Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Уголок здоровья»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 16 часов
Уровень освоения: стартовый
Автор-составитель:
Пугачева Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
Бийск
2024
Пояснительная записка
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учёбе. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации, довести до совершенства замысел и реализовать его – присуще только творчески развитому человеку. Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым! А детство – это удивительный мир подражания, невероятных проявлений задатков, способностей, неисчерпаемый кладезь эмоциональности и фундамент здоровья на многие годы.
Реализация краткосрочной программы «Страна здоровья» основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе педагогического сотрудничества взрослых и детей.
Программа «Страна здоровья» по уровню усвоения – стартовая, с минимальной сложностью содержания. Программа предполагает формирование и развитие общедоступных и универсальных знаний и навыков в вопросах культуры здорового образа жизни, удовлетворение потребностей в физическом совершенствовании, на организацию их свободного времени.
Направленность - социально-гуманитарная.
Тип программы - модифицированная.
Данная программа рассчитана на возрастную группу детей 8-10 лет, срок реализации 16 часов.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации у обучающихся формируется устойчивая потребность в формировании здорового образа жизни. Обучающийся усваивает знания, умения и навыки здоровьесбережения, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться в окружающей среде.
Актуальность программы определяется и необходимостью успешной социализации ребенка в современном обществе. Под влиянием физических упражнений будут активизироваться физиологические процессы, совершенствоваться строение, улучшаться деятельность всех органов и систем человека, повысится работоспособность, укрепится здоровье, обучающиеся смогут научиться преодолевать психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ориентироваться в окружающем мире.
Новизна программы заключается в том, что для успешной её реализации, происходит активное включение обучающихся в различные виды деятельности: учебно-познавательную, физкультурно-оздоровительную, игровую. Так же в образовательный процесс по здоровьесбережению включаю занятия по изодеятельности. Обучающимся предлагается выполнение разнообразных творческих заданий (нарисовать семью, любимые виды спорта и т.д.). Интересные темы по изодеятельности, сам процесс выполнения работ с использованием выразительных средств и материалов изобразительного искусства (правильный выбор цвета, многообразие палитры, использование различных художественных техник) способствуют проявлению у детей психосоматического состояния, что позволяет выявлять и корректировать психосоматику ребёнка.
Разнообразная деятельность по вопросам здоровьесбережения укрепляет не только физическое, но и психологическое состояние детей, способствует стрессоустойчивости, что необходимо в наш бурный век технологий. В итоге вырабатываетсятворческий подход к любой деятельности с учетом накопленных детьми знаний, навыков и практического опыта по вопросам здоровьесбережения.
Отличительная особенность. Программа «Страна здоровья» включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления (теоретический материал по здоровьесбережению, подвижные и спортивные игры, комплексы оздоровительной гимнастики, направленные на профилактику и укрепление различных функций организма, спортивные мероприятия), отдых, воспитание детей.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса:
- коллективные (фронтальные со всем составом);
- групповые (работа в группах, парах);
- индивидуальные.
Основной формой организации учебно-познавательной деятельности является занятие:
- теоретическое, практическое,
- спортивное соревнование, конкурсная программа;
- урок творчества.
Программа предусматривает проведение занятий в группах по 12 – 20 человек. Состав обучающихся постоянный, набор в группу свободный. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут, академический час равен 40 мин.
Все обучающиеся - дети одного возраста, что позволяет более эффективно подбирать познавательный материал по вопросам культуры здорового образа жизни, здоровьесбережения. Материал преподносится через проведение бесед, устных журналов, практических заданий, упражнений (как творческих, так и физкультурных) относительно равной сложности и трудоёмкости. При планировании различных заданий, упражнений учитываются:
- индивидуальные физиологические и психологические особенности ребёнка;
- возрастные особенности детей.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся желания и потребности жить в мире движений, позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
Предметные:
способствовать осознанию правильного отношения к своему физическому, психологическому здоровью; необходимости ведения здорового образа жизни;
способствовать совершенствованию физических (работоспособность, энергопотенциал, осанка), волевых качеств, умений в выполнении основных движений оздоровительной гимнастики, навыков координации движений.
Метапредметные:
способствовать развитию коммуникативных компетенций, навыков взаимодействия (сотрудничества);
обеспечить формирование культуры здорового образа жизни.
Личностные:
способствовать формированию нравственных ценностей личности;
способствовать формированию навыков ответственности (способности принимать ответственность за свои действия и их последствия).
Учет возрастных особенностей обучающихся. Отношение ребенка к собственному здоровью напрямую зависит от создания в его сознании данного понятия. В младшем школьном возрасте дети соотносят занятия спортом с укреплением здоровья и в его установления (как, в принципе, и взрослые) на первое место ставят физический компонент. Формирование отношения к здоровью как к большой ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится базой формирования у детей нужды в здоровом образе жизни.
