснения где и как применяются в театре эти термины. Педагог озвучивает обучающимся, что на текущем занятии будет проходить чтение текста (миниатюры, литературно-музыкальной композиции, пьесы). Педагог озвучивает название, а затем читает вслух обучающимся творческий материал (миниатюры, литературно-музыкальной композиции, пьесы).

Педагог предлагает обучающимся обсуждение прочитанного творческого материала(миниатюры, литературно-музыкальной композиции, пьесы).

Обучающиеся отвечают на вопросы педагога (фронтальная работа).

Педагог проводит распределение ролей среди обучающихся. Педагог предлагает обучающимся создать речевой портрет своего персонажа, прочитать отрывок текста своего персонажа в созданном образе. Обучающиеся демонстрируют индивидуальные работы.

ИТОГ: групповая рефлексия, взаимооценка, самооценка.

В течение учебного года предполагается 3 постановочные работы: миниатюра, литературно-музыкальная композиция, одноактный спектакль.

Данное занятие типовое и будет проведено в течение учебного года 3 раза.

Тема 3.2. Чтение постановочного материала по ролям, анализ роли персонажа, литературного материал. (6 час.). (Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие, обсуждение.

Термины, понятия: репетиция, постановочный период, пьеса, драматург, роль.

Обучающиеся в процессе беседы обсуждают понятия: «пьеса», «драматург», «роль», «постановочный период» в применении к собственной творческой работе. Педагог знакомит обучающихся с алгоритмом переписывания роли своего персонажа. Педагог предлагает обучающимся чтение постановочной работы по ролям в соответствии с распределением ролей. Обучающиеся читают постановочную работу по ролям.

Педагог предлагает обучающимся проанализировать свои роли. Обучающиеся в индивидуальном порядке рассказывают о своей роли. Об образе своего персонажа.

Педагог предлагает обучающимся пофантазировать над образом будущей творческой работы. Проходит коллективное обсуждение будущего образа творческой работы.

ИТОГ:групповая рефлексия, взаимооценка самостоятельной работы

В течение учебного года предполагается 3 постановочные работы: миниатюра, литературно-музыкальная композиция, одноактный спектакль.

Данное занятие типовое и будет проведено в течение учебного года 3 раза.

Тема 3.3. Проведение репетиций по постановочному материалу, (миниатюра, литературно-музыкальная композиция, пьеса) (40 час.) (Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие,репетиция.

Термины, понятия: репетиция, роль.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с планом занятия-репетиции. Обучающиеся знакомятся с правилами планирования, прогнозирования, учатся распределять время и работать над своей ролью. Кроме того, в процессе репетиционной работы закрепляются и используются знания, умения и навыки, полученные при изучении всех предыдущих тем. Педагог проводит репетицию в соответствии с планом. Обучающиеся читают текст по ролям. Педагог объясняет предлагаемые обстоятельства. Знакомит обучающихся с музыкальным сопровождение, сценической выгородкой - декорациями, реквизитом, костюмами. Обучающиеся выполняют задания педагога в соответствии с репетиционным планом. В процессе репетиций обучающиеся осваивают навыки мизансценирования, импровизации.

ИТОГ:самооценка, взаимооценка по итогам репетиции.

Всего постановочная работа включает 17 репетиционных занятий, результатом которых обучаю0щиеся покажут готовую творческую работу.

Тема 3.4. Показ - премьера творческой работы (миниатюры, литературно-музыкальной композиции, спектакля) (6 час.). (Проведение занятия – показа возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие, творческий показ.

Термины, понятия: премьера творческой работы, зрители.

Обучающиеся публично показывают подготовленную творческую работу в назначенное время на сцене актового зала учреждения.

ИТОГ:самооценка, взаимооценка по итогам творческого показа.

В течение учебного года предполагается 3 постановочные работы: миниатюра, литературно-музыкальная композиция, одноактный спектакль. Данное занятие-творческий показ типовое и будет проведено в течение учебного года 3 раза.

Раздел 4. Занятия по формированию у обучающихся

навыков чувства ритма, сюжетно-образного движения

Тема 4.1. Обучение технике выполнения учебных упражнений по сценической ритмике (6 час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие – игра, творческий показ.

