Выступление на педсовете на тему:
«Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
«Доброта должна стать таким же
обычным состоянием человека,
как мышление. Она должна
войти в привычку».
В.Г. Сухомлинский
Наверное, не раз приходилось слышать такую фразу, как «По доброте душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая большая опасность современного общества, где материальные ценности преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии. Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие, великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные только человеку, делают нас счастливее и добрее.
Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются основы духовно-нравственного воспитания. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.
Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
В условиях ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
•уважение к своей нации;
•понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
•уважение к представителям других национальностей;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Формы работы с детьми: занятия, игры, чтение художественной литературы, музыкально-игровые досуги, развлечения, выставки, театрализованная и проектная деятельность.
Методы и приемы: организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, инсценировки с игрушками, общение и совместная деятельность с воспитателем, наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду, игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками, чтение литературы на тему доброты, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях, сюжетные игры, окружающая действительность в ИЗО деятельности.
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад вплохо?
Понятиехорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Дети по - своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Работая с малышами, воспитывать навыки самообслуживания, для этого читать им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждать сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.
Можно создать картотеку «Вежливые сказки», в которых герои - это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.
В ходе занятий и игр можно включать элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создать и вместе решать проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. Можно на мячике нарисовать веселую рожицу и передавать по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.
В повседневной жизни группы необходимо использовать добрые стихотворения, четверостишья, такие как «это ты, а это я, ты хороший у меня, мой подарок дорогой, и не нужен мне другой!» Укладывая ребенка спать, проговаривать потешки и прибаутки, их же использовать при просыпании детей, при водных процедурах, перед тем, как сесть за стол, при любой ситуации. Народная мудрость нас всегда учила только добру.
С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению, и когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить, зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир!
В детских садах проводятся народные праздники и развлечения.
Праздник несет в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном личном участии, поэтому само праздничное действие включает в себя компоненты, которые лежат в основе формирования эстетического отношения.
Немаловажную роль в духовно – нравственном воспитании и развитии личности играет семья. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В последнее время в работе с семьёй широко используется педагогами проектный метод.
Примерные темы проектов:
«Будьте добрыми и человечными!», «Наша Родина - Россия!», «Наша дружная семья», «Сказка – ложь, да в ней намек», «Играем вместе, играем дружно», «Мой край родной» и др.
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!