Итак, энергичность, пытливость, активность, с одной стороны, а с другой – мобильность нервных процессов, воздействие инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим слабостям у младших школьников являются существенными предпосылками развития здорового образа жизни, позволяющими учить детей нужному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающей средой. Также, каждый возрастной этап характеризуется своими спецификами, которые надлежит учитывать в работе по воспитанию здорового образа жизни.
Одним и важнейших элементов в формировании здорового образа жизни является физическая активность. Младший школьный возраст - это период, когда у ребенка в особенности проявлена потребность в физической активности. Можно сказать, что главными задачами этого возрастного этапа является усвоение всех доступных движений, проверка и улучшение своих двигательных навыков. На основании расширения и обогащения физического опыта улучшается координация движений, энергично развиваются его главные виды: ходьба, бег, прыжки, лазание.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27. 07. 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 2 февраля 2021 г. N38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление правительства Алтайского края от 28.12.2023 г. № 539 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае»;
Устав МБУДО «Дом детского творчества» (утвержден приказом МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» №395 от 23 марта 2020г.);
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (утверждено педагогическим советом Протокол №2 от 10.01.2024, приказом №5/1 от 10.01.2024).
Учебный план
Таблица 1
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | «Я не похож на других» | 2 | 1 | 1 |
3 | «Моя семья» | 2 | 1 | 1 |
4 | Путешествие в «Страну Здоровья» | 6 | 3 | 3 |
5 | Отдых для здоровья | 2 | 1 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 16 | 7 | 9 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие - 2 часа.
Теория – 1 ч. Ознакомление обучающихся с планом работы. Техника безопасности. Как обезопасить свою жизнь и здоровье? Международный день защиты детей.
Практика – 1 ч. Спортивно-развлекательная программа «Здравствуй, спортивное лето!»
2. «Я не похож на других» - 2 часа.
Теория – 1 ч. Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха, руки.
Практика- 1ч. «Маленький волшебник» (Комплекс оздоровительной гимнастики). «Я на солнышке лежу» (Психогимнастика– Приложение 6).
3. «Моя семья» - 2 часа
Теория – 1 ч. Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.
Практика – 1 ч. Взаимоотношения в семье «Кинетический рисунок семьи». «Маленький волшебник» (Комплекс оздоровительной гимнастики – Приложение 5). «Я на солнышке лежу» (Психогимнастика).
4. «Путешествие в «Страну Здоровья» - 6 часов
Теория – 3 ч. Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть?
Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
Практика- 3ч. «Космонавты» (в приложении представлен только «Маленький Волшебник» Комплекс оздоровительной гимнастики). Практическая работа: памятка «Мои долгожданные каникулы».
5. «Отдых для здоровья» - 2 часа.
Теория - 1ч.: Значение активного отдыха после учёбы для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки). Рациональный отдых во время школьных каникул.
Практика -1ч.: Подвижные игры «Море волнуется»
6. «Итоговое занятие» - 2 часа.
Практика – 2 ч.: Спортивноее соревнование «Я выбираю движение».
Планируемые результаты
К концу реализации программы планируется получение следующих результатов:
формирование у обучающихся приоритетного отношения к своему здоровью, потребности ЗОЖ;
совершенствование физических качеств (работоспособность, энергопотенциал, осанка), умений в выполнении основных движений оздоровительной гимнастики;
развитие навыков координации движений, умений владения своим телом;
приобретение обучающимися навыков общения, сотрудничества, работы в команде.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Таблица 2
Позиции | Показатели |
Количество учебных недель | 3 |
Количество учебных дней | 8 |
Продолжительность каникул | с 30.12. по 10.01 |
Даты начала и окончания учебного года | с 01.09. по 31.05. |
Сроки начальной диагностики | первое занятие |
Сроки итоговой диагностики | последнее занятие |
Сроки промежуточной аттестации (при наличии) | нет |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Гигиенические нормы для занятий физическими упражнениями:
Санитарно-гигиенические требования:
гигиенически допустимое состояние места занятий, занятия проводятся в специальном оборудованном спортивном зале (нельзя заниматься в загрязнённом зале, на запылённых поверхностях);
соответствующее оборудование, инвентарь;
соблюдение температурного режима (температура не ниже 18 С) и режим проветривания.
Требования на оборудование и инвентарь:
размер и вес различных предметов для занятий (мячи, гимнастические палки, скакалки, гантели, обручи и др.) должны соответствовать возрасту занимающихся;
оборудование должно храниться в чистоте, в специально отведённом месте, безопасном от детей.