Термины, понятия: темп, ритм, динамика передвижений на сцене, пространство сценического действия.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятием «Темп» (это скорость исполняемого действия), «Ритм»(это размеренность и интенсивность действия), а также характеристика этих понятий в применении к сценической деятельности, т.е. в пространстве сценического действия. Педагог рассказывает обучающимся о

Практическом применении ритмики в обычной жизни.Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

Обучающимся предлагаются выполнить упражнения в ходьбе в определенном ритмическом рисунке в группе, хлопая и топая. Каждый обучающийся задает свой ритмический рисунок для группы, которая выполняет его в ходьбе, хлопая в ладоши. Обучающимся предлагается выполнить групповые этюды (по 2-3 человека) на несоответствие внутреннего и внешнего темпо-ритма, в т.ч. «Заплести косичку за 1 мин. перед выходом на сцену», «Завязать шнурок перед выходом из автобуса» и др. Чередование темпо-ритмических упражнений в этюдной форме формирует у обучающихся универсальный навык ритмично встриваться в любое сценическое действие. Обучающиеся проводят показ подготовленных работ. Обучающимся предлагается музыкальный рисунок и ставится задача быстро придумать сюжетную линию и движения в соответствии с темпо-ритмом и характером музыки. Упражнение выполняется индивидуально, в группах по 2-3 человека (групповая работа). Проводится показ подготовленных обучающимися работ. Проводится групповое упражнение-этюд «Оркестр», «Поезд», «Шпроты» и др. Упражнения тренируют коллективную ритмическую согласованность. Педагог использует импровизационный метод работы, на который обучающиеся чутко откликаются, так как это свободное творчество, присущее ребенку младшего школьного возраста.

Это занятие проводится 3 раза по 2 часа в течение учебного года и на разных этапах педагогом подбираются упражнения, актуальные для выполнения в текущий момент.

ИТОГ:групповая рефлексия, взаимооценка.

Тема 4.2. Обучение технике выполнения учебных упражнений по сценической пластике (6 часов.) Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: практическое занятие – игра, творческий показ.

Термины, понятия: творческое воображение, гибкость, пластика тела, бессловесная выразительность.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятием «гибкость», «пластика тела», «творческое воображение» в движении тела. Педагог объясняет, что пластика – это язык тела артиста и большого и маленького. Образно-пластическое творчество не менее интересно, чем словесное, пластический образ всегда интересен зрителю. Обучающимся демонстрируется видео пластического театра. Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

Обучающимся предлагается комплекс тренировочных упражнений под музыку. Алгоритм выполнения: педагог показывает, а обучающиеся повторяют. В дальнейшем обучающиеся самостоятельно проводят тренировочный комплекс. Обучающимся предлагается создать и показать самостоятельно созданный пластический образ (самостоятельная работа). Каждому обучающемуся предлагается музыкальная тема, а педагог задает предлагаемые обстоятельства для создания пластического образа. Обучающиеся демонстрируют подготовленные творческие работы. Обучающимся предлагается выполнить в группах по 3-5 чел. (групповая работа) сюжетные бессловесные этюды, в т.ч. «Зоопарк», «В океане», «Поле», «Лесное братство», «Магазин игрушек» и др. Обучающиеся демонстрируют подготовленные групповые творческие работы.

ИТОГ:групповая рефлексия, взаимооценка, умение проводить пластический тренировочный комплекс.

Это занятие проводится 3 раза по 2 часа в течение учебного года и на разных этапах педагогом подбираются упражнения, актуальные для выполнения в текущий момент.

Раздел 5. «Творческая мастерская» (10 часов.)

Тема 5.1.Проведение беседы по истории театра ( 4 часа.)Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: беседа

Термины, понятия: история театра, выдающиеся актеры.

Обучающиеся знакомятся с историей театра 19-20 веков. Обучающиеся просматривают мультимедийную презентацию по данной тематике.

Обучающиеся смотрят видео отрывков из спектаклей профессиональных театров.

Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

ИТОГ:групповая рефлексия.

