Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другое
  3. «Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

«Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются основы духовно-нравственного воспитания. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Другое

Категория

Другое
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Выступление на педсовете на тему:

«Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

«Доброта должна стать таким же

обычным состоянием человека,

как мышление. Она должна

войти в привычку».

В.Г. Сухомлинский

Наверное, не раз приходилось слышать такую фразу, как «По доброте душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая большая опасность современного общества, где материальные ценности преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии. Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие, великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные только человеку, делают нас   счастливее и добрее.

Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются основы духовно-нравственного воспитания. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.

Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

В условиях ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

•уважение к своей нации;

•понимание своих национальных особенностей;

•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

•уважение к представителям других национальностей;

•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

•воспитание уважительного отношения к труду.

Формы работы с детьми: занятия, игры, чтение художественной литературы, музыкально-игровые досуги, развлечения, выставки, театрализованная и проектная деятельность.

Методы и приемы: организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, инсценировки с игрушками, общение и совместная деятельность с воспитателем, наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду, игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками, чтение литературы на тему доброты, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях, сюжетные игры, окружающая действительность в ИЗО деятельности.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад вплохо?  

Понятиехорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

Дети по - своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.

Работая с малышами, воспитывать навыки самообслуживания, для этого читать им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждать сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

Можно создать картотеку «Вежливые сказки», в которых герои - это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.

В ходе занятий и игр можно включать элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создать и вместе решать проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. Можно на мячике нарисовать веселую рожицу и передавать по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

В повседневной жизни группы необходимо использовать добрые стихотворения, четверостишья, такие как «это ты, а это я, ты хороший у меня, мой подарок дорогой, и не нужен мне другой!» Укладывая ребенка спать, проговаривать потешки и прибаутки, их же использовать при просыпании детей, при водных процедурах, перед тем, как сесть за стол, при любой ситуации. Народная мудрость нас всегда учила только добру.

С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению, и когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить, зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир!

В детских садах проводятся народные праздники и развлечения.

Праздник несет в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном личном участии, поэтому само праздничное действие включает в себя компоненты, которые лежат в основе формирования эстетического отношения.

Немаловажную роль в  духовно – нравственном  воспитании и развитии личности играет семья. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

В последнее время в работе с семьёй широко используется педагогами проектный метод.

Примерные темы проектов:

«Будьте добрыми и человечными!», «Наша Родина - Россия!», «Наша дружная семья», «Сказка – ложь, да в ней намек», «Играем вместе, играем дружно», «Мой край родной» и др.

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребѐнка. Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей. Знакомство с особенностями образовательного процесса в средней группе.
0 ₽
Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются основы духовно-нравственного воспитания. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.
0 ₽