Требование к форме:
необходимо наличие у каждого учащегося спортивной одежды и обуви (кеды, кроссовки).
Для реализации программы «Страна здоровья» необходимо:
Материально-техническое обеспечение, наличие:
- учебного помещения;
- спортивного зала.
Оборудование (на группу):
компьютер;
магнитофон.
спортивный инвентарь:
мяч волейбольный - 6 шт.,
мяч баскетбольный – 6 шт.,
скакалка – 12 шт.,
гимнастическая палка - 12 шт.,
гимнастический коврик - 12 шт.,
кегли – 1 комплект,
обручи – 12 шт.
Материалы, инструменты, приспособления:
простые и цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, кисти;
альбомы формата А-4.
Информационное обеспечение:
фото-, видеоматериалы;
фонотека;
плакаты «Режим дня», «Мое древо»;
таблицы «Эти сладкие чудо витамины», «Основные советы как сберечь слух и зрение»;
информационный материал «Я выбираю движение».
Учебно-методическое обеспечение:
наглядные пособия;
набор карточек с играми (образец в Приложении 4).
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, имеющий среднее или высшее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
Формы аттестации и контроля
При оценке результативности образовательной программы учитываются изменения, которые произошли в детях. Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития физических, творческих способностей личности обучающегося.
Формы аттестации и контроля: выполнение обучающимися диагностических заданий. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выполнение упражнений, заданий.
(Приложение 1)
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: сводные таблицы по текущему и итоговому контролю (Приложение 3).
Текущий контроль уровня освоения программного материала обучающимися осуществляется посредством проведения начальной и итоговой диагностики (Приложение 1, 2). По окончании реализации программы проводится итоговый контроль, результатом которого является итоговая диагностика.
Для отслеживания ожидаемых результатов достижений обучающихся предполагается использовать следующие способы диагностики:
педагогическое наблюдение,
анализ работы на занятиях, участие в соревнованиях, спортивных и воспитательных мероприятиях (оценивается визуально по ходу мероприятия, критерии оценки результативности программы - Приложение 2).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Особенности организации образовательного процесса - очная форма обучения.
Формы организации деятельности: коллективные (фронтальные со всем составом); групповые (работа в группах, парах); индивидуальные.
Основной формой организации учебно-познавательной деятельности является занятия:теоретические, практические; спортивные соревнования; уроки творчества.
Принципы реализации программы:
принцип многообразия видов деятельности, удовлетворяющий самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
принцип включенности детей в социальные отношения, реальные социально-значимые дела;
принцип природосообразности, включающий в себя соответствие возраста и содержания деятельности;
деятельностный принцип, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
принцип творчества – осуществление непрерывного поиска лучших решений задач на всех уровнях и этапах жизнедеятельности коллектива;
принцип индивидуальности – отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании, соединении его индивидуальных, личностных и субъективных проявлений.
Условия для успешного проведения занятий по оздоровительной гимнастике:
Создание эмоционально-положительной непринуждённой обстановки на занятии.
Учёт нагрузки и дозировки упражнений.
Следует отметить, что, если нагрузки малы, эффект от занятий будет мал, или его не будет совсем. Занятия с чрезмерными нагрузками ведут к переутомлению, неприятным ощущениям, даже к отклонениям в состоянии здоровья. Нагрузка должна возрастать постепенно, так как в это время происходит начальный этап адаптации организма: сердце «обучается» работать более эффективно, лёгкие привыкают дышать во время нагрузки не слишком часто, но более глубоко. После такой перестройки совершается чудо: нагрузка становится лёгкой, желанной, приносящей истинное удовлетворение.
Для того, чтобы правильно дозировать нагрузку, необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовленность, их здоровье.
Алгоритм учебного занятия.
Структура занятия:
Краткое изложение теоретических сведений.
Упражнения, игры на развитие познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).
Оздоровительная минутка (массаж, оздоровительная гимнастика «Маленький Волшебник» (приложение 5), игра).
Психогимнастика (Приложение 6).
Каждое занятие строится по определённой схеме:
Гимнастика начинается с разминки – это гимнастические упражнения, выполненные с небольшим объёмом движений и меньшей интенсивностью.
Основная часть выполняется в темпе соответствующем возрасту детей.
В заключительной части упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения.
В программу включена «Гимнастика мозга» доктора Пола И. Деннисона и Гейл Деннисона. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся раскрыть те возможности, которые заложены в нашем теле. Уже несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Программа «Страна здоровья» включает не только гимнастические комплексы. На каждом занятии детям предлагаются теоретические знания, игровые элементы (Приложение 4), творческие задания:
- подбор комбинированных упражнений;
- самостоятельный подбор упражнений и движений детьми;
- передача в движении образов животных, игрушек, явлений природы и т.д.