Тема 5.2.Просмотр спектакля для детей одного из омских театров (4час.). Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: просмотр спектакля

Термины, понятия: правила поведения в театре

До просмотра спектакля обучающиеся знакомятся с правилам поведения в театре. Просмотр спектакля в одном из омских театров.

ИТОГ: групповая рефлексия.

Тема 5.3.Проведение мастер класса по практическому применению театральной деятельности (2часа.).Проведение занятия возможно как в очной форме, так и в очной с применением дистанционных образовательных технологий).

Форма проведения занятия: мастер класс

Термины, понятия: домашний театр, пальчиковый, кукольный театр, театральная, ширма.

Обучающиеся в процессе беседы знакомятся с понятием «домашний театр», «пальчиковый», «кукольный театр», «ширма». Педагог дает разъяснения где и как применяется эти термины, в мультимедийной презентации демонстрирует каждый из видов театра, примеры применения дома ширмы. Обучающиеся по итогам беседы отвечают на вопросы педагога по пройденной теме (фронтальная работа).

Педагог проводит мастер-класс, детально демонстрируя обучающимся пальчиковый театр, кукольный театр. Обучающиеся также пробуют продемонстрировать персонажей пальчикового театра, кукольного театра. В кабинете установлена ширма и педагог демонстрирует обучающимся как необходимо использовать ширму в кукольном спектакле. Показывает обучающимся алгоритм создания театрального представления в условиях квартиры, дучебного класса. Обучающимся предлагается повторить действия педагога. По итогам проведенного тренинга педагог опрашивает обучающихся по пройденному мастр классу (фронтальная работа).

ИТОГ: групповая рефлексия.

Раздел 6 «Культурно-образовательные события » - 16 часов

Тема 6.1 Участие в проектах по духовно-нравственному воспитанию учреждения – 10 часов

Форма организации учебного занятия: беседа, этюды, просмотр видео материалов, дискуссия.

Виды образовательной деятельности обучающихся: примеры из литературы, театра, кино. индивидуальная работа.

Формы организации учебной деятельности: групповая работа

Форма контроля: Рефлексия

Тема 6.2 «Знакомимся с правилами этикета: приличие, вежливость, пристойность и т.д.» - 4 часа.

Форма организации учебного занятия: беседа, этюды на заданную тему,

Виды образовательной деятельности обучающихся: наблюдения из жизни, примеры из литературы.

Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные.

Форма контроля: Рефлексия

Тема 6.3 «Коллективное посещение музыкального театра» - 2 часа.

Форма организации учебного занятия: просмотр спектакля

Виды образовательной деятельности обучающихся: обсуждение, краткие мнения

Формы организации учебной деятельности: групповые

Форма контроля: Рефлексия

Радел 7. « Знакомимся с профессией» - 8 часов

Тема 7.1 « Актер в театре, в кино , в шоу-программе» - 4 часа.

Форма организации учебного занятия: беседа, постановочные этюды.

Виды образовательной деятельности обучающихся: групповые этюды.

Формы организации учебной деятельности: групповые

Форма контроля: Рефлексия.

Тема 7.2 «Я – актер. Практическое занятие» - 2 часа.

Форма организации учебного занятия: групповые этюды.

Виды образовательной деятельности обучающихся: групповые этюды.

Формы организации учебной деятельности: групповые

Форма контроля: Рефлексия.

Тема 7.3 «Чему научились. Показ своих миниатюр» - 2 часа

Форма организации учебного занятия: практическое занятие

Виды образовательной деятельности обучающихся: групповые и индивидуальные этюды.

Формы организации учебной деятельности: групповые

Форма контроля: Рефлексия.

Все заявленные темы занятий в полной мере реализуют основные задачи Программы. Каждое занятие выстраивается комплексно. Ни одна из заявленных тем не проводится автономно, а только комплексно с учетом способностей и возрастных особенностей обучающихся. Упражнения по сценической речи проводятся в сочетании с предлагаемыми обстоятельствами, ритмопластическими упражнениями и упражнениями на действие – взаимодействие как индивидуально, так и в группе. Основополагающим является принцип «от простого к сложному», а также первоначальным принципом является ознакомление обучающихся с понятием, далее практическое воплощение, далее усложнение задачи в выполнении упражнения и, наконец, регулярность выполнения упражнений ведет к наработке основных навыков, полученных на учебных занятиях. Подбор упражнений для каждого последующего занятия проводится после педагогического наблюдения по итогам проведенного занятия. Арсенал имеющихся театральных упражнений, игр, заданий позволяет использовать их для эффективного и результативного обучения в рамках данной Программы.

3. Контрольно-оценочные средства

Мониторинг образовательных результатов по Программе осуществляется 3 раза в год и имеет следующую структуру:

- стартовая диагностика - октябрь;

- текущая диагностика (текущее наблюдение);

- промежуточная диагностика - декабрь;

- итоговая диагностика – май.

п\п

Вид

диагностических

процедур

Образовательная форма

Цель, задачи (краткая

характеристика)

Объект контроля

Инструментарий

1.

стартовый

Открытый урок

Выявление

предметных,

метапредметныхличностных УУД

Оценка предметных, метапредметных, личностных УУД

Контрольные упражнения,

педагогическое наблюдение

2.

промежуточный

Тренинг, репетиция

Контроль промежуточных результатов освоения программы

Оценка планируемых результатов

Контрольные упражнения,

педагогическое наблюдение

3.

итоговый

Показ готовых индивидуальных работ

Контроль результатов освоения программы

Оценка планируемых результатов за учебный год

Контрольные упражнения,

педагогическое наблюдение

Информационная картасформированности

личностных, предметных, метапредметных

универсальных учебных действий

п\п

Критерии

Показатели

Баллы

Формы контроля

1.

Личностные УУД

1.1.

Проявляет интерес к обучению

Проявляет интерес к информации, которую излагает педагог, проявляет любознательность, познавательную активность; устанавливает связи между обучением и будущей деятельностью.

3

Педагогическое наблюдение

Проявляет интерес к информации, которую излагает педагог, но не стремится до конца разобраться, безответственно относится к выполнению предложенных заданий. Ищет легкие пути выполнения, смотрит как делают другие, повторяет.

2

Слабо ориентирован на процесс обучения, в процесс обучения включается только после вмешательства педагога.

1

1.2.

Ориентируется на общепринятые нравственные нормы и их выполняет

Внимательно слушает других, не перебивает; умело обращается за помощью к взрослому; при работе в группе, паре может встать на позицию другого ребенка в выполнении действий в игре; не идет на конфликт – пытается договориться самостоятельно; проявляет выдержку и терпене, ждет своей очереди; охотно меняется в игре ролями; спокойно и серьезно относится к замечаниям взрослого.

3

Педагогическое наблюдение

Не всегда внимательно слушает других, иногда перебивает; неумело обращается за помощью к взрослому; при работе в группе, паре не может встать на позицию другого ребенка в выполнении действий в игре; не идет на конфликт – не пытается договориться самостоятельно, зовет на помощь взрослого; редко проявляет выдержку и терпене, когда ждет своей очереди; неохотно меняется в игре ролями; не всегда спокойно и серьезно относится к замечаниям взрослого.

2

Невнимательно слушает других, часто перебивает; не обращается за помощью к взрослому, ждет, когда взрослый обратит на него внимание сам; при работе в группе, паре не желает встать на позицию другого ребенка в выполнении действий в игре; часто идет на конфликт; не проявляет выдержки и терпения, когда ждет своей очереди; не желает меняться в игре ролями; не принимает замечаний взрослого

1

1.3.

Осознает свои возможности и ориентируется на успешную деятельность

Ребенок с удовольствием, без особых затруднений справляется с поставленной задачей; понимает, для чего он осуществляет ту или иную деятельность; понимает и принимает «скрытую инструкцию» педагога; позитивно оценивает результаты своей деятельности, даже если что-то в процессе и не получалось; искренне радуется оценке педагога своей деятельности.