Каждому комплексу или упражнению дается название. При усвоении комплекса разучиваю новые упражнения, усложняются знакомые, увеличивается дозировка отдельных упражнений, а далее переход к комбинированным упражнениям. Количество упражнений постепенно увеличивается.
Разрабатывая технологию упражнений комплекса, необходимо учесть, чтобы простые упражнения чередовались со сложными в двигательном отношении.
Каждому занятию необходимо придавать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей, самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.
Учитываются интересы, потребности ребёнка.
Необходимо поощрять детей, применяя различные методы стимулирования. Девиз: «У тебя всё получится! Ты – молодец!» - основополагающий на занятии.
Используемые методы:
метод состязательности для стимуляции поиска, победы над собой, развития творчества;
метод, стимулирующий творческое самовыражение, оказывающий релаксационное, сублимирующее действие;
методы игры как форма освоения ребенком социального опыта;
метод воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);
методы словесные (беседа, диалог, консультация);
методы диагностики, наблюдение.
В процессе реализации программы применяются технологии:
здоровьесберегащие;
коллективной деятельности, построенной на основе педагогического сотрудничества.
Методическое обеспечение по разделам программы
Таблица №3
№ п/п | Название раздела | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Вводное занятие. Техника безопасности. | ПК. Спортивное оборудование. | Инструктаж по ТБ Выполнение упражнений, практическая работа | |
«Я не похож на других» | Плакат «Режим дня» | Спортивное оборудование. Магнитофон | Выполнение упражнений, практическая работа | |
«Моя семья» | Плакат «Моё древо» | Анализ рисунков «Рисунок семьи» | ||
«Путешест-вие в «Страну Здоровья» | Таблица «Эти сладкие чудо витамины». | Практическая работа: памятка «Мои долгожданные каникулы» | ||
«Отдых для здоровья» | Таблица «Основные советы как сберечь слух и зрение» | Анализ участия в подвижных играх | ||
Итоговое занятие | Информационный материал о здоровье «Я выбираю движение» | Спортивное оборудование | Спортивное соревнование «Я выбираю движение» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога:
1.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья / Н.И. Дереклеева. – М.: Просвещение, 2007.
2. Ильина, В.А. Игры, конкурсы, развлечения / В.А. Ильина.– Волгоград: Планета, 2001.
3.Мельничук, В.М. «Разработки уроков по валеологии для учителейначальной школы» / В.Б.Гарай – Новосибирск: Просвещение, 2009.
4.Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе: Серия «Здравствуй школа» / Е.В.Советова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. -Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2006.
6. Чупаха,И.В.Здоровьесберегающие технологии / И.В. Чупаха, Е.З.Пужаева,И.Ю.Соколова .– М.: Просвещение, 2008.
для детей:
Антропова, М. В. Основы гигиены учащихся / М. В. Антропова. – М.: 1971. – 270 с.
Тихомирова, Л.Ф.Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет. / Л.Ф. Тихомирова. -Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2006.
Хрипкова, А. Г. Гигиена и здоровье школьников / А. Г. Хрипкова, Д. В.
Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 216 с
Приложение 1
Диагностические задания
Для оценки усвоения обучающимися программного материала используется комплекс заданий и упражнений (оценивается визуально).
1. Упр. «Поза дерева»
Перенесите вес тела на правую ногу.
Левую поставьте на носок, отведите колено влево.
При этом не меняйте положение таза, он не должен двигаться вслед за коленом левой ноги.
Поднимите левую стопу.
Упритесь ею во внутреннюю поверхность бедра правой ноги.
Надавите с одинаковой силой ногами друг на друга, почувствуйте сопротивление.
Разведите руки в стороны так, чтобы ладонная поверхность была направлена вниз.
Поверните голову влево.
Направьте взгляд в продолжении кончиков пальцев левой ладони.
Удерживайте несколько секунд позу, не задерживайте дыхание.
Поменяйте опорную ногу, повернув голову в другую сторону.
Исходное положение: стоя, стопы на ширине таза, руки вдоль тела.
Вес тела перенесите на одну ногу.
Вторую согните в коленном суставе, приблизьте пятку к ягодицам.
Захватите обеими руками (или одной) голеностоп согнутой ноги.
Выполните наклон корпуса.
Поменяйте опорную ногу и выполните наклон корпуса.
Исходное положение: стоя, удерживайте в руках скакалку, правильно подобранную по росту.
Выполняйте прыжок на скакалке на обеих ногах.
Одновременно скрещивайте руки перед собой.
Для усложнения совершите прыжок на правой и левой ноге поочередно.