3

Педагогическое наблюдение

Ребенок с затруднениями, но справляется с поставленной задачей; не всегда понимает, для чего он осуществляет ту или иную деятельность; не всегда понимает и принимает «скрытую инструкцию» педагога; позитивно оценивает результаты своей деятельности, только если все получалось; радуется оценке педагога своей деятельности

2

Ребенок с затруднениями, не всегда справляется с поставленной задачей; не понимает, для чего он осуществляет ту или иную деятельность; не понимает и не принимает «скрытую инструкцию» педагога; не всегда позитивно оценивает результаты своей деятельности; не всегда радуется оценке педагога своей деятельности

1

2.

Метапредметные УУД

2.1

Проявляет способность к сотрудничеству

Ребенок проявляет умение слушать и слышать педагога, умение работать в малых группах, парах, индивидуально.

Ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь.

3

Педагогическое наблюдение

Ребенок не всегда проявляет умение слушать и слышать педагога, умение работать в малых группах, парах, индивидуально.

Не всегда ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, не всегда может осуществлять взаимопомощь.

2

Ребенок не проявляет умение слушать и слышать педагога, не умеет работать в малых группах, парах, индивидуально.

Не ориентируется на партнера по общению, не умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, не может осуществлять взаимопомощь.

1

2.2.

Осуществляет контроль своих действий, вносит коррективы

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные при выполнении учебных заданий, вносит коррективы. Проявляет инициативу. Умеет применять творческий подход в решении учебных задач

3

Педагогическое наблюдение

Не всегда самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные при выполнении учебных заданий, не всегда вносит коррективы. Проявляет инициативу по выбору. Умеет применять творческий подход в решении учебных задач, если появится желание.

2

Самостоятельно не обнаруживает ошибки, вызванные при выполнении учебных заданий, не вносит коррективы. Не проявляет инициативу. Не применяет творческий подход в решении учебных задач.

1

2.3

Определяет план выполнения заданий на занятиях, жизненных ситуациях

Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно строит действие в соответствии с целью, может выходить за пределы требований программы

Умеет свободно держаться перед аудиторией.

3

Педагогическое наблюдение

Столкнувшись с новой задачей, при помощи подсказки самостоятельно строит действие в соответствии с целью, может выходить за пределы требований программы

Умеет свободно держаться перед аудиторией, но не всегда это использует, проявляется внутренний зажим.

2

Столкнувшись с новой задачей, выполняет ее только с помощью педагога. Не умеет свободно держаться перед аудиторией. Осознает только частичные шаги по достижению цели.

1

3.

Предметные УУД

3.1

Овладение базовыми навыками и умениями актёрского мастерства

(сценическая речь, пластика, умение держаться на сцене, освоение простейших понятий театральной тематики, навыки публичного выступления)

Овладел артикуляционной гимнастикой, дыхательным и речевым аппаратом; выполняет задания на развитие воображения, фантазии, памяти; читает стихотворный, прозаический текст по ролям, правильно произнося слова, расставляя логические ударения; находит верное поведение в предлагаемых обстоятельствах; выполняет задания на раскованность, координацию движения; умеет сочетать сценическую речь со сценическим движением; умеет раскрепощаться перед публикой и взаимодействовать с коллективом; знает простейшие законы сцены и начальные основы актерского мастерства; ориентируется в простейших понятиях театральной тематики. Во время показа готовых театральных работ ведет себя уверенно, демонстрируя полученные знания и навыки. Хорошая дикция. Выразительная речь. Хорошо ориентируется в сценическом пространстве и в сценическом действии.

3

Педагогическое наблюдение

В полном объеме не овладел артикуляционной гимнастикой, дыхательным и речевым аппаратом; выполняет задания на развитие воображения, фантазии, памяти; читает стихотворный, прозаический текст по ролям, правильно произнося слова, расставляя логические ударения; находит верное поведение в предлагаемых обстоятельствах; выполняет задания на раскованность, координацию движения; умеет сочетать сценическую речь со сценическим движением; умеет раскрепощаться перед публикой и взаимодействовать с коллективом; знает простейшие законы сцены и начальные основы актерского мастерства; ориентируется в простейших понятиях театральной тематики. Во время показа готовых театральных работ ведет себя уверенно, демонстрируя полученные знания и навыки, но без особой заинтересованности. Хорошая дикция. Выразительная речь. Хорошо ориентируется в сценическом пространстве и в сценическом действии.

2

Не освоены артикуляционная гимнастика, дыхательный и речевой аппаратом; не выполняет задания на развитие воображения, фантазии, памяти; не может прочитать стихотворный, прозаический текст по ролям, произнося слова и расставляя логические ударения; не находит верное поведение в предлагаемых обстоятельствах; не может выполнить задания на раскованность, координацию движения; не умеет сочетать сценическую речь со сценическим движением; не умеет раскрепощаться перед публикой и взаимодействовать с коллективом; не знает простейшие законы сцены и начальные основы актерского мастерства; не ориентируется в простейших понятиях «Театральные термины». Во время показа театральных работ отказывается выходить на сцену. Не выразительны дикция, речь. Посредственно ориентируется в сценическом пространстве и в сценическом действии.

1

Шкала оценочных баллов:

ниже базового – 11 – 18 баллов;

базовый – 19 – 27 баллов;

выше базового – 28 – 36 баллов.

4. Условия реализации Программы

Темы

Учебно-методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Информационные

ресурсы

Вводное занятие

1. 1

1. Правила поведения обучающихся.

2. Правила ТБ.

3.Игры, упражнения по теме «знакомство»

ПК

Акустическая система

Тематический реквизит

Картинки, видео театров для детей. детских студий, мультимедийная презентация выступлений обучающихся

ДО «Театральный «Исток»

1. Раздел «Изучение основ актерского мастерства»

Тема

Учебно-методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Информационные

ресурсы

1.1 - 1.8

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004

Голубовский В., «Актёр – самостоятельный художник», Москва, 2010, ,Стрелков Д. Л.

Детский театр как среда воспитания творческих интересов подростков

1.Музыкальный материал для проведения занятий.

2.Картинки – образы эмоций

3.Театральный реквизит.

4. ПК с аккустическими колонками

1.Видео выступлений обучающихся ДО «Театральный «Исток»,

2. Отрывки из мультипликационных фильмов.

3.Актерский тренинг для детей

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5020322

2. Раздел «Изучение правил и навыков грамотной дикции,

артикуляции, интонации речи»

2.1—2..5

Буяльский Б.А., Искусство выразительного чтения. М. Просвещение, Белинская Е.В. , Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006, Козлянникова И.П.,«Артикуляционная гимнастика», Москва, 2009, Манн Т.И.,

«Речь о театре. Воспитание чувства слова», Москва, 2001, Смирнова М.В., 2500 скороговорок. Для детей. – СПб.; Издательский дом «Нева», 2005, Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006,

Феофанова И. Актерский тренинг для детей: АСТ, Астрель; Москва, 2012

1.Музыкальный материал для проведения занятий.

2.ПК с аккустическими колонками

3. Тематические карточки и таблицы для занятий по основным темам

1.Видеоматериалы: чтение стихотворений, прозаического текства

в исполнении профессионалшьных артистов

2.Видеоматериалы: учебный комплекс по артикуляции и дикции.

3.Раздел «Репетиционно-постановочная деятельность»

3.1—3..4

Кипнис М., «Драмотерапия», Москва, 2001г., Энциклопедический словарь юного зрителя, Москва: Просвещение, 2008 г.,Стрелков Д. Л.,

Детский театр как среда воспитания творческих интересов подростков, Пичугина В. А., Педсовет: "Организация работы с родителями", открытый урок.рф /статьи/413799/

1.Музыкальный материал для проведения занятий.

2.ПК с аккустическими колонками

3. Реквизит.

Фото, видеосъемка во время премьеры творческих работ обучающихся.

4. Раздел «Занятия по формированию у обучающихся

навыков чувства ритма, сюжетно-образного движения

4.1—4.2

Моргун Д.В., Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования и методистов, - М., 2014, Петрусинский В.В., «Игры: обучение, тренинг, досуг», Москва, 1995 г., Карпов Н.В., Уроки сценического движения, Москва, «ГИТИС», 2009, Белинская Е.В.,Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006

1.Музыкальный материал для проведения занятий.