Исходное положение: лежа на спине. Руки расположите вдоль тела. Поднимайте ноги так, чтобы между бедрами и корпусом было примерно 90 градусов. Удерживаем ногу в течении 30 секунд. (в коленях ноги не сгибать!)
Поднимите правую ногу, удерживая её 30 сек. Следите, чтобы спина оставалась полностью прижата к полу
Опустите правую ногу.
Поднимите левую ногу. Следите, чтобы спина оставалась полностью прижата к полу
Опустите левую ногу.
Выполняйте поочередные махи ногами, не задерживая дыхание.
Это упражнение позволяет определить как в большей степени укреплены мышцы живота, мышцы ног, так как упражнение улучшает мобильность тазобедренных суставов.
Упр. «Жанглер»
Используя теннисный мяч перекидывать мяч, подбрасывая его вверх из одной руки в другую. Мяч должен не упасть на пол!
Критерии оценки результативности программы
Физический энергопотенциал:
В - Высокий уровень – физически развит, подвижен до гиперактивности, никогда не устаёт,ловок, обладает высокой скоростью реакции, энергичен. Работоспособность на высоком уровне эффективности на всём протяжении занятий.
С- Средний уровень – процесс работоспособности скачкообразный, зависит от настроения, содержания работы,средняя скорость реакции. Активность нестабильна. Внешняя стимуляция (похвалы, порицание) действуют кратковременно.
Н - Низкий уровень – динамика снижена, скорее статичен. Энергопотенциал охотнее реализуется в делах не учебного характера.
Осанка:
Высокий уровень – норма.
Средний уровень – частичные нарушения (сутулость и т.д.)
Низкий уровень – серьёзные нарушения (сколиоз и т. д.)
Волевые навыки:
Высокий уровень саморегуляции, самодисциплины. Ответственен, начатые дела доводит до конца, в том числе и начатые по собственной инициативе.
Средний уровень – самоконтроль проявляется только в отношении интересных для него дел или развлекательных мероприятий. Дела, требующие терпения и интеллектуального напряжения, быстро бросает.
Низкий уровень – явно выражено безволие, нетерпеливость даже в лёгких делах. С трудом выдерживает нагрузку, даже в пределах непроизвольного внимания (20-30 минут).
Координация движений:
Высокий уровень – устойчивая.
Средний уровень – незначительные нарушения или ситуативные.
Низкий уровень – существенные нарушения координации движений.
Выполнение правил здорового образа жизни,основных движенийоздоровительной гимнастики:
Высокий уровень - ребенок полностью самостоятелен в выполненииосновных движений оздоровительной гимнастики, знает порядок и правила выполнения;самостоятелен в выполнениигигиенических процедур и самообслуживании; называет и понимает состояние здоровья и нездоровья, бережно, заботливо относится к своему здоровью и здоровью других людей, сверстников; беспокоится при нарушении правил гигиены, небрежном отношении к своему здоровью; готов оказать помощь в случае необходимости; связывает поступки, условия жизни и здоровье; знает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.
Средний уровень - самостоятелен в выполнении основных движений оздоровительной гимнастики; сформированы привычки выполнения гигиенических процедур и самообслуживания, иногда путает порядок и правила выполнения; связывает поступки, условия жизни и здоровье; понимает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.
Низкий уровень - понимает состояние своего организма; выполняет некоторые движения оздоровительной гимнастики; не всегда или не своевременно выполняет гигиенические процедуры; делает это несамостоятельно, необходимо напоминание, качество выполнения низкое; не понимает особенности функционирования человеческого тела, строения организма.
Эмоциональная расположенность:
Высокий уровень – ребёнок любит приходить на занятия, неохотно уходит домой. Дружен со сверстниками и взрослыми, всегда в хорошем настроении.
Средний уровень – ребёнок в основном безразличен к занятиям, ходит потому, что так надо. Иногда может воодушевляться, например, на праздничном мероприятии.
Низкий уровень – ребёнок откровенно неохотно приходит на занятия, радуется любому случаю, чтобы остаться дома или с друзьями.
Приложение 3
Текущий контроль
ФИО ПДО Пугачева И.В..
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна здоровья», ___________уч.г.