2.ПК с аккустическими колонками.

1.Видеоматериалы по тематике «Пластический образ»

2.Актерский тренинг для детей: АСТ, Астрель; Москва; 2012

ISBN 978-5-17-069912-4, 978-5-271-30599-3

5. Раздел «Творческая мастерская»

5.1—5.5

Дмитриевский В.Н., Театр и зрители: отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века», г. Санкт-Петербург, 2007. 328 с.,

Чурилова Э.Г., Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 г.

1.Музыкальный материал..

2.ПК с аккустическими колонками

1.Видеоматериалы: по истории театра.

2. Видео материал по практическому применению театральной деятельности.

Раздел 6. «Участие в общеучрежденческом образовательном проекте духовно-нравственной направленности»

6.1.

Чурилова Э.Г., Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 г.

ПК с аккустическими колонками

1.Видеоматериалы по данной тематике

4.1. Список литературы

Нормативные документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2014 – с 144 с. – (Законы и кодексы)

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. [Электронный ресурс]:

rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.htm

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 19 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14

6. «Методические рекомендации «Проектирование дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»: /Е.И. Кривопаленко, Л.А. Кучегура. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2019. – 40с.

7. Образовательная программа БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток» на 2019-2020 учебный год, утвержденная приказом БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток» № 106-ОД от 30.08.2019.

Литература для педагога:

1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006.

3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986

4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

5.Голубовский В. «Актёр – самостоятельный художник», Москва, 2010.

7. Итина О.М. «Искусство звучащего слова», вып. 21, Москва, 2002.

8. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005.

9. Карпов Н.В. Уроки сценического движения, Москва, «ГИТИС», 2009.

10. Кипнис М. Ш. Актерский тренинг: более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. Санкт-Петербург :Прайм-Еврознак, 2008.

11. Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова, сделавший звездами Мэрилин Монро, Джека Николсона, Харви Кейтеля, БрэдаПитта, Аль Пачино, Роберта де Ниро и еще 165 обладателей премии «Оскар». Владимир ВКТ, 2010.

12. Петрусинский В. В. Игры, обучение, тренинг, досуг /педагогические игры/, М.: Новая школа, 2010.
13.Петрусинский В. В. На пути к совершенству. Искусство экспромта – М., 2010.

14. Смирнова М.В. 2500 скороговорок. Для детей. – СПб.; Издательский дом «Нева», 2005.
15.Феофанова И. Актерский тренинг для детей: АСТ, Астрель; Москва, 2012

16. Ткачева Е.М. Пьесы. “Репертуар для детских и юношеских театров”, М.: ВЦХТ 2008.

17. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004

18. Шувалов Н. «Честное великанское: Пьесы для маленьких зрителей». – М.:ВЦХТ (Я вхожу в мир искусств»), 2007.

Литература для обучающихся

1. Александровский, Ю. А. Познай и преодолей себя / Ю. А. Александровский – М.: Профиздат, 1992.

2. Артемьев, П. Психология самопознания, или как найти формулу. – М.: АСТ ПРЕСС, 2012.

3. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». – М.: ЭКСМО, 2006.

4. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. – М.: Азбука, 2002.

5. Бовина, И. Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде. Вопросы психологии, 2005.

6. Бондаренко, М. Храбрость застенчивых. – СПб.: Ай, болит, 2006.

7. Вачков И. В. Приключения во внутреннем мире. Психология для старшеклассников. – СПб.: Питер, 2008.

8. Вачков И. В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. – СПб.: Питер, 2016.

9. Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.

10. Завалов, М. Искусство говорить «нет». – СПб.: Ай, болит!, 2007.

11. Зюзько, М. В. 5 шагов к себе: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький театр» (далее – Программа) направлена на развитие у детей творческих умений и навыков средствами театрального искусства, постижение основ актерского мастерства, а также расширение кругозора через знакомство с театром как видом человеческой деятельности. Программа целостно развивает у обучающихся младшего школьного возраста творческие способности художественной направленности.
0 ₽