Д/о«Здоровячок»,
Год обучения 1
Группа №_______
№ п/п | ФИО обучающегося | Начальная диагностика | Итоговая диагностика (промежуточная аттестация) | ||||||||||||
Физический энергопотенциал | Осанка | Волевые навыки | Координация движений | Выполнение правил здорового образа жизни, основных движений оздоровительной гимнастики | Эмоциональная расположенность | Итоговая оценка | Физический энергопотенциал | Осанка | Волевые навыки | Координация движений | Выполнение правил здорового образа жизни, основных движений оздоровительной гимнастики | Эмоциональная расположенность | Итоговая оценка | ||
Итого: | В – С – Н – | В – С – Н – |
Подпись педагога______________
Протокол итогового контроля
ФИО ПДО Пугачева Ирина Владимировна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна здоровья», ____________ уч. год
Д/О «Здоровячок»
Год обучения 1
Группа № ___
№ п/п | ФИО обучающегося | Физический энергопотен-циал | Осанка | Волевые навыки | Координа-ция движений | Выполнение правил здорового образа жизни, основных движений оздоровительной гимнастики | Эмоциональ-ная расположен-ность | Уровень освоения программного материала по итогам промежуточной аттестации (итог промежуточной аттестации | Итог | |
Всего обучающихся _________. Из них по результатам итогового контроля: | ||||||||||
высокий уровень _________чел. средний уровень _________чел. низкий уровень _________чел. |
Подпись педагога | |
Подписи членов комиссии | |
Приложение 4
Игры, игровые задания
Игра: «Наша дружная семья»
Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья», развитие мелкой моторики
Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.
Ход игры:
Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».
Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).
Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я, (загните мизинчик)
Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)
Игра-Загадка: «Кто прячется за дверью»
Задачи: совершенствовать умение детей отгадывать загадки; обогащать словарь детей по теме «Семья».
Ход игры №1: педагог загадывает загадку, ребенок называет ответ и, открывая окошки на полотне, ищет соответствующую картинку, отвечая, почему выбрал именно ее.
Ход игры №2: ребенок выбирает нужную картинку, объясняя свой выбор и помещает ее в нужное окошко на полотне.
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …дед.
2. Кто любить не устает,
пироги для печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… бабушка.
3. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
-всех милее наша… мама.
4. Фотография стоит
В золоченной рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой …мамочки
5. Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит – гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика, упав, не ныть?
И коленку, расцарапав,
Не реветь? Конечно,…папа
6. Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший …брат
Игра «Открой окно, которое назову»
Цель: закрепить умение ориентироваться в малом пространстве.
Решение проблемных ситуаций:
Кто кому в семье приходится?
Кто, что делает по дому?
Кто старше, кто моложе и почему?
Обязанности мужчин и женщин в семье?
Что по дому может делать мама (папа), бабушка (дедушка), дочь (сын) и почему?
Кого в семье мы можем назвать пожилыми и молодыми людьми и почему?
Кто в семье главнее мама или папа и почему?
Что такое семья?
Что значит дружба, любовь к близким, родному дому.
Кто бабушка для твоего папы?
Кто дедушка для твоего папы?
Кто дедушка и бабушка для твоего папы?
Вывод:
Младенец - растет, развивается;
Подросток - растет, учится;
Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;
Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;
Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.
Проверочная работа с понятием «Здоровье».
- Ребята, вы знаете, что такое здоровье?
- Что такое здоровье? (Ответы: здоровье – это когда ты чувствуешь себя прекрасно, не болеешь).
В словаре Ожегова дается такое понятие «здоровья».
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Какой мы можем сделать вывод, что же такое здоровье?
(Можно сделать вывод, что самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье).
Задание «Подбери слово к буквам»
Посмотрите на слово «Здоровье»
Вам нужно на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношения к здоровью, здоровому образу жизни.
З – зарядка, здоровая пища, закаливание
Д – досуг, движение
О – обливание, обтирание,
Р – ритмика, радость
О – овощи
В – витамины, велосипед
Ь – бегать, кататься, заниматься
Е – ежедневные прогулки
Задание «Сравнение»
Посмотрите картинки, на которых изображены, здоровый и нездоровый человек. Какие люди вам нравятся? Почему?
- Назовите признаки здорового человека? (веселый, бодрый, красивый, крепкий, ловкий, стройный, подтянутый, румяный)
- Признаки нездорового человека? (грустный, хилый, слабый, бледный, сутулый, полный)
Задание «Страна здоровья»
Представьте, что мы с вами строим Страну, где живет здоровье. Каждый из вас может выбрать из списка только одного жителя: (правило здорового образа жизни)
С помощью словосочетаний объясните, почему у вас такая «Страна здоровья»:
-подвижный образ жизни
-переедание
-правильное питание
-вредная привычка курение
-ночной образ жизни
-отказ от вредных привычек
-активный отдых
-полноценный сон
-еда на ночь
-режим дня
-закаливание
-личная гигиена
-положительные эмоции
-стрессовые ситуации
-правила поведения
-вредная привычка - алкоголь
Подвижные игры:
«Ловля оленей»
Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.
Ход игры: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.
«Охотники и соколы»
Задачи: упражняться в беге.
Ход игры: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.
«Паук и мухи»
Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.
Ход игры: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.
«Мышеловка»
Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.
Ход игры: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:
«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»
Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.
«Бездомный заяц»
Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.
Ход игры: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.
Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.
Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.
«Пустое место»
Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.
Ход игры: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.
«Ноги от земли»
Задачи: учиться соблюдать правила игры.
Ход игры: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.
«Перестрелка»
Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.
Ход игры: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.
Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обеих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.
Образец карточек:
Приложение 5
Оздоровительная гимнастика «Космонавты»
1.«Проверка крепления» - руки на поясе, подняться на носки и опустится на всю стопу.
2.«Перед взлётом» - стоя, подышать спокойно, затем вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронить голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 секунд учимся напрягать и расслаблять мышцы спины). Дети, встав спиной друг к другу, поворачиваются влево, затем вправо до предела и спрашивают: «К полёту готов?», возвращаются в исходное положение, расслабляются (происходит освобождение нервных корешков позвоночника).
3.«Набираем скорость» - ходьба мелким шагом.
4.«Работают радиоантенны» - ходьба с одновременным подниманием рук вверх и согнутой в колене ноги.
5.«Испытание земным притяжением» - ходьба в низком приседе.
6. «Перегрузки» - ходьба с поворотом вокруг себя, «вращение».
7. «Воздушные ямы» - передвижение, чередуя положение низкого приседа и на носки.
8. «В полёте» - выполняется лёжа. Потянуть правую ногу пяткой вперёд, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе. Задержать дыхание и на выдохе произнести: «ИД-Д-А». Потянуть правую ногу пяткой вперёд, правую руку вверх, вдоль туловища на выдохе. Задержать дыхание и на выдохе произнести: «ИД-Д-А».Потянуть обе ноги пятками вперёд и двумя руками вверх, вдоль туловища. Задержать дыхание и на выдохе произнести: «У-У-У».
9.«Проверка космического корабля» - сидя поглаживать животик по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком. С левой стороны пальчиками нажать более глубоко, проверяя «готовность корабля».
10.«Я космонавт!» - выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я сильный, смелый космонавт!».
11.«Заводим корабль» - выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставить пальчики на середину грудины, от вилочковой железы вниз и вращательными движениями по часовой стрелке завести машину со звуком: «Ж-Ж-Ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «Пи».
12.«Инопланетяне» - Лепим уши для Инопланетян, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины). Растираем за ушами пальчиками, чтобы ушки не открылись.
13.«Скафандр» - поза сидя, ноги расставлены на ширине плеч. Проработать активные точки на голове сильным нажатием пальцев (надеваем скафандер). Как «граблями», ведём к середине головы, затем застёгиваем скафандер, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
14.«В невесомости» - лёжа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма).
15.«Мы летим» - Лёжа на спине, крутим ногами, как будто едим на велосипеде (улучшается кровообращение в ногах, восстанавливается работа кишечника).
Игра «Магнитные колебания»
Описание игры: дети повторяют движения ведущего, используются передвижения левым, правым боком, ускорение вперёд и передвижение спиной.
Игра «Космонавты»
Описание игры: на полу, в 4 – 6 местах, обозначаются ракеты. Сбоку у ракет надпись маршрута: ЗЛЗ («Земля – Луна – Земля»), ЗВЗ ( «Земля – Венера – Земля»), ЗМЗ («Земля – Марс – Земля»). В каждой ракете 3 -6 мест. Весь зал – ракетодром. Во всех ракетах мест на 3 – 4 меньше, чем играющих. Играющие, держась за руки, идут по кругу со словами: Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим – на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим – места нет! После слова «нет» все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Опоздавшие становятся в центр круга. Игра повторяется несколько раз. Отмечаются те играющие, кто совершил больше полётов
Приложение 6
Комплекс оздоровительной гимнастики
«Маленький Волшебник»
Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном к прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть, различные пути и возможности.
Система занятий комплексно воздействует на развитие ребёнка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дети, по каким – либо причинам не желающие выполнять упражнения, могут просто наблюдать или выполнять частично.
Дыхание при выполнении упражнений свободное, нос детьми 4 -5 лет можно проводить задержку дыхания в игровых моментах. Дозировка и темп просто зависят от возраста детей, настроения на данный момент, от их состояния здоровья.
Цели проведения этих игровых упражнений:
- соблюдать профилактику простудных заболеваний;
- проводить закаливание детей;
- подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими;
- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;
- прививать необходимые умения проведения точечного массажа.
Увлечённо включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества.
В то же время они получают первые элементы знаний о самомассаже, акупунктуре, о медицинской помощи, которую могут оказать своим товарищам. Это развивает в них чувство доброты, отзывчивости на чужую боль. В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети, рождённые самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные, подчас под давлением взрослых, умиротворённость, внутреннюю свободу, открытость, и восприятие бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества в семью, делая взрослых добрее, мягче, светлее.
ГИМНАСТИКА «Маленький волшебник»
1. «Подтягивание». Выполняется лёжа. Тянем правую ногу пяткой вперёд, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: « ИД- Д-ДА». Это должно вызвать чувство удовлетворения от растяжки мышц (происходит чистка левого энергетического канала). Тянем правую ногу пяткой вперёд, правую руку вверх, вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ПИНГАЛЛА» (происходит прочистка правого энергетического канала).
Тянем обе ноги пяточками вперёд и двумя руками вверх, вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ШУСУМНА» (прочистка центрального энергетического канала).
2. «Массаж живота» (Скульптор замешивает глину)». Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
Цель – улучшить работу кишечника. С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем «готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).
3. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты « по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: « Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).
4. «Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты « по – турецки». Ставим пальчики на середину грудины, от вилочковой железы вниз точек, и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком: «Ж - Ж – Ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась).
5. «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя».
6. «Чебурашка». Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины). Растираем за ушами, « промазываем глину», чтобы ушки не открылись.
7.«Массаж головы». Поза сидя на коврике, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчёсываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведём от висков к затылку.
8. «Лепим красивое лицо». Поза сидя на коврике, ноги «по-турецки». Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подёргиваем нос.
9. Игра «Буратино». Поза сидя на коврике. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных плавных движений шеи. Упражнение даёт терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.
10. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трём по ноготкам другой.
«Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник. Создаётся ощущение лёгкости и радости внутри организма.
Поза сидя на ковре, ноги «по–турецки», в руке небольшая мочалочка. Трём «рукой – мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья; « смываем водой мыло» - ведём одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду».
11. «Массаж ног». Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопы, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперёд пальцы, затем пятку.
Поглаживание, пощипывание, сильное растирание голени и бедра (воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах).
«Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руки.
12. Игра «Покачай малышку» Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это упражнение развивает гибкость суставов ног, даёт чувство радости от гармоничного движения ног.
13. «Качалочка». Лёжа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка). Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма.
14. «Велосипед». Лёжа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж – ж – ж).
Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.
УЛУЧШИМ ОСАНКУ
1.«Улучшим осанку». Встать вплотную к стене, сомкнуть стопы, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса). Сидеть по - турецки 20 – 30 секунд, дыхание произвольное. Поза «Священной коровы» - сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально), из положения сидя на коленях. Чередовать это упражнение сидя и во время ходьбы.
2.«Птица перед полётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 секунд).
Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.
Ребёнок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берётся за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляется. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.
Приложение № 6
Психогимнастика «Я на солнышке лежу»
Игра «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На выдохе произнести «з-з-з». Представляем, что пчёлка села на нос, руку, ногу.
Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.
«Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха (3-5минут).
Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
«Холодно-жарко». Подул холодный северный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать.Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2- 3 раза).
Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
4. Игра «Шарик». Один ребёнок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щёки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул.
Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.
5. Игра «Шалтай-Болтай». Дети в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.
Шалтай- Балтай, Шалтай- Болтай сидел на трубе. Шалтай- Балтай, Шалтай- Балтай свалился во сне. Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.
6. Игра «Зёрнышко». Ребёнок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «ЗЁРНЫШКО» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки – корешки» и 2 ручки «росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнцу.
ЙОГА В ИГРЕ
1. «Поза кошечки». Ребёнок в позе спящей кошечки (лёжа на боку, ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди; руки, согнутые в локтях, скрещены возле груди) лежит и мурлычет. «Котёнок» встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш-ш». Упражнение обучает приёмам саморасслабления.
2. «Кошечка проползает под забором».Ребёнок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует продвижение под забором, ложится животом на пол и поднимается под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках и входит в позу «змеи».
3. «Поза «змеи». «Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево – вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.
4. «Собачка». Исходное положение – упор на руках и ногах, ягодицы подняты кверху. «Собачка» лает, «виляет» хвостиком. Во время виляния «хвостом» ягодицы движутся влево вправо.
Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение.
5. «Лёвушка».И.П. сидя на пятках, язык прижат к нёбу под зубами, «лев ищет добычу» - ребёнок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в И.П., то же в правую сторону.
«Лев нашёл добычу» - ребёнок встаёт на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки), глаза смотрят вверх, лев рычит, днём – о звуком, ночью – беззвучно (на выдохе). Повторить 2 – 4 раза.
Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.
16